Обзор теории А. Бандуры
Параметры
| Содержание
|
Основные идеи
| Когнитивные процессы (в том числе ожидания и самоэффективность) занимают центральное место в личности.
Моделирование – сущность научения через наблюдение.
В основном поведение человека регулируется посредством подкрепления самого себя.
|
Основные понятия
| Научение через моделирование, подкреплением самоподкрепление, самоэффективность, взаимный детерминизм.
|
Методы исследования
| Полевой и лабораторный эксперименты, психодиагностические методы
|
Факторы развития
| Социальное окружение, внутренние факторы развития, особенно когнитивные процессы
|
Индивидуальные различия
| Благодаря научению, индивиды различаются в поведении и когнитивных процессах
|
Развитие личности
| Дети многому научаются через моделирование, как было показано в исследованиях, где дети участвовали в качестве субъектов.
Научение может происходить на протяжении всей жизни. Ожидания и другие переменные когнитивного научения могут изменяться в результате накопления опыта.
|
Достоинства теории
| Большое влияние на психологию, особенно в клинических и исследовательских областях
Была достигнута более реалистичная оценка сложного взаимодействия причин, лежащих в основе поведения.
Была обнаружена эффективность новых методов терапии, с использованием моделирования и других техник для лечения фобий и прочих расстройств. Эффективными являются техники для повышения самоэффективности.
|
Направления критики теории
| Ещё не систематизированная теория.
Игнорирование существенных аспектов человеческого поведения, уделяет им мало внимания
|
Таблица № 19