Пьеса «Жизнь есть сон» (1635)

Рассказывается история принца Сигизмунда, при рождении которого было предсказано, что он станет тираном. С рождения Сигизмунд был заточен в высокую башню. При нем находится слуга Клотальдо. Принц показан как человек, близкий к природе. Он сам не отрицает своей зависимости от природы, от страстей, своего права. Видит в себе совмещение человека и зверя. С одной стороны, человек, ум которого пытлив, он мыслит, с другой – он раб своей животной природы.

В истории рассматривается проблема свободы: несмотря на то, что он человек, животные свободнее, чем он. В нем пытались убить звериное начало, обращаясь с ним, как со зверем, поместив в башню. Сигизмунд превращается в человека-зверя.

Клотальдо объясняет Сигизмунду, что королевский бал – всего лишь сон. После этого происходит духовное перерождение принца, который начинает понимать, что вся наша жизнь – нечто приходящее. Он пробудился от первого сна, но продолжается его сон жизни. Королевская власть, богатство – это всего лишь сон. Поняв это, он становится выше своих страстей, отказывается от жестокости, подменности, - побеждает свои страсти.

Автор акцентирует внимание на самовоспитании человека. Во главу угла поставлен разум, который побеждает его звериное начало. После восстания принц согласился взойти на престол и становится мудрым правителем. Он не мстит своему отцу, т.к. жестокостью нельзя победить жестокостью. Восстановление человеческих прав должно идти гуманным способом.

Метод Кальдерона состоит в обнажении жизненных противоречий. Он проводит своего героя через враждебные обстоятельства, раскрывает его внутреннюю борьбу и приводит к духовному просветлению. Оказывает влияние и христианская концепция – идея духовного перерождения человека.

Произведение характерно для барокко. Отражает диалектику жизни. Герой нестатичен, изменяется под влиянием обстоятельств. Многие характеры схематичны. Действие в пьесе происходит в Полонии (Польше). Но место и время действия условны. С самого начала и на протяжении всего действия доминирует атмосфера ужаса, темных сил, неподвластных природе, враждебности окружающего мира. Возникает мысль о страданиях человека в этом мире. Драма написана стихотворным языком. Используются сложные предложения, метафоры, которые связаны с животным миром. Активно используются гипербола и гротеск.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: