Французская журналистика эпохи Реставрации

Эпоха Реставрации (1815 — 1830 гг.) - возвращение к власти Бурбонов. Партий еще не было, так что политическая борьба разворачивалась в периодической печати. Пресса была очень влиятельной, была оппозиционная печать, больше свобод, чем раньше. Уважение свободы прессы декларировалось в хартии. Закон Ройе-Коллара (1819 г.) о печати: отмена предв.цензуры, лицензирования газет, передача дел по СМИ в ведение суда присяжных.

Кроме политики много литературных, эстетических дискуссий.

Бальзак - «Утраченные иллюзии» (реализм): возрастающее могущество прессы. Журналистика становится профессией для заработка.

«Журналь де Деба» в этот период умеренно относились к Бурбонам, сохраняя либеральную консервативную направленность, выражая мнение среднего и высше-среднего класса, немного критиковали власть. Газета была на втором месте после «Конститусьонель», у которой 15 000 подписчиков (это главное оппозиционное издание, за конституционную монархию). «Конституционалист» мог критиковать, если что-то не нравилось в действиях властей, много писал о злоупотреблениях со стороны священников (их критиковал и «Фрацузский курьер»), за это был осужден как оскорбляющий религию, но не закрылся. «Монитёр» лоялен новой власти, впрочем, как и любой, - весь 19 век остается официальным, при власти.

Эпоха Реставрации (1815-1830). После падения Нап. вернулись Бурбоны. Нет зрелых политпартий, арена политборьбы – печать. Сила, формирующая общественное мнение. Монархия, трудно, но все ж сделала шаги в сторону свободы – появилась оппозиц.печать. Также важны были лит. и эстетические дискуссии. Либеральная пресса сыграла огромную роль в подготовке Июл.революции 1830 г.

«Журналь де Деба» («Газета споров») – интересы фр.буржуазии. Хорошее содержание, разнообразна и информирована, популярна, т.к. общество устали от официоза. Аналитика, серьезный стиль, большие статьи, хороший раздел лит.критики. Здесь родился жанр фельетон – доп.вкладной листок о культуре, моде, шарады, объявления. При Нап. переименована в «Имперскую газету», теперь же выходит со старым названием. Не боятся. Умеренная оппозиция власти. Успех, т.к. улавливали общественное настроение.

«Монитёр» – 1789. Официал. Газета. Хорошо информирована. Всегда лоялен власти.

«Конституционалист», 1815 – глав.оппозиц. издание Реставрации, оплот либерал.интеллигенции с средней буржуазии, всех сторонников конституционной монархии. Критика ограничения гражданских свобод. Антиклерикальная – за это хотели закрыть, но не смогли. Самая популярная.

17. Французская журналистика Июльской монархии.

Июльская монархия (1830 — 1848 гг.) ознаменовалась небывалой свободой прессы. Число изданий быстро росло (700 новых). Престиж и влияние журналистики тоже растет. В 1830 году изобрели керосиновую лампу, и количество читателей тоже резко возросло, хотя книги и газеты все еще были дорогими (журнальная подписка стоит больше месячного заработка хорошего специалиста), а образование не было повсеместным.

«Журналь де Деба» как консерваторы в этот период выступали за порядок, за власти, против либеральных тенденций, которые они трактовали как анархию. Газета имела влияние.

В период Июльской монархии «Конститусионель» была умеренно оппозиционной газетой, первой по тиражам, крайне популярной.

Две еженедельные сатирические газеты - «Карикатюр» (карикатура) и «Шаривари» (гвалт) имели большое значение в этот период, обе создали Шарль Филипон. В них изобиловали карикутуры Луи-Филипа. В этих газетах зародился жанр физиологического очерка (родоночальник — Луи Юар из «Шаривари»), это нравоописательные зарисовки-характеристики типических персонажей (врач, студент, гризетка).

Июл.монархия (1830-1848). Свобода и рост прессы, выше статус журналиста. Керосиновая лампа, больше читают, рост городов, развитие образования – шире аудитория. Но издания дорогие. Чтобы удовлетворить читательский голод: общественные читальни и дешевые газеты. Первые фр. дешевые газеты – «Пресс» и «Сьекль». «Пресс» Жирардена. Незаконный сын графа Жирардена. Ущемленный, но просветитель – считал, что состояние общества зависит от образованности людей. Газета как удовлетворение честолюбия и способ воплотить соц.утопию. 1829 – «Мода». Талантливая молодежь – Дюма, Ж.Санд. Были еще другие газеты для дохода, но всех их продавал – хотел более серьезной деятельности. Стал депутатом. 1836 – первый выпуск «Пресс», приступил к реализации замысла о создании дешевой ежедневки. Дешевле других – разница покрывалась объявлениями. Новый тип – богатой разным материалом газеты энциклопедического характера. Первым печатает в газете романы с продолжением – с коммерческой целью. С увеличением формата газет фельетоном называют их «подвал», где из номера в номер печатают отрывки романов – «фельетоны». Первый фельетон, опубликованный во фр.ежедневке – «Старая дева» Бальзака. Фельетонисты Дюма-старший, Эжен Сю. Талант организатора, техническое оснащение. За Луи-Филиппа, но вместе с тем – за свободу прессы. В деятельности Жирардена – истоки соврем.журналистики, информационной, ориентированной на широкую аудиторию, разнообразной по инфе, жанрам и формам, быстро реагирующей на перемены. Дешевая периодика изменила облик франц.журналистики, сделала первый шаг к массовой прессе.

Развивается леворадикальная республиканская и социалистическая печать (Трибуна, Национальая газета, Глобус итп). Режим Луи-Филиппа теряет доверие. Карикатуры («Карикатюр», «Шаривари» - Шарль Филипон.) на Луи-Филиппа, «король-груша».Здесь зародился жанр физиологического очерка (Луи Юар) – короткие зарисовки-характеристики типического перса. Сборник очерков «Сто и один Робер-Макэр».

«Журналь де Деба» («Газета споров») – консерватор, за власть, против либеральной «анархии» свобод. Наименьшее влияние. Бальзак: «власть им платит за неделаемое ими зло, не друг и не враг, а теща».

«Конституционалист», 1815 – глав.оппозиц. издание. Пик популярности, т.к. против восстановления абсолют.монархии.

«Монитёр» – 1789. Официал. Газета. Хорошо информирована. Всегда лоялен власти.

Журналы-обозрения «Обозрение двух миров» и «Парижское обозрение». «Обозрение двух миров» - 1831, Франсуа Бюлоз. Радикально настроена против Луи-Бонапарта интеллектуальная элита. Серьезность, глубина. Благодаря упорству Бюлоза – один из лучших в Европе литжурналов. «Парижское обозрение» - 1829, Луи Дезире Верон. Молодые лит. таланты писали, для высшего круга. Впервые опубликовали: «Ванина Ванини» Стендаля, «Этрусская ваза» Мериме, «Отец ГориО» Бальзака, итп. Верон использовал рекламу и лесть власти, сочетал деловую хватку газетного магната с чутьем и увлеченностью художника. В этих газетах родился жанр лит.портрета (небольшое произв, воссоздающее на документальной\мемуарной основе образ личности и особый склад дарования писателя). Автор – Шарль-Огюстен Сент-Бёв, впервые здесь его лит.портреты опубликовали в 1829.

Свобода длилась недолго. 1851 - Луи-Бонапарт, переворот, захват власти; через год провозгласил себя императором Нап 3. Вторая империя (1852-1871).

18. «Пресс» Жирардена. Вклад Жирардена в развитие журналистики.

Первая дешевая газета во Франции - «Пресс». Для него газета была способом потешить честолюбие и распространить просветительские взгляды. Смог привлечь выдающихся писателей своего времени. Но обо всем по порядку.

В 1829 году Жирарден основал еженедельную газету «Мода» (печатались А.Дюма, Жорж Санд, Бальзак — талантливая молодежь). «Роскошное издание по умеренной цене», о моде, браке, семье, детях, правах женщин, жизни парижского света. Жираден газету продал, ища чего-то посерьезнее.

В 1836 г.он приступает к осуществлению плана — дешевой еженедельной газеты. Годовая подписка стоила вдвое дешевле обычного. Деньги получал т.к.печатал платные объявления (объявления существовали и раньше, но впервые они были действительно коммерческими). «Пресс» начиналась с 10 тысяч экземпляров, потом достигла 63 тысяч (дешевле, но больше).

Газета энциклопедического характера: коммерция, наука, театр, искусство, сельское хозяйство, религия и тд. Жирарден первым стал печатать романы с продолжением (тут прижилось понятие фельетон как раздел, где печатались отрывки романов) — они приковывали внимание читателей, обеспечивали продажи. Романы-фельетоны: у их истоков стояли О.де Бальзак, Дюма-старший, Эжен Сю, Фредерик Сулье. Первым таким романом, опубликованным в ежедневной газете, считается «Старая дева» Бальзака (опб в 1836 году).

В деятельности Жирардена истоки современной прессы. Он ориентировался на массы, предоставляя разнообразную информацию, информационная журналистика, оперативно реагирующая на перемены в обществе. Первый шаг к массовой прессе.

Ущемленный, но просветитель – считал, что состояние общества зависит от образованности людей. Новый тип – богатой разным материалом газеты энциклопедического характера. Первым печатает в газете романы с продолжением – с коммерческой целью. С увеличением формата газет фельетоном называют их «подвал», где из номера в номер печатают отрывки романов – «фельетоны». Первый фельетон, опубликованный во фр.ежедневке – «Старая дева» Бальзака. Фельетонисты Дюма-старший, Эжен Сю. Талант организатора, техническое оснащение. За Луи-Филиппа, но вместе с тем – за свободу прессы. В деятельности Жирардена – истоки соврем.журналистики, информационной, ориентированной на широкую аудиторию, разнообразной по инфе, жанрам и формам, быстро реагирующей на перемены. Дешевая периодика изменила облик франц.журналистики, сделала первый шаг к массовой прессе.

19. Бальзак – журналист. «Монографии о парижской прессе» Бальзака. (с.211-213).

Оноре Бальзак начал заниматься журналистикой в 1820-х. Писал в солидные журналы «Ревю де де монд», «Ревю де Пари», в сатирические газеты «Силуэт» и «Карикатюр», в жираденовские «Мод», «Волёр», «Пресс». Могущество прессы признавал, но журналистов недолюбливал, питал к журналистике отвращение. Это двойственное отношение отражено в романе «Утраченные иллюзии».

Журналисты сочли роман клеветой: журналистика в книге представала как занятие малопчтенное, для ловких и циничных, беспринципных людей. Талант такие занятия губят, это «каторга ума», она отучает от духовной сосредоточенности.

Ответом на нападки критиков стала «Монография о парижской прессе» Бальзака, где он описал журналистику периода Июльской монархии. Литературную братию он изображает как подобие защитников полицейского режима Июльской монархии. Продажные, циничные, зависимые журналисты. «Монография» вызвала скандал.

Занимался журналистской деятельностью с 1820х, в самых разных изданиях – «Карикатюр», «Мод», «Пресс», «Обозрение двух миров» и «Парижское обозрение». Не любил журналистику, но признавал её силу – смесь отвращения с уважением, отразилось в романе «Утраченные иллюзии». Отрицательная картина журналистики и журналистов периода Реставрации – она духовно губительная для таланта, безнравственна, безпринципна. Роман приняли в штыки. Ответ критикам – «Монография в парижской прессе» (1843). Подзаголовок «Естественная история двуруких общественных» - сатирическая картина нравов периода Июл.монархии. Виды и подвиды журналистов по степени их невежества и тщеславия – одна порода «литературные люди» (насмешка – слово образовано по образцу слова «жандарм», сближение с др.защитниками полицейского режима; кричат о свободе – но продажны, циничны, зависимы от власти). В этих работах Бальзака можно заметить пародии на известных литераторов и журналистов. Монография вызвала скандал, но за Бальзака вступилась газета «Корсар» со словами: реакция критиков недопустимо груба и полна гнева, значит, Бальзак прав.

20. Французская журналистика второй половины – конца 19 в.

«Вторая империя» - 1852-71 гг. (первая империя — Наполеон 1), Луи Бонапарт, принц-президент (был президентом в республике, когда свергли Луи Филиппа), становится Наполеоном 3. Среди его противников был Виктор Гюго, который, иммигрировав, написал памфлет «Наполеон Малый», где сравнивает племянника с великим политиком Наполеоном Великим, памфлет переправлялся во Францию и имел успех. Век Наполеона 3 по Золя - «эпоха безумия и позора».

В 1825 году основана газета «Фигаро», в 1854 ее купил издатель Ж.-И. Вильмессан, который превратил ее в одну из самых популярных (стремился к доходам от газеты). Интонация непосредственной беседы, читателя привлекали всеми способами. «Фигаро» тоже были против Луи-Бонапарта, за что газета преследовалась. Стала очень популярной со временем, ежедневной. Была за консерватизм, добропорядочные нравы. Разнообразные материалы с репортажами отовсюду (много корреспондентов), пика популярности добилась в конце 19-начале 20 века.

В 60-х Наполеоном 3 очень недовольны, после поражения Франции в войне с Пруссией в 1870 году парижане выходят на улицы, Вторая империя свергнута, провозглашена Третья республика. Прусские войска осадили Париж, в сложной ситуации принимается решение об ограничении политических газет. Волна недовольств, устанавливается Парижская Коммуна (власть рабочих и солдат). От имени коммуны говорили газеты «Клич народа» (Кри лю пёпль) и «Мститель» (Ванжёер), официальная газета - «Журналь офисьель» (там печатались манифесты, постановления, французская хроника, зарубежные новости). За переустройство общества, за рабочих, свободу прессы, против колониальных Вскоре Коммуна была разгромлена, а коммунаров ждали репрессии (в том числе журналистов и писателей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: