Когда сошел под землю Еврипид, собрал

Вокруг себя воров он и налетчиков,

Отцеубийц, грабителей и взломщиков —

Их в преисподней множество. Наслушавшись

Словечек ловких, доводов и выдумок.

Они взбесились и мудрейшим мастером

Его признали. Возгордившись, занял он

Эсхила трон...

Эта характеристика Еврипида близка к точке зрения комедиографа. Сердцевина его комедии — «агон», состязание двух поэтов, двух трагиков Эсхила и Еврипида. Первым вступает в словесный бой Еврипид. Он резко отзывается о своем литера­турном собрате:

Его давно я знаю, раскусил давно.

Певца невежд, горластого, строптивого,

С безудержным, неистовым, безумным ртом,

Бахвала витьеватого, трескучего.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЕВРИПИДА. Главный упрек Еврипида Эсхилу в том, что он выводит на сцену молчащих героев: это — «траги­ческие чучела», которые «молчат, не никнут». У Эсхила — вы­сокопарность стиля, малопонятные для зрителя образы. Еври­пид считает себя наследником Эсхила. Но он принял от него поэзию, «распухшую от пышных слов, надутую от бредней». Еврипид поэзию Эсхила «подсушил», от «неучености избавил». Приблизил к жизни и всем позволил выговориться: «и женщи­нам, и слугам, и девушкам, и господам, старухам даже». «Лю­бовь народа — цель моя», — настаивает Еврипид. Он так объяс­няет смысл своего творчества:

Заговорил я о простом, привычном и домашнем.

Меня проверить всякий мог. В ошибках каждый зритель

Мог уличить. Но я не врал, не фанфаронил вздорно,

Не надувался, как индюк...

О своих зрителях Еврипид отзывается так:

 

Умело я их обучал,

Пример для жизни показал,

В поэзию науку ввел

И здравый разум.

Наконец соперники переходят к коренному вопросу: в чем назначение поэзии? Еврипид ратует «за правдивые речи, за добрый совет и за то, что разумней и лучше они делают граждан Родимой земли».

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЭСХИЛЛ. Эсхил не разделяет такую самооценку Еврипида, который, на самом деле, «честных, разумных почтенных людей негодяями низкими делал». Эсхил создал иных героев:

Нет, отвагой дышали они. и копьем, и шумящим султаном на шлемах.

Как огонь, были поножи, панцирь, как блеск, бычье мужество в пламенном сердце...

Эсхил относит себя к наследникам «Гомера богоравного», прославившего в «стихах величавых битвы, воинский подвиг, оружье, мужей».

По заветам Гомера в трагедиях я сотворил величавых героев,

И Патроклов, и Тевкров с душой как у льва. Я до них хотел

Граждан возвысить,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: