Отцы церкви, восприняв у античности высокие достижения риторики, создали на её основе свою церковную риторику и публицистику гомилетику, искусство церковной проповеди, обращений к Богу, верующим и свежеобращённым христианам. Используя язык Нового завета и его образы, повествования и притчи, они имели огромное влияние на верующих, но фактически не выходили за пределы священного писания. Не имели на это права и схоласты средневековые философы-богословы. Схоласты, несмотря на некоторые неважные в данный момент отрицательные черты своего учения сумели довести до совершенства искусство аргументации в рамках теологии, которое затем было востребовано в других науках.
На основе схоластики и гомилетики развивалось в дальнейшем европейское искусство красноречия, ещё долго сохранявшее проповедь в качестве главного средства убеждения. На заре Возрождения реформаторы и вожди крестьянских восстаний вкладывали в форму проповеди уже светское, политическое содержание и направляли свои речи на борьбу с католицизмом и феодализмом. Среди этих трибунов революции можно назвать таких лоботрясов, как Джироламо Савонарола, Гильом Каль, Мартин Лютер, Уильям Окам, Ян Жижка и другие.
Христианская публицистика, выраженная прежде всего в устной, а затем в письменной форме, является важной и наименее изученной частью античного публицистического наследия. В курсе мировой журналистики христианская проповедь рассматривается не в религиозном, а в публицистическом аспекте - как форма ораторского искусства. Точкой отсчета этой темы является начало длившегося три с лишним года общественного служения Иисуса Христа 30 год. Особенность изучения ораторского мастерства Христа заключается прежде всего в том, что, в отличие от всех остальных изучаемых ораторов, Христос не написал собственноручно ни одной строчки. Его речи записаны ближайшими учениками и собраны в четырех Евангелиях: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
|
Главная цель проповеди Христа состояла в том, чтобы научить людей истинным и нелицемерным понятиям о Боге,
|
воспитать любовь к ближнему, не только просветить ум, но и очистить сердце. В общем виде Христос излагает Свое учение в Нагорной проповеди (5-6 главы Евангелия от Матфея), где, помимо трансформации ветхозаветных законов, предлагается идеальная модель поведения человека. В дальнейшем Христос развивает и конкретизирует высказанные здесь принципы. Его проповеди носят исключительно практический характер. Своим ученикам Иисус нередко говорит методические, долгие проповеди (например, прощальная речь в 14-16 главах Евангелия от Иоанна), в беседах с простыми людьми предпочитает краткие задушевные речи (например, Евангелие от Матфея, 19, 16-21; от Луки, 7, 40-50).
|
Для лучшего и образного понимания Своих речей Христос использует притчи, которые отличаются простотой и наглядностью. Притчи были близки слушателям, поскольку имели местный характер, сообразный как с историей и обычаями иудейского народа, перед которым проповедовал Христос, так и с профессиональной деятельностью людей: земледелием, рыболовством, скотоводством, виноделием и т.д.
|
Речь Христа исключительно проста и доступна. Он никогда не стремился к внешней красоте речи, не использовал вспомогательные ораторские приемы, но говорил легко, непринужденно и даже безыскусно, несмотря на использование образных выражений и метафор. Многие свои проповеди Христос дополнял различными чудесами: исцелением больных, воскрешением умерших. Эти чудеса служили прежде всего доказательством одной из главных тем проповедей Иисуса - того, что с верой можно получить от Бога все просимое.
|
После окончания земного служения Христа (33 год) христианская публицистика приобретает не только устный характер (проповедь), но и письменный (послания). В Новом Завете мы видим развитие христианской публицистики в Деяниях святых апостолов, написанных евангелистом Лукой, и в Посланиях апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды (тезки предателя), Павла.
|
Особую важность представляет публицистика апостола Павла. В Деяниях приводятся его важнейшие речи, среди которых -речь в афинском ареопаге (17, 22-31) и речь перед царем Агриппой (26, 2-29). В Афинах Павел выступает перед образованными и любознательными язычниками. Как в свое время и Христос, апостол разговаривает с собеседниками, учитывая их интеллектуальный, социальный и религиозный уровень. Умело используя принцип "быть для всех всем", Павел ставит в начале своей речи афинянам в заслугу их благочестие, цитирует известного тогда в Афинах стихотворца Арата ("мы Его и род"). Апостола слушали пока он изъяснял общие истины, но как только заговорил о важнейших принципах учения Христа, над ним стали смеяться и даже не дали договорить. И лишь несколько человек уверовали по слову Павла во Христа. Для античного оратора такой результат речи был бы, безусловно, полнейшим провалом, но для христианского проповедника важно не количество проголосовавших за него, а каждая обращенная ко Христу душа.
|
Послания апостола Павла делятся на миссионерские (обращенные к жителям определенных городов или регионов, - Римлянам, Коринфянам, Эфесянам, Галатам и т.д.) и пастырские (обращенные к ученикам - Титу, Тимофею). Из миссионерских наиболее характерно Первое послание Коринфянам. Основная тема этого послания, как и многих других, - единство Церкви. Особый интерес представляют наставления Павла коринфским христианам, нисколько не утратившие актуальности и спустя две тысячи лет: например, о свободе как основе нравственной жизни и умении ограничивать эту свободу (6, 12-14), телесной чистоте (главы 5-7), о браке (глава 7).
|
Вопросам семьи, взаимоотношения мужа и жены, родителей и детей апостол Павел уделяет немало внимания и в других Посланиях (например, Эфесянам, 5, 22-28;6, 1-4; Ко-лоссянам, 3, 18-21; 1-е Тимофею, 2, 11-14). Главный принцип, на котором должна строиться христианская семья, по мнению апостола Павла, - взаимная ответственность ее членов и
|
любовь, причем не только плотская, но духовная. 13-я глава Первого послания Коринфянам - гимн любви, которая "никогда не перестает".
|
Падение Римской империи в 476 году надолго прервало поступательное развитие журналистики. Объем публицистического творчества резко уменьшился по сравнению с античными временами: во-первых, произошло сокращение грамотной аудитории, во-вторых, светская публицистика почти целиком вытесняется религиозной, христианской. В IV веке христианство становится государственной религией. Развитие христианской публицистики идет, как и в I-III веках, по двум важнейшим направлениям: устному и письменному.
|
К устной публицистике относится проповедь, которую, в свою очередь, можно разделить по охвату аудитории на приходскую (произносимую священником в церкви перед прихожанами-христианами) и миссионерскую (произносимую священником миссионером в дальних землях перед язычниками с целью обратить их в христианство). По содержанию проповеди делятся на четыре вида: 1) омилия, или изъяснительная беседа, которая ставит своей задачей объяснение Священного Писания; 2) слово, которое произносится по случаю церковного праздника или дня памяти какого-либо святого; 3) катехизическое поучение, которое излагает уроки веры, нравоучения и богослужения; 4) публицистическая проповедь, которая отвечает на злободневные вопросы современности.
|
К письменной христианской публицистике относятся письма, послания, в том числе буллы - послания римских пап.
|
Отличительная особенность христианской публицистики Средневековья в том, что ее представители, как правило, не практиковались в одном направлении, а сочетали устное и письменное красноречие.
|
С первых веков складываются два центра христианской публицистики: западный (Рим) и восточный (Византия). К виднейшим представителям западной традиции относятся Иероним Стридонский (340-420), Амвросий Медиоланский (340-397) и Аврелий Августин (354-430).
|
Восточную традицию христианской публицистики представляют в первую очередь Григорий Богослов (326-389), Василий Великий (329-379) и Иоанн Златоуст (344-407).
|
Иоанн Златоуст получил блестящее языческое образование, в том числе у Ливания, и в двадцать лет стал адвокатом, но вскоре принял решение посвятить себя Богу. В Антиохии он проповедовал каждый день в течение двенадцати лет и за силу проповеди был прозван Златоустом. Иоанн Златоуст во все времена считался и считается до сих пор совершеннейшим образцом для всех проповедников. До нас дошло более восьмисот его проповедей, в которых объясняется почти весь Новый Завет и многое из Ветхого Завета.
|
По содержанию проповеди Златоуста носят нравственно-практический характер. Они имеют целью исправление грешника и утверждение его в добродетели. Началом и концом добродетели проповедник считает любовь к Богу и ближнему. Проповеди Иоанна Златоуста очень просты, живы и убедительны. Большей частью они произносились экспромтом. Самые известные из его слов и творений - "Шесть слов о священстве", "Слово огласительное на Святую Пасху", которое до сих пор читается священником в каждой церкви на пасхальной утрени.
|
Иоанн Златоуст оставил около двухсот пятидесяти писем, которые были написаны им различным адресатам во время изгнания. Среди них самые известные "Письма к Олимпиаде" - цикл из семнадцати писем к своей духовной дочери диакониссе Олимпиаде. Кроме того, Златоуст составил "Чин Литургии" важнейшей церковной службы, по которому служат все православные церкви, некоторые молитвы.
|
Из церковных публицистов последующих столетий наиболее известны братья-монахи Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) Солунские. В 863 году они были приглашены из Византии князем Ростиславом в Моравию, где перевели с греческого языка основные богослужебные книги и на основе греческо-византийского письма создали славянскую азбуку, получившую по имени одного из братьев название кириллица.
|
Кириллица делилась на две части: правизну (буквы от аз до ферт) и левизну (буквы от хер до ижица). Сама последовательность букв не случайна, но представляет собою короткое, но очень информативное послание. В правизне дается образец поведения благочестивого человека, в левизне перечисляются недостатки, которые необходимо избегать. Таким образом азбука Кирилла и Мефодия являлась нравственным императивом добра и зла, служила посланием потомкам на много веков вперед, поскольку, обучаясь грамоте по кириллице, человек автоматически заучивал ее морально-этические установки - призыв и запрет, которые, войдя в сознание, становились нормами поведения и жизни.
1450 – Гуттенберг изобрел печатную машинку, 1455 – первая книга Библия.
|