Лекция 8. «Война за независимость и образование США»

План

10.Организация управления в североамериканских колониях Англии.

11.Война за независимость.

12.Декларация независимости США.

13.Статьи конфедерации 1781 г.

14.Конституция США 1787 г.

15.Билль о правах 1791 г.

16.Создание федерального государственного аппарата.

17.Гражданская война в США.

18.США в конце XIX - начале XX вв.

1. Организация управления в североамериканских колониях Англии.

В 1607 г. были основаны первые английские поселения в Северной Америке. Их население сначала состояло из нищих и заключенных, обя­занных оплатить своим трудом стоимость их проезда в Америку, и их хо­зяев. В 1619 г. появляются первые рабы-негры. Затем появились политиче­ские и религиозные диссиденты и иные свободные переселенцы.

К концу XVII в. сложилось 13 британских колоний, которые по сво­ему правовому положению подразделялись на три группы: 1) самоуправ­ляющиеся колонии - республики, 2) частновладельческие колонии, 3) вла­дения самого британского короля. В этих колониях существовали двухпа­латные законодательные собрания. Но их решения могли быть отменены королевскими губернаторами. Жители колоний получили те же права, что и сами британцы.

2. Война за независимость

Англия сдерживала экономическое и политическое развитие своих американских колоний, рассматривая их как рынок сбыта английских това­ров, источник сырья и финансовых поступлений. Законы, принятые англий­ским парламентом в XVIII в. серьезно подрывали промышленность и тор­говлю в колониях и вызвали возмущение во всех слоях общества. В 60-е - на­чале 70-х гг. начались открытые массовые выступления населения колоний.

В 1774 г. в Филадельфии собрался первый Континентальный Кон­гресс для обсуждения «общих интересов Америки». Он выразил протест против налоговой и таможенной политики Англии, просил короля прекра­тить притеснения. Однако английское правительство решило силой пода­вить выступления в колониях.

В апреле 1775 г жители колоний начали вооруженную борьбу. Вто­рой Континентальный Конгресс в мае 1775 г. констатировал состояние войны с Англией и принял решение о создании американской армии. Ее возглавил Дж. Вашингтон.

3. Декларация независимости США

4 июля 1776 г. третий Континентальный Конгресс принял «Деклара­цию независимости Соединенных Штатов», подготовленную Т. Джеффер-соном. Декларация объявила об уничтожении политической зависимости колоний от короля и правительства Великобритании, провозгласив их «свободными и независимыми штатами».

Декларация была основана на теории естественных прав человека. В декларации говорилось, что «все люди созданы равными, и все они имеют неотчуждаемые права, к числу которых принадлежит жизнь, свобода, стремление к счастью». Джефферсон считал частную собственность не ес­тественным, а приобретенным правом. Для обеспечения естественных прав «люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых». Согласно декларации государство основывает­ся на общественном договоре, заключенном между людьми.

Важнейшее значение имело положение декларации о праве народа изменить или свергнуть неугодное ему правительство: «Право и долг на­рода - свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспече­ния своей будущей безопасности», т.е. подтверждался принцип «народного суверенитета», согласно которому власть исходит от народа и только на­род решает, какое правительство соответствует его интересам. Правда, все эти положения распространялись лишь на белых мужчин-собственников. Негры-рабы и индейцы, а также женщины лишались политических прав.

4. Статьи Конфедерации 1781 г.

Провозглашение независимости еще не привело к созданию единого американского государства. В 1781 г. получившие независимость само­стоятельные штаты объединились в Конфедерацию - союз не столько го­сударственный, сколько межгосударственный. Одновременно была приня­та конституция союза, т.н. «Статьи Конфедерации».

Штаты брали обязательства о взаимопомощи и невмешательстве в дела друг друга. Их граждане приобретали равные права во всех штатах, право свободного въезда и выезда. Для ведения совместных дел учреждал­ся Конгресс из представителей от каждого штата. Конгресс мог решать во­просы войны и мира, заключать международные договоры, распоряжаться

средствами, предоставленными штатами, разрешать конфликты между штатами. В период между сессиями Конгресса действовал Комитет шта­тов, куда входило по 1 представителю от каждого штата.

Однако каждый штат сохранял свою независимость, право содержать свою армию и флот, принимать и назначать послов, заключать договоры и даже вести военные действия. Понятие единого гражданства отсутствовало.

5. Конституция США 1787 г.

Экономический хаос, угроза гражданской войны требовали создания единого государства на базе 13 практически независимых штатов.

В мае 1787 г. в Филадельфии был созван специальный конвент из делегатов от штатов для пересмотра Статей Конфедерации. Однако кон­вент пошел дальше, он принял новую конституцию. Все делегаты конвента были состоятельными людьми.

Американская конституция представляет собой очень краткий доку­мент. Она состоит из преамбулы и 7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы. В основу организации высших органов власти республики был по­ложен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Для предупреждения концентрации полномочий у одной из ветвей власти конституция устанавливала систему «сдержек и противовесов».

1) Все три ветви власти имеют различные источники формирования.
Носитель законодательной власти — Конгресс - состоит из двух палат, каж­-
дая из которых формируется особым образом. Палата представителей из-­
бирается избирателями от каждого из штатов. Сенат - легислатурами шта­-
тов. Президент - носитель исполнительной власти - избирается косвенным
путем, коллегией выборщиков, которые избираются населением отдельных
штатов. Наконец, высший орган судебной власти - Верховный суд - назна­-
чается совместно президентом и сенатом.

2) Все органы государственной власти имеют различные сроки пол­-
номочий. Палата представителей избирается на 2 года. Сенат не имеет сро­-
ка полномочий, поскольку каждые 2 года он переизбирается на одну треть.
Президент избирается на 4 года, а члены Верховного совета занимают свои
должности пожизненно.

Такой порядок должен был не допустить одновременного обновления всех высших органов власти.

3) Каждая из ветвей власти могла нейтрализовать действия другой.
Сенат может отклонить любую кандидатуру, предложенную президентом
для занятия высших федеральных должностей (в том числе министров),
так как для ее утверждения требуется согласие двух третей сената. Кон-­
гресс может привлечь президента к ответственности в порядке импичмен­-
та
и отстранить его от должности.

Президент, в свою очередь, может наложить отлагательное вето на законы конгресса, которое может быть преодолено повторным одобрени-

ем отвергнутого закона двумя третями голосов в обеих палатах.

Но Верховный суд, назначенный президентом и сенатом, получил право конституционного надзора в отношении актов конгресса и прези­дента. Сами же верховные судьи могли быть отстранены от должности в соответствии с процедурой импичмента, которая осуществляется обеими палатами конгресса.

Конституция заложила основы федеративной формы государствен­ного устройства, хотя соответствующего понятия в ее тексте нет. В основу федерации был положен дуалистический (двойственный) принцип, по ко­торому детально перечислялись полномочия федеральных органов власти, а все остальное, не упомянутое в конституции, относилось к ведению шта­тов, о чем говорилось в X поправке (1791 г.). Статья VI закрепляла прин­цип верховенства федерального права по отношению к праву штатов. В случае коллизии законов судьи штатов всегда должны отдавать предпоч­тение федеральному праву.

6. Билль о правах 1791 г.

Первоначальный текст конституции США ничего не говорил о пра­вах и свободах граждан. Это вызвало огромное недовольство демократиче­ски настроенных слоев населения и даже поставило под угрозу ратифика­цию конституции. Уже в июне 1789 г. на первом конгрессе, созванном на основе конституции, по предложению Д. Мэдисона были внесены первые 10 поправок, которые в декабре 1791 г. были ратифицированы штатами и одновременно вступили в силу. Они стали неофициально называться Билль о правах. Однако поправка X вообще не касалась гражданских прав, IX заявляла о недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомя­нутых конституцией. Поправка III, запрещавшая размещение солдат в до­мах граждан, фактически не действует. В остальных 7 поправках говори­лось о политических и личных правах и свободах. Так, поправка I говорила о свободе вероисповедания, слова и печати, собраний и шествий; II - га­рантировала народу право хранения и ношения оружия; IV -неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества. В поправке V говорилось о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о запрете без­возмездного изъятия частной собственности. Поправки VI, VII и VIII были посвящены процессуальным принципам и гарантиям, в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматривать­ся с участием присяжных заседателей. Эти же поправки запрещали чрез­мерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания.

7. Создание федерального государственного аппарата

В 1789 г. впервые собирается конгресс США. Тогда же был выбран первый президент. Им стал Дж. Вашингтон. Под его руководством созда­ется аппарат исполнительной власти. Были образованы первые департа­менты (министерства) - государственный (по иностранным делам), воен-

ный и финансовый. Учреждается должность генерального атторнея (про­курора). В феврале 1790 г. стал заседать Верховный суд.

Закон о судоустройстве (1789 г.) заложил юридическую основу фе­деральной судебной системы. США были разделены на 13 судебных рай­онов, которые объединялись в 3 судебных округа. Учреждалась трехзвен-ная система федеральных судов, организационно не связанная с судебны­ми системами отдельных штатов. Кроме того, создавалась атторнейская (прокурорская) служба США.

Огромное значение для судебной власти США имело решение Верхов­ного суда по «делу Мэрбери против Мэдисона» (1803 г.). Тогда был сформу­лирован принцип «любой закон, противоречащий конституции, ничтожен». Этот принцип был положен в основу доктрины конституционного надзора.

8. Гражданская война в США

Преобладание рабовладельцев-плантаторов в федеральных органах власти привело к середине XIX в. к неограниченному распространению рабовладения на другие штаты и территории.

Избрание в ноябре 1860 г. на пост президента видного сторонника отмены рабства, одного из организаторов республиканской партии А. Лин­кольна вызвало резкое недовольство южных штатов. Они решились на крайнюю меру - выход из состава США и на провозглашение в феврале 1861 г. нового государства - Конфедеративных Штатов Америки. В марте 1861 г. конфедераты провозгласили новую конституцию Конфедеративных Штатов Америки. 12 апреля 1861 г. они начали гражданскую войну с за­конным правительством США (война Севера и Юга). Через 4 года, в мае 1865 г. конфедераты были полностью разгромлены, а мятежные южные штаты возвращены в состав США.

По окончании войны была принята XIII поправка к конституции, ко­торая запрещала рабство. XTV поправка (1868 г.) закрепляла равные граж­данские, а XV (1870 г.) - равные политические права белых и негров. Од­нако решения Верховного суда 1883 и 1896 гг. фактически отменяли ра­венство негров и белых, признавая конституционными законы южных штатов, устанавливающие дискриминацию и сегрегацию негров. Неравно­правие негров сохранялось еще почти 100 лет.

9. США в конце XIX- начале XX вв.

На начало XX в. приходятся только две поправки к конституции -XVI и XVII, ратифицированные в 1913 г. XVI поправка предоставила кон­грессу право вводить подоходный налог. XVII поправка установила пря­мые выборы сенаторов избирателями штатов (а не законодательными соб­раниями штатов, как раньше).

В 1901 г. президентом стал Т. Рузвельт, оставаясь на этом посту до 1909 г. При нем окончательно закончилась эра «правления конгресса». Прежние президенты считали себя агентами конгресса. Т. Рузвельт пере-

стал послушно выполнять волю лидеров конгресса и начал политику ак­тивного вмешательства государства в экономику и ограничения трестов. При Рузвельте были приняты законы, смягчающие условия детского труда, регулирующие деятельность железных дорог, создано министерство тор­говли и труда. Он сформулировал концепцию сильной президентской вла­сти, подотчетной не конгрессу, а непосредственно народу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: