История зарождения Олимпийских игр

Как же оно все-таки возникло - это масштабное общественное явление под названием Олимпийские игры? Известно, что мировое сообщество развивалось не очень быстро - веками, тысячелетиями совершенствовало свой первобытный ум. Вот появился великий, увы, навсегда безымянный изобретатель колеса. Потом пришел великий Архимед, потом - великий Ньютон, потом - великий Пушкин, а потом - великий Эйнштейн...

Но были вещи и явления, которые сразу возникали совершен­ными, не требующими доработки.

Таковы скульптуры великих мас­теров древности, таковы египетские пирамиды, таковы «Илиада» и «Одиссея» таинственного Гомера, картины Боттичелли, музыка Моцарта и здания Корбюзье.

Вот к таким, сразу совершенным творениям человеческого ге­ния можно отнести и идею Олимпийских игр. Конечно, программа их не раз и не два менялась, совершенствовалась, а то и ухудша­лась. Но оставалось главное - именно сама идея честных и това­рищеских Игр.

В истории возникновения Олимпийских игр древности много неясностей, а порой и просто легенд мифологического происхожде­ния. Да и сроки их проведения еще вызывают споры историков. Но, бесспорно, что родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, а именно - почитаемое греками святилище Олимпия, расположен­ное в западной части Пелопоннесского полуострова. Здесь, у подно­жия горы Кронос, в долине реки Алфей, и в наши дни зажигается олимпийский огонь современных Игр. Отсюда начинается факель­ная эстафета.

А что касается мифологических легенд относительно происхож­дения Олимпийских игр, то их несколько. Одна из них утверждает, что могучий Зевс-громовержец вступил в смертельный бой со своим беспощадным отцом-людоедом Кроносом и победил его. Из чрева Кроноса вышли многочисленные сестры и братья великого Зевса, которые и стали затем богами. В честь этого знаменательного собы­тия Зевс повелел проводить Игры, которые (по месту, где они уст­раивались) получили название «Олимпийские».

В другой легенде говорится о том, что придумал и организовал первые Игры Геракл, сын Зевса, - тот, который совершил свои двенад­цать легендарных подвигов. В честь одной из славных побед Геракла и стали проводить Олимпийские игры. Легенда донесла до нас интересную подроб­ность. Геракл собственными сто­пами отмерил дистанцию для бега - шестьсот стоп. Так появи­лась одна из наиболее распрост­раненных мер длины в Древней Греции, она называлась «ста­дий». Отсюда возникло слово «стадион». Если перевести эту меру в наши современные едини­цы, то получится, что дистанция составляет 192 м 27 см.

Легенда утверждает, что долгое время атлеты выявляли победи­теля только в этом виде соревнований. Потом Геракл учредил и дру­гие спортивные дисциплины. Например, панкратион - суровый вид спорта, соединявший в себе борьбу и кулачный бой. По преданию, в нем принял участие сам Геракл. И победил. Позднее победа в борьбе и в панкратионе стала называться геракловой,

 

а самого победителя величали вторым Гераклом.

В еще одной легенде о происхождении Олимпийских игр гово­рится о победе Пелопса- внука великого громовержца Зевса - над царем города Писы Эномаем в гонках на колесницах.

В благодарность богам Пелопс воздвиг в Олимпии святилище, где приносил жертвы, и учредил Игры, на которых особенно цени­лась победа в гонках на колесницах.

Легенда утверждает, что именно благодаря Пелопсу Игры ста­ли традиционными. Они проводились через каждые четыре года, и в них могли участвовать жители всех городов-государств Греции.

Конечно, о самих Олимпийских играх древности сегодня извес­тно не из легенд, а из более достоверных источников.

Но для нас особенно важно и значимо то, с каким уважением и любовью древние греки относились к Олимпийским играм, к самой их идее. Ведь у истоков этих соревнований они поставили высшее божество - Зевса. Или уж, в крайнем случае, полубога, героя - великого Геракла.

Достоверных сведений об Играх в Олимпии история оставила не очень много. Доподлинно же известно, что Олимпийские игры существовали наряду со многими другими многочисленными спортивными состязаниями. Уже тогда в спорте видели средство ук­репления здоровья, что должно было компенсировать зачаточное состояние медицины.

К тому же древние часто воевали. А рядовые воины просто обя­заны были становиться мастерами панкратиона, борьбы, кулачно­го боя, должны были отлично метать копье и, на всякий случай, быстро бегать.

Но не только утилитарное применение спорта было решающим при возникновении идеи Олимпийских игр. Греки понимали: игры по­могают им не столько хорошо воевать, сколько регулярно встречаться, осуществлять культурный обмен. То есть, говоря современным языком, Олимпийские игры способствовали разрушению образа врага. И это считалось важным для консолидации различных греческих территорий.

К тому же, помимо прикладного значения спорта, ценили его еще и за то, что он возвышает, облагораживает душу, что он нераз­рывно связан с умственным, эстетическим и нравственным развити­ем. Проще говоря, нельзя быть человеком культурным, если ты ле­нишься заниматься физической культурой хотя бы для себя.

У греков по этому поводу была замечательная формула. О некультурном человеке древние эллины говорили: «Не умеет ни читать, ни плавать!» Идея гармоничного развития личности дошла и до наших дней.

Первые достоверно известные Олимпийские игры, согласно общепризнан-ной сейчас хронологии, состоялись в 776 г. до новой эры. Этот год и принято считать, как говорится, начальной датой. Но состязания в Олимпии проводились задолго до того, как стали об­щегреческим праздником. В античных Олимпийских играх первоначально принимали участие только греки (а позже — не только они), приезжавшие из самых отдаленных уголков эллинского мира. На одну лишь дорогу в Олимпию и обратно домой иной атлет тратил несколько месяцев. Поэтому, пока Олимпийский праздник носил узко мест­ный характер, он отмечался ежегодно. Со временем же это стало невозможным. Поэтому, как предполагают ученые, игры начали проводить раз в четыре года. С появлением Олимпийских игр, единицей летоисчесления древних греков стала олимпиада - промежуток в четыре года между двумя празднованиями Олим­пийских игр. Этот промежуток состоял из 1417 дней. Существова­ла и другая причина, по которой невозможно проводить Олим­пийские игры чаще одного раза в четыре года. Дело в том, что в че­тырехлетнем интервале между очередными торжествами на бере­гах Алфея проходили Панафинейские, Пифийские, Немейские, Истмийские игры, которые тоже считались панэллинскими. Проводилось и еще множество местных атлетических состязаний

Вначале вся программа соревнований укладывалась в один день. Но постепенно, по мере того как Игры становились все более важ­ным делом в жизни Древней Греции, соревнования стали длиться пять дней. В это время по всей Греции провозглашалось священное перемирие — экехейриа, которое про­должалось три месяца. На время Игр наступал всеобщий мир, а нарушителя священно­го перемирия ждало суровое наказание. Итак, первым и главным олимпийским условием являлось прекращение на время игр враждебных дей­ствий. Все, кто шел или ехал на игры, пользовались правом сво­бодного прохода даже через неприятельские страны. Под страхом смерти и божьей кары никто не смел вторгаться с враждебными целями в священную область. Если же через нее должны были проследовать дружественные войска, то они отдавали свое оружие на границе и получали его лишь при выходе с олимпийской терри­тории.

Олимпия была центром изобразительного искусства, культо­вых обрядов и состязаний. Олимпия была не просто обычным полисом, а святым местом для всех греков, там было много храмов, статуй, домов жрецов. У 12-метровой статуи Зевса Олимпийского, сделанной из слоновой кости и золота, участники соревнований и судьи произносили клятву о том, что будут справедливо соб­людать правила спортивной борьбы. В статуе Зевса Олимпийского скульптор Фидий отразил величие и глубокую человечность состязавшихся атлетов. На Олимпийские торжества собиралось око­ло 50 тыс. зрителей, размещавшихся на естественных ступенча­тых склонах вокруг поля, а впоследствии мраморного ста­диона. Олимпийские игры повторялись через каждые 1417 дней и счи­тались праздником мира, в котором участвовали свободнорож­денные,прошедшиеспециальную подготовку и сдавшие экзамен руководителям Игр, элланодикам. Рабы и люди негреческого про­исхождения, «варвары», а также женщины, на Игры не допуска­лись. В первый осенний месяц года в Олимпии проводились Гериады, посвященные жене бога Зевса Гере. Эти состязания значи­тельно уступали по торжественности и масштабам Олимпийским играм. В Гериадах участвовали в основном девушки Спарты и соседних с Олимпией полисов. Победительницы награждались пальмовыми ветвями и имели право ставить свое скульптурное изображение в храме Геры. Этот храм - один из интереснейших в древней Олимпии памятников культуры древнего мира.

Имена участников состязания вносились в списки, состав­лявшиеся за год до начала очередных Олимпийских игр. Этими списками и всем устройством олимпийских празднеств ведали элланодики. Они избирались на должность олимпийских судей, которые изучали свои обязанности на протя­жении 10 месяцев у особых «стражей закона». На них было возложено соблюдение устава, по которому в состязаниях могли участвовать только полноправные свободно­рожденные граждане греческих городов. Человек, запятнавший себя преступлением, не мог появиться на состязаниях, каким бы выдающимся атлетом он ни был. Судьи записывали участников, проверяли, действительно ли атлет является свободным гражда­нином, распределяли юношей на несколько групп по возрасту и силам. Коллегия судей делилась на три группы, по три человека в каж­дой: одна — для пятиборья, другая — для конных состязаний, третья - для остальных видов атлетики. Один из судей был главой коллегии, которая обладала высшей властью во время состязаний. Каждое утро элланодики наблюдали за тренировкой атлетов, которая отличалась особой суровостью. Судьи требовали беспре­кословного повиновения своим приказам и за малейшее нарушение били атлета хлыстом.

В их подчинении находился и особый отряд рабов с палками. Судьи проверяли подготовку атлетов и решали, достоин ли атлет выступать на Олимпийских играх. В конце тренировки они со­зывали атлетов и еще раз предупреждали их: «Если вы упраж­нялись достойно олимпийского праздника, если вы не ленились и не запятнали себя низким поступком, ступайте смело. Тот, кто не тренировался, пусть идет, куда угодно».

В первый день Олимпийских игр на стадионе, вмещавшем около 40 тысяч зрителей, звучал сигнал трубы и сорокатысячная толпа, затаив дыхание, слушала глашатая, объявлявшего о начале состязаний в беге. Он называл имена атлетов, спрашивал у народа, могут ли названные им лица принимать участие в состязаниях, нет ли среди них нарушителя священного устава Олимпийских игр. Если никто не выступал с обвинением против участников состязания, атлеты удалялись в особое здание, где, сбросив одеж­ду, растирали все тело оливковым маслом.

Выйдя на стадион, каждый вынимал из серебряной урны жетон, на котором стояла буква, означавшая номер (в древнегреческой письменности не было цифр, они обозначались буквами алфавита). Элланодик отбирал у атлетов жетоны и распределял их по группам из четырех человек в соответствии с номерами. По сигналу трубы вперед бросались первые четыре бегуна.

Длину беговой дорожки греки измеряли шагами: переставляя ступню за ступней так, чтобы пальцы одной ноги касались пятки другой. Длина дорожки равнялась 600 ступням, которые состав­ляли «стадий». От слова «стадий» произошло и наименование — «стадион». Стадий в Олимпии, соответствовавший 192,27 метрам, был больше, чем на других античных стадионах: по преданию его отмерил своими ступнями легендарный герой Геракл. Тот, кто пер­вым достигал столба, стоявшего у возвышения, на котором сидели элланодики, объявлялся победителем. После пробега всех групп атлетов начинался главный бег — состязания победителей отдель­ных групп. Сначала звучала труба, и глашатай объявлял имя первого олимпионика — победителя в простом беге. Его именем называлась вся Олимпиада.

Постепенно условия состязаний в беге усложнялись. Были введены состяза-ния в двойном, а затем и в шестерном беге, когда участники забега должны были 6 раз пройти всю длину стадиона.

Самым же тяжелым видом этого состязания был бег греческого воина в полном вооружении — шлеме, поножах, с копьем и щитом в руках.

Затем шли состязания в борьбе. Обнаженные борцы, тела которых были натерты маслом, чтобы легче было выскальзывать из рук противника, подходили к урне с жетонами. Те борцы, у кото­рых буквы на жетонах были одинаковыми, сходились для борьбы. Борец, три раза опрокинувший и прижавший лопатками к земле своего противника, выходил победителем. Победители попарно боролись между собой, пока не оставались двое сильнейших. Их схватка решала, кто же из них будет олимпиоником по борьбе. Кулачный бой, следовавший за борьбой, представлял собой жесто­кое зрелище. Хотя головы атлетов, бившихся попарно, были за­щищены бронзовыми колпаками на войлочной подкладке, но ку­лаки, обернутые кожаными ремнями с металлическими шишками, были страшным оружием. Таким бронированным кулаком нано­сились серьезные, а иногда и смертельные увечья.

Позднее (уже с 33-й Олимпиады) в число состязаний был введен панкратий — сочетание кулачного боя и борьбы, однако у бойцов не было защитных шапок и ремней с металлическими шишками для обматывания кулаков.

Состязания начинались с зарей и продолжались до сумерек. Зрители расходились уже при свете факелов.

Следующий день Олимпиады открывали пятиборьем. Все пять видов состязаний шли одно за другим: снова бег, борьба, затем метание диска, прыжки в длину и бросание копья. Олимпиоником пятиборья становился атлет, одержавший победу по всем пяти видам состязаний.

В последний день Олимпиады проходили состязания на ипподроме — бег колесниц. Это было захватывающее зрелище.

Тысячи зрителей криками подбадривали состязающихся. На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома, стремясь вырваться вперед и оттес­нить соперников.

Вознице, правящему лошадьми, требовалось большое искус­ство и хладнокровие, чтобы подчинить своей воле разгоряченных и рвущихся коней, сдержать их на крутых поворотах ипподрома, не перевернуть колесницу, огибая конечный столб арены. Две­надцать раз надо было промчаться по ипподрому, обогнав сопер­ников.

На ипподроме несчастные случаи были особенно часты. Колес­ницы сталкивались, ломались, разгоряченные кони на поворотах разбивали колесницу о поворотный столб. Однажды из сорока колесниц, состязавшихся на олимпийском ипподроме, благопо­лучно закончить бег удалось только одному из участников. Бурей восторженных криков встречали зрители победившую колесницу.

Однако часто возница, благодаря своему мужеству и искусству вышедший победителем, не был владельцем коней и колесницы, хозяина упряжки. И тогда олимпиоником становился богач, вся доблесть которого состояла в том, что он владел колесницей и конями.

По окончании состязаний наступал торжественный момент раздачи наград новым олимпионикам.

Снова звучала труба, и глашатай громко выкликал имена победителей во всех видах состязаний, называл имена их отцов и город, из которого они прибыли.

Новые олимпионики в ярких одеждах, окруженные восторжен­ной толпой, направлялись к храму Зевса. Здесь элланодики, обла­ченные в пурпурные одежды, торжественно возлагали на головы победителей венки из листьев оливы, по преданию посаженной героем Гераклом, сыном Зевса. В венках, перевитых белыми шерс­тяными лентами, с пальмовыми ветвями в руках, олимпионики вслед за судьями торжественно шествовали к алтарю двенадцати олимпийских богов. Это была пышная процессия, сопровождав­шаяся пением гимнов в честь учредителя Олимпийских игр — могучего Геракла. Шествие замыкали кони-победители, украшен­ные гирляндами цветов. Под звуки флейт, окруженные жрецами, многочисленными послами греческих городов и почетными гостя­ми, новые олимпионики совершали благодарственные жертво­приношения.

Затем начиналось пиршество, часто продолжавшееся несколь­ко дней, так как победители, желая отпраздновать звание олимпиоников, устраивали их одно за другим.

Возвратившись в родной город, победитель на Олимпийских играх получал знаки благодарности и от своих сограждан. Тор­жественно он въезжал в город и в храме Зевса посвящал божеству свой венок. Снова начинались пиршества, устраиваемые прави­телем города, желавшим почтить соотечественника, прославив­шего свою родину. Некоторые города выбивали монеты в честь победы на Олимпийских играх. Олимпионик всю жизнь пользо­вался большим почетом. Добиться победы на Олимпиаде — об этом мечтал каждый юноша Древней Греции.

О победителях состязательных игр слагали ле­генды, им нередко при жизни ставили памятники. Кроме Короибоса до нас дошли имена еще нескольких великих чемпионов. Например, ставший почти легендарным Милон из горо­да Кротона (греческая колония на юге Италии). Он был учеником великого математика Пифагора. Милон завоевал семь лавровых вен­ков в соревнованиях по борьбе. Этот человек сумел поддерживать высокую спортивную форму в течение 28 лет.

Существовали и целые династии олимпиоников. Например, се­мейство Диагора с острова Родос - он сам, его сыновья, а потом и внуки выступали на Олимпийских играх более 80 лет. Они приняли участие в 20 Играх и завоевали для своего острова девять лавровых венков.

И все же наиболее прославленным героем древних олимпийских соревнований был Леонидас - тоже с Родоса. Этот великий атлет двенадцать раз побеждал в соревнованиях по бегу.

В отдельные периоды в соревнованиях принимали участие и мальчики. Дистанция бега для них была в 2 раза короче, чем для взрослых.

Но для этого недоста­точно было быть свободнорожденным и полноправным гражда­нином. Чтобы получить звание олимпионика, победив всех сопер­ников на состязаниях, нужна была длительная тренировка, тре­бующая много сил и времени. Это было доступно только людям состоятельным.

Владельцами же колесниц и коней могли быть только богачи. Держать искусного возницу, умеющего обучить коней, стоило больших денег, и это могли себе позволить люди, принадлежавщие к знатным греческим родам. Значит, по сути дела, олимпионики могли выйти только из зажиточных и знатных семей Греции. У бед­няков, у простого народа, у тех, кого называли демосом, не было ни средств, ни возможностей готовиться к общегреческим состя­заниям в Олимпии. Простой народ древней Греции в лучшем случае был зрителем великолепных олимпийских празднеств.

Игры посещали историк Геродот, писатель Лукиан, философ Сократ и оратор Де­мосфен, математик Пифагор. С 84-й Олимпиады (444 г. до и. э.) конкурс искусств стал частью программы олимпийских состяза­ний.

О том, какое огромное значение имели Игры для греческого мира, говорит и то, что посетить их считали за честь такие титаны мысли, как Пифагор, Аристотель, Платон, Геродот. Знаменитый поэт Лукиан, много раз побывавший на Играх, запечатлел эти великие праздники в своих произведениях.

Времена менялись, и не всегда в лучшую для Греции сторону. В середине II века до новой эры эту прекраснейшую страну с ее очень небольшими городами-государствами завоевал окрепший Рим.

Олимпия для пришельцев была просто богатым местом, кото­рое можно грабить. В то же время некоторым римлянам хотелось приобщиться к олимпийской славе, нажить на ней - кому полити­ческий, а кому и денежный - капитал.

В подготовке и проведении Игр 211 Олимпиады принимал участие известный крайним тщеславием император Нерон, который рас­порядился полностью изменить программу соревнований таким об­разом, что победителем всех без исключения турниров был объявлен он сам.

Все же римская эпоха принесла Олимпийским играм и кое-что хорошее. Например, эти соревнования стали многонациональными - прежде в них могли участвовать только греки. Теперь же право соревноваться получили люди других национальностей - все, кто населял огромную Римскую империю, простиравшуюся от Северной Африки до Ближнего Востока и Западной Европы.

На Играх стали появляться атлеты из Сирии, Александрии, Вавилона, жители будущих Франции и Германии. В списке олим­пийских чемпионов стоит и имя Вараздата из города Артаксаты, древней столицы Армении.

В целом же считается, что Олимпийские игры проводились непрерывно 1169 лет, а спортсмены собирались на эти знаменитые соревнования 292 раза.

Красота и строгое величие, простота и благородство победи­телей состязательных игр, увековеченные Мироном, Поликлетом, Фидием и другими знаменитыми скульпторами, воодушевляют мо­лодежь на спортивные подвиги и в настоящее время служат делу мира и дружбы между народами.

Вопросы к самопроверке:

1. История зарождения Олимпийских игр.

2. Значение Олимпийских игр в жизни древних греков.

3. Организации Олимпийских игр в Древней Греции.

4. Программа Олимпийских игр.

5. Олимпийские игры в период римской экспансии.

Литература:

1. Боннар, Андрэ. Греческая цивилизация.- М.: Наука, 1962.

2. Брабич, В. М., Плетнева, Г. С. Зрелища древнего мира.- Л.: Искусство,1981

3. Винничук, Л.В. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима.- М.: Высшая школа, 1988.

4. Деревенский, Б. Г. Древняя Греция.- СПб.: «БКК», -2007

5.История древнего мира. Греция и Рим. Под ред. А. Г. Бокщанина.— М.,
Просвещение, 1982.

6..Райт, Дж. Глобализация и спорт. // Спорт для всех.2002, №1-2 с.28-30

7. Родиченко, В. С. Олимпийский учебник студента. М, сов. Спорт, 2005

8. Спортивные праздничные традиции Древней Греции. ж. Праздник № 2

2007.- С.27.

9. Энциклопедия олимпийского спорта. -.Киев. Олимпийская литература,

2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: