Накануне рождения жанра

После закрытия в Петрограде Театрально-драматургической мастерской ее функции перешли к Центральной агитационной студии Политпросвета, выросшей из студии В. В. Шиманского. В составе этого коллектива был и М. Соколовский — в недалеком будущем один из основателей ТРАМа, талантливый ру­ководитель Ленинградского театра рабочей молодежи.

Спектакли-обозрения студии Политпросвета являли собой симво-лические представления. В них участвовали «хоры» рабочих и работниц, ведущие многоголосую декламацию. Рево­люционные обозрения решались в романтически приподнятом, патетическом плане. В изображении образов врагов преобла­дали буффонные приемы. В этом ряду показательным был спектакль «Наша дума об Опанасе» (сценарий М. Соколовского).

Этапным массовым спектаклем-обозрением стал спектакль «Три дня», посвященный годовщине январского расстрела 1905 года. В нем использовалась хоровая многоголосая декламация. Хор, олицетворяющий рабочий класс, не покидал сцену на протяжении всего действа, являясь как бы связующим зве­ном, объединяющим различные исторические эпохи. В спектак­ле были массовые шествия, демонстрации, массовое хоровое пение, по ходу действия неоднократно гремела артиллерийская канонада.

В спектаклях студии Политпросвета было много общего с постановками Красноармейского театра. Построенные на поли­тической основе, массовые представления агитационной студии сыграли определенную роль в развитии жанра.

В 1919 году состоялось несколько массовых действ под от­крытым небом. В спектакле «Ленский расстрел, или из мрака к свету» (режиссер Д. Щеглов) на площади у Нарвских ворот участвовали большие хоры, исполнявшие песни и коллективную патетическую декламацию. В действе были использованы и массовые шествия, и ставшее традиционным изображение врагов революции в буффонном плане.

Закончилась Гражданская война. В города вернулись рабо­чие, политически грамотные и целеустремленные, имеющие опыт агитационной работы в художественной армейской самодеятель­ности. Из политотделов в Политпросвет пришла большая груп­па работников, прошедших школу политического воспитания в Красной Армии, а также представители художественной интел­лигенции, получившие опыт пропагандистской работы на фрон­тах Гражданской войны. Эта сильная группа пропагандистов, стоявшая на четкой политической платформе, сыграла большую роль в дальнейшем развитии массового театра. Новая волна, влившаяся в рабочую самодеятельность, оживила ее, значитель­но углубив и расширив идейно-художественные требования.

Конец 1920 - начало 1921 года характеризуется бурным рос­том кружков самодеятельности в рабочих клубах. Если в 1920 году в сети Полит- просвета было более ста кружков, то в 1921 году число их достигло 250.

Большую роль в создании кружков рабочей самодеятельно­сти сыграли райкомы комсомола Ленинграда. По инициативе молодежи Ленинграда на базе кружков самодеятельности впоследствии возник ТРАМ, творческими руководителями кото­рого стали М. Соколовский, Н. Львов и А. Горбенко - бывшие комсомольские кружковцы. В авангарде борьбы за новое мас­совое искусство вставала рабочая молодежь.

По определению А. И. Пиотровского, «новое массовое само­деятельное движение в 20-х годах проходило под лозунгом «За искусство», выражающее классовые задачи Революции».

В эти годы революционные праздники становятся основой художест-венной агитации. «Праздники Красного календаря», демонстрации, субботники, октябрины, праздник переименова­ния заводов - все эти приметы нового общественного быта, прочно вошедшие в жизнь нашего народа в первые послереволюционные годы, стали ареной деятельности массовых самодеятельных кружков.

В основу революционных празднеств был положен «Крас­ный календарь»:

9 января - «Кровавое воскресенье».

17 января - День памяти К. Либкнехта и Р. Люксембург.
23 февраля - День Красной Армии.

8 марта - День работницы.

18 марта - День Парижской коммуны.

16 апреля - приезд В. И. Ленина в Петроград.

3-16 июля - Июльские дни.

6 - 7 ноября - Октябрьская годовщина.

22 декабря — День в память московского вооруженного вос­стания.

Каждое явление в сфере духовной жизни обладает не только-общими закономерностями, но и вполне конкретными чертами, дающими точное понимание специфической природы того или иного явления. Поэтому массовые празднества и зрелища, вплотную связанные с развитием театрального искусства и от­разившие в своей практике направленность нарождающегося молодого театра России, несут в себе и конкретные черты, отличающие их от театрального искусства.

«Самое празднество есть явление комплексное, утвержда­ют А. Гвоздев и А. Пиотровский, оно заключает в себе прояв­ление общественно-политической активности масс и пропаган­ду через зрелища».

Исследователи справедливо отмечали две основные линии, по которым шло развитие жанра: первая — использование в на­родных празднествах классического и народного репертуара, вторая - создание массовых зрелищ.

Необыкновенно ярко и живописно, по словам А. В. Луначар­ского, было отпраздновано в Петрограде 1 мая 1918 года.

Первая годовщина Октября постановлением специально созданной Центральной комиссии по проведению празднества была отмечена широко и разнообразно. Улицы и площади Пет­рограда украшали огромные плакаты и цветные полотна, изо­бражавшие солдат революции и людей труда (художник Н. Альтман). В эти дни на улицы и в рабочие клубы выехали 64 театральные труппы.

1 мая 1919 года, несмотря на сложность военной обстановки, Петроград тоже провел массовое празднество. По сообщению «Северной коммуны» (26 апреля 1919 года), «ввиду недостатка материалов город украшается только в 100 пунктах», из-за чрезвычайных осложнений с транспортом сокращался и план уличных зрелищ.

Тем не менее, на рабочие окраины Петрограда выехали че­тыре платформы-сцены, на одной из которых разыгрывалась агиткомедия А. В. Луначарского «Петрушка», а на площади пе­ред Народным домом Театрально-драматургическая мастерская Красной Армии осуществила постановку «Действа о III Интер­национале» - первую военную массовую постановку под откры­тым небом.

С необычайным размахом было проведено в Петрограде май­ское празднество 1920 года.

Для доставки артистических бригад профессиональных театров на окраины города были использованы трамваи. К ваго­нам (так называемому трамваю-театру) прикрепили платфор­мы, на которых установили фанерные щиты и бутафорские фигуры, образующие сценическую площадку, где и выступали артисты (вспомните систему педжентов, родившуюся в площадном мистериальном театре). Руководили этими своеобразными пе­редвижными театрами крупные театральные деятели С. Э. Радлов, В. Н. Соловьев и другие.

Органично вошли в народное празднество и эксцентрические спектакли «Народной комедии», которой руководил С. Э. Радлов. Как пишет Д. Золотницкий, «лучшие качества цирковых комедий Радлова — площадная общедоступность, готовность к политсатире, жизнерадостный юмор, перекличка с залом-парт­нером- сполна проявили себя на первомайском празднике 1920 года. Вечером актеры «Народной комедии», разбившись на две бригады, завладели передвижными площадками — от­крытыми трамвайными платформами, убранными кумачовыми лозунгами, зеленью и электрическими лампочками. Платформы, взяв старт на Михайловской площади (нынешняя площадь Ис­кусств), отправились поближе к рабочим окраинам, о прибытии актеров возвещал фанфарой конный герольд».

Кроме «Народной комедии», на «трамваях-театрах» высту­пали труппа Малого драматического театра, Красноармейская драматургическая мастерская, театральная труппа Военного ко­миссариата и еще семь театральных трупп. В их репертуаре были классика, буффонные комедии типа «Любовь Петруши, который любит груши» и агитобозрения «Антанта», «Барыня-блокада», «Происки капиталистов», «Последний царь». В даль­нейшем «трамваи-театры» стали сценическими площадками для выступления «теревсатов» — театров революционной сатиры.

В дни первомайских празднеств Центральная комиссия на­правила на улицы города 200 театральных трупп, а также груп­пы артистов эстрады. Для доставки артистов на места, помимо «трамваев-театров», был мобилизован весь транспорт — автомо­бильный, гужевой, даже старинные линейки из царских коню­шен. Центром праздника в эти дни был Летний сад и близле­жащие парки.

В официальном сценарии, утвержденном Центральной ко­миссией, говорилось: «На верхней террасе Инженерного замка, лицом к Летнему саду, Военный комиссариат ставит фанфар­ный хор трубачей. На лестнице под террасой, силами политотдела военного комиссариата, под режиссерством Арбатова, ис­полняется трагедия Еврипида «Ипполит». На полукруглом пру­ду Летнего сада, на особо сооруженном плоту — хор Архангель­ского. Над Лебяжьей канавкой, у площади «спящей Психеи», опера Глюка «Королева Мая» в исполнении Академического те­атра оперы и балета. Площадка освещается прожектором через Неву из Петропавловской крепости. Направо от главного вхо­да - спектакль труппы Всеобуча, налево - оркестр военного комиссариата. На площадке со стороны Фонтанки - раешник, на центральной площадке у Малого павильона — труппа полит­отдела ставит «Петрушку». В большом шоколадном павильо­не - на берегу Фонтанки — кукольный театр. На перекрестках аллей — граммофоны с речами революционных ораторов. По всему саду ставятся оркестры военного комиссариата. На набе­режной Невы - хор Певческой капеллы. На Неве перед садом стрех военных кораблей сжигается фейерверк. По Неве, Фон­танке, Мойке, Лебяжьей канавке (рекам, обтекающим сад) плавают лодки с певцами и гитаристами».

Как видно из сценария, рождение нового жанра еще не со­стоялось, ибо попытки создания массового празднества пока что строятся на использовании старого репертуара, в основном классического. И в режиссерском решении «приметы времени» мы видим лишь во введении в действие праздника записей с речами революционных ораторов да оркестров Военного комис­сариата. Пока что это лишь предпосылки к рождению само­стоятельного жанра, так сказать, ближние подступы к нему.

Но потребность эпохи в массовом праздничном действе та­кова, что жанр должен родиться, и это был вопрос ближайше­го будущего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: