double arrow

Сравнительный анализ романов Д.Дефо «Робинзон Крузо» и Дж.Свифта «Путешествия Гулливера»

(Смотреть анализы в тетради)

Д.Дефо (ок. 1660-1731) - известный английский публицист конца XVII - начала XVIII веков, ревностный проповедник веротерпимости, свободы слова и печати: одно из публицистических выступлений стоило ему даже тюремного заключения и троекратного стояния у позорного столба. Роман «Приключения Робинзона Крузо» - это прежде всего гимн человеку, человеку как представителю рода «Homo Sapiens», который не нуждается ни в каких социальных ограничениях, который, совершенно свободный от всяких внешних оков, не имея над собой ни государства, ни церкви, за 28 лет пребывания на необитаемом острове не только не одичал, но, напротив, сумел наполнить окружающую его природу разумным смыслом, создать вокруг себя человеческие условия жизни и после приручения туземца Пятницы из каннибальского племени и обращения его в христианскую веру создать новый островок человеческой цивилизации. Хотя, конечно, в этом произведении отразились и некоторые иллюзии писателя, касающиеся неограниченных возможностей совершенствования человека.

И опыт, полученный человечеством в более поздние времена, подтолкнул, в частности, современного английского писателя У.Голдинга к полемике с Д.Дефо: в 1954 г. Голдингом в жанре «робинзонады» был написан роман «Повелитель мух», однако в голдинговском мире попавшие на необитаемый остров современные дети из интеллигентных семей за короткое время превращаются в два истребляющих друг друга стада полулюдей-полуживотных. Совершенно иной, чем у Д.Дефо, концепции человека придерживался Джонотан Свифт (1667-1745).

Дж. Свифт - это человек, который жил словно бы двумя жизнями. С одной стороны - священник и богослов, декан собора святого Патрика в ирландском городе Дублине, примыкающий к консервативной партии тори, с другой - талантливый и смелый писатель, публиковавший многие из своих произведений, в том числе и «Приключения Гулливера», анонимно. С одной стороны - «шутник», который, дабы посмеяться над неким астрологом Партриджем, вначале от имени другого астролога печатно предсказал смерть Партриджа 29 марта 1708 г. около и часов вечера от горячки, а 29 марта печатно известил население о смерти Партриджа и об его предсмертном признании в том, что профессия астролога основана на обмане: в результате 29 марта к не думавшему умирать Партриджу почти одновременно явились гробовщик, пономарь, лекарь и обойщик. С другой стороны - человек с очень трагическим мировосприятием, видящий всю неразумность современной ему жизни, ее бессмысленность и хаотичность (кстати, Свифт был человеком очень замкнутым, угрюмым - многие его считали мизантропом). И на своей надгробной плите Свифт завещал выгравировать: «Здесь покоится тело Джонотана Свифта, декана этой кафедральной церкви, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Пройди, путник, и подражай, если можешь, ревностному поборнику могущественной свободы». Итак, в 1726 г. вышла в свет книга Дж. Свифта, полное название которой звучало так«Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей».

Свифт заставляет своего Гулливера посетить на своем пути страну Лилипутию, которая вызывает достаточно прямые ассоциации с современной писателю Англией, страну Бробдингнег, населенную добрыми великанами, ряд других стран, а также страну гуигнгнмов, мудрых лошадей, которые не знают социальных конфликтов, войн, бедности и т.д., ибо строят свою жизнь на воздержании от излишеств, разумно организованном труде и разумном потреблении. Вот только один колоритный эпизод разговора Гулливера в одним из гуигнгнмов: «В своем рассказе я упомянул, что кое-кто из матросов на моем корабле покинули родину, потому что были разорены законом. Это выражение очень удивило моего хозяина. Он не мог понять, каким образом закон может привести кого-нибудь - судя по моим рассказам - к разорению. Ведь весь смысл закона заключается в охране интересов каждого гражданина. Поэтому он просит объяснить ему, что такое этот закон и кто такие его слуги. По его мнению, руководства природы и разума достаточно для разумных существ, какими мы себя считаем». «Робинзон Крузо», «Путешествия Гулливера» Они интересны потому, что и в том и в другом дается некое представление о мире и о человеке, о его способностях, возможностях, поведении, восприятии окружающего мира. Эти концепции полярно противоположны, но обе соотносятся с просветительскими принципами. Дефо – оптимистическая, Свифт – пессимистическая. Ни выбирают жанр приключений, который в 18 веке был тесно связан с открытиями. В непредсказуемых условиях герой Свифта оказывается прежде всего наблюдателем, его позиция скорее вынужденная, а герой Дефо постоянно оказывается в действии, это его принципиальная позиция. Герой Дефо опровергает факты жизни. Поводом для создания этого романа стала судьба матроса Александра Селкера. За плохое поведение его высадили на необитаемом остров, снабдив всем необходимым. За ним вернулись через 4 года, он одичал, разучился говорить и не смог снова стать человеком. Герой этого романа – англичанин, живущий в городе Йорк. Попав на остров, он занимается делом. Нашел жилище, построил плот, вывозит с разбитого судна все, что могло ему пригодиться. Он ведет счет всему. Подходит к случившемуся рационально. В заточении на о. проводит 28 лет, 21 из которых в одиночестве. С самого начала отношения между дикарем и цивилизованным человеком строятся но отношениях господина и раба. Он гуманно обходиться с нм, но Пятница остается недочеловеком. Пребывание Крузо на необитаемом острове наполняется трудами, очень осмысленными. Он проходит путь, какой прошло человечество в своем историческом развитии. Начинает с посуды, плетет корзины, выделяет кожу и мех, разводит коз. Особо выделяет автор момент, когда Робинзон становится наблюдателем и обладателем чуда – проросших колосьев овса и пшеницы. И в течение нескольких лет выращивает свою пшеничную ниву. 3 года ждал куска хлеба. Терпение и выдержка, он умеет из неблагоприятных обстоятельств найти выход. Р. Крузо – человек, которой способен преодолеть любые трудности, обживает мир, внося в него элементы цивилизации. Выстраивает вокруг себя зону общения: ведет дневник, заботится о календаре, обучает говорить попугая. Человек у Дефо остается человеком в любых условиях. Вера во всемогущество человека. Деятельность Крузо прагматична, связана с рациональным подходом к миру. Человек Дефо живет а естественном природном мире и отношения между человеком и природой достаточно гармоничны.

Дефо писал историю самоутверждения человека в природе, в обществе. Всюду он прославлял мужество и стойкость личности.

Дефо уверял, что в «Приключении Робинзона Крузо» каждое слово – правда, тогда, чтобы доказать, что все это ложь, написал «Путешествие Гулливера» Джонатан Свифт.

Книга «Путешествие Гулливера» читалась (и читается по ныне) как сатирический документ и относится он не только к своей эпохе, но и ко всей новейшей истории человечества. Повествование ведется в форме делового и скупого отчета путешественника, что делает ее похожим на повествование «путешествия» Дефо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: