Телевидение. Эксперименты по передаче изображения на расстояние проводились в 1920—1930-е годы в целом ряде стран

Эксперименты по передаче изображения на расстояние проводились в 1920—1930-е годы в целом ряде стран, вклю­чая Великобританию, СССР, Германию и США.

В 1935 году было начато телевещание в Германии — под контролем нацистов. По телевидению осуществлялась, в част­ности, трансляция берлинской Олимпиады 1936 года. В Бри­тании телевещание началось в 1936 году, во Франции — в 1935-м. Уже в предвоенные годы британская компания Би-Би-Си осуществляла телетрансляцию новостей, спектаклей, мультипликационных фильмов для детей.

В СССР экспериментальные передачи были осуществлены в \ЭЪЪ году телецентрами Москвы и Ленинграда. В 1938 году по Ленинградскому телевидению были показаны первый те­леспектакль и первая тематическая передача. Регулярное телевещание в Москве и Ленинграде началось в 1939 году. Так, 10 марта в Москве по телевидению был показан фильм

1 Крайселл Э. Радио: общественная служба, предпринимательство и парадокс выбора // Медиа: введение. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 153.


об открытии XVIII съезда ВКП(б). В 1940 году в продажу поступили первые телевизоры 17-Т-1 с маленьким экраном, но достаточно чётким изображением.

Однако в предвоенные годы аудитория телевидения была крайне малочисленной. В годы Второй мировой войны те­левещание в европейских странах, в том числе и в СССР, было прервано.

Средством массовой информации в полном смысле этого слова телевидение становится лишь спустя два десятилетия после окончания войны. Сегодня телевидение — самое массо­вое СМИ. Оно завоевало весь мир. Телевизор даже для бед­ных семей является предметом первой необходимости. Семьи с приемлемым достатком часто имеют несколько телевизоров. Просмотр телепередач — основной способ проведения досуга многомиллионной аудитории во всех странах мира. Исключе­ние в этом плане представляют беднейшие африканские стра­ны, где телевидение до сих пор доступно лишь для элиты.

Телевидение потеснило другие СМИ и прочно удерживает первенство как источник не только развлекательной, но и новостной информации. Телевидение радикально изменило способ подачи информации. Информация в виде «живого» изображения не требует концентрации внимания, создаёт мощный «эффект присутствия». Телевидение как визуаль­ное СМИ превращает в развлечение и зрелище любой тип информации.

С телевидением связан невиданный расцвет различных жанров массовой культуры. Телевидение обвиняли и обви­няют в «оболванивании» аудитории, в ослаблении социальных связей между людьми и разрушении культуры общения, в рас­пространении стереотипов и популяризации насилия, в том, что дети перестали читать книги, и во множестве других «гре­хов». Всё это в определённой степени верно. Но верно также и то, что телевидение сделало людей гораздо более инфор­мированными в разных областях жизни, способствовало от­крытости политики и росту ответственности политических деятелей перед общественным мнением, расширению куль­турного кругозора аудитории.


Эффектам и последствиям телевидения посвящена огром­ная научная литература, об этом будет сказано далее. Что касается собственно содержания телепередач, то здесь боль­шую роль играет модель телевещания, сложившаяся в той или иной стране.

Коммерческая модель телевещания, подразумевающая финансирование за счёт рекламы, ориентируется на показ наиболее популярных, «рейтинговых» передач преимуществен­но развлекательного характера.

Государственная модель, предполагающая большую долю просветительских и информационных передач, неизбежно тяготеет к идеологизации вещания, насаждению явной или скрытой цензуры.

Общественное телевидение, финансируемое за счёт ауди­тории (особый налог, абонентская плата), в наибольшей сте­пени приспособлено к тому, чтобы отслеживать и учитывать разнообразные потребности аудитории. Вполне плодотвор­ной, как показывает, в частности, опыт современной Вели­кобритании, является смешанная модель — совмещение ком­мерческого и общественного телевидения.

Совершенствование технологий, развитие кабельного и спутникового телевидения способствуют тому, что телевизи­онная продукция становится всё более разнообразной и спе­циализированной, ориентированной на потребности разных сегментов телевизионной аудитории.

В главе «Массовые коммуникации в глобализирующемся мире» будет рассмотрен активно идущий сегодня процесс гло­бализации вещания и формирования транснациональных СМИ и его последствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: