В В Е Д Е Н И Е. Учебно-методическое пособие

А.Е. Оксенчук

ЗАРУБЕЖНАЯ
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методическое пособие

2010


УДК 821.0-93(075)

ББК 83.8(3/8)я73

О-52

Автор: доцент кафедры начального и дошкольного образования УО «ВГУ им. П.М. Машерова», кандидат филологических наук А.Е. Оксенчук

Р е ц е н з е н т:

доцент кафедры литературы УО «ВГУ им. П.М. Машерова»,

кандидат педагогических наук Л.И. Шевцова

   
   
   
  В учебном издании рассматриваются основные понятия детской литературы и проблемы, связанные с ее изучением и преподаванием. Даны планы практических занятий, отражающие принцип жанрово-тематического сопоставления произведений литературы разных авторов. Учебно-методическое пособие содержит материалы для промежуточного и итогового контроля. Адресовано студентам педагогического факультета дневной и заочной форм обучения.

УДК 821.0-93(075)

ББК 83.8(3/8)я73

  © Оксенчук А.Е., 2010 © УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………  
   
РАЗДЕЛ I. Вводные лекции ……………………………  
Лекция 1. Специфика произведений для детей, или Куда уходит детство ………………………..  
1.1. Роль литературы в развитии личности ребенка ……………………………………………………  
1.2. Ребенок как воспринимающий субъект: спе- цифика восприятия литературного произведе- ния детьми ……………………………………………  
1.3. Литературное творчество для детей: темы и проблемы. Жанровая специфика литературы для детей ……………………………………………...  
Лекция 2. Мифологемы и архетипы фольклорных текстов, или зачем читать детям сказки …..  
2.1. Сказка как культурно-психологический феномен ……………………………………………………...  
2.2. Использование метода сказкотерапии при анализе художественных текстов ……………..  
   
РАЗДЕЛ II. Практические занятия по зарубежной детской литературе………………………….  
   
РАЗДЕЛ III. Материалы для проведения контроля…  
   
РАЗДЕЛ IV. Краткие сведения о творчестве писателей……………………………………………..  
   
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………..  

В В Е Д Е Н И Е

Курс «Зарубежная детская литература» традиционно изучается на педагогических факультетах. Он включает в себя следующие тематические блоки: «Детский фольклор и устное народное творчество», «Европейская и американская детская литература», «Русская детская литература». Изучение литературного материала базируется на историко-хронологическом принципе с элементами жанрово-тематического сопоставления.

Представленное читателям учебное издание посвящено отчасти теории курса по детской литературе, но в большей мере отражает его практическую направленность. В нем изложение строится на основе жанрового принципа, а исторический подход сочетается с типологическим. Этот же подход реализуется и в контролирующих материалах.

Задачами курса предусмотрено: 1) изучение творчества лучших авторов для детей; 2) усвоение теории и закономерностей развития детской литературы; 3) освоение методов анализа художественных произведений, предназначенных для детей и подростков. На решение данных задач и ориентирован настоящий методический материал.

«В вашей школе для меня слишком много яблок, ежей и змей. Прямо голова закружилась», – печально констатирует героиня Астрид Лингрен – Пеппи, отчаявшись решить бессмысленные арифметические задачи. Консервативная модель воспитания давно не работает: мир меняется слишком быстро, и порой не детям приходится учиться у взрослых, а наоборот, взрослым – у детей. Главное, что стоит развивать в детях, – это заложенные в них от природы творческое начало, изобретательность и открытость новому. Писатели для детей не скрывают от своих читателей того, что в мире существует одиночество, нищета, смерть, но и учат не бояться жизни.

Многотрудный путь детской литературы – путь обретения собственного неповторимого голоса. В истории детской литературы отразились процессы, которые происходили с культурой вообще. И сегодня детская книга независимо от жанра формирует в душе ребенка любовь к своему дому, близким, развивает у него потребность познавать себя и мир вокруг себя, уважать человеческое достоинство, чтить святые имена. Но нужно дать ребенку книгу, научить ее читать и понимать прочитанное, нужно привести его на путь встречи с книгой. Ведь это и есть важнейшая цель педагога, руководителя детского чтения.


Р А З Д Е Л I


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: