Новый Завет и развитие европейской публицистики

Новый завет, состоящий из четырёх Евангелий благовествований от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также посланий апостолов ( Павел, Петр) верующим и Апокалипсиса (откровения Иоанна Богослова) в целом посвящён описанию жизни, чудес, смерти и воскрешения Иисуса Христа. Написанный в I-II веках н.э. Новый завет производил огромное впечатление на первохристиан.

Отцы церкви, восприняв у античности высокие достижения риторики, создали на её основе свою церковную риторику и публицистику гомилетику, искусство церковной проповеди, обращений к Богу, верующим и свежеобращённым христианам. Используя язык Нового завета и его образы, повествования и притчи, они имели огромное влияние на верующих, но фактически не выходили за пределы священного писания. Не имели на это права и схоласты средневековые философы-богословы. Схоласты, несмотря на некоторые неважные в данный момент отрицательные черты своего учения сумели довести до совершенства искусство аргументации в рамках теологии, которое затем было востребовано в других науках.

На основе схоластики и гомилетики развивалось в дальнейшем европейское искусство красноречия, ещё долго сохранявшее проповедь в качестве главного средства убеждения. На заре Возрождения реформаторы и вожди крестьянских восстаний вкладывали в форму проповеди уже светское, политическое содержание и направляли свои речи на борьбу с католицизмом и феодализмом. Среди этих трибунов революции можно назвать таких лоботрясов, как Джироламо Савонарола, Гильом Каль, Мартин Лютер, Уильям Окам, Ян Жижка и другие.

Христианская публицистика, выраженная прежде все­го в устной, а затем в письменной форме, является важной и наименее изученной частью античного публицистического наследия. В курсе мировой журналистики христианская проповедь рассматривается не в религиозном, а в публици­стическом аспекте - как форма ораторского искусства. Точ­кой отсчета этой темы является начало длившегося три с лишним года общественного служения Иисуса Христа 30 год. Особенность изучения ораторского мастерства Хри­ста заключается прежде всего в том, что, в отличие от всех остальных изучаемых ораторов, Христос не написал собст­венноручно ни одной строчки. Его речи записаны ближай­шими учениками и собраны в четырех Евангелиях: от Мат­фея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Главная цель проповеди Христа состояла в том, чтобы научить людей истинным и нелицемерным понятиям о Боге,
воспитать любовь к ближнему, не только просветить ум, но и очистить сердце. В общем виде Христос излагает Свое уче­ние в Нагорной проповеди (5-6 главы Евангелия от Матфея), где, помимо трансформации ветхозаветных законов, предлагается идеальная модель поведения человека. В дальнейшем Христос развивает и конкретизирует высказанные здесь принципы. Его проповеди носят исключительно практиче­ский характер. Своим ученикам Иисус нередко говорит методические, долгие проповеди (например, прощальная речь в 14-16 главах Евангелия от Иоанна), в беседах с простыми людьми предпочитает краткие задушевные речи (например, Евангелие от Матфея, 19, 16-21; от Луки, 7, 40-50).
Для лучшего и образного понимания Своих речей Христос использует притчи, которые отличаются простотой и наглядностью. Притчи были близки слушателям, посколь­ку имели местный характер, сообразный как с историей и обычаями иудейского народа, перед которым проповедовал Христос, так и с профессиональной деятельностью людей: земледелием, рыболовством, скотоводством, виноделием и т.д.
Речь Христа исключительно проста и доступна. Он никогда не стремился к внешней красоте речи, не использо­вал вспомогательные ораторские приемы, но говорил легко, непринужденно и даже безыскусно, несмотря на использова­ние образных выражений и метафор. Многие свои пропове­ди Христос дополнял различными чудесами: исцелением больных, воскрешением умерших. Эти чудеса служили пре­жде всего доказательством одной из главных тем проповедей Иисуса - того, что с верой можно получить от Бога все про­симое.
После окончания земного служения Христа (33 год) христианская публицистика приобретает не только устный характер (проповедь), но и письменный (послания). В Новом Завете мы видим развитие христианской публицистики в Деяниях святых апостолов, написанных евангелистом Лукой, и в Посланиях апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды (тез­ки предателя), Павла.
Особую важность представляет публицистика апо­стола Павла. В Деяниях приводятся его важнейшие речи, среди которых -речь в афинском ареопаге (17, 22-31) и речь перед царем Агриппой (26, 2-29). В Афинах Павел выступает перед образованными и любознательными язычниками. Как в свое время и Христос, апостол разговаривает с собеседни­ками, учитывая их интеллектуальный, социальный и рели­гиозный уровень. Умело используя принцип "быть для всех всем", Павел ставит в начале своей речи афинянам в заслугу их благочестие, цитирует известного тогда в Афинах стихо­творца Арата ("мы Его и род"). Апостола слушали пока он изъяснял общие истины, но как только заговорил о важней­ших принципах учения Христа, над ним стали смеяться и да­же не дали договорить. И лишь несколько человек уверовали по слову Павла во Христа. Для античного оратора такой результат речи был бы, безусловно, полнейшим провалом, но для христианского проповедника важно не количество проголосовавших за него, а каждая обращенная ко Христу душа.
Послания апостола Павла делятся на миссионерские (обращенные к жителям определенных городов или регио­нов, - Римлянам, Коринфянам, Эфесянам, Галатам и т.д.) и пастырские (обращенные к ученикам - Титу, Тимофею). Из миссионерских наиболее характерно Первое послание Корин­фянам. Основная тема этого послания, как и многих дру­гих, - единство Церкви. Особый интерес представляют на­ставления Павла коринфским христианам, нисколько не ут­ратившие актуальности и спустя две тысячи лет: например, о свободе как основе нравственной жизни и умении ограничивать эту свободу (6, 12-14), телесной чистоте (главы 5-7), о браке (глава 7).
Вопросам семьи, взаимоотношения мужа и жены, ро­дителей и детей апостол Павел уделяет немало внимания и в других Посланиях (например, Эфесянам, 5, 22-28;6, 1-4; Ко-лоссянам, 3, 18-21; 1-е Тимофею, 2, 11-14). Главный принцип, на котором должна строиться христианская семья, по мне­нию апостола Павла, - взаимная ответственность ее членов и
любовь, причем не только плотская, но духовная. 13-я глава Первого послания Коринфянам - гимн любви, которая "нико­гда не перестает".
Падение Римской империи в 476 году надолго пре­рвало поступательное развитие журналистики. Объем пуб­лицистического творчества резко уменьшился по сравнению с античными временами: во-первых, произошло сокращение грамотной аудитории, во-вторых, светская публицистика почти целиком вытесняется религиозной, христианской. В IV веке христианство становится государственной религией. Развитие христианской публицистики идет, как и в I-III ве­ках, по двум важнейшим направлениям: устному и пись­менному.
К устной публицистике относится проповедь, кото­рую, в свою очередь, можно разделить по охвату аудитории на приходскую (произносимую священником в церкви перед прихожанами-христианами) и миссионерскую (произноси­мую священником миссионером в дальних землях перед язычниками с целью обратить их в христианство). По со­держанию проповеди делятся на четыре вида: 1) омилия, или изъяснительная беседа, которая ставит своей задачей объяс­нение Священного Писания; 2) слово, которое произносится по случаю церковного праздника или дня памяти какого-либо святого; 3) катехизическое поучение, которое излагает уроки веры, нравоучения и богослужения; 4) публицистиче­ская проповедь, которая отвечает на злободневные вопросы современности.
К письменной христианской публицистике относятся письма, послания, в том числе буллы - послания римских пап.
Отличительная особенность христианской публици­стики Средневековья в том, что ее представители, как прави­ло, не практиковались в одном направлении, а сочетали устное и письменное красноречие.
С первых веков складываются два центра христиан­ской публицистики: западный (Рим) и восточный (Византия). К виднейшим представителям западной традиции относятся Иероним Стридонский (340-420), Амвросий Медиоланский (340-397) и Аврелий Августин (354-430).
Восточную традицию христианской публицистики представляют в первую очередь Григорий Богослов (326-389), Василий Великий (329-379) и Иоанн Златоуст (344-407).
Иоанн Златоуст получил блестящее языческое обра­зование, в том числе у Ливания, и в двадцать лет стал адво­катом, но вскоре принял решение посвятить себя Богу. В Антиохии он проповедовал каждый день в течение двенадцати лет и за силу проповеди был прозван Златоустом. Иоанн Златоуст во все времена считался и считается до сих пор со­вершеннейшим образцом для всех проповедников. До нас дошло более восьмисот его проповедей, в которых объясня­ется почти весь Новый Завет и многое из Ветхого Завета.
По содержанию проповеди Златоуста носят нравст­венно-практический характер. Они имеют целью исправле­ние грешника и утверждение его в добродетели. Началом и концом добродетели проповедник считает любовь к Богу и ближнему. Проповеди Иоанна Златоуста очень просты, жи­вы и убедительны. Большей частью они произносились экс­промтом. Самые известные из его слов и творений - "Шесть слов о священстве", "Слово огласительное на Святую Пасху", которое до сих пор читается священником в каждой церкви на пасхальной утрени.
Иоанн Златоуст оставил около двухсот пятидесяти писем, которые были написаны им различным адресатам во время изгнания. Среди них самые известные "Письма к Олимпиаде" - цикл из семнадцати писем к своей духовной дочери диакониссе Олимпиаде. Кроме того, Златоуст соста­вил "Чин Литургии" важнейшей церковной службы, по которому служат все православные церкви, некоторые мо­литвы.
Из церковных публицистов последующих столетий наиболее известны братья-монахи Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) Солунские. В 863 году они были приглашены из Византии князем Ростиславом в Моравию, где перевели с греческого языка основные богослужебные книги и на осно­ве греческо-византийского письма создали славянскую азбу­ку, получившую по имени одного из братьев название кирил­лица.
Кириллица делилась на две части: правизну (буквы от аз до ферт) и левизну (буквы от хер до ижица). Сама после­довательность букв не случайна, но представляет собою ко­роткое, но очень информативное послание. В правизне дает­ся образец поведения благочестивого человека, в левизне перечисляются недостатки, которые необходимо избегать. Таким образом азбука Кирилла и Мефодия являлась нравст­венным императивом добра и зла, служила посланием по­томкам на много веков вперед, поскольку, обучаясь грамоте по кириллице, человек автоматически заучивал ее морально-этические установки - призыв и запрет, которые, войдя в соз­нание, становились нормами поведения и жизни. 1450 – Гуттенберг изобрел печатную машинку, 1455 – первая книга Библия.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: