. Падение Римской империи в 476 году надолго прервало поступательное развитие журналистики. Объем публицистического творчества резко уменьшился по сравнению с античными временами: во-первых, произошло сокращение грамотной аудитории, во-вторых, светская публицистика почти целиком вытесняется религиозной, христианской. (+ предпоследний пункт в 20 ) В IV веке христианство становится государственной религией. Развитие христианской публицистики идет, как и в I - III веках, по двум важнейшим направлениям: устному и письменному.
К устной публицистике относится проповедь, которую, в свою очередь, можно разделить по охвату аудитории на приходскую (произносимую священником в церкви перед прихожанами-христианами) и миссионерскую (произносимую священником-миссионером в дальних землях перед язычниками с целью обратить их в христианство). По содержанию проповеди делится на четыре вида:
1) омилия, или изъяснительная беседа, которая ставит своей задачей объяснение Священного Писания;
|
|
2) слово, которое произносится по случаю церковного праздника или дня памяти какого-либо святого;
3) катехизическое поучение, которое излагает уроки веры, нравоучения и богослужения;
4) публицистическая проповедь, которая отвечает на злободневные вопросы современности. (+ последний пункт в 20)
К письменной христианской публицистике относятся письма, послания, в том числе буллы - послания римских пап.
Отличительная особенность христианской публицистики Средневековья в том, что ее представители, как правило, не практиковались в одном направлении, а сочетали устное и письменное красноречие.
С первых веков складываются два центра христианской публицистики: западный (Рим) и восточный (Византия).
(а дальше деятельность отдельных представителей)
Церковные публицисты христианского Запада и Востока IV века.
Запад.
К виднейшим представителям западной традиции относятся два прославленных отца церкви Аврелий Августин, в церковной традиции Блаженный Августин (354—430), автор "Исповеди" и трактата "О граде божием", и св. Иероним (ок. 347—420), переводчик Библии на латинский язык, автор канонической Вульгаты. Оба они, как люди чисто римской латинской образованности, были вдохновенными поклонниками мастерства Цицерона, чьи сочинения сыграли огромную роль в судьбе обоих. Августин пришел к религиозно-философским исканиям под влиянием прочитанного диалога Цицерона "Гортензий", о чем он сам повествует в "Исповеди". Иероним, отрекшись от всего мирского — семьи, имущества, плотских радостей, не мог отказать себе в чтении Цицерона, за что, по его собственному рассказу, грозный Судия упрекал его: "Ты цицеронианец, а не христианин!"
|
|
Западную патристику от восточной отличало то, что ей не приходилось в условиях борьбы с инакомыслием отстаивать истинную веру от разнообразных ересей. Западные отцы церкви делали акцент на соотношении дарованной человеку благодати свыше и его воли. Черты риторики Иеронима проглядывают в его письмах, имеющих очень личный доверительный характер. Тонкостью психологизма, исповедальными интонациями отличаются и сочинения Аврелия Августина. Он, автор богословского трактата об утопическом средневековом христианском государстве, почти не известен нам как оратор. Сохранилась только одна его речь на Карфагенском соборе. Это речь являет собой свидетельство полемического искусства Августина, его умения строить убедительные умозаключения на основе оригинальной образности: "Убивающий и врачующий оба режут тело и оба гонители, но один изгоняет жизнь, а другой гнилость... Конечно, никто не может сделаться добрым поневоле, но боязнь прекращает упорство, и, принуждая изучать истину, приводит к нахождению ее. Когда наводят ужас в интересах истины, то это полезное предупреждение для ошибающихся и заблуждающихся".
Эти рассуждения подали хорошую почву для размышлений верхушке церкви, и в средние века такого рода тезисы "обернулись инквизицией и католической экспансией. Да и сегодня от предложенных Августином методов борьбы с инакомыслием холодок продирает по коже.
(более широкий ответ зависит от того, читал ли кто их работы, можно порассуждать об этом)