Эксперименты по передаче изображения на расстояние проводились в 1920—1930-е годы в целом ряде стран, включая Великобританию, СССР, Германию и США.
В 1935 году было начато телевещание в Германии — под контролем нацистов. По телевидению осуществлялась, в частности, трансляция берлинской Олимпиады 1936 года. В Британии телевещание началось в 1936 году, во Франции — в 1935-м. Уже в предвоенные годы британская компания Би-Би-Си осуществляла телетрансляцию новостей, спектаклей, мультипликационных фильмов для детей.
В СССР экспериментальные передачи были осуществлены в \ЭЪЪ году телецентрами Москвы и Ленинграда. В 1938 году по Ленинградскому телевидению были показаны первый телеспектакль и первая тематическая передача. Регулярное телевещание в Москве и Ленинграде началось в 1939 году. Так, 10 марта в Москве по телевидению был показан фильм
1 Крайселл Э. Радио: общественная служба, предпринимательство и парадокс выбора // Медиа: введение. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 153. |
об открытии XVIII съезда ВКП(б). В 1940 году в продажу поступили первые телевизоры 17-Т-1 с маленьким экраном, но достаточно чётким изображением.
|
|
Однако в предвоенные годы аудитория телевидения была крайне малочисленной. В годы Второй мировой войны телевещание в европейских странах, в том числе и в СССР, было прервано.
Средством массовой информации в полном смысле этого слова телевидение становится лишь спустя два десятилетия после окончания войны. Сегодня телевидение — самое массовое СМИ. Оно завоевало весь мир. Телевизор даже для бедных семей является предметом первой необходимости. Семьи с приемлемым достатком часто имеют несколько телевизоров. Просмотр телепередач — основной способ проведения досуга многомиллионной аудитории во всех странах мира. Исключение в этом плане представляют беднейшие африканские страны, где телевидение до сих пор доступно лишь для элиты.
Телевидение потеснило другие СМИ и прочно удерживает первенство как источник не только развлекательной, но и новостной информации. Телевидение радикально изменило способ подачи информации. Информация в виде «живого» изображения не требует концентрации внимания, создаёт мощный «эффект присутствия». Телевидение как визуальное СМИ превращает в развлечение и зрелище любой тип информации.
С телевидением связан невиданный расцвет различных жанров массовой культуры. Телевидение обвиняли и обвиняют в «оболванивании» аудитории, в ослаблении социальных связей между людьми и разрушении культуры общения, в распространении стереотипов и популяризации насилия, в том, что дети перестали читать книги, и во множестве других «грехов». Всё это в определённой степени верно. Но верно также и то, что телевидение сделало людей гораздо более информированными в разных областях жизни, способствовало открытости политики и росту ответственности политических деятелей перед общественным мнением, расширению культурного кругозора аудитории.
|
|
Эффектам и последствиям телевидения посвящена огромная научная литература, об этом будет сказано далее. Что касается собственно содержания телепередач, то здесь большую роль играет модель телевещания, сложившаяся в той или иной стране.
Коммерческая модель телевещания, подразумевающая финансирование за счёт рекламы, ориентируется на показ наиболее популярных, «рейтинговых» передач преимущественно развлекательного характера.
Государственная модель, предполагающая большую долю просветительских и информационных передач, неизбежно тяготеет к идеологизации вещания, насаждению явной или скрытой цензуры.
Общественное телевидение, финансируемое за счёт аудитории (особый налог, абонентская плата), в наибольшей степени приспособлено к тому, чтобы отслеживать и учитывать разнообразные потребности аудитории. Вполне плодотворной, как показывает, в частности, опыт современной Великобритании, является смешанная модель — совмещение коммерческого и общественного телевидения.
Совершенствование технологий, развитие кабельного и спутникового телевидения способствуют тому, что телевизионная продукция становится всё более разнообразной и специализированной, ориентированной на потребности разных сегментов телевизионной аудитории.
В главе «Массовые коммуникации в глобализирующемся мире» будет рассмотрен активно идущий сегодня процесс глобализации вещания и формирования транснациональных СМИ и его последствия.