Психогигиена личности как средство профилактики и преодоления одиночества

В переводе с греческого слово «гигиена» - означает здоровый, целебный, приносящий здоровье. В настоящее время «гигиена» - наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и трудовой деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.

Психогигиена – область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья человека [63, с.10].

Л.В. Куликов (2004) в качестве основных проблем психогигиены выделяет следующие:

1. Разработка концепции саногенного потенциала личности.

2. Определение важнейших направлений и правил психогигиенической практики.

3. Профилактика состояний риска, ситуаций риска и поведения риска.

Психогигиена личности выступает фактором, снижающим риск возникновения одиночества. Это обусловлено тем, что «психогигиена личности – одна из сторон отношения человека к собственному психическому здоровью и психическому здоровью других людей, составная часть образа жизни личности, характеристика психологической компетентности человека» [63, с.20]. Мероприятия, направленные на повышение психологической компетентности, выступают одним из факторов профилактики одиночества как состояния риска. Л.В. Куликов (2004) выделил признаки психогигиенической компетентности личности:

· саногенные установки, отношение к здоровью как к ценности (самоценности), мотивация к сохранению здоровья;

· необходимые психологические знания, развитые умения и навыки укрепления психического здоровья и уменьшения негативных последствий психотравм;

· саморазвитие, поиск и раскрытие потенциалов саморазвития, освоение приемов саморегуляции и владение собой в трудных ситуациях;

· активность (практические действия) по оздоровлению, изменению образа жизни в саногенном направлении и поддержание такового.

Одним из условий, препятствующих возникновению одиночества, выступает «саногенный потенциал личности», который тем выше, чем гармоничнее личность. «Гармония - согласованность отдельных линий развития и бытия личности; это созвучие накоп­ленного опыта, достижений и мечтаний. Чем богаче наполнение внут­реннего мира, чем шире социальное и духовное пространство, освоен­ное личностью, тем более здоров человек» [63, с.182].

Выделяют три группы составляющих саногенного потенциала личности:

Первая группа. В нее входит все то, что формируется воспитанием, образованием, социальным окру­жением (широким и ближайшим), обусловлено условиями и образом жизни, профессией.

Вторая группа. Сюда относятся те особенности личности и тот опыт, знания и умения, которые возникают у человека вследствие совместной работы со специалистом: психологом, психо­терапевтом, врачом или педагогом. Эти качества приобретаются на сеансах психологического консультирования, в группах личностного развития, на тренингах повышения пси­хологической устойчивости, повышения коммуникативной компетентности, тренингах уверенности.

Третья группа. К ней относятся протективные качества, ко­торые человек развил в себе самостоятельно. Сюда же входят знания, умения и навыки, которые помогают формировать саногенное отно­шение к действительности - к обществу, событиям, людям и их по­ступкам, к себе, своим плюсам и минусам. Они позволяют выбирать оптимальные стратегии и тактики преодоления трудностей, регули­ровать уровень напряжения, сохранять свободу поведения, выбирать тот стиль жизни, который более всего соответствует индивидуально­сти, позволяет жить здоровой и благополучной жизнью [63].

Одним из таких знаний может стать овладение «саногенным мышлением» (Ю.М. Орлов). Буквально саногенное мышление – мышление, рождающее здоровье или оздоравливающее мышление.

Как пишет Ю.М. Орлов (2003), «стиль мышления определяется философией человека. Желает он этого или не желает, человек вынужден создавать свою философию применительно к тем типичным обстоятельствам, в которых возникают проблемы. Именно для осмысления повторяющихся обстоятельств создается философия жизни…О хорошей философии говорят как о здравомыслии. Имеется в виду здоровое мышление. …Хорошая философия ведет к благополучию» [99, с.13].

Таким образом, овладение саногенным мышлением, своего рода оздоравливающей философией жизни, будет препятствовать возникновению и развитию одиночества человека. Это также предполагает овладение «житейской мудростью». Ее суть выразим словами античного философа Эпиктета, который писал: мудрость стоит в различении вещей, которые от нас зависят, от вещей, которые от нас не зависят.

Таким образом, жизненная мудрость состоит в различении вещей. На основе этого можно сделать ряд выводов:

1. Мудрость (знание) позволяет принимать вещи такими, какие они есть, и приспосабливаться к ним.

2. Мудрость (знание) проявляется в активном изменении того, что от нас зависит, в соответствии с нашими желаниями, тем самым повышая свое благополучие.

Автор теории и практики саногенного мышления Ю.М. Орлов (2003) пишет, что «мудрость конкретна: мудрость всегда является мудростью в каком-либо деле или какой-либо сфере жизни. Саногенное мышление – мудрость в достижении благополучия и здоровья» [99, с.21].

На основании этого можно сделать ряд выводов о «саногенном мышлении»:

1. Оно – один из надежных путей к житейской мудрости, здоровью души и тела. Методика обеспечивает усвоение новых умственных привычек, вытесняющих опыт прошлого патогенного мышления.

2. Оно позволяет разрешать кризисные состояния человека, вызванные различными жизненными обстоятельствами, с помощью психологической поддержки.

3. Эта система позволяет постепенно научить человека «делать бессознательное сознательным в результате развития способности контролировать умственные операции, рождающие нежелательные эмоции» [99, с.6].

4. Оно расширяет многообразие ходов мысли и раскрепощает мысль, предлагая новые программы, уменьшающие чрезмерное проявление эмоций.

Как пишет Ю.М. Орлов (2003), «чтобы мыслить саногенно, нужно выработать новые привычки думать о конкретной эмоции, скажем, об обиде, стыде и зависти. Тогда эти эмоции не смогут однозначно программировать ход мыслей и поведение» [99, с.6]. Это же можно и отнести к переживанию одиночества. Овладение навыками «саногеного мышления» способствует внутренней гармонизации личности, так и ее социальных отношений (в том числе и межличностных). А это уже будет являться условием, снижающим риск возникновения и развития переживания одиночества.

Л.В. Куликов (2004) к факторам, оказывающим саногенное влияние на личность, относит:

· уверенность, независимость в отно­шениях с другими людьми;

· отсутствие враждебности, доверие к дру­гим, открытое общение;

· чувство общности, чувство социальной принадлежности;

· удовлетворяющий статус в груп­пе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличност­ные роли;

· согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого.

Отметим, что указанные факторы будут способствовать профилактике субъективного переживания одиночества в межличностных отношениях. Основной стратегией психологической помощи и самопомощи в преодолении одиночества является увеличение воз­можных способов преодоления путем стимулирования самостоятель­ности, укрепление установки на проявление активности в изменении жизненной ситуации и, если возможно, окружающей среды.

Для самосовершенствования и саморегуляции можно использовать «ориентиры самонастройки», предложенные Л.В. Куликовым.

1. Научиться находить время для само­развития, замечать каждый, даже небольшой, шаг в своем развитии. Ощущать чувство радости от каждого успешно сделанного шага и пе­реживать его.

2. Уметь относиться к событиям философски, видеть различные ситуации и себя в них в более широкой перспективе, со стороны. Вот взгляд на современный образ жизни в определенном смысле «со сто­роны».

3. Уметь воспринимать события с иронией, ценить и развивать чувство юмора.

4. Сохранять ценнейшую способность ощущать удовольствие да­же от небольшой сегодняшней радости. Не следует застревать в воспоминаниях о прошлом. Работая на бу­дущее, не обязательно думать о нем постоянно. Не может быть будуще­го без настоящего. Не умея отдать должное внимание небольшим приятным событиям, вы рискуете не заметить и большую радость.

5. Сохранять оптимизм, позитивное восприятие событий. Мы укрепляем свои душевные силы, если сосредоточиваемся на чем-либо перспективном, на путях решения проблем, способах прео­доления трудностей, а не на тупиках.

Позитивный настрой необходим и в межличностных отношениях. Необходимо стараться увидеть в людях достоинства и в большей сте­пени обращать внимание на них, а не на то негативное, что есть в каждом.

6. Не стоит переживать по поводу тех неприятностей, которые еще не наступили, ведь они могут и вовсе не наступить.

7. Прекрасным психотерапевтом является заслуженный успех. Мало желать успеха, надо научиться достигать его. Что чаще всего мешает нам достигать успеха и испытывать радость достижения? Мы забываем:

● о необходимости планировать работу;

● разделять цели на ближайшие и отдаленные, намечать и те и дру­гие;

● правильно ставить цели - яснее описывать критерии, с помощью которых можно сделать однозначный вывод: достигнута цель или нет.

Подводя итог сказанному, отметим, что занятия психогигиеной, развитие саногенного мышления, саногенного потенциала личности будет способствовать повышению психологической устойчивости личности, профилактике и преодолению одиночества, гармонизации межличностных отношений.

Следующий раздел книги будет посвящен анализу имеющихся программ по преодолению одиночества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: