double arrow

Техники групповой работы

В данном разделе будут рассмотрены различные психологические техники (упражнения), которые можно использовать при проведении социально-психологического тренинга, направленного на преодоление одиночества и на гармонизацию как межличностных отношений, так и отношений с окружающим социальным миром.

Мы не ставили себе цели разделить упражнения на рубрики, отдельные темы (установление контакта, развитие рефлексии и т.п.). Порядок упражнений будет определяться теми целями и задачами, которые ставит практикующий психолог при создании и проведении тренинга.

Перед тем как перейти к описанию упражнений, остановимся на двух принципиальных вопросах: 1) Каковы принципы построения сценария тренинга? 2) Какова будет структура занятий?

Начнем с требований к помещению:

● Помещение должно быть достаточно просторным для проведения подвижных игр, но не нарушать ощущение уюта и безопасности.

● В помещении не должно быть ничего лишнего – предметов, плакатов (за исключением тех, что будут созданы самими участниками в процессе работы).

● Не должно быть острых и опасных углов, предметов, о которые участники могут удариться, или вещей, которые можно разбить и т.д.

● Помещение всегда должно быть одним и тем же.

● Помещение должно быть не проходным и не просматриваемым для посторонних.

● Стулья должны быть легко перемещаемыми (не скрепленными друг с другом).

● В помещении должно быть достаточно светло.

● В помещении должна быть хорошая звукоизоляция – иногда на занятиях бывает шумно.

● Оптимально, если есть возможность сидеть и рисовать на полу.

● Должна быть возможность крепить ватман к стенам.

● Помещение должно проветриваться.

● Дверь на время занятий должна быть закрыта [6, 2007].

Как пишет И.А. Венщикова (2006), для разработки тренинга необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Чего можно и нужно достичь за время тренинга?

2. Какие навыки будут отрабатываться?

3. Какие блоки войдут в структуру тренинга?

4. Цель каждого блока тренинга?

5. Какие знания нужно усвоить участникам тренинга?

6. Какие материалы и информация, которые будут сообщаться?

При разработке тренинга можно использовать примерную структуру занятия, предложенную В.А. Ананьевым (2007) [6].

1. Приветствие (5 минут). Вхождение в пространство занятия, обозначение начала занятия. Предполагает определенные ритуалы начала действия. На каждом занятии желательно повторять один и тот же ритуал.

2. Начало работы (10 минут). Рефлексия состояния участников, оценка работоспособности. Предполагает опрос, ассоциации с цветом и другие приемы, которые каждый раз могут открывать новое содержание. На каждом занятии можно использовать новые упражнения.

3. Разминка (10 минут). Включение в совместную деятельность, объединение, сплочение группы, создание доброжелательной атмосферы. Используются психогимнастические упражнения; более или менее подвижные игры с четко определенными правилами. Желательно, чтобы тренер сам участвовал в проводимых играх.

4. Работа по теме (45-60 минут). Используются разнообразные активные формы социально-психологического обучения, соответствующие цели и задачам тренинга.

5. Разминка (10 минут). Снятие напряжения, усталости, переключение на другую тему, сплочение группы. Используются различные психогимнастические упражнения (по возможности приближающие к новой теме игры).

6. Работа по теме (25-30 минут). Используются разнообразные активные формы социально-психологического обучения, соответствующие цели и задачам тренинга.

7. Завершение занятия (20-30 минут). Возможность «отстояться» сознанию, сбалансировать энергию, выработка и закрепление навыков саморегуляции. Используются релаксационные медитативные технологии, упражнения направленного воображения (можно использовать музыкальный фон).

8. Прощание. Обозначить конец занятия, используя определенные ритуалы. Желательно осуществлять один и тот же ритуал закрытия группы на протяжении всей программы.

Теперь перейдем к основной части – к описанию упражнений, которые можно использовать при проведении тренинга. В этой части работы мы намеренно опускаем психогимнастические упражнения, которые достаточно подробно описаны в работах К.Фопеля.

Начнем с упражнений для «разогрева», используемых либо перед началом работы, либо в начале каждой встречи [6].

«Знакомство» 20минут

«Вырази себя в жесте»

Цель: познакомиться друг с другом нестандартным способом.

Все участники группы встают в круг. Один делает шаг вперед и демонстрирует себя в жесте, при этом произносит свое имя. Первым может выразить себя в жесте ведущий. Он поднимает руки вверх и громко произносит: «Виктор! Ого-го». Затем становится в круг. Теперь все вместе делают шаг вперед, повторяют жест и произносят имя ведущего. После этого возвращаются на прежнее место. Таким образом, каждый участник демонстрирует себя в жесте. Все остальные повторяют его, как бы вживаясь через этот жест в другого человека.

«Молекулы»

Цель: через динамическую, игровую форму установить контакт друг с другом.

Все игроки — «атомы», которые беспорядочно движутся по комнате, при этом их руки прижаты к груди. По сигналу ведущего атомы быстро объединяются в «молекулы» определенной ведущим величины (по 3, 5 и даже по 15 атомов). «Молекула» представляет собой несколько человек, плотно прижавшихся руками и плечами друг к другу. После соединения игроки снова расходятся и опять создают «броуновское движение». Так «молекулы» формируются несколько раз. Последний раз ведущий коман­дует: «Два!» — и все объединяются в «парочки». Эти «парочки» садятся напротив друг друга.

Инструкция:

1. В течение 3 минут смотрите молча друг другу в глаза. Моргать и улыбаться можно, разговаривать запрещено.

2. В течение 3 минут один говорит, другой только слушает без ком­ментариев, без вопросов. Первый же начинает говорить со слов: «Я люблю в себе...» и в течение указанного времени говорит о том, что он любит в себе. После истечения трех минут партнеры меняются ролями.

3.Описать кругу своего партнера в течение одной минуты.

Рефлексия состояний «здесь и теперь» 10 минут


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: