Обзор теории Дж. Роттера
Параметры
| Содержание
|
Основные идеи
| Главным или основным типам поведения можно научиться в социальных ситуациях, и эти типы поведения сложным образом соединены с нуждами, требующими удовлетворения в посредничестве с другими людьми.
Поведение человека определяется его уникальной способностью думать и предвидеть. Поведение человека целенаправленно. Подчёркивает значение мотивационных и когнитивных факторов для объяснения поведения в контексте социальных ситуаций.
Наиболее важные аспекты личности познаются в рамках социального контекста.
|
Основные понятия
| Потенциал поведения, ценность подкрепления, психологическая ситуация, потребности, общая формула прогноза, интернальный и экстернальный локус контроля.
|
Методы исследования
| Психодиагностические, экспериментальные методы
Статистические методы анализа
|
Факторы развития
| Социальное научение, обоюдное взаимодействие человека и его окружения.
|
Индивидуальные различия
| Люди различаются по особенностям своего поведения и локусу контроля
|
Развитие личности
| Люди как когнитивные создания, которые активно добиваются своих целей и создают стратегии поведения в течение всей жизни.
|
Достоинства теории
|
Отвергает бихевиористкую точки зрения о том, что люди пассивно реагируют на внешние подкрепления
Подчёркивает роль социальных и познавательных переменных в понимании личности
Предлагает экономную и последовательную структуру для организации того, что известно о поведении человека.
Разработка шкалы для измерения локуса контроля
|
Направления критики теории
| За исключением исследования локуса –контроля эта теория не дала начала никаким эмпирическим исследованиям
|
Таблица № 18