Исследователи выделяют в романе большое количество отсылок к произведениям авторов викторианской эпохи: Дж.Остин, Ч.Диккенса, У.Теккерея, Дж.Элиот, Т.Гарди и др. Помимо литературного интертекста в романе отмечается присутствие мифологических аллюзий. Один из исследователей творчества писателя указывает на мифы об Одиссее, Тезее и Эдипе. Дж.Фаулз сравнивает Чарльза Смитсона и Сару Вудраф с Одиссеем и Калипсо. Сара Вудраф соотносится также с образом Ариадны: следствия ее поступков, как нить Ариадны, приводят Чарльза-Тезея «к центру лабиринта, где он встречает Минотавра – свое «я». Метафора «жизнь-лабиринт» неоднократно используется в романе. Миф о Тезее репрезентируется также мотивом поиска, который явно звучит в романе:Чарльз Смитсон, палеонтолог-любитель, увлекается поиском окаменелостей; после переосмысления представлений о себе и окружающем мире предметом поиска становится Сара; в конечном итоге Чарльз Смитсон находит свою истинную личность.
Помимо аллюзий к образам античных мифов, возрасте отражает разницу в художественном пространстве романа Дж.Фаулза присутствует большое количество отсылок к христианской мифологии. Библейский интертекст представлен в романе высокой частотностью христианских номинаций: Иисус Христос, Понтий Пилат, святой Павел, святой Евстахий, Иуда, Иеремия, Иезавель, Иерусалим, Эдем, вавилонская блудница, Содом и Гоморра, святой Грааль, ангелы господни, Библия, собор, церковь и др. К этому следует добавить упоминаемые в тексте библейские цитаты, молитвы, притчи. (Сходность глав. героя и Христа).
«Волхв» (1966) - Действие романа происходит в Англии (I и III части) и в Греции (II часть) в 1950-е годы. Роман наполнен вполне узнаваемыми реалиями времени. Главный герой произведения — Николас Эрфе (от его имени ведётся повествование в традиционной форме английского романа воспитания), выпускник Оксфорда, типичный представитель послевоенной английской интеллигенции. Романтичный одиночка, ненавидящий нынешнее время и скептически относящийся к своей «английскости», Николас Эрфе бежит от обыденности настоящего и предсказуемости своего будущего на далёкий греческий остров Фраксос в поисках «новой тайны», воображаемой жизни, острых ощущений. Для Эрфе, увлечённого модными в то время идеями экзистенциализма, вымышленный, нереальный мир более ценен и интересен, чем мир, в кот. он вынужден пребывать.
«Женщина французского лейтенанта» - Действие романа происходит во вт. пол. XIX века, местом завязки является приморский городок Лайм-Реджис. Фаулз рассказывает нам историю любви – казалось бы банально. Но вся прелесть (и новаторство) в том, что история эта рассказана в двадцатом веке, но действие разворачивается в девятнадцатом; при этом Фаулз пытается анализировать ту ситуацию XIX века – с одной стороны он демиург и бог, создавший героев, который управляет их судьбами, но с другой – он часто даже не знает, что сейчас произойдет.
Как это так? Да очень просто – Фаулз не просто пишет текст, а еще и анализирует факторы, влияющие на героев. Это не просто анализ (ведь автор нам не говорит, что вот поэтому-то так и происходит), здесь только намеки. Однако большие (порой даже огромные) эпиграфы к главам в некотором роде дают нам понимание ситуации, которая складывается. Множество данных в тексте приходится отслеживать в примечаниях – это исторические персонажи, законы, книги и т.п. Таким образом, можно сказать, что Фаулз создает… гипертекст, литературный гипертекст. Конечно, соглашусь с возражениями, до Фаулза еще и Джеймс Джойс создал гипертексты (Поминки по Финнегану, Улисс), но те получились как бы случайно. Фаулз же делает свой роман гипертекстом сознательно.
Итак, преуспевающий молодой человек, у которого на носу выгодная женитьба, случайно знакомится с молодой женщиной. Эту женщину называют “любовницей французского лейтенанта”, потому что когда-то выходила его, он уплыл, а она продолжает его ждать, безнадежно. У молодого человека и девушки появляются вскоре отношения… Но. Этих Но слишком много. Фаулз показывает нам, как людей викторианской Англии разрывают противоречия – любовь и долг. Чувства довлеют над разумом… Однако психология только зарождается, а личность меж тем существует очень давно. В романе показывается абсурд влияния общественного мнения на становление личности и вообще на всю жизнь человека. И (если строить аналогии) викторианская эпоха в Англии ничем не лучше коммунистической России, я имею в виду влияние общества на личность. Фаулз мастерски ведет своих героев сквозь дебри повествования. Мы следим за тем, что они чувствуют, испытывают. И вот, казалось бы, развязка близка… И тут мы сталкиваемся с еще одной находкой (а может и не совсем находкой, но если речь о форме…) – у романа совершенно открытый финал. То есть их (финалов) два, и мы (читатели) вольны выбрать тот, что нам больше по душе.






