Возникновение и развитие революционной ситуации во Франции. Гуманистические идеалы Французской революции и события социально-политической борьбы. Многообразие художественных форм и средств в исследовании и осмыслении действительности во французской литературе XVIII века. Развитие жанровых разновидностей романа в рамках стилевых направлений сентиментализма и рококо: социально-психологический роман А.Ф.Прево «История кавалера де Грийе и Манон Леско», реалистические бытовые романы П.Мариво, социально-критический авантюрный роман П.Шодерло де Лакло «Опасные связи». Французский философский роман эпохи Просвещения как особый жанр художественно-публицистической прозы. Основные этапы истории французской просветительской литературы.
Литература подготовительного периода Просвещения во Франции (1710е-1720-е гг).
Усиление социально-критических тенденций в литературе. Сатирическое изображение действительности в романах Алена Рене Лесажа. Особенности техники рококо и проблема художественного единства микро-сюжетов и фрагментов реальности в романе Лесажа «Хромой бес». Создание целостной картины социального мира и человека в нем в романе Лесажа «Жиль Блас де Сантильяна». Формирование идей социальных преобразований в творчестве Шарля Монтескье. Философское и политическое обоснование требований общественного переустройства в романе-трактате Монтескье «Персидские письма». Связь эпистолярной формы романа с публицистической направленностью и просветительскими установками содержания.
|
|
20.3. Литература французского Просвещения (1730-е-1780-е гг). Вольтер (1694-1778) – первый идеолог Просвещения во Франции.
Просветительские цели и задачи литературной деятельности Вольтера. Изобличение нравственных пороков церковно-феодальной власти в героико-комической поэме «Орлеанская девственница». Тема преобразования природы и общества в философской повести Вольтера «Микромегас». Проблемы общественных судеб и самоопределения личности в философских повестях Вольтера «Задиг, или Судьба», «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный». Жанровые особенности философско-художественных произведений Вольтера.
20.4. Дени Дидро (1713-1784) – глава французских просветителей-энциклопедистов.
Идейный замысел и история издания «Энциклопедии». Отражение материалистических основ и диалектических принципов французского Просвещения в содержании «Энциклопедии». Идеи Просвещения в философско-художественной прозе Дидро. Метод социальной типизации в изображении индивидуального характера и частной судьбы в диалогической повести Дидро «Племянник Рамо». Художественные формы и политическое содержание социальных обобщений в повести-диалоге Дидро «Жак-фаталист и его хозяин». Личностное воплощение универсальных конфликтов эпохи в романе Дидро «Монахиня». Идея самоценности личности как главный итог философско-художественных размышлений Дидро.
|
|
20.5. Жан-Жак Руссо (1712-1778) – оригинальный мыслитель и мастер романного жанра зрелого периода французского Просвещения.
Философская концепция естественного человека и социологическая теория общественного договора в ученых трудах Руссо («Рассуждения о науках и искусствах», «Общественный договор»). Художественная разработка тем «естественной морали» и социального неравенства в романе Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». Образы главных героев и их исторические прототипы. Этические проблемы воспитания и совершенствования личности в педагогическом романе-трактате Руссо «Эмиль, или О воспитании». Общие и частные вопросы о судьбе человека в мире в автобиографическом трактате Руссо «Исповедь». Руссоизм как система идей и его значение для развития литературы.
Раздел 21. Немецкая литература XVIII века.