Требования к процедуре выполнения и предоставления курсовых работ

Работа студента над курсовой работой состоит из следующих этапов:

- выбор темы на основе тематики и требований, разработанных кафедрой;

- накопление и обработка информационного и творческого материала;

- подготовка и написание работы;

- индивидуальная защита курсовой работы.

Объем курсовой работы должен быть не менее 35-40 страниц машинописного текста (14 шрифт, через 1,5 интервала.)

Студенты очных форм обучения предоставляют курсовую работу на кафедру в течение учебного семестра, в котором предусмотрено написание курсовой работы (не позднее 30 дней до защиты.) Студенты-заочники – согласно учебного плана (не позднее 10 дней до защиты курсовой работы).

На представленную работу студенты должны получить рецензию-отзыв преподавателя кафедры, в которой указывается общая оценка, достоинства и недостатки работы. По рекомендации преподавателя кафедры работа может быть переработана (повторное рецензирование осуществляет тот преподаватель, который рецензировал работу в первый раз.) Студенты, не предоставившие курсовую работу своевременно к экзамену, не допускаются.

Критерии оценки курсовой работы:

Наиболее эффективной системой оценивания в проектной деятельности является оценивание согласно критерий по десятибалльной шкале по результатам двух этапов:

Критерии оценки выполненной курсовой работы:

· Аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность и значимость выполненной работы;

· Объем и полнота разработки темы, самостоятельность, законченность;

· Аргументированность, уровень творчества, качество оформления работы.

Критерии оценки защиты курсовой работы:

· Качество доклада: композиция, полнота представления работы, результатов,; аргументированность и убедительность.

· Объем и глубина знаний по теме: эрудиция, межпредметные связи.

· Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных и технических средств, чувство времени, импровизированное начало, удержание внимания аудитории.

· Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, дружелюбность, стремление использовать ответы на вопросы для успешного раскрытия темы и сильных сторон курсовой работы.

· Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.

Оценка курсовой работы складывается из суммы полученных баллов по всем критериям. Все результаты заносятся в специальный оценочный лист.

Еще одной из форм оценивания работы является рецензирование: автор работы должен получить как минимум две рецензии. Одну от кого-нибудь из сокурсников, вторую – от специалиста, готового и способного профессионально оценить работу.

В рецензиях отмечаются сильные и слабые стороны проработки темы, согласие и несогласие с выводами и аргументацией в курсовой работе.


III. Дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации

1. Установите соответствия между столбцами: праздник – это 1) в древнееврейском языке А) некое институализированное действие 2) в латинском языке Б) определенные дни 3) во французском языке В) «праздь», безделье, отдых 4) в «Новом лексиконе» Г) праздный, «порожний», «пустой» 5) в «Словаре гуманитарных наук» Д) различные религиозные и светские 6) в словаре Ф. А. Брокгауза и Е) момент социокультурной А. И. Эфрона динамики, символическая игра 7) в словаре В. И. Даля Ж) общественные события, выражение организованной жизни общества 8) в словаре М. Фасмера З) особый культовый день; публичные развлечения; житейские радости 9) в словаре Д. Н. Ушакова и И) «feriae» – каникулы, «festum» С. И. Ожегова – торжество 10) энциклопедии «Мифы народов К) «хач», «хачать» – танцевать мира»
2. Определите адресат следующего определения: праздник – это 1) антитеза будней, проявление А) Казимеж Жигульский особой, празднично – свободной жизни 2) гибкая педагогическая система Б) М. М. Бахтин 3) свободное время, религиозный культ, даты истории В) Д. М. Генкин 4) первичная форма человеческой культуры Г) А. И. Мазаев 5) свободная жизнедеятельность, локализация особого общения Д) А. В. Бенифанд 6)традиционная народная форма отдыха Е) Л. Н. Лазарева 7) отражение типа способа производства Ж) И. М. Снегирев 8) духовно-практическая деятельность З) Л. С. Лаптева
3. Какие признаки отличают: А – «праздник», Б – «театрализованное представление»? 1) есть одно место действия; 2) много мест действия; 3) локализовано в пространстве; 4) пространство не ограничено; 5) можно срепетировать; 6) не имеет временных границ; 7) нельзя срепетировать; 8) имеет четкие временные границы
4. Выявите соответствие форм праздничной деятельности определенному этапу в археологической классификации культуры 1) палеолит; А) праздник; 2) мезолит; Б) обряд; 3) неолит; В) ритуал; 4) бронза Г) церемония; 5) железо; Д) традиция
5. В эпоху неолитической «революции» родился __________________________________праздник
6. Календарно-обрядовый праздник родился в эпоху ______________________________________
7. Определите соответствия между научной концепцией и ее представителем 1) Снегирев И. М. А) заимствования 2) Афанасьев А. Н. Б) коммуникативная 3) Веселовский А. Н. В) мифологическая 4) Фрэзер Д. Г) антропологическая 5) Мазаев А. И. Д) описательная
8. Современные исследователи считают, что новые праздники… 1) навряд ли будут появляться 2) возможно будут появляться 3) будут обязательно появляться
9. Отметьте ученых, изучающих календарно-обрядовые праздники (выделите три варианта ответа): 1) Я. и В. Гримм 2) И. М. Терещенко 3) И. Г. Шароев 4) Д. М. Генкин 5) О. Л. Орлов 6) В. Я. Пропп
10. Высказывание «Каждый народ предпочитает свои обычаи другим» принадлежит: 1) Аристотелю; 2) Геродоту; 3) Страбону; 4) Гиппократу
11. Определите 4 положения солнца и соответствующие им праздники: 1) 25 декабря; А) Рода и рожениц; 2) 24 июня; Б) Коляда; 3) 22 марта; В) Иван Купала; 4) 21 сентября; Г) Масленица
12. Найдите точные бинарные соответствия 1) Зима; А) Восток; 2) Весна; Б) Запад; 3) Лето; В) Юг; 4) Осень; Г) Север
13. Определите логику хода праздничного календаря: 1) Велик день; 2) Колядки; 3) Кузьминки; 4) Встреча весны; 5) Масленица
14. Определите порядок праздничных дат: 1) Иван Купала; 2) Егорьев день; 3) Семик; 4) Красная горка; 5) Радуница
15. Громовый знак – круг с шестилепестковой розеткой внутри – называется________________________________
16. Праздник, смысловым кодом которого является громовый знак, называется____________________________________
17. Определите страну, в которой популярны мифологические и сказочные персонажи 1) Дед Мороз; А) Франция 2) Санта Клаус; Б) Япония 3) Пер Ноэль; В) Куба 4) Фея Бефана; Г) Финляндия 5) Николо; Д) Англия, Америка 6) Йоулупукки; Е) Россия 7) Сегацу – Сан; Ж) Италия 8) Папа Паскуале; З) Австрия 9) Бальтасар, Гаспар, Мельчор; И) Колумбия
18. Определите логику празднования нового года в России: 1) 1 января; 2) 21 сентября; 3) 22 марта; 4) 24 июня; 5) 25 декабря; 6) день сева
19. Учение о формах и их развитии называется _____________________________________
20. Морфология – это учение о _____________________________________
21. Сакральный характер праздника означает (один вариант ответа) 1) массовый 2) таинственный 3) священный 4) игровой
22. Лиминальность праздника – это (один вариант ответа) 1) тайность; 2) знаковость; 3) пограничность; 4) сверхъестественность;
23. Мировое древо в центре мира дает возможность моделировать ___________________________________________
24. Основные координаты мира можно моделировать с помощью ___________________________________________
25. Выберите характеристики для времени: 1) праздничного; А) непрерывное; 2) будничного; Б) линейное; В) необратимое; Г) обратимое; Д) повторяемое; Е) начальное
26. Выберите характеристики для времени: 1) положительного; А) весна; 2) отрицательного; Б) осень; В) лето; Г) зима; Д) рассвет; Е) закат
27. Действие «Пеперуды» и «Додолы» в календарном празднике (один вариант): 1) зазывают весну; 2) вызывают дождь; 3) прогоняют зиму; 4) охраняют скот
28. Чему способствует Святой Егорий в обрядовой практике (два варианта): 1) открывает зиму; 2) начинает весну; 3) заботится о скоте; 4) собирает урожай
29. Определите существенный признак праздника (один вариант ответа): 1) традиционность; 2) массовость; 3) сакральность; 4) торжественность
30. Главный праздник архаической традиции проходит (два варианта ответа): 1) в критический момент; 2) в момент смены старого на новое; 3) в периоды эпидемии; 4) после удачной охоты
31. Определите логику православных двунадесятых праздников: 1) Вознесение Господне; 2) Рождество Христово; 3) Сретение Господне; 4) Крещение Господне; 5) Вход Господен в Иерусалим; 6) Благовещение
32. Определите логику православных двунадесятых праздников 1) Преображение Господне; 2) Успение Пресвятой Богородицы; 3) Пятидесятница или Троица; 4) Введение во храм Богородицы; 5) Воздвиженье Креста Господне; 6) Рождество Пресвятой Богородицы
33. Найдите соответствия между народными и православными праздниками: 1) Колядки; А) Рождество Иоанна Предтечи; 2) Русская березка; Б) Вход Господен в Иерусалим; 3) Иван Купала; В) Троица; 4) Вербич; Г) Рождество Христово
34. Определите даты проведения многодневных постов: 1) Рождественский А) дата окказиальная, начинается после Масленицы и до Пасхи 2) Великий Б) дата постоянная с 01.08 – 14.08 (с 14.08 – 28.08 н. ст.) 14 дней 3) Петровский В) дата постоянная с 15.11 – 24.12 (с 28.11 – 06.01 н. ст.) 4) Успенский Г) дата окказиальная, через 57 дней после Пасхи и до 29.06 (12.07 н. ст.)
35. Кодекс ограничений и запрещений для отца, начиная с зачатия и рождения ребенка называется________________________
36. ____________________ – существенная часть новорожденного человека, его души.
37. В каких случаях проводили обряд «перепекания ребенка»? (один вариант) 1) если ребенок болел; 2) если ребенка отдавали в другую семью; 3) если ребенок был сирота; 4) если ребенок много плакал
38. Что делали с куском белого полотна («крижмо»), в которое был завернут новорожденный? 1) шили свадебные рушники и наволочки; 2) разрезали на части; 3) привязывали к дереву; 4) хранили до свадьбы
39. Основные признаки традиционного свадебного обряда (два варианта ответа) 1) диалогичность; 2) массовость; 3) переходный характер; 4) действенность
40. Закончите топографическую (пространственную) смысловую цепочку свадебного действа: Печь – дом – двери – двор – ворота – деревня – околица – поле – дорога – … – … – … – ….
41. Определите порядок обрядов предсвадебного периода 1) девичник; 2) рукобитье; 3) смотрины места; 4) сговор; 5) тайное сватовство
42. Главное действующее лицо свадьбы – _______________________
43. За что молодого в масленицу зарывают в снег, «хоронят»? (один вариант) 1) за веселый нрав; 2) за отсутствие на празднике; 3) за бездетность; 4) за скупость
44. Когда проводили обряд «Окликание молодых»? 1) после сбора урожая; 2) сразу после свадьбы; 3) когда в семье рождался ребенок; 4) в масленицу
45. «Заложный» покойник – это (один вариант): 1) умерший неестественной смертью; 2) обрядовый; 3) мнимый; 4) урожайный
46. Как называется основной день поминовения усопших (один вариант)? 1) успение; 2) радуница; 3) поминки; 4) встреча
47. Переправа на «тот» свет через _______________ – обязательный элемент похоронного обряда
48. Какие из данных бинарных оппозиций соответствуют А – правому берегу реки; Б – левому берегу реки 1) мужской; 2) женский; 3) жизнь; 4) смерть; 5) этот свет; 6) тот свет
49. Определите порядок проведения Дионисийских праздников 1) Малые Дионисии;и 2) Великие Дионисии; 3) Ленеи; 4) Осхофории; 5) Анфистерии
50. Заслуга празднеств Дионисия – в создании _________________
51. Театр Дионисия – хороводный театр, основанный на … (три варианта) 1) музыке; 2) ряженье; 3) пении; 4) стихосложении; 5) танце; 6) пантомиме
52. Режиссер-постановщик в Древней Греции назывался: (один вариант) 1) магистр; 2) жрец; 3) дидаскал; 4) делопроизводитель
53. Массовый спортивный театр в Древней Греции называется __________________________
54. Одна из традиций олимпийских игр –_________________ – установление мира на время игр
55. Соотнесите римские и русские названия месяцев: 1) январь; А) студень; 2) февраль; Б) листогной; 3) март; В) грязник; 4) апрель; Г) хмурень; 5) май; Д) жнивень; 6) июнь; Е) страдник; 7) июль; Ж) хлеборост; 8) август; З) травень; 9) сентябрь; И) снегогон; 10) октябрь; К) протальник; 11) ноябрь Л) бокогрей; 12) декабрь М) просинец
56. Найдите соответствия между мифологическими персонажами и праздниками, им посвященными: 1) Янус; А) пастухов; 2) Фавн-Луперк; Б) входа и выхода, начала и конца; 3) Флор; В) посевов и земледелия; 4) Сатурн; Г) растительности
57. Римские специальные праздничные законы (три варианта) 1) подарка; 2) розыгрыша; 3) стола; 4) кражи; 5) речей; 6) дружбы
58. Римские _________________ – массовые традиционные парады, посвященные культу императора
59. Круглое здание с концентрически расположенными сиденьями и элипсообразной сценой называется (один вариант) … 1) цирк; 2) ипподром; 3) амфитеатр; 4) навмахия
60. Римский праздничный календарь (45 г. до н. э.) утвердил … 1) Октавиан Август; 2) Юлий Цезарь; 3) Клавдий; 4) Тарквиний
61. Средневековые Церковные театрализованные действа называются ______________________________________
62. Театрализованное представление, основанное на сюжетах из Священного писания, называется … ______________________________
63. Истоком рождения карнавала стал праздник (один вариант ответа)… 1) Новый год; 2) Масленица; 3) Пасха; 4) Королей
64. Военные празднества феодальной аристократии (один вариант) … 1) въезды; 2) рыцарские турниры; 3) шествия; 4) демонстрации
65. Представления, основанные на фольклорном материале и подчиненные народным игровым традициям, называются __________________________________
66. Этимологически слово «скоморох» означает … 1) ряженый; 2) волхв; 3) лекарь; 4) руководитель потехи
67. Найдите соответствия между художественным приемом и высказыванием: 1) оксюморон; А) ехала деревня мимо мужика; 2) метафора; Б) живой труп; 3) метатеза; В) река крови; 4) гипербола; Г) стальные нервы
68. Кукольные театры средневековой России – это (два варианта) … 1) тростевые; 2) перчаточные; 3) стержневые; 4) теневые
69. Закончите высказывание Петра I: «Оградя Отечество безопасностью от неприятеля, следует искать славу государству чрез _________________________________».
70. Вставьте пропущенное слово в высказывание Д. С. Лихачева: «Петр I выступил в качестве «______________» процесса перехода русской культуры к типу культуры нового времени»
71. Эпоха Петра I – это время развития (два варианта) … 1) карнавала; 2) фейерверка; 3) кукольного театра; 4) викториальных праздников
72. Эпоха Петра I – это раскол русской культуры на: (один вариант)… 1) официальную и народную; 2) площадную и придворную; 3) религиозную и светскую; 4) русскую и заграничную
73. Формообразующая черта русского национального характера: (один вариант) … 1) открытость; 2) соборность; 3) оптимистичность; 4) патриотичность
74. Автор «Словаря живого великорусского языка»: (один вариант) … 1) А. Н. Афанасьев; 2) В. И. Даль; 3) Кирша Данилов; 4) Н. Н. Рыбников
75. Главным местом проведения праздников в XVIII веке является (один вариант) … 1) парк; 2) площадь; 3) улица; 4) загородный луг
76. Что такое «Сморгонские академии» в России XVIII века? (один вариант) 1) школы для скоморохов; 2) медвежьи школы; 3) школы для бедных детей; 4) театральные школы
77. В эпоху Великой Французской революции маркер – знак проведения праздников – (один вариант) … 1) Марсово поле; 2) Алтарь Отечества; 3) Бастилия; 4) Дом инвалидов
78. Главный режиссер праздников Великой Французской революции (один вариант) – 1) Руже де Лиль; 2) Жак Луи Давид; 3) Лафайет; 4) М. Робеспьер
79. «Мистерия – буфф» – первая советская пьеса о революции написана (один вариант ответа) – 1) Мейерхольдом В. Э.; 2) Блоком А. А.; 3) Маяковским В. В.; 4) Луначарским Л. В.
80. Театральный отдел, занимающийся праздниками, возглавил (один вариант) … 1) Станиславский К. С.; 2) Пиотровский А. И.; 3) Охлопков Н. А.; 4) Мейерхольд В. Э.
81. Революционный праздник – пример синтеза традиций (один вариант) … 1) языческой и христианской; 2) профессионального искусства и народности; 3) французской революции и русского площадного театра; 4) устной и письменной
82. Главный недостаток революционного праздника (один вариант) – … 1) заорганизованность; 2) пафосность; 3) перевод участников в зрителей; 4) отсутствие профессионалов
83. Базой праздничной культуры в предвоенные годы стало массовое развитие ___________________________
84. Предвоенные праздники – это время развития (два варианта) … 1) календарных праздников; 2) политкарнавалов; 3) агитационных судов; 4) детских праздников
85. Первый Парад Победы прошел в Москве в 1945 г. (один вариант) … 1) 9 мая; 2) 20 мая; 3) 24 июня; 4) 1 июля
86. Как называется форма борьбы молодежи за мир, созданная после Великой Отечественной Войны? (один вариант) 1) конференция; 2) слет; 3) фестиваль; 4) конгресс
87. В современном Российском обществе совершается переход к какому типу развития? (один вариант) 1) постиндустриальному; 2) технологическому; 3) информационному4 4) экономическому
88. Современное общественное российское сознание перенастраивается с соборного (коллективного) на __________________________________
89. Праздник не может существовать без (один вариант): 1) идеи; 2) радости; 3) ценности; 4) подарков
90. Найдите соответствие между названиями и датами праздников: 1) День независимости России; А) 22 августа; 2) День государственного флага; Б) 7 ноября; 3) День согласия и Примирения; В) 2 апреля; 4) День единения народов Г) 12 июня
91. Определите соответствие между автором и высказыванием: 1) Солдаткин С. А) игровая стихия праздника 2) Панфилов В. Б) нужны методы экспертной оценки праздника 3) Григорьев В. В) для праздника нужна легенда 4) Захаров И. Г) праздник – есть творчество и новизна
92. Культура и праздник представляют ценность, если: (один вариант) … 1) имеют игровой характер; 2) радостные; 3) наполнены смыслом; 4) массовые
93. Назовите дату первых исследований аспектов праздничной культуры России? Более 100 лет; на рубеже 19-20 вв.; 10-16 века; в эпоху Петра 1;
94. Назовите классификацию праздников в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона? Ветхозаветные, церковные, народные.
95. Придворные праздники при Анне Иоанновне? (Новый год, день ее коронования, день рождения государыни, день восшествия на престол, день ее тезоименитства.)
96. Структура проведения празднеств при царском Дворе? (литургия; молебен; пушечная стрельба; парад войск на Дворцовой площади; царский официальный прием с поздравлениями российских вельмож и высокопоставленных иностранцев, поздравлениями музыкантов всех полков; застолья, банкеты или трактования; иллюминация; фейерверк.
97. Празднично-площадной театр это:Условный театр, театр представления, театр игровой инверсии окружающей действительности.
98. Истоки народного игрового театра это: Обряд, диалог, ряженье, действие.
99. Назовите основные праздники древних славян, дошедшие до наших дней: Корочун, Комоедица, Купала, Перунов день, Кузьминки
100. Назовите основные виды празднично-площадного театра: представления устной драмы, балаганные представления, раек, вертеп, кукольный театр, медвежья травля
101. Основные обряды восточных славян это: Инициация, похороны, свадьба, поединок, месть за родича.
102. Правда» у восточных славян это: Нормы поведения, закон, репутация человека, честь рода, «паспорт» рода…
103. Основатель олимпийских игр: Зевс, Геракл, Апполон, Олимпионики Какой Римский праздник стал прообразом карнавалов в Европе? олимпийские игры, сатурналии, дионисии
104. Как называлось место, где римляне устраивали театральные и прочие представления? Колизей, амфитеатр, скена, орхестра
105. ТРАМ это: театр, агитбригада, хоровая многоголосая декламация
106. Что означает «Выходить замуж»?
107. О чем гласит пословица «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан»?
108. Какие значения понятия «праздник» отмечаются в словаре русского языка С.И.Ожегова? день торжества…, выходной, нерабочий день, день, особо отмечаемый обычаем или Церковью…, день радости и торжества по поводу чего-нибудь…, день игр, развлечений и т.п.)
109. Что нельзя делать режиссеру детского праздника? - Забирать инициативу у детей; - использовать методы назидания, внушения; - часто проводить праздники; - развлекая, поучать.
110. Кто был первым заведующим первой кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников в нашей стране? - М.И.Царев - И.М.Туманов - Д.М.Генкин - Э.В.Вершковский - Б.Н.Петров - О.Л. Орлов В.А.Триадский
111. Сколько праздников в праздничном календаре России? 360, 312, более 500
112. Какая страна лидирует по праздничным выходным дням в году: Норвегия, Австрия, Люксембург, Нидерланды, Швеция, Бельгия, Германия Финляндия, Португалия, Россия, Япония, Греция, Италия, Испания, Ирландия, США, Швейцария, Великобритания

IV. Глоссарий

Определение праздника.

Термин «праздник» в разных языках принадлежат к словарному фонду повседневной речи и употребляются часто для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца), т.е. выступают подчас как термины «служебного» характера.

Научная литература сформировала достаточно огромную определительную базу этого феномена культуры:

1. В древнееврейском языке

первоначальное название праздника - «хач» («хачать» - танцевать). Специалисты связывают его происхождение с праздничной церемонией, совершаемой в плясовом ритме вокруг алтаря. Последующее древнееврейское название – «моэд» - урочный час, ныне употребляется термин «йомтов».

2. В латинском языке

два термина: «feriae» - праздничные дни, каникулы, дни отдыха, а также «festum» - праздник, торжество, праздничный день (иначе «освященное» место).

3. Во французском языке

слово «праздник» имеет три значения: особый день, посвященный культу религиозных церемоний; публичные развлечения, устраиваемые по какому-либо чрезвычайному поводу, вовсе не имеющие религиозного характера; удовольствия, житейские радости, счастье.

4) В «Социологическом словаре», выпущенном в ФРГ в конце 60-х годов XX века, празднику соответствуют два термина – «Fest» (собственно праздник) и «Feier» (торжество). Праздник (das Fest) – более всестороннее и обширное явление, праздничное торжество (die Feier) – более всестороннее и обширное явление, праздничное торжество (die Feier) более сориентированное и определенное.

5) «Новый лексикон», изданный в Германии в 1969 г., дает такое определение праздника – это «изъятые из повседневности, учрежденные, согласно правилам, общественные события торжественного характера в свободное от работы время, первоначально тесно связанные с культом; часть и выражение организованной жизни общества, классов, групп и слов,

зависящей от способа производства».

5) «Словарь гуманитарных наук» (Париж, 1972 г.) дает следующие истолкование термина «праздник» - это «момент когда сообщество развлекательным (игровым) способом подтверждает свойственные ему общественные и культурные отношения. Праздник создается вокруг особого мифического сюжета и организует если не беспорядок, то по меньшей мере нарушение порядка, чтобы получить или укрепить в общественном сознании согласие на требуемый порядок.

6)

Праздник – это главным образом символическая игра, которая реориентирует практику в направлении мифа, предлагающего ей смысл. Праздник ценен постольку, поскольку для группы имеют ценность, применяемая в этом случае символика и вызванное ею лицо».

Определение праздника в толковых словарях:

1. Энциклопедический словарь русского библиографического общества «Гранат» (1897г.) дает определение только в связи с религиозными мотивами.

2. Ф.А. Брокгауз и А.И. Ефрон уже различали религиозные и светские праздники (1898г.)

3. В.И. Даль вывел понятие «праздник» от прилагательного «праздный», означающего «не занятый», «пустой», «порожний» (если речь идет о месте) и «праздное время» - период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным (если речь идет о времени).

4. М. Фасмер считает, что понятие «праздный» заимствовано из исконно древнеславянского «праздь», означающего безделье, отдых (1964). Но в современном языке смысловое значение понятия «праздник» отделилось от понятии «праздный», которое многие авторы толкуют как бесцельный, бессодержательный.

5. Д.Н. Ушаков, С.И. Ожегов, авторы словарей русского языка, гораздо шире понимают функционирование праздников, однако и они связывают праздники с определенными днями.

6. Л.В. Успенский в этимологическом словаре «Почему не иначе» определяет праздник в соответствии со старославянским «праздный» в значении «порожний», «пустой» от работ, ничем не заполненный, кроме отдыха.

7. Энциклопедия «Мифы народов мира» - как «временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в празднике и отмечаемый как некое действо». Противопоставление праздник – будни – является ключевым и определяющими.

Понятие «праздник» в определении ученых:

1. И.М. Снегирев (1837г.): «Праздник есть антитеза будней с их трудом и заботами; это проявление особой, празднично- свободной жизни, отличной от жизни будничной, каждодневной. Самое слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенным с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд – знаменательное действие, приятный способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом».

2. Д.М. Генкин (1972г.): «праздник- это гибкая педагогическая система, позволяющая наблюдать процесс педагогического воздействия»

«С точки зрения организации праздник – это всегда определенный комплекс мероприятий, сочетающий активное действие с восприятием зрелища. Такой праздник представляет собой сумму разнообразных акций, заключенных в единовременные рамки»

3. Казимеж Жигульский (1985г.): Праздник семантически связан и со свободным временем праздности, отдыха и с радостью, весельем, с определенным ритуалом, танцем, приемом, торжеством. Он связан с религиозным культом и с важными датами истории народа и государства, с трудовым правом и организацией производства, наконец, с традициями социальных движений, с их стремлениями, лозунгами, торжествами и демонстрациями в определенные дни».

4. М.М. Бахтин (1965г.): «Праздник - есть первичная форма человеческой культуры».

5. А.И. Мазаев (1978г.): «Праздник есть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно-обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно. Праздник – это локализация свободного общения в определенных границах места и времени».

6. Л.С. Лаптева (1975г.): «Праздник – это традиционная народная форма отдыха; это удовлетворение естественной для человека потребности в массовом общении, причем в обстановке, отличительной чертой которой является мажорность; это вид народного творчества, в котором перекликаются и сочетаются в новом художественном и смысловом качестве все виды и жанры искусства».

7. А.В. Бенифанд (1986г.): «праздник связан с обществом в целом, с его социальными, политическими и духовными процессами… Типу способа производства в обществе соответствует определенный исторический тип праздника. Смена типа праздника определяется сменой способа производства».

8. Возможно и такое определение: «Праздник – это духовно – практическая деятельность, опирающаяся на систему ценностей, апробированных межпоколенным общением людей и протекающая в сакральном времени и пространстве, свободно, в соответствии с регламентом праздничного кодекса».

Праздник, как человек, интересен непохожестью. Нельзя, как это было совсем недавно, чтобы все праздники были одинаковы, как … доски в заборе

Зрелище1) виды искусства, непосредственно влияющие на визуальное и эмоциональное восприятие происходящих событий. К видам зрелищных искусств относятся: театр во всех его видах и жанрах, цирк, уличные театры, гуляния, праздники, спортивные состязания и т. д. 2) случай, событие, происшествие видимое глазами, все, что рассматриваем, на что глядим, а также театральное представление, театр. (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка т.1. – Москва. 195)

Календарь – (от лат. Calendarium – долговая книга) система счета больших промежутков времени, основанная на видимых движениях небесных тел. Циклическое движение таких астрономических объектов как Земля, Солнце и Луна имеет главное значение для построения и понимания календарей.

Сохранившаяся редкая литература, документальные источники свидетельствуют, что наши предки, жившие трудно, сурово, умели отводить душу в празднествах. Праздничные дни были временем необходимого и осмысленного отдыха, часами взрывной радости, встречей с уникальной российской природой, ее незабываемой красотой. В этом плане они жили интереснее и богаче нас. Каждый месяц текущего года давал людям повод восхищаться смыслом бытия, с уважением вспоминать глубины и давние традиции. Праздники как вехи времен год, неизменное чередование этих времен несли людям стойкую убежденность в стабильности жизни, устанавливали живую связь поколений.

Для того чтобы понять суть календаря, необходимо воспринимать время, таким образом, как его воспринимали в древности. В древности время воспринималось как кольцо, в котором ситуации и события постоянно повторяются в определенной последовательности. Поэтому древний календарь представлял собой еще и "книгу судеб", в которой были изложены все события прошлого и будущего. Поэтому будущее было точно также предопределено, как и прошлое в рамках одного цикла. В отдельных культурах развивались целые учения о циклах времени. Подробные календарные системы были разработаны во многих древних культурах. Они обеспечивали наиболее гармоничное взаимодействие человека с потоком времени. Эти системы были подобны лоцманским картам, помогающим людям ориентироваться в реке времени. Ритуалы же обеспечивали защиту от бурь и других экстремальных ситуаций, которые подстерегали человека на его Пути. Суть календаря заключается в составлении описаний отдельных периодов времени (дней, месяцев, годов) с целью оптимизации уклада жизни, как бытовой, так и духовной. В древности собственно календарем называлась в первую очередь не система летоисчисления, а таблица описаний свойств отдельных временных периодов.

Краткий словарь специальных терминов:

Антропология (от греч. anthropos – человек + logos – знание) – наука о происхождении и эволюции человека; культурная антропология является особой областью научных исследований, концентрирующей внимание на взаимоотношениях человека и культуры.

Аутентичный ( от греч. autentikos - подлинный, исходящий из первоисточника); напр., аутентичный фольклор.

Анфестерии – один из четырех ежегодных праздников бога Диониса в Древней Греции, сопровождавшийся народными играми и обрядами, содержавшими в себе черты драмтического действия и сыгравшими огромную роль в формировании греческого театра.

Балаган – временное помещение в виде большого шатра для театральных, цирковых или эстрадных представлений. Обычно балаган строился из досок, укрытых брезентом или мешковиной. Внутри балаган имел сцену, несколько рядов зрительских мест и «загон», в котором зрители могли только стоять. Балаганы существовали до 30-х годов ХХ в. В настоящее время сохранились в виде передвижного цирка-шапито, выступления которого проходят в подобных шатрах из мешковины.

Гедонизм (от греч. helicon - наслаждение, удовольствие) – этический принцип, согласно которому высшей целью и основным мотивом поведения человека является наслаждение, удовольствие.

Зооморфизм (от греч. zoon - животное, morphe - форма) – представление богов в образах животных.

Инициации (от лат. initiation - совершение таинств) – посвятительные обряды, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин.

Кейс-стади (от англ. case study) – это метод обучения основанный на разборе практических ситуаций. Метод изучения конкретных ситуаций (кейсов) возник в начале ХХ в. в школе бизнеса Гарвардского университета.

Колядки ( от лат. calendae - первый день каждого месяца) – обрядовые песни у народов индоевропейской языковой группы (в т.ч. у славян) спожеланием здоровья, богатства, благополучия.

Креативность (от лат. creatio - созидание, сотворение) – созидательная, творческая, новаторская деятельность.

Ментальные карты (от англ. mindmapping) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее применяют для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решения.

Это способ записывать или организовывать свои мысли в виде ключевых слов и изображений, позволяющий уместить большой объем информации на одном листе бумаги. Он работает как мнемотехнический прием.

Миф (от греч mytos - сказание, предание)– характерное для первобытного создания синкретическое отражение действительности в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся вполне реальными.

Обычай – стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Можно сказать, обычай – это стереотипное поведение в стереотипных условиях.

Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человека. Это художественное осмысление важного события в жизни человека или природы. Для обряда как минимум необходимы: событие. Коллектив людей, связанных с этим событием, «сопереживающих» ему, и особая знаковая система.

Ритуал – (от лат. ritualus – обрядовый) – вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в том числе речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности.

Семиотика, семиология - ( гр. semeiotike «учение о знаках») – 1. Наука, изучающая свойства знаковых систем. 2. Раздел медицинской диагностики, изучающий признаки болезней.

Социализация - ( лат. Socialis - общественный) процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе.

Стейджинг - (англ. stage - «помост», «платформа», «сцена», «арена») - это сценическое оборудование (сцены, площадки, подиумы, навесы, танцпол, гримерки и т.д.).

Стейджинг – услуги - это монтаж сценических быстроразводимых конструкций, павильонов, декораций. Стейджинг – услуги (сценическое оборудование) в России развиваются с 2001 года. Стейджинговые направления: свет, звук, экраны, сценическое оборудование.

Театрализация – организация в рамках праздника материала (документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации (А. А. Конович). Создание образного решения по законам театра.

Тезаурус - ( от греч thesaurus -. сокровище) – словарь, в котором слова, относящиеся к определенным областям знания, расположены по тематическому признаку и обычно снабжены примерами их правильного употребления в тексте.

Традиция - (лат. tradition - - передача, повествование) – элементы социального и культурного наследия, предающиеся от поколения к поколению. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.

Церемония – (от лат. сaerimonia – благоговение) – торжественный оригинальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок. Иными словами, церемония это регламентированное во времени и пространстве обрядовое действо.

Эортология – ( от греч. eorim - праздник и logos – наука, учение),«праздниковедение» – вспомогательная историческая дисциплина, посвящённая изучению христианских праздников и памятных событий, а также общей истории формирования церковного календаря. Эортология. утверждает взгляд на праздник как на общественный акт, форму человеческой культуры, отражающую художественными средствами общественно значимые события, явления, факты, политические, нравственные, эстетические идеалы той или иной эпохи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: