Вокруг себя воров он и налетчиков,
Отцеубийц, грабителей и взломщиков —
Их в преисподней множество. Наслушавшись
Словечек ловких, доводов и выдумок.
Они взбесились и мудрейшим мастером
Его признали. Возгордившись, занял он
Эсхила трон...
Эта характеристика Еврипида близка к точке зрения комедиографа. Сердцевина его комедии — «агон», состязание двух поэтов, двух трагиков Эсхила и Еврипида. Первым вступает в словесный бой Еврипид. Он резко отзывается о своем литературном собрате:
Его давно я знаю, раскусил давно.
Певца невежд, горластого, строптивого,
С безудержным, неистовым, безумным ртом,
Бахвала витьеватого, трескучего.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЕВРИПИДА. Главный упрек Еврипида Эсхилу в том, что он выводит на сцену молчащих героев: это — «трагические чучела», которые «молчат, не никнут». У Эсхила — высокопарность стиля, малопонятные для зрителя образы. Еврипид считает себя наследником Эсхила. Но он принял от него поэзию, «распухшую от пышных слов, надутую от бредней». Еврипид поэзию Эсхила «подсушил», от «неучености избавил». Приблизил к жизни и всем позволил выговориться: «и женщинам, и слугам, и девушкам, и господам, старухам даже». «Любовь народа — цель моя», — настаивает Еврипид. Он так объясняет смысл своего творчества:
Заговорил я о простом, привычном и домашнем.
Меня проверить всякий мог. В ошибках каждый зритель
Мог уличить. Но я не врал, не фанфаронил вздорно,
Не надувался, как индюк...
О своих зрителях Еврипид отзывается так:
Умело я их обучал,
Пример для жизни показал,
В поэзию науку ввел
И здравый разум.
Наконец соперники переходят к коренному вопросу: в чем назначение поэзии? Еврипид ратует «за правдивые речи, за добрый совет и за то, что разумней и лучше они делают граждан Родимой земли».
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЭСХИЛЛ. Эсхил не разделяет такую самооценку Еврипида, который, на самом деле, «честных, разумных почтенных людей негодяями низкими делал». Эсхил создал иных героев:
Нет, отвагой дышали они. и копьем, и шумящим султаном на шлемах.
Как огонь, были поножи, панцирь, как блеск, бычье мужество в пламенном сердце...
Эсхил относит себя к наследникам «Гомера богоравного», прославившего в «стихах величавых битвы, воинский подвиг, оружье, мужей».
По заветам Гомера в трагедиях я сотворил величавых героев,
И Патроклов, и Тевкров с душой как у льва. Я до них хотел
Граждан возвысить,