Русский народ широко праздновал многие церковные праздники и праздничные недели, ставшие поистине народными и получившие названия, придуманные самим народом. На Руси праздновали:
Зимние святки — с 25 декабря (7 января по новому стилю) по 6 января по старому стилю (19 января по новому стилю).
Рождественский сочельник — канун Рождества.
Крещение - 6 (19) января.
Масленица — восьмая неделя до Пасхи, обычно приходится на период с начала февраля до середины марта.
Прощеное воскресенье - последний день Масленицы.
Великий пост - семь недель от Масленичной недели (от Прощеного воскресенья) до Пасхи.
Чистый (Великий) четверг - четверг на последней неделе перед Пасхой.
Фомина неделя - первая неделя после Пасхальной недели.
Красная Горка - первое воскресенье после Пасхального.
Радоница - вторник на Фоминой неделе
Семик - четверг на седьмой неделе после Пасхи
Троица - 50-й день после Пасхи
День сошествия Святого Духа (Духов день) -.первый понедельник после Троицы.
Иван Купала (Иванов день) - 24 июня (7 июля).
Ильин день - 20 июля (2 августа).
Медовый Спас (Первый Спас) 1 (14) августа.
Яблочный Спас (Второй Спас) - 6 (19) августа.
Успение - 15 (28) августа.
Ореховый Спас (Третий Спас) - 16 (29) августа.
Рождество Богородицы - 8 (21) сентября.
Воздвижение - 14 (27) сентября.
Покров - 1 октября (14 октября).
Дмитриев день — 26 октября (8 ноября).
Никола зимний (Николин день) — 6 (19) декабря.
Кроме этих праздников, русский народ отмечал многие другие календарные праздники и памятные даты, связанные с временами года и этапами сельскохозяйственных работ.
Эти праздники, тесно соединившиеся сцерковным календарем и его святцами (днями памяти Святых), получили в народе свои короткие и меткие названия. Чаще всего эти названия состояли из двух понятий: церковного и народного. Например, день начала церковного Нового года, или Новолетия (14 сентября по новому стилю), в народе звался Симеон-летопроводец или просто Семин день. В этот день Русская православная церковь чтила память Святого преподобного Симеона Столпника, а крестьяне заканчивали сев озимых хлебов. В это время складывались традиции, обряды и обычаи.
«Традиция», «обычай», «обряд» - эти слова могут вызвать у нас представ-
ление о неумолимой силе прошлого, стремящейся подчинить себе и пода-
вить все новое, современное и модное. Но подобное мнение глубоко
ошибочно.
Обычаи и традиции - важнейшие элементы культуры любого народа, в
том числе и русского. Они закрепляют и воспроизводят в жизни молодого
поколения зачастую все самое лучшее, что было достигнуто за про-
шедшие века в общественной и личной жизни народа.
Понятия «обычай», «традиция», «обряд» - схожи друг с другом, но все-
таки у них есть и различия.
Слово «традиция» означает передачу обычаев и обрядов из поколения в поколение одного народа. Традиции, в отличие от обычаев, обращены к духовному миру человека. Они выполняют роль средств стабилизации, воспроизведения и повторения общепринятых общественных отношений не непосредственно, а через формирование моральных и духовных качеств человека, требуемых этими отношениями. На
пример, традиционная вежливость предписывает людям обычай приветствовать встретившегося на улице знакомого человека. Во многих российских деревнях и селах и сегодня на улице приветствуют любого встречного человека, знакомого и незнакомого. А традиционное русское гостеприимство предписывает усаживать гостя за стол и угощать его «чем Бог послал», то есть всей имеющейся в доме пищей. «Обычай» предписывает человеку более детальное поведение и поступки в конкретных ситуациях. Например, самый распространенный обычай - пожимать руки при встрече близких друзей или родственников. Или очень распространенным в прошлом был обычай молиться Богу по утрам и вечерам. Однако бывают и вредные обычаи, например, угощать друг друга спиртным при встрече родственников, друзей и знакомых.
«Обряд» устанавливает уже самую конкретную форму выражения общепринятого в той или иной местности поведения в особо значимые моменты жизни человека. Например, свадебный обряд, обряд крещения, похоронный обряд. И в каждой местности эти русские народные обряды непременно хоть чуть-чуть, но отличаются друг от друга.
Огромная ценность традиций, обычаев и обрядов состоит в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности. Благодаря традициям, обычаям и обрядам один народ наиболее всего и отличается от другого.
Обращаясь к истории возникновения массовых празднеств в нашей стране, мы видим, что еще в Древней Руси бытовали народные песенно-танцевальные действа, явившиеся той богатейшей фольклорной почвой, на которой зародились основы русского искусства. Творческий дух народа издревле находил свое воплощение в песнях, плясках, красочных обрядах, комических скоморошьих играх и «глумах».
Изучая источники, мы убеждаемся, что русские народные гулянья, скоморошьи игры и «глумы» неразрывно связаны с бытом народа, общественными взаимоотношениями определенной эпохи. Это одна из составных частей духовной жизни русского человека — фольклора, неиссякаемого родника поэтических сил народа, веками создаваемого бесчисленными поколениями.
Героические деяния народа, его могучая сила и патриотизм, выкованные веками, и исторически сложившийся характер русского человека-воина, на протяжении всего существования России отстаивавшего от врагов родную землю, воплотились в могучем былинном эпосе. А жизнерадостность, юмор русского человека, готовность к шутке, доброй насмешке — все это нашло воплощение в «смеховой культуре», или, говоря словами А. Н. Островского, «комической производительности», наиболее ярко выразившейся в скоморошьих забавах, «глумах», потехах и в массовом коллективном творчестве — народных гуляньях. В них истоки русской поэзии, музыки, русского театра и эстрады.
Древнерусские празднества, частично сохранившиеся до настоящего времени, произошли из слияния чисто русских празднеств языческой эпохи с празднествами христианскими. До принятия Русью христианства праздничные обряды совершались в честь языческих богов: Даждьбога, Волоса, Перуна...
Христианские празднества, накануне своего появления на Руси, уже сами по себе представляли явление очень сложное. Христианство, распространяясь в пределах русской земли, встретилось с сильно развитым языческим культом, который имел свои празднества, складывавшиеся многие века. Новая религия не могла полностью победить этого культа и вынуждена была включить в свои празднества элементы языческой культуры. Так образовались любимые русским народом праздники.
Празднование зимнего солнцеворота под именем Коляды было приурочено к Святкам - от 24 декабря до 6января. Слово «Коляда» историки объясняют по-разному: одни производят его от слона «коло» - « колесо » и приводят его в связь с формой солнца; другие - от слова «колода», подразумевая зажженный пень, символизирующий солнечный свет; третьи - от сочетания слов «кол» - «ед » («кругом едущий»), четвертые - от сочетании слов «кол» - «еда » (круговое угощение).
Все эти толкования имели целью сблизить слово «Коляда» с понятием солнца. Гораздо проще и ближе к истине объясняется слово «Коляда» от латинского Calendae (Календы). Перейдя к болгарам, непосредственно соседствующих с греко-римским населением на Балканском полуострове, это слово приняло форму «колемда» и стало использоваться для обозначения греко-римских Святок, перешедших к нам вместе с христианством. Обозначая Святки, слово «Коляда» означает и празднование зимнего солнцеворота, русского праздника, косвенно связанного с культом Даждьбога - бога солнца.
Святки на Руси всегда сопровождалисьобрядами, играмии гаданиями. Обрядыи игры имели два значения: похороны зимы и рождение солнца. Из обрядов и игр необходимо упомянуть, прежде всего, «переряживание» или «маскирование», преимущественно в образы зверей. Этот обряд символизирует состояние солнца зимой. По фрескам Киевского Софийского собора видно, что святочные игрецы одевались в звериные шкуры и носили на голове маски с рогами.
Другиеобряды имели аграрный,т. е. земледельческий,характер. В некоторых деревнях накануне Рождества возили плуг, как символ плодородия на будущий год. В других местностях плуг вносили в избу, а его рукоятку ставили на стол. В Малороссии и Белоруссии накануне Рождества домохозяин садился за стол, уставленный пирогами и другими съестными припасами, из-за обилия еды его было не видно. В комнату входили его домашние, и хозяин спрашивал, видят ли они его. Те отвечали, что не видят, тогда домохозяин высказывал пожелание, чтобы из-за стогов, снопов и возов не было видно снегу.
Этот обычаи напоминает обряд, исполнявшийся в XII веке балтийскими славянами, у которых, в отличие от остальных, языческий культ был очень высоко развит. Во время праздника в честь бога СВЯТОВИТА в Арконе на острове Рюгене жрец брал вино, которое содержалось в роге, находившемся в руке идола, затем ставил между собой и народом круглый пирог величиной с человеческий рост и спрашивал присутствующих, видят ли они его. Получив отрицательный ответ, жрец выражал пожелание, чтобы из-за пирога его не было видно и в следующем году. С этим же обычаем связан и другой, когда на Новый год люди осыпали друг друга хлебными семенами.
Другие обряды носят характер охотничьего и военного быта. С такого рода обычаями иногда смешиваются традиции сватовства и брака по-видимому, они возникли среди класса дружинников, и оттуда уже, с исчезновением дружины, попали в народные массы. Все обряды сопровождались играми,гаданиями и песнями.