| Параметры | Содержание |
| Основные идеи | Когнитивные процессы (в том числе ожидания и самоэффективность) занимают центральное место в личности. Моделирование – сущность научения через наблюдение. В основном поведение человека регулируется посредством подкрепления самого себя. |
| Основные понятия | Научение через моделирование, подкреплением самоподкрепление, самоэффективность, взаимный детерминизм. |
| Методы исследования | Полевой и лабораторный эксперименты, психодиагностические методы |
| Факторы развития | Социальное окружение, внутренние факторы развития, особенно когнитивные процессы |
| Индивидуальные различия | Благодаря научению, индивиды различаются в поведении и когнитивных процессах |
| Развитие личности | Дети многому научаются через моделирование, как было показано в исследованиях, где дети участвовали в качестве субъектов. Научение может происходить на протяжении всей жизни. Ожидания и другие переменные когнитивного научения могут изменяться в результате накопления опыта. |
| Достоинства теории | Большое влияние на психологию, особенно в клинических и исследовательских областях Была достигнута более реалистичная оценка сложного взаимодействия причин, лежащих в основе поведения. Была обнаружена эффективность новых методов терапии, с использованием моделирования и других техник для лечения фобий и прочих расстройств. Эффективными являются техники для повышения самоэффективности. |
| Направления критики теории | Ещё не систематизированная теория. Игнорирование существенных аспектов человеческого поведения, уделяет им мало внимания |
Таблица № 19






