Это сельский праздник. Он был связан с пожертвованиями богу нового вина. Праздник проходил во время сбора винограда и виноделия и проводился на пригорках, лугах и лесных полянах.
В мае месяце праздновались флоралии.
Праздник был посвящен богине весны Флоре. И праздновался в начале месяца. В эти дни двери домов украшались цветами, устраивались веселые развлечения. Участники праздника надевали на голову венки из цветов. Проводились различные игры, цирковые представления и другие зрелища.
Одними из самых значительных праздников был сатурналий.
Этот праздник возник в 494 г до н.э. одновременно с основанием храма плебейской троицы – богов Цереры, Либера и Либеры, а также храма Сатурна – покровителя земледелия и отмечался в декабре месяце. Праздник продолжался целую неделю. В эту неделю римляне отдыхали от трудов, от всяких ремесленных и торговых занятий.
Праздник сатурналий был народным праздником. В это время школьники освобождались от занятий, рабам предоставлялась полная свобода.
|
|
Празднество в честь Сатурна начиналось жертвоприношением перед храмом бога у подножия Капитолийского холма, где раньше находилось святилище Сатурна, основанное, по преданию, богом Янусом. После жертвоприношения устраивалось религиозное пиршество, в котором принимали участие сенаторы.
После жертвоприношения возле храма Сатурна начинались торжества, которые включали в себя бег на колесницах, травлю зверей, бои гладиаторов и различные театральные представления.
Народу сразу пришлись по вкусу гладиаторские бои. Но эпоха настоящего гладиаторского «бума» началась с конца II в. до н. э., точнее, с 105 г. В этом году было принято постановление сената, в котором гладиаторские игры были официально признаны частью публичных зрелищ. Таким образом,с 105 г. до н. э. римский сенат был вынужден узаконитьто, что стало существеннойчастью римской культуры.
Что же произошло с людьми? Как из добрых земледельцеви доблестных воинов они, с одобрения сената, превратились и дикую толпу, длякоторой главным развлечением стала жуткая бойня живых людей? Может быть, многочисленные войны ожесточили народ? Но ведь войны были обычным делом не только уримлян.
Возможно,все началось с гражданскойсмуты, когда благородные братья Гракхи выступили в защиту разоренныхи обездоленных крестьян. В 133 г. до н. э. Тиберию Гракху удалось провести чере з народное собрание аграрный закон, согласно которому государство выкупало излишкиземли и особая комиссия paздавала их бедным. Деятельность комиссии затянулась, сенаторы обвинили Гракха в стремлениик тирании иубили, а его бpaт Гай только через десять лет сумелвосстановить аграрный закон.
|
|
К тому времени (123 г. до н. э.) тысячи разоренных крестьян или просто лодырей уже переселились в Рим, и даже когда у них появилась возможность вернуться на землю (в силу аграрного закона), не многиеэтим воспользовались.В том же году ГайГракх провел cвой роковой продовольственный закон. Согласно этомузакону, бедное население Рима еже-месячно получало по 50 килограммов зерна по символическойцене.Фактически это была бесплатная раздача хлеба, но и эта символическая плата впоследствии была отменена. Бездельники совсей Италии устремились вРим. К бесплатному хлебу прибавлялась раздача вина, масла и прочих продуктов в честь бесконечных праздников и триумфов победителей. Победы следовали одна за другой, и жизнь римского гражданина становилась слишком привольной. Однако не хлебом единым жив человек. Сытому бездельнику нужны еще и развлечения.
Римляне четко делили главные зрелища (spectacula) на игры цирковые (ludicircenses), игры гладиаторов (ludi gladiatorum) и игры театральные, или игры на сцене (ludi scaenici). В Риме насчитывалось три цирка, которые были устроены почти одинаково. Самый - древний из них - Большой цирк. Здесь проводились бега на колесницах. Такие бега устраивались раз в году, после жатвы хлебов и сбора плодов. Мест для зрителей не было, и они рассаживались на траве вокруг арены. Впоследствии был выстроен деревянный цирк, а затем его расширили - дерево заменили на мрамор и бронзу и превратили ипподром - в грандиозное сооружение на 250 тысяч зрителей. По общему устройству Большой цирк представлял собой прямоугольную песчаную арену («арена» по латыни означает «песок»), вокруг которой были расположены места для зрителей. На нижних ярусах, отделанных мрамором, сидела знать, а на верхних, деревянных — беднота. Широкая (6 метров) и невысокая (1,5 метра) каменная стена разделяла беговую дорожку, подобно хребту, на две половины и тем самым препятствовала произвольному переходу состязавшихся лошадей с одной части арены на другую. Эта стена называлась спина. Эта стена-барьер была облицована мрамором. Ее украшали обелиски, статуи, небольшие храмы римских богов, фигурки зверей и атлетов. По краям находились колонны со статуями Победы наверху и 2 «счетчика» для счета туров. Возницы должны были объехать арену 7 раз. Первый «счетчик» представлял собой четырехколонную постройку, на которой находилось 7 золоченых яиц, а второй - то же самое, только вместо яиц были дельфины, которых также снимали по одному после каждого заезда. Именно здесь от возницы требовалось более всего ловкости и выдержки. Чтобы не зацепиться за колонны и не опрокинуться вместе с колесницей при крутом повороте, у каждой колонны нужно было описать большую дугу. Но излишняя осторожность возницы возмущала публику: терялись драгоценные секунды, воспользовавшись которыми вперед вырывался более смелый и ловкий соперник.
Цирковым играм предшествовала торжественная процессия. Во главе ее на колеснице, в одежде триумфатора, ехал консул, который должен был председательствовать на играх, ему предшествовал отряд музыкантов, а вокруг него шли его дети. Процессия двигалась под звуки флейты и труб. Затем следовали колесницы, запряженные мулами, лошадьми и слонами, на которых везли изображения богов. Зрители рукоплескали и кричали. Когда все участники процессии садились на назначенные места, консул подавал знак к началу бегов, бросив на арену белый платок. Тотчас открывались ворота, из которых выезжали несколько маленьких, легких, беговых колесниц, и начинались бега. Выезжало обычно 4 колесницы, но бывало и по 6, и по 8, и даже по 12. Колесницы были запряжены четверкой коней (на паре выезжали только новички), особого искусства требовало управление упряжкой от 6 до 10 лошадей. Число заездов было вначале 10-12, а затем дошло до 24.
|
|
Во время состязаний зрители неистово хлопали в ладоши, вопили изо всех сил, бранились, особенно в тех случаях, когда колесницы опрокидывались на поворотах. И так в течение всего дня игр, от восхода до захода солнца.
Успешный исход состязания во многом зависел от лошадей, и римляне весьма почитали их. Не считаясь ни с какими затратами, лошадей везли в Рим из Испании, из Северной Африки, а в Сицилии все хлебные поля превратили в пастбища. Нередко случалось так, что неудачливый возница падал, но его лошади пробегали всю дистанцию и, ни разу не задев поворотного столба колонны, приходили к финишу первыми и становились победителями. Победитель на взмыленных конях вихрем проносился через триумфальную арку, воздвигнутую в конце арены, а затем медленно направлялся к «правительственной ложе», где и получал награды — пальмовую ветвь, венок, деньги, дорогие одежды.
Состязания колесниц в цирке проводились специальными обществами римских богачей. Конкуренция между обществами, в основе которой была материальная выгода, превратила их в обособившиеся четыре партии — по числу упряжек, одновременно участвовавших в каждом состязании. Партии носили название «Белые», «Красные», «Зеленые» и «Голубые» (по цвету одежды возниц). Болельщики также разделялись на четыре враждующих между собой лагеря.
Цирковые состязания колесниц, символизировавшие круговое движение небесных тел, впоследствии обрели новое содержание: стали средством развлечения знати и разорившихся, хлынувших в город народных масс, «античного пролетариата». А потому их цель теперь состояла уже не в том, чтобы оказать магическое воздействие на природу или в состязаниях публично продемонстрировать силу и ловкость, научиться владеть своим телом, а в том, чтобы завоевать расположение зрителей, заполучить голоса, сдерживать народный гнев и обогащаться.
Людей собиралось в цирке много. Прежде всего, захватывающим было зрелище стремительно несшихся, сбивавшихся, обгонявших одна другую квадриг: прекрасные лошади, лихие возницы, смертельная опасность этих состязаний — этого было достаточно, чтобы глядеть на арену, не отрывая глаз, затаив дыхание. Цирковые представления были жестокими. Население Рима жаждало крови и острых ощущений. Осторожничающих владельцев колесниц освистывали. Кумирами становились те профессионалы, которые не щадили себя для того, чтобы завоевать симпатии капризной публики. После бега колесниц в цирке был перерыв. Зрители устремлялись к палаткам, расположенным позади цирка для того, чтобы подкрепиться. Там на средства триумфатора, въехавшего в Рим и желавшего заслужить расположение народа, публике даром раздавалась еда.
|
|
После перерыва начиналась травля зверей. На арену выпускалось до 60 африканских зверей. Сначала звери терзали друг друга. Затем в бой с животными вступали люди, называвшиеся бестиариями (от лат. bestia — зверь). Их набирали из пленных или преступников, приговоренных к смерти. После этого показывали дрессированных животных.
Как видим, любыезрелища в Риме, будь то цирки амфитеатры, театры. –это прежде всего состязание, азарт. С этой точки, зрения гладиаторские игры в глазах некоторых римских интеллектуалов (Цицерон, Сенека) былисамыми обычными. Но римскуютолпу человеческаякровь возбуждала больше, чем состязаниябегунов или танцы пантомимов.
В 65 г. до н. э., будучи эдилом (а одной из обязанностей эдила было устройствообщественных игр), Юлий Цезарь выставил на играх 120 пар гладиаторов. Он мог бы выставить и больше. Но собранная им отовсюду когорта бойцов привелаего противников в такойстрах, что особым указом было запрещенокому бы то ни было в Риме держать больше определенного количества гладиаторов. В 63 г. до н. э. Цицерон, политический противник Цезаря, ставконсулом, провел еще более жесткий закон, который запрещалкандидату на звание магистрата (высшая почетная должность ) давать гладиатор-ские боив течение двух лет, предшествующих избранию. Однако в законе было исключение, разрешающее проводить гладиаторские игры позавещанию. Кроме того, закон не распространялсяна уже избранных магистратов.
С того момента как гладиаторские бои были официально разрешеныв качестве общественных зрелищ, они сталиорудием в играх политикови
непременной составляющей гражданских войн в I в. до н. э.
Театральные представления проводились на Марсовом поле в деревянном театре, который специально сооружался для этого праздника.
Мест для сидения в театре не было, и зрители располагались прямо на полу. Публика в театре свистела, если какая-нибудь роль плохо исполнялась, и таким образом заставляла плохо играющего актера удалиться со сцены, или наоборот бурно аплодировала, если актер нравился, и заставляла его повторять понравившиеся места. Актеры, набранные из рабов и вольноотпущенников, были в масках, с особым приспособлением для усиления голоса, на ногах у них были высокие сапоги, которые увеличивали рост актера, а также длинная одежда.
После представления на сцене появлялись канатные плясуны, всякого рода акробаты и фокусники.
В театре, кроме комедий, разыгрывались ателланы, т. е. небольшие пьески комического содержания. В них было 4 действующих лица. Это были глупец Макк, обжора Буккон, жадный старец Папп и шарлатан Доссен. Один только облик хорошо знакомых публике персонажей вызывал у зрителей смех. Исполнители ателланы выступали в масках. Актеры играли эти пьесы не по написанному тексту, а тут же их сочиняя, поэтому содержание пьес было очень простым и коротким. Актеры говорили простым, грубым языком, пересыпая свою речь непристойными шутками. Иногда они метко поддевали кого-нибудь из видных лиц города или селения, что вызывало шумные аплодисменты публики. Содержанием ателлан служили разные деревенские события, что было кстати во всенародный праздник сатурналий, праздник земледельцев.
Когда во второй половине III века до н. э. в Риме, благодаря культурному влиянию греков, начали ставить трагедии, ателланы соединились с сатурами и стали даваться в заключение спектакля. Это было развлечением для римской публики после длинной и утомительной трагедии.
В начале I века до н. э. два римских писателя — Помпоний и Новий — обратились к народной ателлане и дали ей литературную обработку. Так появилась литературная ателлана, выросшая из народного творчества. К давно знакомым персонажам здесь добавились типы римских ремесленников - валяльщиков сукна, хлебников, рыбаков, дровосеков, врачей, гадателей и т. д. Наконец, в литературной ателлане выступали и разные чудовища, созданные народной фантазией. Они изображались в страшных масках и служили пугалом для детей. Это были скрежещущий зубами обжора Мандук и страшная, «пожирающая детей» старуха Ламия. В ателланах иногда звучала критика общественных и политических порядков Рима, хотя она занимала здесь значительно более скромное место, чем в греческих народных представлениях.
В III веке до н. э. получил дальнейшее развитие воспринятый римлянами от греков мим (его название произошло от греческого слова «подражать»). Как и в ателланах, но обычно без масок, самодеятельные актеры мима (в том числе женщины) разыгрывали маленькие и веселые сценки из народного быта, а иногда выводили в шутовском виде богов и героев. Существенной частью мима были танцы под аккомпанемент флейты. Сценическая постановка отличалась простотой, непритязательностью.
Наряду с различными представлениями в цирках в III веке до н. э. стали устраиваться новые зрелища: заимствованные у этрусков поединки гладиаторов — гладиаторские бои.
Гладиаторские игры возникли из тризны, которую устраивали по умершему в убеждении, что он будет радоваться кровавому поединку. У древних этрусков такой поединок был высокой честью, которую воздавали знатному покойнику: от них этот обычай перешел и к римлянам. Первые гладиаторские игры были очень скромны: в 264 г. до н. э. на поминках по Бруту Пере, которые устроили его сыновья, билось три пары гладиаторов; ареной для них служил Коровий рынок. Это были «погребальные» игры, что и определило первоначальный характер гладиаторских боев, которые устраивались в память о дорогом умершем близкими людьми. Только в 105 г. до н. э. они были введены в число публичных зрелищ, об устроении которых обязаны были заботиться магистры. Это не исключало, однако, права частных лиц устраивать их в качестве тризны. Цезарь дал их в память своего отца в 65 г. до н. э. и своей дочери Юлии-в 45 г. (такая честь женщине оказана была впервые). Зрелище пришлось по вкусу.
Вначале они являлись исключительно составной частью культа жертвоприношения усопшим. Со временем, по мере того как возрастал интерес к ним, гладиаторские бои были отделены от похоронного церемониала и превратились в одно из средств борьбы за власть. Дать блестящие гладиаторские игры — значило привлечь к себе сердца римлян и обеспечить голоса на выборах.
В 63 г. до н. э. в консульство Цицерона и по его предложению был проведен закон, запрещавший кандидату, искавшему звания магистра, давать эти бои в течение двух лет, предшествующих избранию. Императоры косо смотрели на право магистров устраивать эти роскошные зрелища и поторопились его ограничить: Август в 22 г. разрешил давать их только преторам дважды в год, причем выпускать на арену не более 120 человек. Клавдий отобрал от преторов это право и дал его только кветорам. Поэтому теперь римский гражданин мог устроить гладиаторские игры, только с разрешения сената (число дней и количество гладиаторов регламентировалось). Август упоминает, что он 8 раз устраивал гладиаторские игры, в которых участвовало 10000 человек. На празднествах, устроенных Траяном в 107 г. после победы над даками и длившихся 4 месяца, выступило 10 тысяч гладиаторов, т. е. столько же, сколько за все существование царствования Августа.
Можно было устраивать гладиаторские игры и ради дохода. В 27 г. до н. э. отпущенник Атилий построил в Фиденах деревянный амфитеатр, «предприняв это дело ради грязной наживы»: он рассчитывал, что на гладиаторские бои в этом городке соберется немалое число римских жителей, которых Тиберий этим зрелищем не баловал. (Фидены от Рима километрах в семи). Действительно, в первый же раз собралась огромная толпа; наспех, кое-как сколоченные ряды сидений рухнули, и 50 тысяч человек были убиты и перекалечены. После этого несчастья было запрещено устраивать гладиаторские бои тем, кто не имел всаднического ценза.
Бои гладиаторов, проходившие в цирке, начали проводить на специальных, окруженных трибунами площадках — амфитеатрах. Бои гладиаторов становятся очень жестокими. За исключением нескольких отчаянных авантюристов, большинство гладиаторов выбрали этот путь, подчиняясь силе. Это были похищенные жители, военнопленные, осужденные, преступники и т. д. Пополнение рядов гладиаторов обеспечивалось благодаря трем видам наказаний.
1. Осуждение мечом гладиатора. Такого осужденного выстав-
ляли против опытного гладиатора. Естественно, что победителем
в этих поединках всегда выходил гладиатор, искусный фехтоваль-
щик, опытный, владеющий приемами нападения и защиты.
2. Осужденного бросали к диким зверям. В этом случае осуж-
денным давали примитивное оружие, чтобы поединок мог тянуться
подольше.
3. Осужденный зачислялся в школу гладиаторов согласно
приговору. Эта форма наказания не означала обязательную смерть.
После определенного количества боев гладиатор, освобождался
от обязанности участвовать в поединках. В знак этого ему вру-
чался деревянный меч, и, если он был рабом, он получал свободу.
Чем же объяснялась популярность поединков гладиаторов, которые в эпоху республики почти оттеснили на задний план театральные и цирковые представления? Рассмотрим только некоторые факторы.
Во-первых, гладиаторские бои оказывали сильное психологическое воздействие на суеверных римлян тем, что в их представлении с помощью крови они могут покончить с губительной властью покойных.
Во-вторых, поединок должен был означать, что народ также привлекается к публичному отправлению правосудия над осужденными и мошенниками.
В-третьих, захватывающие поединки полностью удовлетворяли массовые потребности той эпохи, приучали, юношей-римлян безразлично относиться к смерти, не быть чувствительными к человеческим страданиям.
«Некоторые, - говорил Цицерон, - могут считать наши поединки гладиаторов жестокими и бесчеловечными. В том виде как они проходят сейчас, они таковыми и являются. Может, для уха и есть лучшая школа, чтобы перенести боль и смерть, но для глаза определенно нет».
Все это попытаемся рассмотреть через призму уже упоминавшихся средств политической борьбы, когда предводитель какой-либо группировки изыскивал для народа с притупившимися эстетическими чувствами все новые и новые жестокости, желая таким образом произвести впечатление на своего противника. В период упадка республики гладиаторы использовались в борьбе за власть, совершали убийства. Противники Юлия Цезаря ехидно замечали, что уже во времена эдилов было столько гладиаторов, что благодаря им он держал «в страхе» весь сенат.
Для подготовки гладиаторских боев в Древнем Риме существовали гладиаторские школы. Самая старая, из известных нам гладиаторских школ, находилась в Капуе и принадлежала Аврелию Скавру (консулу 108 г. до н. э.). Существовала целая категория людей, для которых содержание и обучение гладиаторов было профессией - их называли ланистами. Ланиста, так же как и сводник, считался человеком запятнанным, а занятие его - зазорным. Но обойтись без него люди, устраивавшие гладиаторские бои, не могли. Ланиста покупал и опытных гладиаторов, и рабов, которые у него обучались гладиаторскому искусству, продавал их и отдавал в наем устроителям игр.
Состав гладиаторов был пестрый и по социальному составу (рабы, свободные от рождения, отпущенники); были среди них и порядочные люди, и преступники. К гладиаторскому званию можно было присудить. Осужденного, как говорилось выше, отправляли в гладиаторскую школу, где он обучался обращению с оружием, после чего выходил на арену. Если через три года он оставался жив, его освобождали от выступлений в амфитеатре, но он должен был еще два года прожить в школе, после чего получал уже полное освобождение.
Хозяин мог отправить раба в гладиаторскую школу и за вину и без вины - воля его была тут полной. Император Адриан ограничил этот произвол: с этого времени нельзя было сделать раба гладиатором без его согласия; оно не требовалось только в том случае, если раб совершил преступление, за которое хозяин наказывал его гладиаторской школой.
Бедняка гладиаторская школа соблазняла даровым кровом и готовой едой, манила надеждой на удачу, на обогащение, на сытую жизнь в будущем. Гладиатор был существом презираемым, зачисленным в разряд «опозоренных»: он не мог стать всадником, выступать в суде защитником или давать показания по уголовному делу; ему было отказано, подобно самоубийце, в почетном погребении. И в то же время он оказывался предметом восхищения и зависти. Богатые подарки, которыми осыпали победителя, сулили ему по окончании гладиаторской карьеры обеспеченное существование. Все это привлекало и заставляло забыть о темных и страшных сторонах гладиаторского существования. При заключении условия новобранец получал ничтожную сумму (не более 2 тысяч сестерциев по закону) и отрекался от прав свободного человека, вручая хозяину право «жечь его, связывать, бить, убивать железом».
Новичок, пришедший в гладиаторскую школу, первоначально обучался фехтованию и обращению с оружием разного вида: не все были вооружены одинаково, и техника боя не для всех была одинаковой. Гладиаторы делились по виду вооружения на несколько групп. По мере того как расширялось знакомство римлян с другими странами и народами, на арене появлялись и гладиаторы с вооружением этих народов, раньше всех с самнитским.
Гладиаторами являлись, прежде всего, военнопленные, ставшие рабами. Не все они мирились со своей участью. Бывали случаи, когда гладиаторы бежали, бунтовали, пытались завоевать свободу. Всем известно имя гладиатора Спартака.
Гладиаторские игры начинались парадным шествием гладиаторов по арене; затем часто разыгрывался мнимый поединок, в котором сражающиеся показывали только свою ловкость и уменье фехтовать, так как бились «игрушечным оружием»; затем на арену вносили настоящее оружие, и тот, кто давал игры, проверял его качество. Раздавался звук трубы или рога, и сражение начиналось. Гладиаторы бились чаще всего один на один, но бывало и так, что один отряд выходил против другого. Зрителей эта бойня захватывала; на оробевшего гладиатора обрушивалась буря негодования. Если гладиатор не падал мертвым на арене, не был ранен так тяжело, что сражаться дальше уже не было сил, то он мог, бросив оружие, поднять кверху палец левой руки или всю руку - это был жест - просьба пощады. Если он понравился толпе, возбудил ее сострадание, амфитеатр оглашался криками; люди махали платками или поднимали кверху пальцы. Гладиатора, не угодившего толпе, она приказывала добить, обращая большой палец книзу и тогда победитель всаживал нож в горло побежденного. Мертвого гладиатора проверяли кипящей смолой.
Случалось и так, что противники не могли победить друг друга и их, по просьбе зрителей, отпускали. Это было меньше, чем победа, но здесь не было и позора поражения. Победителю вручали пальмовую ветку, с которой он обходил арену. Кроме официальной награды, он получал значительные денежные подарки: иногда его осыпали золотыми монетами, и зрители громко считали, сколько монет упало, а иногда подносили деньги на дорогих подносах, которые тоже шли в дар победителю. О гладиаторских играх сообщалось заранее в «афишах» - надписях на стенах домов и общественных зданий.
Гладиаторские бои проходили обычно в амфитеатрах. Развалины одного из самых старых амфитеатров, помпейского, сохранились до нашего времени. Он был построен в первой четверти I в. до н. э. Квинтием Валгом и Марком Порцием на собственные средства в благодарность за избрание их в квинквенналы. Рассчитан был он на 20 тыс. человек.
В гладиаторских боях зрителям очень нравилась так называемая «ловля рыбы» — схватка между мурмиллоном и ретиарием.Первый из них, вооруженный мечом и щитом, носил на шлеме изображение рыбы, второй в качестве оружия использовал остро заточенный трезубец и был снабжен металлической сетью. Цель «игры» заключалась в том, что ретиарий должен был опутать противника сетью, свалить его наземь и, если бы того пожелала публика, прикончить «рыбу» трезубцем; в задачу же мурмиллона входило ускользнуть от «рыболова» невредимым и при первом же удобном моменте поразить его мечом.
Если гладиаторы вели бой умело, красиво, то зрители иногда прощали
потерпевшего поражение, разрешали сохранить ему жизнь.
При общем восхищении кровавыми зрелищами лишь немногие римляне выражали свое негодование. Цицерон, восклицал, что нельзя испытывать удовольствие, когда человека рвет зверь или когда прекрасное животное пронзают копьем. Знаменитому оратору вторил философ Сенека, утверждая, что человек священен для человека, а его убивают на забаву и потеху.
Случалось, показывали на арене прирученных зверей. Например, львы ловили зайцев и отпускали их невредимыми, слоны танцевали под бубен и вместе с людьми возлежали, по тогдашнему обычаю, за столом с едой. Дрессировщиков иногда сменяли канатоходцы, гибкие акробаты, ловкие жонглеры, «огнедышащие фокусники». Однако эти безобидные зрелища не получили сколько-нибудь широкого распространения.
Для удовлетворения потребностей народа в развлечениях в Риме был построен Колизей.
В наши дни среди развалин Колизея гуляют туристы. Действительно, архитектурная красота Колизея пережила века. Но пережила столетия и другая, недобрая его слава.
Само название «Колизей» происходит от искаженного в средние века слова colossus, которым древние римляне именовали грандиозную статую императора Нерона, воздвигнутую рядом с амфитеатром. Впоследствии они называли ее «Амфитеатром Флавиев» - по «фамилии» правителей Веспасиана и Тита, при которых было построено это громадное сооружение. Арену Колизея окружали ярусы скамей, на которых могли разместиться около 50 тысяч зрителей.
Для защиты публики от дождя и палящего солнца над всем зданием натягивался полотняный тент, укрепленный на специальных кронштейнах в наружной стене. Фасад амфитеатра привлекал всеобщее внимание необычной пышностью: в нишах этажей, которые зияют сейчас своей пустотой, раньше стояли многочисленные беломраморные статуи. Торжественное открытие Колизея состоялось в 80году новой эры. Праздник открытия продолжался 100 дней подряд. На этот праздник приезжали в Рим отовсюду. В народ бросали тессеры, по которым счастливцы получали самые различные подарки — от 10 головок салата до 10 фунтов золота. В самом амфитеатре публику обносили корзинами со съестным — домашней птицей, печеньем, орехами, финиками, сливами. При этом бедняки оказывались, разумеется, обиженными и жаловались на неправильное распределение угощения. Но главное в Колизее, конечно, зрелища.
После того как трубачи возвещали о начале представления, служители Колизея проводили по арене жирафов, верблюдов, антилоп и страусов, вывозили большие платформы с грозно рычащими львами. Копьями подгоняли носорогов и слонов, вязали канатами задние ноги кабанов и быков - для того чтобы приготовились сразиться с ними для увеселения зрителей.
Выступления звероборцев возникли как бы на основе театральных представлений. По мере завоевания чужеземных областей в спектакли все чаще вводились шествия многочисленных пленных, показ награбленной добычи, в том числе не виданных римской публикой экзотических животных. Когда-то в честь открытия театра Помпея со львами и слонами сражались венаторы – воины-охотники. Теперь на арену Колизея наряду с венаторами выходили осужденные на смерть преступники и приравненные к ним сторонники христианства. Иной раз человек - почти безоружный, с коротким мечом или легким копьем - одерживал верх над зверем. Тогда победитель (если только это был вольный венатор) получал в награду венок и пальмовую ветвь. Значительно же чаще происходило другое: изуродованные люди умоляли о скорейшей смерти, и под вой опьяневшей от кровопролития публики их добивали здесь же на арене.
Преступников, провинившихся рабов обрекали и на такую казнь- среди пышных декораций на арене появлялся человек, игравший на лире и представлявший легендарного греческого певца Орфея. Казалось, сама природа очарована его игрой: скалы, прислушиваясь, подвигались к нему, деревья склоняли ветви, над ним порхали птицы, к ногам ластились животные. В финале же этой идиллии «Орфея» разрывал на куски медведь...
В амфитеатре показывали также и сражения зверей: носорога заставляли биться со слоном, пантеру — с быком, медведя — с кабаном. Нередко их связывали попарно арканами, и зрители приходили в полный восторг, когда животные начинали яростно терзать друг друга. На торжествах открытия Колизея было затравлено подобным образом несколько тысяч различных зверей.
Каждая страна, покоренная римскими легионами, обязана была регулярно присылать в Италию представителей своей фауны. Целые караваны зверей следовали в фургонах-клетках по дорогам империи, а жители близлежащих городов и селений должны были снабжать животных кормом. В столице зверей размещали в особом зверинце, который по масштабам превосходил любой из нынешних зоопарков. При императоре Гордиане III там находилось 32 слона, 60 львов, 30 леопардов, 10 тигров, столько же жирафов, лосей и гиен, бегемот, носорог, а также множество всякой мелкой живности. И все они, в конце концов, были предназначены для уничтожения на арене Колизея.
Громадные цирковые сооружения и амфитеатры воздвигались не только в Риме, но и в Помпее, Капуе, Вероне и Сиракузах.
Для того чтобы сделать народные зрелища более разнообразными, арены крупнейших амфитеатров переоборудовали в бассейны, которые можно было заполнять водой, где устраивались затем всевозможные навмахии.
Вокруг водоема сооружались скамьи для публики. На воде стояли настоящие боевые суда с тремя и четырьмя рядами весел. На палубах кораблей стояли вооруженные люди в чужеземных одеждах.
По сигналу Цезаря начинался морской бой. Корабли таранили друг друга, а их экипажи старались уничтожить противника. В этом кровопролитном зрелище участвовало по 2 тысячи бойцов и 4 тысячи гребцов — пленные, захваченные римскими легионами.
В 52 году новой эры Клавдий I устроил на озере в Аппенинских горах грандиозную навмахию, в которой участвовало 19 тысяч человек и 100 кораблей. Здесь было воссоздано сражение сицилийцев с родосцами.
Когда с помощью замысловатых механизмов из озера вынырнул серебряный тритон и протрубил сигнал к бою, а корабельщики провозгласили: «Живи и здравствуй, император! Обреченные на смерть приветствуют тебя!» - произошло непредвиденное - Клавдий ответствовал: «Здравствуйте и вы!». После таких слов никто уже не стал сражаться, полагая, что им даровали жизнь. Но их все же заставили начать битву.
Позднее навмахии устраивались в Риме и другими правителями — Нероном, Титом, Домицианом, Филиппом Аравитянином, причем каждый придумывал что-либо новое, пытаясь затмить предшественников. Каждый раз приходилось заново сооружать водоемы, так как после навмахии водоемы вынуждены были засыпать, из них исходило зловоние (разлагались трупы), и в городе начиналась какая-то неизвестная болезнь. Навмахиями стали называть здания-бассейны, предназначенные для таких сражений, а бойцов нарекли навмахиариями. Впоследствии перед морскими сражениями показывали чудовищных рыб, а в честь открытия Колизея после навмахии водоем закрывали плотами и были показаны сражения гладиаторов.
Во всех навмахиях воспроизводились, как правило, наиболее известные морские сражения. Навмахии устраивались редко, так как это требовало громадных денежных затрат на строительство и снаряжение боевых судов, и вскоре они прекратили свое существование.
Еще одной разновидностью народных зрелищ в Римской империи были Вековые Игры.
Впервые они были отпразднованы в 17 г. до н. э. Им предшествовала большая предварительная подготовка. Распорядителем Игр сенат назначил императора Августа.
На Марсовом поле (место проведения празднества) были установлены медная и мраморная колонны, на которых была программа празднеств.
Празднество началось в ночь на 1 июня. Вначале Август, в жреческом одеянии, приносил в жертву богиням судьбы девять черных овец и девять черных коз, а затем произносил молитву о величии римского народа и сохранении могущества империи. По окончании молитвы и обряда жертвоприношения начинались театральные представления. Эти представления народ смотрел, по древнему обычаю, стоя. Шли они непрерывно в течение трех дней и ночей.
1 июня приносилась жертва Юпитеру в виде двух белых быков беспорочной красоты, а в ночь на 2 июня приносились жертвы трем большим Илифиям, покровительницам женских родов. В третий день, смешанный хор отроков и девиц исполнял специальную кантату о даровании благоденствия римскому народу и государству. С 5 июня начинались семидневные всенародные празднества, состоявщие из разнообразных сценических представлений, латинских и греческих драм, комедий, фарсов и пантомим.
Вековые игры были очень популярны, т. к. они производили глубокое впечатление на народ.
Римский амфитеатр и цирк — это только одна из многочисленных областей, где мы находим четкий образ римского эстетического сознания. Другой такой же образ можно найти в римском Триумфе.
Триумфы — это чисто римское явление. Они были связаны с победами над врагом и являлись своеобразными массовыми спектаклями, прославляющими республику, ее силу и могущество, мужество ее боевых легионов. Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения). Существовало правило - давать триумф в случае, если было убито не менее 5000 врагов.
Празднествам этим придавалось большое значение, происходили они по специальным постановлениям римского сената. Центральной фигурой парада-спектакля, где использовались музыка, песни, стихи, шествия, пляски, иллюминация, был Триумфатор, в честь которого и устраивался праздник. И режиссерами все было построено на внимании зрителей к герою дня - Триумфатору.
Перед торжественной колесницей Триумфатора, как правило, вели побежденных воинов во главе с царем или членами царствующей династии побежденной страны или же вождями враждебных племен, что служило неоспоримым свидетельством победы римского воинства.
Обязательным компонентом Триумфа было участие победоносных римских легионов - своеобразный военный театрализованный парад. Все начиналось на Марсовом поле, подле Триумфальных ворот, шествие проходило через 2 наполненных народом цирка (Флавиев и Большой), затем через форум поднималось на Капитолий, там Триумфатор посвящал Юпитеру лавры и приносил пышную жертву. Все было построено так, чтобы изумить, ослепить зрителей, убедить их в силе и могуществе Триумфатора.
Во время одного из триумфов Цезаря организаторы этого пышного действия установили множество факелов на спины идущих слонов, которые освещали Триумфатору путь на Капитолий. Это было грандиозное зрелище.
В день Триумфа римским легионерам разрешалось высмеивать своего полководца в самые торжественные минуты его жизни. Они распевали песенки, более чем фривольного содержания. Это было связано с суеверием, что насмешки над Триумфатором, как предполагали древние римляне, отвращали его от зависти богов.
Триумфатор с юмором воспринимал песенки своих солдат. Народ с восторгом принимал такое поведение великого диктатора.
Когда возвращался император Тит после разрушения Иерусалима, то на его Триумф стекался народ со всего мира, и Рим был переполнен так, что по улицам трудно было передвигаться. Огромные богатства, вывезенные из Палестины, проносились в торжественном шествии, доводя народ до крайней экзальтации. Вавилонские ковры, сирийские покрывала, финикийские ткани, индийская парча, священные покрывала из Иерусалимского храма, кубки, вазы, чаши и другие священные сосуды, похищенные в алтарях, целые горы медных изваяний, статуи из слоновой кости, корзины с золотыми монетами - все это проносилось в красочном шествии, которое поражало, ослепляло и восторгало толпу. Различные произведения искусства, достояние Востока, мелькали в пестрой картине перед изумленным народом. Кроме того, в небольшой процессии были слоны и диковинные для Рима верблюды и их вожаки, месопотамские львы, гирканские тигры, гиены, пантеры, рыси, медведи, дикие ослы.
Затем следовало шествие царства растений. Всевозможные представители растительного мира Востока, искусно пересаженные в серебряные сосуды, живые и цветущие, как некий волшебный сон, двигались перед глазами зачарованной толпы. Целая странствующая роща различных кустарников и деревьев с цветами и плодами наполняла воздух ароматами. Тут вишня, миндаль, оливки, каштаны, яблони, лимоны...
В заключение проносились исполинские древесные стволы, вырубленные в девственных, еще нетронутых тогда лесах Азии.
Далее тянулась жертвенная процессия. Гремели трубы и рога, звенели цимбалы и литавры. В жертвенной процессии - покоренные сыны Израиля: седовласые старцы и юноши в черных одеждах, с головами, посыпанными пеплом, во главе со своим первосвященником, который ехал на осле. Целые толпы избитых, израненных, униженных людей, среди которых и жены, и матери, и дочери - все они двигаются в общем триумфальном шествии как символ величайшей победы Рима на Востоке.
Следом двигался оркестр музыкантов с флейтами и трубами, за ними, на носилках, несли изображение богини Победы. И, наконец, белые лошади везут триумфальную колесницу, на которой в пурпурной тоге с золотым лавровым венком находится Триумфатор. Венки летели в колесницу и громкими криками восторга оглашался воздух. Уже никто не замечал раздавленных детей, и никто не обращает внимания на кричавших женщин, которых стесненная толпа душит до смерти. Все внимание устремлено на Триумфатора Тита. Это для него были устроены знаменитые Триумфальные ворота с яркой декоративной отделкой.
В Древнем Риме существовали также Малые Триумфы,
или, как они еще назывались - овации. В день проведения Малого
Триумфа Триумфатор входил в город пешком (а не въезжал на ко-
леснице). В овациях были специальные группы участников, назы-
вавшиеся хлопальщиками. Во время шествия хлопальщики бежа-
ли вокруг идущего Триумфатора, шумно аплодируя ему. Очевидно,
с этого времени в обиход вошло слово «овация» - шумные, долгие
аплодисменты..
Эстетическая сущность римских Триумфов была менее натуралистична, чем гладиаторские бои или травля зверей. В эпоху Римской империи триумф героя, возвращавшегося с победой, был обставлен с наибольшей роскошью, блеском и эффектом, что производило на зрителей огромное впечатление и вызывало всенародный энтузиазм.
В Риме были распространены различные спортивные игры и состязания.
Географ Страбон писал, что Марсово поле в Риме так велико, что вместе с бегами на колесницах и верховыми конными состязаниями на нем устраивались зрелищные игры в мяч и гимнастические упражнения «для огромного числа участников». Как и в Греции, поощрение занятий атлетикой у римлян во многом было вызвано задачами военной подготовки.
Первые публичные состязания в спорте римляне устроили в 186 году до н. э. А сто лет спустя, на празднестве в честь военной победы над понтийским царем Митридатом, в Рим съехалось столько греческих атлетов, что в Олимпии не смогли состояться очередные игры - за недостатком участников. В связи с победой Октавиана Августа над Антонием сенат утвердил Акцийские игры (по названию мыса Акций, у которого происходило сражение), справлявшиеся каждые 4 года. На Марсовом поле был построен стадион, где соревновались бегуны и борцы, кулачные бойцы, метатели диска и копья. Кроме Рима, Акцийские игры устраивались в городе Никополе.
Исключительным авторитетом в Риме пользовался и другой праздник — Капитолийские состязания (устраивавшиеся раз в 4 года). Они были учреждены в 86 году при императоре Домициане и проходили также на Марсовом поле.
В Риме также большое значение придавалось музыке. Римлянами был построен на Марсовом поле Одеон - концертный зал для публичных состязаний певцов и музыкантов. Он был построен на Марсовом поле. Сооружение такого зала было значительным культурным достижением - хотя бы в свете того факта, о котором говорит греческий историк Полибий (не раз посещавший Рим за два столетия до концертов в Одеоне). «Однажды,- писал историк,- приехали в город греки-музыканты, а римская публика настолько заскучала от их игры, что заставила артистов подраться друг с другом для развлечения зрителей». Выступления певцов и музыкантов понемногу стали обычными для Капитолийских игр, как и для игр Акцийских, во время которых тоже звучали пение и игра на лире. Исполнители являлись авторами мелодий и стихов, получая за это большие вознаграждения — деньгами и золотыми венками.