В 1930-е годы на стадионах, городских площадях, в больших городских парках стали проводиться физкультурные праздники.
Создаваемые по специальным сценариям, организованные в четко выстроенные зрелища, праздники эти были в известной мере театрализованы. Для них ставились массовые номера, шествия, делалось художественное оформление, шились костюмы. Следовательно, физкультурные праздники правомочно причислить к одной из форм массовых народных действ. И не случайно, что к работе над ними привлекались крупные творческие силы. Достаточно сказать, что в списке режиссерских работ Вс. Мейерхольда значится «Выступление Ленинградского института им. Лесгафта на Всесоюзном параде физкультурников. План выступления разработан Мейерхольдом совместно с Л. П. Орловым и Н. П. Серым. Композитор — С. С. Прокофьев.
1939 год. 6/VI — Дворцовая площадь. Ленинград.
8/VIII — Красная площадь. Москва».
Театрализованные физкультурные парады, равно как и массовые выступления спортсменов в народных празднествах начиная с 30-х годов стали традиционными. И по сей день, спортивные выступления являются украшением массового празднества, способствуют созданию художественного образа силы, здоровья, молодости и красоты.
Великая отечественная война прервала развитие жанра массовых зрелищ, всегда связанного с участием больших масс людей, огромной организационной работой, материальными затратами, Возрождение его началось в послевоенные годы. И хотя нельзя в полной мере отнести к этому жанру парады, невозможно не рассказать о самом волнующем и торжественном всенародном послевоенном празднике — о Параде Победы, состоявшемся на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года.
Параду Победы предшествовала большая подготовительная работа, свидетельствующая о серьезном замысле его организаторов и об интереснейших поисках обобщенного образа Победы. Это тоже своеобразная режиссура, причем режиссура высшего класса, основанная на ясной идейной позиции, обусловленной великим патриотизмом, любовью к Отчизне, гордостью за нее, за великий наш народ, ценой огромных жертв пришедший к победе над фашизмом. Это была режиссура огромных масштабов и талантливого образного решения.
В параде участвовали сводные полки всех фронтов, сводный полк Военно-Морского Флота и Военно-Воздушные Силы.
Летом 1945 года на площадях и улицах городов и сел народ восторженно встречал героев войны, везде звучали радостные, песни, возникали стихийные митинги-концерты, в которых принимали участие тысячи людей. Общественный подъем в стране-победительнице был необычайный. Это явилось огромным стимулом для возрождения массовых празднеств, их дальнейшего развития с размахом и разнообразием дотоле невиданными. Тема всенародного подвига, мужества, проявленного советским народом в Великой Отечественной войне, стала традиционной для многих празднеств и массовых представлений в нашей стране.
Ежегодно широко отмечаются памятные даты, связанные с Великой Отечественной войной. И тогда в народных праздниках ведущее место принадлежит массовым митингам-концертам.
В Белоруссии стали традиционными торжественные ритуалы -массовые митинги жителей городов и сел у братских могил. Эти митинги организуются в День Победы, а также в дни изгнания немецко-фашистских захватчиков из данного города или селения.
Проводятся также слеты ветеранов войны — партизан, подпольщиков, воинов-фронтовиков. На слеты приглашаются ветераны из других стран: французы, чехи, словаки, венгры. Они боролись против фашизма на белорусской земле, пролили свою кровь за общее дело - освобождение мира от фашистской чумы. Этим фактом подчеркивается интернацио-нальный характер борьбы е гитлеризмом. На митингах юное поколение торжественно принималось в пионеры, ветераны войны вручал» молодежи комсомольские билеты. Звучали песни, играли оркестры...
Эти документальные митинги-концерты несли воспитательную функцию.
Уже через два года после окончания войны - в 1947 году - состоялось празднование 800-летия Москвы. В эти дни Москва оделась в праздничный наряд. По всему городу были организованы массовые народные гулянья. Огромное количество концертов на открытых эстрадах, специально выстроенных для праздника, дали артисты и участники художественной самодеятельности города; в ЦПКиО им. М. Горького состоялся праздник, посвященный различным историческим этапам жизни и развития столицы нашей Родины; ночное небо Москвы озарялось праздничным фейерверком, напоминающим о салютах в честь недавней Победы в Великой Отечественной войне.
Вскоре после войны родились Международные фестивали молодежи мира - всемирные форумы, ставшие важнейшим фактором в объединении молодежи разных стран и континентов. В программе фестивалей особое место отводилось массовым народным праздникам и зрелищам. Одна из главных тем этих массовых действ — тема борьбы за мир, получившая наиболее яркое воплощение в массовых зрелищах, театрализованных митингах и концертах.
Традицией молодежных фестивалей, наряду со многими формами массовых представлений, стали манифестации в память погибших во второй мировой войне. Та форма, в которой проводились эти манифестации, может быть определена как митинг-реквием.
Большой интерес представлял театрализованный митинг на Манежной площади, посвященный памяти жертв Хиросимы, в котором приняли участие более полумиллиона человек (VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, 1957 год), и митинг-реквием памяти советских солдат в Трептов-парке (X Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Берлине, 1973 год). В этих современных массовых политических представлениях явно ощущается связь с поисками жанра 1920-х и 1930-х годах.
В празднествах фестивалей заметное место стали занимать театрализованные представления на стадионах. (В годы войны не было возможности проводить их.) В 50-е годы они начали возрождаться у нас в стране как одна из разновидностей массовых празднеств. Постановщики их стремились найти новое пространственное решение огромной «сценической площадки» - поля и трибун, учесть обозрение ее с четырех сторон и участие в празднике многочисленных и разнообразных групп исполнителей (в отдельных случаях до 30 тысяч!).
После первых удачных опытов на ленинградском стадионе им. С. М. Кирова такие празднества - стадионные зрелища - стали проводить во многих городах страны. На стадионах Москвы, Киева, Минска, Севастополя, Одессы, Куйбышева, Алма-Аты, Горького, Ярославля, Тулы, Орджоникидзе и других городов состоялись красочные массовые зрелища, укрепившие разновидности жанра и значительно развившие его. Эти представления ставили режиссеры Б. Петров, И. Рахлин, С. Якобсон, А. Тихомиров, Е. Гершуни, М. Сегал и др.
Интересными режиссерскими поисками отличались массовые праздники во время проведения VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Именно тогда были найдены новые своеобразные формы зрелища на стадионе: здесь и политические представления-митинги, и праздник русского балетного искусства, и массовые гимнастические выступления, и представление артистов цирка. Новые приемы в подаче материала, обусловленные спецификой стадионного зрелища, открыли перед создателями этой формы жанра новые пути, нашедшие свое дальнейшее развитие в массовых действах на стадионах, число которых в настоящее время достигает многих сотен.
Определенный интерес вызвало и массовое представление в честь 250-летия Ленинграда, поставленное в 1957 году на стадионе им. С. М. Кирова (главный режиссер Г. Товстоногов, художник С. Мандель).
Интерес народа, проявляемый к зрелищам на стадионах, огромен: в любом городе, даже сравнительно небольшом, трибуны стадионов заполняют десятки тысяч зрителей. Представление неоднократно повторяется, и интерес зрителей к нему не ослабевает.
Характерным для этих театрализованных зрелищ является прославление людей труда. Как правило, эта тема решалась на местном материале, и в ткань массового представления включались выступления подлинных героев труда, прославивших свою область или республику. Это придавало массовому спектаклю большое значение, превращая его в известном смысле и представление-митинг.
Особо следует рассказать о праздновании 30-летия Победы нашего народа над фашистской Германией. По всей стране прошли праздничные театрализованные концерты, массовые представления на стадионах, массовые шествия и манифестации.
Представляется чрезвычайно знаменательным, что одно из крупнейших международных событий - XXII Олимпийские игры - открылись торжественным театрализованным зрелищем на Центральном стадионе в Москве в Лужниках. (Главный режиссер И. Туманов, главный режиссер спортивной программы Б. Петров, главный дирижер О. Дмитриади, главный балетмейстер М. Годенко, главный художник Р. Казачек, главный хормейстер В. Соколов, композитор А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова.)
В этом театрализованном зрелище на стадионе было найдено органическое слияние различных видов спорта и жанров искусства. Основу его составила спортивная программа и танцевальная сюита народов страны. В постановке танцевальной сюиты, в которой принимали участие профессиональные и самодеятельные коллективы всех союзных республик, главный балетмейстер М. Годенко проявил большое композиционное мастерство, отличное ощущение темпо-ритма, что позволило ему превратить танцевальную сюиту в красочное динамическое действие, построенное по принципу «наплывов», где танцевальные эпизоды мгновенно возникали один из другого.
Главным событием всего празднества стала спортивная программа.
Осуществленная Б. Петровым, эта часть празднества поистине может служить образцом новаторского поиска в жанре массовых народных празднеств и зрелищ. Давнишнее правило для зрелищных искусств гласит: параллельное действие исключается, ибо одно действие будет отвлекать от другого. Б. Петров убедительно доказал, что параллельное действие в условиях громады стадиона не только возможно, но и необходимо, ибо проблема постоянного заполнения чаши стадиона всегда стоит перед режиссером стадионного зрелища.
Секрет в том, чтобы найти пластическое решение главной темы и оттенить ее рядом побочных, т. е. создать своеобразный пластический аккомпанемент солирующему «голосу». Эта задача была блистательно решена Б. Петровым, создавшим красочную композицию, в которой участвовало более 30 тысяч спортсменов.
И закрытие Олимпиады-80 — театрализованное зрелище в Лужниках было осуществлено той же постановочной группой, что и открытие. Здесь особенно запомнился финал — плачущий от переполнивших его чувств олимпийский Мишка и чудесная песня-прощание, созданная А. Пахмутовой и Н. Добронравовым.
В 1964 году состоялся первый Всесоюзный фестиваль театрализованных праздников. Он широко проводился по всей стране: во время фестиваля прошло 80 театрализованных праздников.
В числе других были показаны патриотические массовые праздники (например, «Вечно живые герои» в Запорожье), праздники в честь Труда («Праздники огней» в ЦПКиО в Москве; «Парад миллионов» в Ереване; «Честь Труду» в Киеве), праздники дружбы народов («Березка в гостях у чинары» в Баку; «Тбилиси — город дружбы»), тематические карнавалы («Космический карнавал» в Ленинграде; праздник-карнавал железнодорожников в московском парке «Сокольники») и, наконец, многочисленные праздники искусств, т. е. праздники песни, музыки, танца, эстрадные, цирковые, кинематографические...
Всесоюзный фестиваль убедительно продемонстрировал, что жанр массового праздника в нашей стране успешно развивался и многообразие его форм возрастало буквально с каждым годом. Это продиктовано потребностью в зрелищном искусстве подобного рода, в тяге массы зрителей к ясному, доходчивому народному творчеству.
В 1960-е годы, наряду с показом искусства национальных республик в Москве, возникла новая форма, способствующая культурному обмену и взаимовлиянию народного творчества разных народов страны, — декады национального искусства в союзных и автономных республиках.
В 70-е годы стали традиционными ежегодные фестивали «Московские звезды» и «Русская зима» в Москве, «Белые ночи» в Ленинграде, «Весна в Ала-Тоо» в Киргизии, «Северное сияние» в Томской области, «Рижское лето» в Латвии, «Дунайская весна» в Одесской области, фестиваль советской песни в Сочи, Всесоюзный фестиваль самодеятельных ансамблей народного танца «Дружба народов» в Кишиневе. Эти фестивали превратились в значительные культурные события, привлекающие сотни и тысячи исполнителей и собирающие огромные массы зрителей.
Особую роль в развитии театрализованных праздников и представлений сыграли фестивали театральных коллективов.
Театральные фестивали (от латинского festivus — веселый, праздничный) ведут свое начало от Олимпийских игр Древней Греции, состязаний средневековых трубадуров и миннезингеров. В Европе они получили распространение в конце XVIII в. и первоначально носили характер торжественных шествий, кортежей; позднее стали театрализованными массовыми представлениями, посвященными определенным событиям. Однако художникам, участникам фестивалей, всегда было тесно в установленных рамках, их фантазию будило воспоминание о средневековых представлениях на площади, о карнавалах эпохи Возрождения. В начале XIX в. интерес романтиковк средневековью косвенно повлиял на идею проведения музыкальных и театральных фестивалей как культурного празднества. Постановка оперной тетралогии Р. Вагнера «Кольцо нибелунга» в 1876 г. ознаменовала рождение фестивалей в городе Байрёйте (они проходят и в наши дни).
Организованный немецким режиссером Максом Рейнхардтом театральный фестиваль в австрийском городе Зальцбурге адресован массовому зрителю. Рейнхардт приехал в Зальцбург в 1920 г., и в этом же году здесь состоялся первый фестиваль. Одним из наиболее ярких спектаклей стала постановка Рейнхардтом пьесы Г. фон Гофмансталя «Каждый человек». Эта пьеса традиционно включается в программу Зальцбургского фестиваля, в главной роли всегда выступают знаменитые актеры. К концу 20-х гг. под влиянием деятельности Рейнхардта в Зальцбурге театральный фестиваль повсеместно становится своеобразным форумом, на котором ведущие режиссеры и актеры демонстрируют свое мастерство, обмениваются мнениями о развитии искусства сцены. Таким был Первый Международный театральный фестиваль в Париже 1927 — прообраз современных фестивалей Театра наций. В Германии в это же время наиболее представительным стал Гейдельбергский фестиваль, о большом значении которого для немецкой публики писал Манн: «...театр ныне, как и в былые времена, представит нам свою празднично-общественно-воспитательную мощь».
После второй мировой войны просветительские идеи вдохновили французского режиссера и актера Жана Вилара на организацию Авиньонских театральных фестивалей. В Авиньоне Вилар утверждал достоинство театра и величие человека. Зрители на авиньонских спектаклях (Вилар включал в программу преимущественно классику) приобщались к истинным духовным ценностям и постигали суть гуманизма. Первый Авиньонский фестиваль состоялся в 1947 г., с тех пор программа много раз менялась, он приобрел статус международного форума. На Авиньонских подмостках с успехом выступали советские театральные коллективы.
После первых Авиньонских фестивалей авторитет театра в Европе значительно возрос, деятельность Вилара послужила импульсом для организации и проведения новых фестивалей. В 1951 г. фестиваль «Флорентийский май» собрал деятелей театра со всех концов Европы. В 1954 г. в Париже состоялся Международный фестиваль драматического искусства, а в 1957г. - первый фестиваль Театра Наций. Перед организаторами сразу встало много проблем, в первую очередь вопрос о принципе отбора спектаклей для фестивальных программ, равное представительство режиссеров разных поколений. Особенно обострились эти проблемы во второй половине 60-х гг., когда всю Западную Европу захватила мощная волна молодежного движения протеста. Именно в этот период начинают действовать многочисленные экспериментальные театральные фестивали, а также фестивали уличных театров. Наиболее авторитетным становится ежегодный фестиваль экспериментальных театров БИТЕФ, проводимый в Белграде. К середине 70-х гг. многие из фестивалей экспериментальных театров прекращают свое существование, изменяется программа БИТЕФа, который продолжает собирать представителей как экспериментальных трупп, так и традиционных театров; на этом фестивале с успехом были показаны спектакли советских режиссеров О. Н. Ефремова и А. В. Эфроса.
В настоящее время почти каждая крупная страна мира проводит театральные фестивали. Наиболее интересными программами отличаются Варшавский, Западноберлинский и Эдинбургский фестивали; содержательные программы у театральных фестивалей в Кёльне (ФРГ) и Амстердаме (Нидерланды). Продолжает функционировать и фестиваль Театра Наций, проводимый под эгидой Международного Института театра. В рамках этого фестиваля проводятся театральные мастерские, встречи и дискуссии по важнейшим проблемам развития современного театра, организуются выставки.
С успехом прошел в Москве Первый Международный фестиваль моноспектаклей, продемонстрировавший зрителям великолепное искусство Ж. Моро (Франция), И. Кентер (Турция), Д. Коча (Румыния), Т. Ломницкого (Польша) и других.
Театральные фестивали, демонстрирующие лучшие достижения российского многонационального искусства, проводятся и в различных городах нашей страны. Стали традиционными фестивали шекспировских спектаклей, смотры молодых режиссеров.