Структура отношений личности (Л.В.Куликов, 1997)

Подструктура отношений Отношение к живой и неживой природе Отношения к миру людей Отношения к себе
Объекты отношений Живая и неживая природа – мир предметов (МП) Общество в целом, группы, отдельные значимые люди – мир людей (МЛ) «Я» - реальное, «Я» - желаемое
Основные составляющие Желаемые отношения с МП Реальные отношения с МП Желаемые отношения с МЛ Реальные отношения с МЛ Отношения к «Я» -желаемому Отношения к «Я» - реальному
Процессы отношений Познание МП Оценивание отношений с МП Регулирование отношений с МП Осознание отношений с МП Познание МЛ Оценивание отношений с МЛ Регулирование отношений с МЛ Осознание отношений с МЛ Познание себя Самооценка Саморегуляция Осознание себя
Компоненты отношений  
Познавательный Представления о МП Представления о МЛ Представления о себе
эмоциональный Принятие объектов МП Принятие субъектов МЛ Принятие себя
поведенческий Установки, активность, направленная на МП (предметная экстраактивность) Установки, активность, направленная на МЛ (социальная экстраактивность) Установки на себя, активность, направленная на себя, (интроактивность)

Это подструктуры, которые тесно связаны и пересекаются. В воспринимаемом «Я» непременно представлено и желаемое «Я», без определенного совпадения этих образований вряд ли возможен достаточно высокий уровень самооценки. В желаемом «Я» есть компоненты воспринимаемого (существующего уже сейчас).

Итак, психологическое отношение представляет собой сложное и многофункциональное образование, составляющими которого выступают «Я»-желаемое и воспринимаемое субъектов отношения, эмоционально-чувственные (состояния, настроения) и установочно-волевые характеристики личности, субъективная позиция человека, его жизненный опыт, а также его поведенческие характеристики (активность предметная, социальная и интроактивная).

В отношениях заключено диалектическое единство внешней и внутренней обусловленности формирования и развития личности. Категория «психические отношения» вынуждает объединять внешнее с внутренним и исключает одно­сторонний интроспекционизм. Это позволяет преодолеть противопоставление биологической и социальной де­терминаций психики человека, показать и понять их единство, но не тождество, определять его психику не только как функцию мозга, деятельности и общения, но и как особый духовный мир.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: