Глава 4. Праздничная культура Древнего Рима

Древний Рим для наших пред­ков-славян был олицетворением по­литического могущества, а также твердыней христианской веры. По­этому в Московской Руси и возник государственный девиз: «Москва — третий Рим, а четвертому не быть». Вторым Римом считалась христиан­ская Византия, точнее, ее столица Константинополь (по-русски: Царь-град). Русские цари подчеркивали, что унаследовали власть от прави­телей Рима и Византии и считают себя их преемниками.

Но историческое значение Древ­него Рима, конечно же, не исчер­пывается его невиданным военно-политическим могуществом и вла­дычеством над многими народами древности. Римляне способствова­ли широкому распространению то­го культурного наследия, которое оставили другие народы, прежде всего греки. При этом во многих областях культуры римляне и сами добились огромных успехов. Без ла­тинского — языка римских поэтов и прозаиков — европейское школь­ное образования долгое время даже и не мыслилось, а главные положе­ния римского права легли в основу законодательств современных евро­пейских государств.

Календарные обычаи, обряды и праздники Древнего Рима поражают, прежде всего, своим крайним разнообразием, зрелищностью, маскарадностью, организованностью, но, вместе с тем, в них было много варварского и дикого. Полное их описание не­возможно дать по той причине, что у античных авторов имеются о них лишь отрывочные сведения, другими же данными по этому вопросу историческая наука не располагает.

Рассмотрим только некоторые из древнеримских праздников. В феврале проходили луперкалии. Во время этого праздни­ка богу Фавну (бог скотоводства) приносили в жертву козлов в знак искупления грехов и очищения от них. Жрецы выполняли обряды: вымазывали кровью убитых животных лица двум юношам и тотчас вытирали кровавые пятна шерстью, смоченной в молоке. Затем жрецы вырезали из шкур жертвенных животных ремни и в передниках, также сделанных из шкур, выскакивали из храма и обегали вокруг Палатинского холма, нанося встречным удары ремнем. Замужние женщины охотно позволяли себя стегать, веря, что это исцеляет от бесплодия. Этот важный для жизни италий­ского крестьянина обычай практиковался в течение многих веков и сохранялся после распространения на Апеннинском полуострове христианства.

В этом же месяце праздновались февралии. Этот праздник был посвящен памяти усопших. Февраль был последним месяцем года, и праздники в этом месяце носили характер очищения (от лат. februare — «очищать»). В этот день украшались могилы и прино­сились жертвы. Люди верили, что в этот день души умерших имеют право покидать преисподнюю, где они постоянно пребывают.

Празднование нового года было одним из самых веселых и шумных празднеств. Было всеобщим обычаем делать к наступа­ющему году подарки, которыми первоначально были лакомства, означавшие символически качество пожеланий, позже стали дарить ценные предметы, преимущественно лампы с подходящими к этому дню надписями и медали. Жертвоприношения и молитвы в этот день совершались в честь бога Януса.

В марте вдревнем Риме праздновались матримониалии. Это был праздник супружества, особенно торжественный для жен. Утром замужние женщины, украсив головы венками из цветов, приходили в храм Юноны, покровительницы брака, и приносили ей цветы. Мужья же шли с жертвенными дарами в храм двуликого Януса. Невольницы пользовались в этот день правами свободных граждан, как и рабы в день сатурналий в декабре.

В этом же месяце особенно торжественно отмечался весенний праздник Цибелы (праматерь богов и всего живущего на земле). В первый день этого праздника срубали молодую сосну, окутывали ствол мехами, а ветви обвивали венками, фиолетовыми лентами и относили в храм. На следующий день жрецы богини творили обряды. На третий день праздновались Гиларии — день гостеприимства, забав и шуток. В этот радостный весенний праздник запрещались печальные церемонии. Изображение богини носили по Риму, и каждый подносил ей дары.

В марте в древнем Риме проходили Большие и Малые квинкватры. В честь богини Минервы устраивались эти празд­нества. Богиня Минерва считалась покровительницей искусства и ремесел, и, в особенности, музыкантов.

В Больших квинкватрах принимали участие ремесленники и учащиеся, которые на 5 дней празднеств освобождались от ученья.

В эти дни происходили богослужения и устраивались игры и бои гладиаторов. В последний день освящались трубы, так как трубачи, активно участвующие в празднике, признавали Минерву своей покровительницей.

В апреле месяце праздновались цереалии, палилии и виналии.

Праздник, посвященный богине Церере (богиня плебса). Этот праздник проходил в течение восьми дней и сопровождался играми. Праздник начи-нался праздничным шествием, которое направ­лялось вцирк, где в честь богини Цереры проходили конные состя­зания. Во время праздника римляне наряжались в белые одежды, посылали друг другу венки из цветов и устраивали приемы гостей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: