А.Е. Оксенчук
ЗАРУБЕЖНАЯ
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Учебно-методическое пособие
2010
УДК 821.0-93(075)
ББК 83.8(3/8)я73
О-52
Автор: доцент кафедры начального и дошкольного образования УО «ВГУ им. П.М. Машерова», кандидат филологических наук А.Е. Оксенчук
Р е ц е н з е н т:
доцент кафедры литературы УО «ВГУ им. П.М. Машерова»,
кандидат педагогических наук Л.И. Шевцова
В учебном издании рассматриваются основные понятия детской литературы и проблемы, связанные с ее изучением и преподаванием. Даны планы практических занятий, отражающие принцип жанрово-тематического сопоставления произведений литературы разных авторов. Учебно-методическое пособие содержит материалы для промежуточного и итогового контроля. Адресовано студентам педагогического факультета дневной и заочной форм обучения. |
УДК 821.0-93(075)
ББК 83.8(3/8)я73
© Оксенчук А.Е., 2010 © УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010 |
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………… | |
РАЗДЕЛ I. Вводные лекции …………………………… | |
Лекция 1. Специфика произведений для детей, или Куда уходит детство ……………………….. | |
1.1. Роль литературы в развитии личности ребенка …………………………………………………… | |
1.2. Ребенок как воспринимающий субъект: спе- цифика восприятия литературного произведе- ния детьми …………………………………………… | |
1.3. Литературное творчество для детей: темы и проблемы. Жанровая специфика литературы для детей ……………………………………………... | |
Лекция 2. Мифологемы и архетипы фольклорных текстов, или зачем читать детям сказки ….. | |
2.1. Сказка как культурно-психологический феномен ……………………………………………………... | |
2.2. Использование метода сказкотерапии при анализе художественных текстов …………….. | |
РАЗДЕЛ II. Практические занятия по зарубежной детской литературе…………………………. | |
РАЗДЕЛ III. Материалы для проведения контроля… | |
РАЗДЕЛ IV. Краткие сведения о творчестве писателей…………………………………………….. | |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………….. |
В В Е Д Е Н И Е
|
|
Курс «Зарубежная детская литература» традиционно изучается на педагогических факультетах. Он включает в себя следующие тематические блоки: «Детский фольклор и устное народное творчество», «Европейская и американская детская литература», «Русская детская литература». Изучение литературного материала базируется на историко-хронологическом принципе с элементами жанрово-тематического сопоставления.
Представленное читателям учебное издание посвящено отчасти теории курса по детской литературе, но в большей мере отражает его практическую направленность. В нем изложение строится на основе жанрового принципа, а исторический подход сочетается с типологическим. Этот же подход реализуется и в контролирующих материалах.
|
|
Задачами курса предусмотрено: 1) изучение творчества лучших авторов для детей; 2) усвоение теории и закономерностей развития детской литературы; 3) освоение методов анализа художественных произведений, предназначенных для детей и подростков. На решение данных задач и ориентирован настоящий методический материал.
«В вашей школе для меня слишком много яблок, ежей и змей. Прямо голова закружилась», – печально констатирует героиня Астрид Лингрен – Пеппи, отчаявшись решить бессмысленные арифметические задачи. Консервативная модель воспитания давно не работает: мир меняется слишком быстро, и порой не детям приходится учиться у взрослых, а наоборот, взрослым – у детей. Главное, что стоит развивать в детях, – это заложенные в них от природы творческое начало, изобретательность и открытость новому. Писатели для детей не скрывают от своих читателей того, что в мире существует одиночество, нищета, смерть, но и учат не бояться жизни.
Многотрудный путь детской литературы – путь обретения собственного неповторимого голоса. В истории детской литературы отразились процессы, которые происходили с культурой вообще. И сегодня детская книга независимо от жанра формирует в душе ребенка любовь к своему дому, близким, развивает у него потребность познавать себя и мир вокруг себя, уважать человеческое достоинство, чтить святые имена. Но нужно дать ребенку книгу, научить ее читать и понимать прочитанное, нужно привести его на путь встречи с книгой. Ведь это и есть важнейшая цель педагога, руководителя детского чтения.
Р А З Д Е Л I