№ 1. Иванов Иван, 1 год. в анамнезе — рецидивирующие гнойные инфекции. При осмотре обнаруживается отсутствие миндалин, лимфатические узлы практически не пальпируются.
В иммунограмме отсутствуют В-лимфоциты, IgA, IgM, концентрация IgG сыворотки крови резко снижена.
Предполагаемый диагноз?
№ 2. Петров Николай, 3 года. Анамнез: экзема, кандидоз полости рта, пневмоцистная пневмония, рецидивирующие гнойные инфекции.
В иммунограмме — концентрация сывороточных IgA и IgE повышена, IgG соответствует норме, концентрация IgM резко снижена.
Предполагаемый диагноз?
№ 3. Сидоров Евгений, 4 года. В анамнезе — рецидивирующие лимфадениты, абсцессы кожи, пневмония.
В иммунограмме — фагоцитарный показатель несколько снижен, NST-тест — отрицательный.
Предполагаемый диагноз?
Эталоны ответов к ситуационным задачам:
№ 1 — Х-сцепленная агаммаглобулинемия; № 2 — синдром Вискотта-Олдрича; № 3 — хронический гранулематоз.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Список сокращений............................................................................................................................................................................... 3
|
|
Иммунная система детского организма (Л. П. Титов, Е. Ю. Кирильчик)........................................................................................ 4
Закладка и формирование органов иммунной системы......................................................................................................... 4
Формирование неспецифических механизмов резистентности
в онтогенезе............................................................................................................................................................................... 6
Формирование иммунологической компетентности. В-система
лимфоцитов плода..................................................................................................................................................................... 7
В-система лимфоцитов новорожденных...................................................................................................................... 7
Т-система иммунитета плода и новорожденного.................................................................................................................... 9
Формирование атопического статуса плода и новорожденного............................................................................................ 9
Принципы гигиенической гипотезы и ранняя
профилактика аллергии............................................................................................................................................... 10
Особенности внутриутробных инфекций и инфекций первого
года жизни................................................................................................................................................................................ 11
Функционирование иммунной системы в постнатальном периоде..................................................................................... 13
Иммунобиология лактации......................................................................................................................................... 13
Критические периоды развития иммунной системы детского
организма................................................................................................................................................................................. 15
|
|
Система «мать–плод». Иммунологические взаимоотношения матери
и плода (Т. А. Канашкова, Е. Ю. Кирильчик).................................................................................................................................... 17
Роль фетоплацентарной единицы........................................................................................................................................... 18
Изменения в иммунной системе беременной....................................................................................................................... 19
Основные меры профилактики во время беременности...................................................................................................... 20
Литература............................................................................................................................................................................................ 22
Приложение 1. Параметры иммунного статуса здоровых детей..................................................................................................... 23
Приложение 2. Примеры тестов и ситуационных задач для самоконтроля уровня знаний.......................................................... 25