double arrow

Соотношение понятий «отношение», «установка» и «аттитюд»


Б.Ф. Ломов читал, что понятие «субъективное отношение» близко по содержанию с такими понятиями, как «установка» и «аттитюд». Однако необходимо отделить понятие «психологические отношения» от понятий «установка» и «стереотип».

Установка – готовность к действию. Первичная установка предваряет и определяет развертывание любых форм психической активности (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия).

Аттитюд – «предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения» (Большой психологический словарь, 2004, с.45).

«Сознательное отношение, вырастая из прошлого, ориентируется на перспективы будущего. Поэтому ни со стереотипом, ни с установкой его отождествлять нельзя» (В.Н. Мясищев). И в самом деле, стереотип и установка могут срабатывать на уровне автоматизма, а сознательные отношения - предшествовать формированию конкретных стереотипов и устано­вок. В этом смысле стереотипы и установки можно рассматривать как функци­ональный момент человеческих отношений.

И тем не менее, есть немало общего у этих двух фундаментальных понятий – отношение и аттитюд. Понятие «аттитюд» было введено в психологию У. Томасом и Ф. Знанецким, которые определили его как психологическое переживание зна­чения, смысла, ценности социального объекта. Термины «социальная установка» и «аттитюд» в отечественной психологии утвердились во многом благодаря работам В.А. Ядова, для которого теория отношений стала основой его диспозиционной концепции личности.




Аттитюды формируются в ходе личного опыта человека. Процессы мотивации имеют гораздо меньшую роль в их возникновении, чем при формировании психологических отношений. Социальные установки, в отличие от психологических отношений, формируются применительно только к социально значимым объектам.

Если в психологических отношениях ведущим являются эмоционально-чувственный и установочно-волевой компоненты и значение эмоциональных переживаний при анализе содержательной стороны отношения, то в структуре аттитюда более весома роль ког­нитивного и поведенческого компонентов. Несмотря на то, что эмоциональный компонент важен для изменения всей установки, он далеко не всегда реализуется в конкретной социальной деятельности. Знание же об объекте, программа и план поведения всегда присутствуют в структуре установки.

Социальные установки нередко заимствуются и некритически усваиваются под влиянием других людей, массовой культуры, средств информации, тогда как психологическое отношение формируется как значимое, лично пережитое, глубоко эмоциональное явление, возникающее из индивидуальных состояний человека.

Аттитюд является видовой формой избирательного отношения, организующей селекцию при восприятии и интерпретации информации социального происхож­дения. Социальные установки выполняют важную функцию координации позна­вательной деятельности человека и повышения активности всех психических процессов. Будучи устойчивыми, структурированными компонентами сознания человека, они, наряду с интересами, потребностями и мотивами, становятся по­будительной силой, направляющей и организующей многие виды социальной активности человека.

Под влиянием социальных установок психологические отношения в процессах взаимодействия людей превращаются в социально-психологические, одним из видов которых являются межличностные отношения.







Сейчас читают про: