Необходимо помнить, что в производственном процессе в данном квартале будет использоваться только сырьё, заказанное и закупленное в предыдущем квартале

Под заказом здесь понимается оформление всех необходимых документов на погрузку, транспортировку и разгрузку на складе фирмы одной партии сырья. Стоимость заказа определяется независимо от количества сырья в партии. Однако, максимальное количество сырья в партии, доставляемой на фирму при одном заказе ограничено и не должно превышать в единицах стоимости 500 000 д.е. В начале первого квартала стоимость одного заказа составляет 50 000 д.е. В последующие кварталы она будет расти в связи с ростом уровня инфляции.

Под закупкой сырья здесь понимается оплата количества сырья, планируемого фирмой в следующем квартале для изготовления товаров. Для закупки необходимого количества сырья следует запланировать необходимые средства.

Хранение сырья на складе фирмы также требует дополнительных затрат, которые будут зависеть от количества сырья и времени его хранения.

Таким образом, в целом для планирования снабженческой деятельности следует предусмотреть соответствующие средства на заказ, закупку и хранение сырья. При этом менеджеру необходимо спрогнозировать и запланировать средства только на закупку сырья. Затраты же на заказ и хранение сырья будут вычисляться в программе автоматически с учётом соответствующих тарифов.

При закупке сырья должны учитываться ограниченные размеры склада: запас сырья на складе в единицах стоимости не должен превышать определённого граничного объёма в каждом квартале, который устанавливается до начала моделирования.

Инвестиционная деятельность фирмы должна обеспечить решение рассмотренных выше вопросов увеличения мощности оборудования фирмы с целью роста объёма выпуска товаров и повышения уровня их качества и конкурентоспособности на рынке. Это связано с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) с целью модификации старых и разработки новых товаров, отличающихся более высоким уровнем качества и технологичности. Таким образом, инвестиционная политика будет определяться, во-первых, планированием: а) инвестиций на увеличение мощности фирмы путём приобретения дополнительного оборудования и найма рабочей силы и, во-вторых, б) инвестиций на проведение НИОКР. При этом, как уже отмечалось выше, следует учитывать, что инвестиции на увеличение мощности фирмы в рассматриваемой ситуации будут носить краткосрочный характер, в то время, как инвестиции в НИОКР - долгосрочный характер.

Кроме названных направлений инвестиционной деятельности,предприятие может также инвестировать денежные средства в ценные бумаги с учетом от выплачиваемых процентов и изменения их курсовой стоимости.

Дивидендная политика фирмы связана с выплатой дивидендов акционерам фирмы. Размеры дивидендов влияют на рыночную стоимость акций фирмы, что, в свою очередь, связано с решением вопросов получения кредитов и проведения эмиссии акций.

Для получения краткосрочного кредита рыночная стоимость акции фирмы в модели должна превышать её книжную (балансовую) стоимость не менее, чем на 20 %. Это условие должно выполняться на всём периоде пока фирма не расплатится с кредитом. В случае, если фирма не берёт кредит в банке рыночная стоимость акции фирмы не должна быть меньше её книжной стоимости.

Для проведения ограниченной эмиссии акций, которая разрешается программой только один раз в начале моделирования, т.е. в первом квартале, рыночная стоимость акции фирмы должна превышать её книжную стоимость не менее, чем на 30%. При этом продажа эмиссионных акций будет производиться по цене, превышающей книжную стоимость.

Следует помнить, что дивиденды должны выплачиваться акционерам по результатам работы фирмы ежеквартально в конце каждого квартала. При этом необходимо учитывать, что выплаты значительных дивидендов будут уменьшать возможности фирмы инвестировать средства на увеличение мощности фирмы, на проведение НИОКР и решение других хозяйственных вопросов.

Денежно-кредитная политика фирмы будет определяться потребностью фирмы в денежных средствах.

В первом квартале менеджер имеет определённую сумму средств на расчётном счёту организации. Она зафиксирована в балансе на начало первого квартала. Менеджер может начать управлять хозяйственной деятельностью фирмы в пределах этой суммы.

В случае, если для выбранной менеджером стратегии управления фирмой на предстоящий период этих денег недостаточно существует две возможности решения этого вопроса.

Первый путь - провести ограниченную эмиссию обыкновенных акций фирмы в начале первого квартала в ограниченном объёме не более 20% от ранее реализованного пакета акций (25 000 обыкновенных акций). По условию сохранения фирмой контрольного пакета число дополнительно выпускаемых акций не должно превышать 5 000 акций.

Второй путь - получение к редита под залог имущества фирмы. Кредит может предоставляться банком на срок от одного квартала до одного года. В данном случае имеет место краткосрочный характер кредита, то есть проценты по нему будут включаться в себестоимость товара и выплачиваться кредитору ежеквартально. Сам кредит должен быть погашен к концу срока заимствования, но не позднее окончания года.

Кредиты в течение года можно брать в начале каждого квартала, однако, так как гарантией возврата кредита является собственные активы (собственный капитал) фирмы, максимальная величина общей суммы кредита (с учетом ранее взятых кредитов) в любом квартале не должна превышать 50% стоимости собственных активов фирмы на текущий момент времени (при этом соотношение между заемным капиталом и собственным капиталом будет не менее 0,6). Обязательным условием получения кредита является соблюдение превышение рыночной стоимости акций книжной стоимости не менее 20%.

В случае управления деятельностью фирмы в течение периода более одного года (от двух до пяти лет) может быть взят долгосрочный кредит. Здесь необходимо помнить, что в отличие от краткосрочного кредита, процентные издержки по долгосрочному кредиту будут погашаться из чистой прибыли.

Средства от кредита могут быть направлены как на расширение одного, так и нескольких видов деятельности фирмы. Целесообразно тщательно оценить к какому увеличению дохода приведет кредитование того или иного вида деятельности, используя методику «финансового рычага». В этом и будет состоять суть определения фирмой денежно-кредитной политики.

Коммерческая деятельность фирмы состоит в инвестировании свободных средств в “портфель” ценных бумаг с целью получения дополнительного к основной деятельности доходов за счёт процентов и курсовой разницы в стоимости ценных бумаг при их купле -продаже на фондовом рынке. При этом размер начисляемых процентов и курсовой индекс ценных бумаг в течение года могут изменяться. Хотя эта деятельность является частью рассмотренной выше инвестиционной политики фирмы, но здесь ввиду её большой значимости для фирмы она выделена в самостоятельное направление. В случае потребности в денежных средствах ценные бумаги всегда могут быть реализованы на рынке ценных бумаг.

Курсовой индекс ценных бумаг в текущем квартале будет отражать увеличение стоимости бумаг по отношению к предыдущему кварталу.

12.2. Моделирование управления предприятием

На рис.12.1 представлена схема моделирования, которая была использована для разработки электронной версии управления рассмотренной выше моделью. На схеме показаны основные элементы модели и связи между ними, отражающие технологию управления фирмой. Основным элементом является блок управления фирмой «Управляющие параметры». Состав управляющих параметров представлен ниже. Результаты реализации принятых управленческих решений представляются в виде пяти самостоятельных документов: отчёта по маркетингу, отчёта о доходах и расходах, финансового отчёта (отчёта о движении денег), балансового отчёта и системы финансовых коэффициентов, отражающих экономические и финансовые результаты.

Управляющие решения принимаются Руководителем фирмы в зависимости от располагаемых фирмой ресурсов, начальных условий, значений параметров фирмы, характеристик товарного и фондового рынков. На характеристики рынков в свою очередь влияют такие внешние факторы как состояние экономики, инфляция, конкуренция, сезонность продаж и т.д. При принятии управляющих решений необходимо учитывать существующие граничные условия.

Рис. 12.1. Структура модели управления фирмой

К управляющим параметрам (см. рис 11.1.)относятся:

1. Продажная цена.

2. Бюджет маркетинга.

3. Средства на закупку сырья на следующий квартал.

4. Инвестиции на увеличение мощности оборудования.

5. Инвестиции в НИОКР.

6. Дивиденды.

7. Инвестиции на закупку ценных бумаг.

8. Размер кредита в данном квартале.

9. Объём сверхурочных работ.

10. Эмиссия акций (в первом квартале).

11. Погашение кредита в конце квартала.

12. Продажа ценных бумаг в конце квартала.

Данная схема модели предприятия реализована в виде компьютерной версии путём формирования структуры, состоящей из трех групп блоков:

1. Группа блоков управления предприятием:

1.1. «Баланс на начало квартала» - характеризует исходные показатели предприятия.

1.2. «Внутренние факторы» - характеризует производственные и экономические показатели предприятия в начале каждого квартала.

1.3. «Внешние факторы» - характеризуют экономическую среду, в которой функционирует фирма в начале каждого квартала.

1.4. «Управление фирмой» - задаваемая Главным менеджером программа управления, содержащая величины управляющих параметров предприятия.

1.5. «Стоимость программы управления», планируемой менеджером, с учетом её соответствия имеющимся средствам.

1.6. «Производство» - характеризует объёмы производства товаров в зависимости от решений Главного менеджера.

1.7. «Склад готовых товаров» - отражает динамику изменения количества нереализованных товаров.

1.8. «Склад сырья» отражает динамику изменения количества сырья в начале и конце квартала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: