При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта: 1. государство есть организация политической власти в обществе (формальная сторона); 2. чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью аппарата политической власти целостность общества и его надлежащее функционирование в эпоху цивилизации, т.е. в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия - народовластие, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное предназначение государства - гарантировать на властной основе свободу в обществе, создать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее (естественное) функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов.
Можно выделить два подхода к сущности государства:
1) классовый, - здесь государство является организацией политической власти экономически господствующего класса – отсюда насилие, диктатура; общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план;
|
|
2) общесоциальный, - здесь государство является организацией политической власти, создающей условия для компромисса, согласия различных классов и социальных групп; государство здесь – это "служба" общественным интересам.
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый и иные подходы к познанию сущности государства.
Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. В зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из названных начал.
Государство — явление исключительно разностороннее, многогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать различные системы его классификации. Их классификация возможна по самым различным основаниям:
1) по социальным признакам (характеру государственной власти);
2) по форме (способам организации власти);
3) по видам государственного режима (методам осуществления государственной власти);
4) по способу возникновения (соединения, разделения одного государства на несколько новых);
5) по уровню развития, организации государственно-политических институтов;
6) по уровню развития права (правовые, полуправовые);
7) по признакам, указывающим на источник государственной власти и др.
Типология государств - это их научная классификация, т.е. один из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государств. Одним из вариантов такой классификации является типология государства, основанная на наиболее важных, сущностных его признаках. В настоящее время существует два подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный, претендующими на глобальный охват значительных временных и пространственных массивов.
|
|
Формационная типология
Эта типология (подход) традиционно опирается на марксистское учение об общественно-экономических формациях. Основными критериями общественно-экономических формаций выступают наличие или отсутствие: а) частной собственности; б) классов; в) товарного производства. При наличии этих признаков налицо экономическая общественная формация, которая не может обойтись без той или иной формы государственности. Согласно этому подходу, государство и по существу, и по форме обусловлено экономическим строем общества: оно вторично, экономика первична. Экономическая структура общества каждой данной эпохи образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Тип государства определяется тем, какому классу (классам) оно служит.
Формационная типология выделяет четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. При этом она делит их на эксплуататорские и неэксплуататорские.
Исторические типы государства,
типы общественно-экономической формации
Эксплуататорские государства
Неэксплуататорские государства
РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА
Шумер, Египет, Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция, Древний Рим, Урарту, Колхида
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА
СССР, Куба, Вьетнам, Монголия, Китай и др.
ФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА
Франкское государство, Франция до конца XVIII века, Англия до начала XVIII века, Киевская Русь, Россия до конца XIX века
БУРЖУАЗНЫЕ ГОСУДАРСТВА
США, ФРГ, Великобритания, Мексика, Япония, Италия и др.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА
ФРГ, США, Великобритания и др.
Рабовладельческое государство
Первые рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX—VIII вв. до н.э., т.е. на 20 и более веков позднее Египта.
По сравнению с восточным обществом европейское рабовладельческое общество было значительно более гибким, в нем были заложены предпосылки дальнейшего развития. В результате на его базе впоследствии возникло феодальное общество и соответствующее ему государство.
Феодальное государство
Государства этого типа возникли в Европе в VI—IX вв. н.э., но и до сего времени в ряде стран существуют остатки феодальных отношений.
Экономическую основу феодального общества составляла частная собственность феодалов на землю. Крестьяне имели мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него (оброк и барщина). С развитием феодального общества такая экономическая зависимость крестьян от феодалов дополнилась и мерами государственного принуждения: крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть свое хозяйство.
Феодальные государства, как правило, проходят ряд стадий развития. Они возникают как централизованные монархии, затем, в связи с тем что монарх раздает землю феодальной знати за ее службу, происходит раздробление единых государств. Возникающие части (герцогства, графства, княжества и пр.), даже формально входя в состав прежнего государства, фактически, а зачастую и юридически приобретают полную независимость. Затем вновь происходит объединение земель, возникают сословно-представительные и абсолютные монархии. Но на всех этапах развития феодального общества сущность государства не меняется, оно всегда служит интересам класса феодалов.
|
|
Феодальный характер собственности на землю как основное средство производства определяет то обстоятельство, что феодальные государства возникают и существуют как монархии. Напротив, в независимых городах, где господствует купечество и собственность является частной, существует республиканская форма правления (города-республики Новгород, Псков, Венеция, Генуя, и др.).
Основным источником феодального права являются правовые обычаи, причем в период феодальной раздробленности в каждой местности действуют свои обычаи. Обычаи нередко кодифицируются (Русская Правда, Салическая Правда и др.). Одним из способов преодоления раздробленности становится создание единой правовой системы. Это достигается либо посредством создания общегосударственного законодательства (франко-германские правовые системы), либо путем придания общей силы судебному прецеденту (системы общего права).
Буржуазное государство
Первые буржуазные (капиталистические) государства возникли в Европе и Северной Америке 200—300 лет назад, а после Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир.
В отличие от предшествующих общественно-экономических формаций, основанных на официальном закреплении классового неравенства, сословных привилегий, буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство и братство». Капиталистический способ производства требовал работника, свободно продающего свой труд. Сословное неравенство, повсеместно существовавшее до этого, заменяется неравенством социальным, поскольку одни владели средствами производства, а другие, лишенные их, должны были продавать свою рабочую силу. В своем развитии буржуазное общество проходит ряд стадий, вместе с ним меняется и государство.
На первой стадии (период свободной конкуренции) класс буржуазии состоит из множества сотен тысяч и миллионов собственников, обладающих более или менее равным объемом собственности. Хотя и декларировалось всеобщее равенство, тут же законодательно утверждалось политическое неравенство.
|
|
Второй этап развития буржуазного общества — период монополистического капитализма — начался в конце XIX — начале XX в. В руках не многочисленной монополистической буржуазии сосредоточивается основная часть общественного богатства и, естественно, политическая власть. В некоторых случаях это приводит к возникновению антидемократических режимов, выражающих волю монополистов (фашистские режимы в Германии и Италии, военно-полицейские в Латинской Америке и Южной Африке и др.).
На третьем этапе, в начале прошлого столетия хотя государственная власть по-прежнему находится в руках класса буржуазии, постепенно повышается влияние на нее остальной части общества. Государство активнее вмешивается в экономику путем планирования, размещения государственных заказов, кредитования, осуществляются много миллиардные социальные программы.
Социалистическое государство
Сама идея государства такого типа возникла первоначально в теории — в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина — как противопоставление государствам других типов, власть в которых принадлежит эксплуататорскому меньшинству и используется, прежде всего, для подавления эксплуатируемого большинства. Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, перестанет быть собственно государством, станет «полугосударством», а затем и отомрет, будет заменено органами народного самоуправления.
Однако большинство этих теоретических прогнозов на практике не подтвердилось. В итоге, сформировалось общество и государство, основанные фактически на единой государственной собственности и поэтому в значительной мере сходные с «восточными» типами общества и государства. Реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, точнее, его верхушка, которая в результате приобрела неограниченную власть.
Участие народа в осуществлении власти, его политические и личные права и свободы стали чисто формальными, равно как и деятельность демократических институтов. И, как всякое «восточное» общество, наше также приобрело застойный характер, перестало развиваться. Похожие, хотя в каждом случае имеющие специфические черты, процессы происходили и в других странах, строивших социалистическое общество.
Цивилизационная типология
Эта типология связана с понятием "цивилизация". В самом общем виде понятие "цивилизации" можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживаемую его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.
Цивилизационный подход подчеркивает, что государство определяется кроме экономических причин также духовно-культурными и нравственными факторами. Цивилизация, ее уровень, ее ценности (стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека, культура) влияют и на государственную организацию общества. Классическим примером может служить Европа, в которой протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора капиталистической эволюции региона и вызревания соответствующих ей государственно-правовых начал, а также современная Япония.
Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.
В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов.
Первый - локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.).
Второй - особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
Третий этап - современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социополитических культур.
ТИПЫ
ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Древневосточные государства
Древнеафинское государство
Древнеримское государство
Средневековое государство
Современное государство