double arrow

Все замечания были учтена, и вслед за ней была выпущена другая трагедия «Горации»


Жан Расин (1639-1699)

Если Корнель творил в годы, когда абсолютизм являлся прогрессивной властью для Франции, то Расин писал уже в более поздний период, когда абсолютизм носил редусивное значение и скорее тормозил развитие страны, поэтому меняется жанр трагедии у Расина, меняются герои и меняется образ монарха.

В творчестве Расина доминирует жанр любовно-психологической трагедии.

Трагедия «Андромаха» (1667)

В этом произведение Расин обращается к сюжету из греческой мифологии, в частности ориентируясь на творчество Еврипида. В «Андромахе» центральным выступает столкновение разумного, нравственного начала со стихийной страстью, которая не только разрушает личность, но и ведет к физической гибели.

В центре внимания автора – Андромаха, которая находится в плену у царя Пирра – сына Ахилла, который убил в свое время мужа Андромахи. Пирр влюблен в Андромаху и требует, чтобы она вышла за него замуж, если же этого не произойдет, то погибнет ее сын. Долг перед убитым мужем, которому верна Андромаха, с другой стороны – любовь сына, которую она хочет сохранить – два противоположных конфликта.

Третьи лица – Гермиона – официальная невеста Пирра и Орест, который пребывает к царю Пирру с дипломатической миссией. Так вот сам Орест влюблен в Гермиону.

Побельницей в пьесе остается Андромаха – единственная из всех героев, которая смогла уберечься от страстей и чувств. Все другие герои выбирают сторону страсти и либо погибают физически, либо терпят моральные поражения.




Центральные образы – образ Андромахи и царя Пирра. Андромаха = волевая женщина, которая может противостоять деспотизму Пирру, руководствующаяся разумов, но, тем не менее, она показа и как любящая мать своего сына. Пирр – его характеристика неоднозначна. С одной стороны он показан как жестокий деспот, который ставит Андромаху перед сложным неращрешимым выбором, с другой стороны - он искренне любит Андромаху, готов защищать ее сына даже вопреки государственным интересам и более того сама Андромаха замечает, что если бы они встретились в другое время и при других обстоятельствах, она бы могла рассмотреть в нем положительные стороны.

Таким образом в трагедии Расина представлены, в отличии от Корнеля, не героические личности с их достоинствами и недостатками. Тем не менее, Расин также выступает за разум, но не через показ идеала, а напротив показывает какие поступки и к чему могут привести – как не следует поступать.



Комедия классицизма. Творчество Мольера

В отличие от трагедии, комедия обращалась к сюжетам из современной, обыденной жизни. Герои – современники. Не столь жесткие требования к изображаемому. Могли писаться не только стихами, но и прозой. Допускался простой язык, разговорная речь, диалектизмы. Использовались песни, танцы. Объект изображения (сравнение): в трагедии: мифы, история, в комедии – современная действительность как объект осмеяния. В комедии также правило трех единств и она имеет воспитательную функции с помощью метода «от противного».

В трагедии конфликт чувства и долга. В комедии конфликт изначально был связан с фарсовыми ситуациями. В высоких комедиях – интеллектуальный спор героев. К высоким комедиям относится творчество Мольера.

Мольер (Жан Батист Поклен) – сын придворного декоратора . Получил неплохое образование, но не становится юристом. С 1613 года занимается театром. Первая трупа – «Блистательный театр». Гастролировал по провинциям и естественно для этого нужен был соответственный репертуар. Мольер был вынужден сам сочинять комедии. Обращается к фольклору. Использует материалы итальянской комедии – «комедии масок». Итальянская комедия существовала со средних веков.

После ряда постановок возвращается в Париж. Становится придворным комедиографом. Использует фарсовые, «слезные» жанры. Активно включает в комедии танцы и песни. Создает комедию-балет.

Три периода творчества:

  1. 40-е годы – начало 60-х. Раннее творчество. Пишет короткие, трехактные пьесы не только в стихах, но и в прозе. Обращается к вопросам любви, брака и воспитания. Произведения: «Смешные жеманницы», «Школа жен», «Школа мужей». Формируется эстетическое кредо Мольера: «Комедию писать тяжелее, чем трагедию, т.к. в ней участвуют современники, в портретах которых должны угадываться люди века. Мольер критически относится к правилу трех единств, считает, что его использование необязательно, если от этого страдает правдивость изображаемого. Важнейшее правило – «нравиться». Не отрицает и воспитательное воздействие комедии на зрителя.
  2. 60-е – 70-е годы – времена творческого пути. Были созданы лучшие комедии: «Тортюф» (в трех редакциях, долго была под запретом), «Мизантроп», «Дон Жуан». Появляется жанр социальной комедии: типажи, которые выводит автор, не существуют сами по себе, а связаны с той или иной социальной средой. Их поведения обусловлено их сословием.
  3. 70-е – начало 80-х годов. Обращается к разным жанрам. Центральная тема – тема буржуазии, к которой у Мольера двоякое отношение. С одной стороны, экономическая опора государства выступает в противовес дворянству. С другой стороны, Мольер высмеивает жадность, бескультурье и стремление породниться с дворянством. Произведения: «Мещанин во дворянстве», «Скупой».

Творчеству Мольера присущ демократизм. Во всех пьесах положительным образом выступает образ человека из народа (слуги), которые очень часто противопоставляются своим хозяевам. Слуги показаны более ловкими, часто играют роль в устройстве личной жизни и счастье своих хозяев.






Сейчас читают про: