| Параметры | Содержание |
| Основные идеи | Главным или основным типам поведения можно научиться в социальных ситуациях, и эти типы поведения сложным образом соединены с нуждами, требующими удовлетворения в посредничестве с другими людьми. Поведение человека определяется его уникальной способностью думать и предвидеть. Поведение человека целенаправленно. Подчёркивает значение мотивационных и когнитивных факторов для объяснения поведения в контексте социальных ситуаций. Наиболее важные аспекты личности познаются в рамках социального контекста. |
| Основные понятия | Потенциал поведения, ценность подкрепления, психологическая ситуация, потребности, общая формула прогноза, интернальный и экстернальный локус контроля. |
| Методы исследования | Психодиагностические, экспериментальные методы Статистические методы анализа |
| Факторы развития | Социальное научение, обоюдное взаимодействие человека и его окружения. |
| Индивидуальные различия | Люди различаются по особенностям своего поведения и локусу контроля |
| Развитие личности | Люди как когнитивные создания, которые активно добиваются своих целей и создают стратегии поведения в течение всей жизни. |
| Достоинства теории | Отвергает бихевиористкую точки зрения о том, что люди пассивно реагируют на внешние подкрепления Подчёркивает роль социальных и познавательных переменных в понимании личности Предлагает экономную и последовательную структуру для организации того, что известно о поведении человека. Разработка шкалы для измерения локуса контроля |
| Направления критики теории | За исключением исследования локуса –контроля эта теория не дала начала никаким эмпирическим исследованиям |
Таблица № 18






