Крупнейшие английские журналы 19 в. Появление иллюстрированных журналов

Ориентация англ.жур. на объективность и информированность проявилась и в том, что важное место заняли журналы. В первой пол.19 в. доминировали общественно-полит. ежеквартальные обозрения «Эдинбургское обозрение», «Трехмесячное обозрение ». Мнение: цель ежеквартальников – сформировать мнение, цель ежедневных газет – коммерция. Важный фактор популярности ежеквартальников – формирование среднего класса и его интеллектуальной элиты, ставшей их главным читателем. Журналы были дороги. «Эдинбургское обозрение» - 1802, Фрэнсис Джефри. Сотрудники – В.Скотт, Кольридж, химик Макинтош и др. интеллект.элита. Гете называл «лучшим курьером всемирной литры». Сер. 19 в – рупор вигов. Но откликался не только на новое в политике, но и в литературе. Критика поэтов озерной школы, сборника стихов Байрона «Часы досуга». Байрон в ответ – сатира «Английские барды и шотландские обозреватели», высмеял критиков – клеветников, лжецов, бездарностей. В к. 19 века – консервативное издание. «Трехмесячное обозрение» - конкурент «Эдинбургского». Консервативный, за тори. Против «кокнийской школы» - английских писателей-романтиков либеральных взглядов (Китс, Шелли, Лэм итп). Отрицательная рецензия на поэму Байрона «Чайльд-Гарольд» с её антимонархическими и антирелигиозными мотивами. Выделялся своим полит.радикализмом «Политический журнал». Издатель – Уильям Коббет. Против тори, за парламентскую реформу и возможность революции, за демократизацию политического строя. Яростные нападки на власть, аристократию, крупных землевладельцев, алчность церкви. Влияли на политическую ситуацию в стране. Коббет писал без напыщенности, обращается к опыту и здравому смыслу – благодаря ясности популярен у широкой публики.

Вторая пол. 19 в – популярны ежемесячные журналы. «Двухнедельное обозрение», 1865, Джон Морли – перый интеллектуальный политический журнал, достигший независимости от партий и религий. Стремился к объему и разнообразию информации, религиозному свободомыслию. Отсюда интерес к научным концепциям, подрывающим влияние церкви. За либеральные реформы, права рабочих. Самый авторитетный англ.общественно-полит.журнал второй пол.19 в. Ежемесячники, в отличие от ежеквартальных новостных и политических, сосредоточились на литературе и искусстве. «Журнал Блэквуда», 1817. Сотрудничали: В.Скотт, поэты-романтики близкие к озерной школе. Консерваторы. Знакомили с лучшей европейской литрой. Новые веяния в литре отразили «Желтая книга» и «Савой», её преемник. «Желтая книга» представляла эстетизм и декаденское движение Англии. Необычная желтая обложка – эпатаж, антитрадиционные. Писатели, близкие к символизму, в т.ч. стоявший у истоков англ.эстетизма Уолтер Пейтер. Пейтеровская идея: критик, как и художник, имеет право на субъективность, должен анализировать не ток произв, но и свое впечатление от него. Поэтому «Желтая книга» - оплот импрессионистической критики. Также в первом номере заявлен важный принцип эстетской программы – разрыв искусства с действительностью. Печатали еще и парнасцев, франц.декадентов. Скандальные публикации – темы богемной жизни, продажной любви, пороки и извращения. Художественный редактор – Обри Бёрдсли, создал в рисунках образ роковой женщины.

30-е годы 19 века – первые англ.иллюстрированные журналы. Первое в Европе массовое иллюстрированное периодическое издание – «Пенни мэгэзин», 1832, Чарльз Найт. Самое читаемое иллюстрированное издание – еженедельный сатирический журнал «Панч», 1841. Панч – от итал. Пульчинеллы, маска в итальянском театре дель арте. Подзаголовок «Лондонский Шаривари» - полит.карикатуры, шаржи. Теккерей – отдельная серия «Книга снобов». Журнал «Иллюстрированные лондонские новости», 1842. В нем впервые изобразительная хроника, художественный репортаж заняли главное место. Иллюстрированная летопись драматических событий Лондона. В нем впервые в Англии напечатаны фотоиллюстрации. Рубеж 19-20 в – быстрая диверсификация периодики: для женщин, спотивные, научные итп. Популярны в середине века у среднего класса журналы для домашнего чтения (Диккенсон – «Домашнее чтение», «Круглый год»).

32. Западные информационные агенства.

1835, Франция – первое в мире информагенство «Гавас». Информация из всей Европы. Создатель – Шарль-Луи Гавас. При Наполеоне – банкир, брал кредиты. После падения Наполеона использовал хорошее знание иностранных языков для перевода иностранной прессы. Чтобы расплатиться переводил из европейской прессы материалы и продавал – так возникло агентсво «Гавас». Услугами его пользовались влиятельные парижские издания. Сеть европ.корреспондентов, технологические новшества, «быстро и хорошо» лозунг агенства, высоко влияние. Бальзак: «Гавас – доверенное лицо прессы». Во всех изданиях – рубрика «Сообщения телеграф.агенства». В сер. 19 века к Гавасу приехали эммигранты Рейтер и Вольф. Вернувшись, открыли свои агенства. Вольф – в Берлине, Рейтер – в Англии.

Рейтер сначала передавал коммерческие телеграммы, потом стал и полит., дипломатич. В итоге все газеты, даже Таймс, пользовались услугами Рейтера, высокий авторитет. Как и Таймс – точность и беспристрастность, лучше в объеме и точности, хуже в комментировании и уже круг источников. 3 агенства разделили сферы влияния: Гавас – Франция, Италия, Испания, Португалия; Рейтер – Британия, Голландия; Вольф – Германия, Скандинавия, Россия. Рейтер и Гавас – Оттоманская империя, Египет, Бельгия. Остальное – кто угодно. Телеграфные агенства США до 20 века не могли быть конкурентами, т.к. интересовались больше американскими новостями.

33. Немецкая журналистика первой половины 19 в. Крупнейшие немецкие газеты этого периода.

До послед.трети 19 в – захолустье Европы, раздробленность княжеств, цензура. С прессой все плохо – почти без комментариев, серьезно, скудно, мало объявлений. Толчок к развитию – Франц.революция и господство Франции на завоеванных Наполеоном территориях. Новые издания, свобода печати. Но в 1810 году Наполеон ввел строгую цензуру, под страхом закрытия – запрет на публикацию полит.инфы. Падение Нап. воспринято как освобождение от франц.владычества, патриотический подъем и рост нац.самосознания. Выразитель этих настроений – «Рейнский Меркурий», 1814, Йозеф Гёррес. Важнее – пробудить самосознание немцев, достоверность и точность второстепенны. Освобождение не решило проблемы раздробленности – Гёррес призывал к восстановлению древнегерманской империи. Впервые здесь – передовые статьи с продолжением в др.номерах. В итоге в германской периодике такая форма стала традиционной. Новое: стремление к тесному контакту с читателем, отсюда разговорная форма. Из-за критики немецких правителей закрыли. 1810 – движение против произвола монархов, бюрократии, полиции. Сторонники этих движений совершали покушения на своих оппонентов, поэтому ввели полицейский режим, строгую цензуру. Июл. Революция 1830 г подтолкнула либерал-демократические движения. В ответ на запрет свободы печати, полит.союзов и народных собраний, в 1832 г журналисты создали Союз печати. Цель – борьба за свободу печати, отмену запрета на освещение полит.вопросов. Новый тип писателя, связанного с журналистикой, проповедующего новые общественно-полит.идеи. Такой писатель – Георг Бюхнер. Радикальная позиция: за уничтожение частной собственности и революцию. Откликаясь на недовольство народа, пишет воззвание «Гессенский сельский вестник» (1834) – обличает продажность власти, социальное неравенство, призывает к насильным мерам борьбы. Написана ясным языком, статистика + архаич.язык и патетическая интонация Библии. Пик полит.борьбы – 30-ые годы. Либерало-демократы были представлены лит.течением «Молодая Германия» (Людвиг Бёрне), издания «Аврора», «Форум журнальной литры», «Немецкий телеграф» и пр.Хотели донести идеи до широкого читателя – отсюда обращение к жанрам: фельетон, путевые записки, мемуары, рецензии, новеллы итп. Консерваторы – «Литературный листок» Менцеля. Борьба за укрепление национального сознания сопровождалась националистическими настроениями. Менцель называет книги младогерманцев безнравственными, подрывающими основы религии, семьи, нации. Произв. младогерманцев запрещают. В ответ на обвинения Менцеля в отсутствии патриотизма и преклонении перед все французским, Бёрне пишет памфлет «Менцель-французоед», считает необходимым союз Германии с Францией, оплотом свободы. Диалогизм – дает слово противнику. Влияние на публицистику К.Маркса. 30-40е 19 в – первые рабочие организации. Вильгельм Вейтлинг – идеолог рабочих. Работа «Гарантии гармонии и свободы», 1842. Корень преобразования общества – революция. Издает журналы «Призыв о помощи немецкой молодежи», «Молодое поколение». 1840 – король Пруссии Вильгель 4, гонения печати, многие вынуждены издаваться зарубежом. Однако, увидев карикатуры в Англии и Франции, поначалу разрешил иллюстрации в Германии. 1843 – первое иллюстрированное немецкое издание «Иллюстрированная газета», Вебер. За пропаганду либерализма с помощью карикатур – запрет, но они все равно появляются. Карикатуры более тщательны, точнее переданы черты модели, но жестки и тяжелы. К. 40х – обострение, кризис. Призывы к революции. Раскол в среде либерально-демократич. Интеллигенции. Умеренное крыло, объединение Германии, установление конституционной монархии – «Немецкая газета», Гервинус.

34. Немецкая журналистика второй половины – конца 19 в. Политика Бисмарка в области печати.

Революция 1848 года – свобода. Ассамблея немецкой Конфедерации позволила каждому княжеству по своему усмотрению отменять цензуру и объявлять о свободе прессы. Рост и политизация изданий. Развитие полит.карикатуры – «Летучий листок». Многие газеты имели либеральную и радикально-демократич.направленность. «Конституция», «Радикал». Они были за проведение избират. и судебной реформы, отделение церкви от гос-ва, отмену дворянских привилегий, освобождение крестьян от податей и пр. Важная тема – объединение Германии. Демократич.печать Австрии тоже за объединение, но не с лидером в лице Пруссии. Из-за раздробленности влиятельнее региональные издания (в отл. от Европы). Однако свобода длилась недолго. 1862 – главой прусского правительства стал Отто фон Бисмарк. Курс на объединение Германии под эгидой Пруссии, и это удалось. 1871 – прусский король Вильгельм провозглашен германским императором. Бисмарк, как и Наполеон, уважал силу прессы, но презирал журналистов. Финансировал правительственную прессу. Официал. Орган – «Северонемецкая общая газета». Закон о печати – все издания, кроме лит-худ, научных и специальных, должны предоставлять один номер в полицию; все издания должны содержать информацию об авторе, владельце типографии, ответственном редакторе. Могли временно запретить заграничные издания. Но предварительной цензуры не было. 3 случая, когда могли конфисковать издание, причем только по решению суда: отсутствие информации об издателе, владельце типографии и ответственном редакторе, публикация в войну инфы о передвижении войск, публикация нарушающий уголовный кодекс материалов). Из-за покушений на императора политика Бисмарка в области печати более репрессивна – запрет социалистич.изданий. Но несмотря на гонения, на рубеже веков сильна рабочая и коммунистич.печать, что обусловлено организованностью рабочих и распространенностью марксистских идей. «Вперед», «Новое время». Усилилась националистическая и шовинистская пресса, слабее либерал. Устали от политики – больше деловая, профессиональная пресса. Интенсивный процесс концентрации печати. Крупнейшие концерны – Рудольф Моссе, Леопольд Ульштайн. Моссе – «Берлинская ежедневная газета», «Берлинская утренняя газета», «Берлинская народная газета». Информированно, сеть коррреспондентов по всему миру, проходили спецподготовку. Газета – универсальная энциклопедия, быстро поставляющая интересующую инфу. Используют телеграф и телефон. Ядро «Дома Ульштайна» - «Берлинская вечерняя почта», «Газетта Фосса». Более американизирован – дешевые воскресные газеты для масс. В обоих концернах создан культ пунктуальности, коммерциализация прессы. Однако в отличие от американских газетно-журнальных трестов, ориентированных только на получение прибыли, концерны ставили цель скорее развитие предприятия по новейшим технологиям с использованием индивидуальных особенностей и способностей компетенстных сотрудников.

Влиятельные: «Всеобщая газета», «Кельнская газета». Выделяется революционно-демократическая «Рейнская газета» К.Маркса.

«Новая рейнская газета» (Маркс и Энгельс): объединение Германии для быстрого социально-культурного развития, видели страну единой демократической республикой, различные жанры, за свободу прессы, критика охранительной/консервативной прессы (подборка нелепых цитат из других изданий, сжатость изложения в симбиозе с публицистической страстностью. Текст её последнего номера был напечатан красным шрифтом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: