Межличностные отношения: определение понятий

Объективное психологическое исследование требует изучения отношений человека с окружающей действительностью (предметной, природной, социальной).

Н.А. Бердяев писал, что бытие человека в мире раскрывается «субъективно», а не «объективно». Отношения «я» к миру двоякое. С одной стороны, это переживание одиночества, чуждости миру, переживание своего прихода в этот мир из совсем иного мира. С другой стороны, «я» раскрывает свою историю мира, как свой собственный глубинный слой. Все со «мной» происходит, все есть «моя судьба» [18].

Таким образом, в отношениях происходит рост и развитие человека, его внутреннего мира, его истории и судьбы. Психологические отношения в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания.

Категория «отношение» является одной из основных в психологической науке, наряду с такими, как «отражение», «деятельность», «общение». Она выполняет гносеологическую функцию при разработке проблем характера, мотивов, установок, ценностных ориентаций, диспозиций личности, социально-психологического климата и многих других, связанных с проявлением субъектных свойств человека.

Разработка категории «отношение» в отечественной психологии связана прежде всего с именем В.Н. Мясищева. Через эту категорию он проясняет природу субъективного в человеке, раскрывает социально-психологическое содержание связей личности с ее средой, прослеживает взаимодействие мотивационных ком­понентов психики в их внутреннем единстве, объясняет происхождение характера и социопатий.

Важность этого понятия для психологии заключается в том, что:

во-первых, категория психических отношений вынуждает объединить внешнее с внутренним;

во-вторых, исследование отношений целостно-личностное, потому что относится к человеку в целом как личности;

в-третьих, в системе отношений человека к действительности с исключительной убедительностью выступает доминирующая и определяющая роль отношений к людям;

в-четвертых, в главном – применительно к людям, выступает двусторонний взаимный характер этих отношений [85].

Использование идей концепции отношений дает прочный фундамент для изучения содержательной стороны психической активности и содержательного наполнения внутреннего мира личности [73].

Таким образом, в отношениях заключено диалектическое единство внешней и внутренней обусловленности формирования и развития личности. Категория «психические отношения» вынуждает объединять внешнее с внутренним и исключает одно­сторонний интроспекционизм. Это позволяет преодолеть противопоставление биологической и социальной де­терминаций психики человека, показать и понять их единство, но не тождество, определять его психику не только как функцию мозга, деятельности и общения, но и как особый духовный мир.

Понятие «межличностные отношения» призвано внести новый смысл и дополнительные оттенки в описание и объяснение процесса непосредственного взаимодействия между людьми. Межличностные отношения предполагают взаимодействие между людьми. Р. Бейлс выделяет следующие виды взаимодействий, которые разносятся по четырем рубрикам:

1) область позитивных эмоций: солидарность, согласие, снятие напряжения;

2) область решения проблем: предложение, указание, мнение, ориентация других;

3) область постановки проблем: просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании;

4) область негативных эмоций: несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма.

Выделенные автором типы взаимодействия будут отражать характер, особенности межличностных отношений.

При анализе того, что представляют собой собственно межличностные отношения, встает ряд вопросов – место этих отношений в системе общественных отношений, а также вопрос о том, какова природа межличностных отношений.

Межличностные отношения изучаются в одном ряду с общественными отношениями, в основании их или на самом верхнем уровне. Межличностные отношения также рассматриваются как отражение в сознании общественных отношений.

Г.М. Андреева (2002) отмечает, что «природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений…» [7, с.72]. Таким образом, межличностные отношения опосредуют воздействие на личность более широкого социального целого. В конечном счете межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями: идеологическими, политическими, социальными, экономическими.

Автор отмечает что «в действительности содержанием межличностных отношений в конечном счете является тот или иной вид общественных отношений, т.е. определенная социальная деятельность, но содержание и тем более их сущность остаются в большей мере скрытыми. Несмотря на то, что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили в межличностные отношения» [7, с.72-73].

На наш взгляд, корректнее говорить не об общественных отношениях, а о социальных. Далее считаем, что содержание межличностных отношений не всегда представляет собой некую социальную деятельность. Корректнее было бы говорить о том, что специфика той или иной жизненной сферы, значимость ее накладывает отпечаток на межличностные отношения, но не определяет их характер в полной мере.

Факт того, что природа межличностных отношений лежит в сфере эмоций и чувств субъектов отношений, не вызывает сомнений. «Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу» [7, с.74].

Т. Шибутани (1999) представляет межличностные отношения как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизируются у индивидов, находящихся в длительном контакте. Характер этих взаимоотношений в каждом случае будет зависеть от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов. Кроме того, шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать [155, с.274]. Таким образом, межличностные отношения, в отличии от других типов отношений, предполагают определенные ограничения и ответственность за себя и за человека, с которым вступают в отношения.

А.В. Петровский разрабатывал «теорию деятельностного опосредования межличностных отношений». В этой теории принцип деятельности образует центральное звено общепсихологического понимания человека. В основе лежит представление о том, что в любой реально развитой (не диффузной) группе межличностные отношения опосредуются содержанием, целями и задачами социально значимой деятельности этой группы. Группа, осуществляя свою цель, изменяет себя, свою структуру и внутренние отношения. Характер и направление этих преобразований зависят от степени опосредования их содержанием деятельности и социальной ценности самой совместной деятельности [103].

Безусловно, психологическая теория деятельности внесла значительный вклад в развитие психологической мысли, особенно в нашей стране. Однако считаем, что не все формы человеческого бытия поддаются объяснению с позиции деятельностного подхода. В частности, в нем не учитывается эмоционально-чувственный компонент (состояния и настроения) человека, который, как было показано выше, доминирует в психологических, в том числе и межличностных, отношениях.

В отношениях между людьми проявляются, обозначаются и взаимодействуют свойства их психических реальностей, что создает пространство межличностных отношений [1]. «Межличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей» [66, с.194].

В отношении человека к человеку следует различать объективные и субъективные аспекты, аспекты осознания и переживания личностью тех объективных отношений, в которых она находится с другими [59].

Термин «межличностные» указывает не только на то, что объектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений. Тем самым межличностные отношения отличаются от таких видов, как самоотношение, отношение к предметам, межгрупповые отношения.

В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша (2001) рассматривали межличностные отношения в контексте межличностной коммуникации. При этом они обращали внимание на следующие моменты.

1. Анализ межличностных отношений это обращение не к случайным кратковременным ситуативным контактам между людьми, а к относительно устойчивым длительным взаимоотношениям (для их анализа в общем даже неважно, соприсутствуют ли партнеры в данной ситуации).

2. Долгосрочный характер личных взаимоотношенийпредполагает рассмотрение фактора времени в качестве их базовой характеристики. Динамика отношений, их переход от одной стадии к другой, сопровождающийся драматическими изменениями чувств и эмоций, неопределенностью, переговорами и т.п., - это принципиальные вопросы теории межличностных отношений.

3. Единицей анализа межличностных отношенийвыступает чувство как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому. Рассмотреть содержание эмоций и чувств становится возможным именно в рамках изучения межличностных отношений.

4. Ядро отношений составляют сознательные усилия партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или, напротив, скрыть их; чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга. Чувства и сопровождающие их действия задают матрицу отношений, в соответствии с которой строится общение. Тем самым межличностные отношения, рассмотренные как система определенных шаблонов поведения, структурируют общение, обеспечивают его преемственность между данными партнерами.

Таким образом, межличностныеотношенияможно определить как «взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте» [66, с.195].

Г.С.Абрамова определяет межличностные отношения как пространственно-временное образование, которое простирается как в прошлое истории человечества, так и обращено к его далекому и реальному будущему времени. Содержанием межличностных отношений выступает ожидание людьми друг от друга взаимно известных форм активности [1].

«Межличностные отношения – это реализация известных, знакомых, узнаваемых, понятных, ожидаемых форм активности. В них как бы минимален риск неизвестности, они вводят в индивидуальное и коллективное сознание людей такое содержание, как долженствование, как большую вероятность присутствия будущего в настоящем, как осуществление будущего, его потенциальную реальность, как воплощение надежды» [1, с.233].

Е.В. Андриенко (2000) определяет межличностные отношения как внутригрупповые, имеющие формальную и неформальную структуру, которые определяются:

а) социальным статусом человека;

б) его позицией в системе формальных отношений;

в) чувствами, которые испытывают люди друг к другу в процессе совместной деятельности.

Безусловно, отмеченные Е.В.Андриенко детерминанты имеют место и их нужно учитывать в процессе анализа межличностных отношений. Но встает вопрос – а все ли социальные (общественные) отношения будут межличностными, обязательно ли они предполагают совместную деятельность? Если все это так, то какова же специфика именно межличностных отношений (выделено мной – С.Д.).

В психологической литературе можно найти такое понятие, как «близкие отношения», которое по своему смысловому содержанию приближается к межличностным отношениям. Так, John Welwood (1990) отмечал, что в «близких отношениях» доминируют внутренние личностные факторы, основную роль играют чувства и близость. Такие отношения пробуждают глубинные возможности человека, направляют его на путь личностного и духовного развития. Главными чертами таких отношений выступают: осознанность, открытость, отказ от социальных и ролевых стереотипов, традиций, защит. Это предполагает большую личностную работу по созданию отношений, которые не даются в готовом виде, а формируются самим человеком [174].

В книге Я.Л. Коломинского «Психология взаимоотношений в малых группах» можно встретить такой вид отношений, как «взаимоотношения». Под ними автор понимает «специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного личностного отношения» [59, с.33]. Можно утверждать, что термин «взаимоотношения» является синонимом межличностных отношений, т.к. проблематично и даже невозможно представить межличностные отношения без взаимоотношений между людьми. Этому мы находим подтверждение в самой книге Я.Л.Коломинского, который пишет, что «взаимоотношения – это обязательные прямые межличностные отношения» [59, с.32].

Можно констатировать, что в психологической литературе встречаются довольно разнообразные и порой, в некотором смысле, противоречивые и неоднозначные представления о том, что представляют собой межличностные отношения.

Считаем, что межличностные отношения (это вытекает из самого словосочетания) предполагают и представляют собой отношения между личностями. Таким образом, личностный компонент становится в них доминирующим.

Межличностные отношения могут выступать как отношения между значимыми людьми. «Значимость – это свойство людей, вещей, идей, всго существующего в мире делать нас добрее или злее, правдивее или лживее, прекраснее или безобразнее, т.е. приближать к истинному жизненному предназначению или отдалять от него» [60, с.30].

Как пишут А.А. Кроник и Е.А. Кроник (1989), проблемы отношений со значимыми другими давно находятся в поле внимания психологов. В частности В. Джемс писал, что человек имеет столько же социальных Я, сколько имеется индивидов, которые признают его и имеют представление о нем. Но поскольку эти люди входят в определенные классы, то можно утверждать, что человек имеет столько же различных социальных Я, сколько имеется определенных групп лиц, мнение которых для него значимо [60].

Изучение отношений и роли значимого другого для становления и развития человека можно найти в работах Ч. Кули и Дж. Мида. Так, развивая идею «зеркального Я», Ч. Кули писал, что подобно тому, как мы видим в зеркале свое лицо, фигуру и одежду, и они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам, так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражается наша внешность, манеры, цели, поступки, характер и т.п., и это определенным образом воздействует на нас. Джордж Мид ввел понятие «обобщенный другой», в образе которого кристаллизируются частные точки зрения других людей на данного человека; именно образ «обобщенного другого» определяет самосознание и поведение человека [60].

Т. Шибутани указывал, что «значимые другие» - это люди, отношения с которыми способствуют личностному развитию человека. Реакции таких людей очень важны для создания и укрепления Я-концепции человека, от них зависит укрепление такой персонификации [155].

Как отмечает В.М. Погольша (1998), объясняя термин «значимый», мы идем в глубину чувств, ассоциируя это со словами «близкий», «дорогой» «любимый» [107].

Отношения со значимыми людьми (межличностные отношения) предполагают не только реальное – объективное бытие людей друг для друга, но и их идеальное бытие, их субъективную представленность в отношениях. В противном случае межличностные отношения должны исчезать, как только люди расстанутся: допустим, это может быть длительная командировка или автономное плавание.

В книге под межличностными отношениями будем понимать реализацию субъективных отношений людей друг к другу, изменяющую их состояния и настроения. Это взаимодействие по типу обмена (который может быть односторонним и обоюдным) и сотрудничества. Здесь акцент ставится именно на «взаимо…», что предполагает взаимную связь между людьми, их обусловленность друг другом, взаимное притяжение, близость между людьми (что не всегда можно наблюдать в совместной деятельности и общении).

Такие отношения могут быть непосредственными или опосредованными, контактными или бесконтактными, одновременными или отсроченными, множественными или единичными, но в них сохраняется действительная возможность взаимности. Следует иметь в виду, что межличностные отношения не обязательно предполагают «симметрическую, актуальную взаимность» (термин Я.Л. Коломинского) между людьми, однако всегда сохраняется реальная возможность какого-то личностного отношения со стороны партнера.

Составляющими межличностных отношений выступают: «Я»-желаемое и воспринимаемое субъектов отношений, эмоционально-чувственные (состояния, настроения) и установочно-волевые характеристики личности, субъективная позиция человека, его жизненный опыт, а также его поведенческие характеристики, но к ним добавляется межличностная коммуникация. Считаем, что доминирующим – специфическим для межличностных отношений – является эмоционально-чувственный компонент (состояния и настроения человека), обеспечивающий поддержание отношений даже при отсутствии непосредственного контакта между людьми.

Межличностные отношения носят интерсубъектный характер. Как отмечает Н.И. Сарджвеладзе (1986), другой (другие) в этом случае репрезентирован перед «взором» субъекта не в качестве объекта (объектов) рассмотрения, а как себе подобное существо – человек, в равной степени наделенный живой субъективностью. Отношение к другой личности персонализировано. Другой человек здесь выступает в качестве конечной цели, а не средством для достижений определенной личной цели. При интерсубъектном типе отношений признается индивидуальность другого, его автономность и право на собственный голос [123].

Участники межличностного взаимодействия (отношений) с одной стороны стремятся понять друг друга, вникнуть во внутренний мир и увидеть, «каким есть в самом деле другой человек», а с другой каждый из участников стремится быть адекватно понятым со стороны партнера.

Личность, субъект-субъектным образом относящаяся к другому, стремится, чтобы и к ней относились тем же способом. На этой основе она приводит в действие не только особые акты понимания внутреннего мира другого, но и акты самопонимания. Нужно отметить, что понимание самого себя осуществляется посредством и в процессе функционирования того механизма, который определяют как представление себя другому [123]. Личность значительно углубляется в своем самопонимании, когда представление себя другому реализует его стремления «быть самим собой» и «быть понятым другим». Осуществляя в своем взаимодействии с социумом стратегию «быть самим собой» и «быть понятым другим», личность глубже и адекватнее начинает понимать себя, мотивы своих поступков, свои отдельные личностные качества [123].

В ходе экспериментальных исследований нами был получен профиль стилей межличностного взаимодействия, характерных для людей с разным уровнем переживания одиночества. Результаты представлены на рисунке 1.

Рис.1. Профиль стилей межличностного взаимодействия, характерных для людей с разным уровнем переживания одиночества

Примечание: I – властный-лидирующий, II – независимый-доминирующий, III – прямолинейный-агрессивный, IV – недоверчивый-скептический, V – покорно-застенчивый, VI – зависимый-послушный, VII – сотрудничающий-конвенциональный, VIII – ответственно-великодушный

Как видно из рисунка 1, для людей с высоким уровнем переживания одиночества характерны такие стили межличностного взаимодействия как:

● покорно – застенчивый, отражает такие особенности межличностных отношений как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности (V октант);

● недоверчивый – скептический, в отношениях людей преобладает скептицизм, неконформность, реалистичность базы суждений (IV октант);

● зависимый – послушный, в отношениях людей преобладает потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании.

Для людей с низким и средним уровнем субъективного переживания одиночества характерны:

● властный – лидирующий тип межличностного взаимодействия, в отношениях проявляется уверенность в себе, организаторские свойства, а также свойства руководителя;

● сотрудничающее – конвенциональный – характерен для людей, которые стремятся к сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими;

● ответственно – великодушный тип взаимодействия, проявляется выраженной готовностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности.

Подводя итог сказанному, отметим, что возникновению одиночества в межличностных отношениях способствует либо чрезмерно выраженная, либо депривированная потребность в помощи, подозрительность, недоверчивость и критичность по отношению к другим людям, а также депривация потребности в признании. Снижению одиночества (или вообще его отсутствие) способствует сочетание лидерских качеств, чувства ответственности со стремлением к сотрудничеству и взаимопомощи.

Кроме того, характер отношений – их гармоничность или дисгармоничность - будут также способствовать возникновению и усилению чувства одиночества у субъектов отношений или его отсутствию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: