Городской театр

Житель города любил зрелища. Улица, дом соседа, городская площадь, собор - места действия городского театра. С жадностью глядели на казни преступников. С любопытством подглядывали на чужие семейные драмы. С благоговением занимали места во время католической мессы. Огромные готические храмы, подобно современным оперным театрам, объединяли слово, пение и музыку. На ярмарках в балаганах выступали жонглеры. И все вместе горожане участвовали в карнавалах.

От века к веку средневековый театр менялся. Он не был одинаков на территории Англии или в Италии, ведь государственных границ в нашем понимании еще не было. Но время, религия, нравы рождали сходные сюжеты и жанры. Общими были истоки средневекового театра.

Прежде всего, это церковные богослужения. Пасхальные и рождественские сюжеты разыгрывались прихожанами прямо в храмах. Члены цехов перевоплощались в евангельских персонажей. Более всего следы их сохранились в консервативной Англии. Самая высокая плата была дана Иуде, поменьше Петру, и совсем немного - петуху, который должен был прокричать три раза перед отречением Петра. Популярен был сюжет о бегстве Иосифа и Марии и трех волхвах. Известно, что он существовал в Англии, Франции и Германии.

На папертях соборов студенты-школяры, соединяя латынь с местными языками, знакомили народ с античными героями и ветхозаветными персонажами.

Одним из самых популярных было «Действо об Адаме». В пьесе имелось три акта. В первом играли грехопадение Адама. Три персонажа - Адам, Ева и Змей уже имели свои характеры. Во втором акте Каин убивал своего брата. Из бурдюка с красным вином, привязанного к животу Авеля, струей текла кровь. В третьем действии следовало наказание грешников и предсказание появления Искупителя - Христа.

С религиозными мотивами были связаны и самые популярные театральные жанры - мистерии (от лат. «тайна», «таинство»), миракли (от лат. «чудо») и моралите (от лат. «нравственный»). Чудо и назидание обязательно входило в представление. «Миракль о Теофиле», созданный в XIII веке содержит мотив продажи грешной души дьяволу в обмен на мирские блага. Известен и автор - горожанин Рютбёф.

Теофил, обиженный кардиналом, обращается с жалобой к дьяволу: «Прошу вас, будьте мне оплот». Последовательный диалог раскрывает условия сделки. Но чин и богатство не приносят Теофилу радости. Он знает о страшном наказании, которое ждёт его в аду после смерти решает вымолить прощение, обратившись к Богоматери, уповая на её доброту. Мадонна услышала молитву Теофила. Происходит чудо. Кардинал вновь приближает к себе Теофила. Торжествует и мораль. Теофил покаялся.

Миракли и моралите вновь вошли в моду в эпоху символизма.

Знал средневековый театр и другие «грубые» жанры. Излюбленным зрелищем была игра фарсовых актёров, среди которых тоже были знаменитые. Фарс (от франц. farce – «вставка», «начинка») существовал уже в XIII веке и оказал влияние на театральное искусство последующих столетий. Приёмы фарсового театра – преувеличение, комические несуразности, вызывающие смех. Таков «Фарс о Пателене».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: