Развитие риторики и публицистики в средние века

. Падение Римской империи в 476 году надолго прервало поступательное развитие журналистики. Объем публицистического творчества резко уменьшился по сравнению с античными временами: во-первых, произошло сокращение грамотной аудитории, во-вторых, светская публицистика почти целиком вытесняется религиозной, христианской. (+ предпоследний пункт в 20 ) В IV веке христианство становится государственной религией. Развитие христианской публицистики идет, как и в I - III веках, по двум важнейшим направлениям: устному и письменному.

К устной публицистике относится проповедь, которую, в свою очередь, можно разделить по охвату аудитории на приходскую (произносимую священником в церкви перед прихожанами-христианами) и миссионерскую (произносимую священником-миссионером в дальних землях перед язычниками с целью обратить их в христианство). По содержанию проповеди делится на четыре вида:

1) омилия, или изъяснительная беседа, которая ставит своей задачей объяснение Священного Писания;

2) слово, которое произносится по случаю церковного праздника или дня памяти какого-либо святого;

3) катехизическое поучение, которое излагает уроки веры, нравоучения и богослужения;

4) публицистическая проповедь, которая отвечает на злободневные вопросы современности. (+ последний пункт в 20)

К письменной христианской публицистике относятся письма, послания, в том числе буллы - послания римских пап.

Отличительная особенность христианской публицистики Средневековья в том, что ее представители, как правило, не практиковались в одном направлении, а сочетали устное и письменное красноречие.

С первых веков складываются два центра христианской публицистики: западный (Рим) и восточный (Византия).

(а дальше деятельность отдельных представителей)

Церковные публицисты христианского Запада и Востока IV века.

Запад.

К виднейшим представителям западной традиции относятся два прославленных отца церкви Ав­релий Августин, в церковной традиции Блаженный Августин (354—430), автор "Исповеди" и трактата "О граде божием", и св. Иероним (ок. 347—420), переводчик Библии на латинский язык, автор канонической Вульгаты. Оба они, как люди чисто римской латинской образованности, были вдохновенными поклонниками мастерства Цицерона, чьи сочинения сыграли огромную роль в судьбе обоих. Августин пришел к религиозно-философским искани­ям под влиянием прочитанного диалога Цицерона "Гортензий", о чем он сам повествует в "Исповеди". Иероним, отрекшись от всего мирского — семьи, имущества, плотских радостей, не мог отказать себе в чтении Цицерона, за что, по его собственному рассказу, грозный Судия упрекал его: "Ты цицеронианец, а не христианин!"

Западную патристику от восточной отличало то, что ей не приходилось в условиях борьбы с инакомыслием отстаивать ис­тинную веру от разнообразных ересей. Западные отцы церкви дела­ли акцент на соотношении дарованной человеку благодати свыше и его воли. Черты риторики Иеронима проглядывают в его письмах, имеющих очень личный доверительный характер. Тонкостью психоло­гизма, исповедальными интонациями отличаются и сочинения Аврелия Августина. Он, автор богословского трактата об утопическом средневековом христианском государстве, почти не известен нам как оратор. Сохранилась только одна его речь на Карфагенском со­боре. Это речь являет собой свидетельство полемического искусства Ав­густина, его умения строить убедительные умозаключения на осно­ве оригинальной образности: "Убивающий и врачующий оба режут тело и оба гонители, но один изгоняет жизнь, а другой гнилость... Конечно, никто не может сделаться добрым поневоле, но боязнь прекращает упорство, и, принуждая изучать истину, приводит к на­хождению ее. Когда наводят ужас в интересах истины, то это по­лезное предупреждение для ошибающихся и заблуждающихся".

Эти рассуждения подали хорошую почву для размышлений верхушке церкви, и в средние века такого рода тезисы "обернулись инквизицией и католической экспансией. Да и сегодня от предложенных Августином методов борьбы с инакомыслием холодок продирает по коже.

(более широкий ответ зависит от того, читал ли кто их работы, можно порассуждать об этом)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: