На исходе XX века мир вступил в информационную эпоху. Её характерными чертами являются «взрывной» рост объёма информации, невиданная ранее интенсивность коммуникационных процессов. Информация превратилась в важнейший ресурс общества, умение работать с информацией — в необходимый каждому профессиональный навык. Возникла и постоянно обостряется новая социальная проблема — проблема информационного неравенства, ограниченности доступа к информационным ресурсам, замедляющего темпы развития и «информационно бедных» обществ, и представителей информационно обделённых слоев в обществах, уже давно являющихся постиндустриальными.
Институты, функцией которых является производство и распространение информации, играют в современных обществах огромную роль. Они затрагивают и изменяют политические и экономические отношения, глубочайшим образом воздействуют на культуру и, что едва ли не самое важное, формируют человеческую личность. Влияние институтов массовой коммуникации на мировоззрение и образ жизни современного человека невозможно отрицать, хотя характер и интенсивность этого влияния сегодня по-прежнему остаются предметом исследований и дискуссий.
|
|
Качественные изменения, которые претерпел процесс коммуникации в эпоху модерна, выделение соответствующих институтов в особую подсистему неизбежно поставили задачу социологического изучения форм и закономерностей массовой коммуникации. В нынешнюю информационную эпоху эта задача стала ещё более актуальной.
В западных странах социология массовой коммуникации (или социология масс-медиа) существует достаточно давно. Наряду с постоянными интенсивными эмпирическими
исследованиями шло теоретическое осмысление специфики коммуникационных процессов в современных обществах, было разработано множество интересных концепций, позволивших понять сущность и социальные функции массовой коммуникации, осмыслить огромную значимость, культурные и антропологические последствия развития соответствующих институтов.
В отечественной науке в силу исторических обстоятельств преобладали эмпирические исследования массовой коммуникации, которые начались к тому же с явным запозданием. Поэтому сегодня отечественная социология вынуждена не только заниматься исследованиями и накоплением нового знания, но и навёрстывать упущенное.
Социология массовой коммуникации лишь недавно превратилась в учебную дисциплину, преподаваемую в отечественных вузах. Учебной литературы не слишком много, хотя уже есть ряд учебных пособий, пользующихся заслуженным спросом. Среди них следует отметить прежде всего учебные пособия И.Д. Фомичевой, Т.В. Науменко, О.Г. Филатовой.
|
|
Существуют (и это вполне закономерно) разные варианты построения учебных курсов по данной дисциплине, что во многом отражает ведущиеся в отечественной науке дискуссии об объекте и предмете изучения социологии массовой коммуникации и даже о названии данной отрасли социологического знания. В таких условиях любое новое учебное пособие может рассматриваться лишь как одна из предварительных попыток систематизации и структурирования накопленных знаний.
Предлагая читателю новый вариант учебного пособия, следует остановиться на его специфике. Данное пособие рассматривает массовую коммуникацию в широком социальном контексте. Большое внимание уделяется предпосылкам возникновения массовой коммуникации. Формирование соответствующих институтов (СМИ) рассматривается как составной элемент процесса модернизации. Анализируя деятельность институтов массовой коммуникации, мы стремились показать их глубокое воздействие на другие социальные институты, культуру, личность. Этими целями определяется структура учебного пособия.
Первые разделы посвящены анализу сущности коммуникации в целом и массовой коммуникации — в частности, структурным и культурным сдвигам, обусловившим её возникновение, истории
появления различных СМИ, функциям, которые они выполняют в обществе. Далее следуют разделы, представляющие социологию массовой коммуникации как отрасль социологического знания, объект и предмет исследования этой научной дисциплины, применяемые исследовательские методы. Особое внимание уделяется различным теоретическим подходам к феномену массовой коммуникации.
Далее рассматриваются различные аспекты взаимодействия СМИ с другими социальными институтами. Отдельные разделы посвящены влиянию СМИ на культуру современных обществ и их воздействию на аудиторию, роли СМИ в формировании общественного мнения.
Специальные разделы учебного пособия посвящены анализу роли средств массовой коммуникации в глобализирующемся мире, возникновению транснациональных СМИ, феномену «медиаимпериализма», «альтернативным СМИ».
Мы сочли необходимым поместить в приложении ряд официальных документов и правовых актов, касающихся деятельности СМИ. Анализ их содержания позволит студентам наглядно представить сложный комплекс проблем и задач, которые призваны решать СМИ в современном обществе, а также ознакомиться с базовыми принципами, лежащими в основе правового регулирования СМИ со стороны государственных структур.
Автор
♦ Сущность и функции коммуникации
Коммуникация (от лат. communicatio — сообщение, передача) — процесс обмена информацией, который происходит в любом обществе. Совместная деятельность людей, воспроизводство и создание культурного наследия представляют собой передачу и восприятие тех или иных сообщений.
Процесс коммуникации является свойством многих сложных систем. Поэтому, говоря о человеческом обществе, обычно употребляют термин «социальная коммуникация».
Социальная коммуникация включает в себя ряд составляющих:
■ субъекты коммуникации (индивиды, группы, институты);
■ средства коммуникации;
■ содержание коммуникации, определённые смыслы и значения, транслируемые в ходе взаимодействия;
■ коммуникативная среда, в которой происходит обмен информацией (в зависимости от особенностей коммуникативной среды одни и те же знаки могут истолковываться по-разному).
Коммуникация в человеческих сообществах (в отличие от коммуникации в сообществах животных) всегда является символической — опосредованной определёнными смыслами и значениями, которые присваиваются вещественным или невещественным объектам (словам, предметам, изображениям, действиям, жестам и т.д.), служащим средствами коммуникации.
|
|
Важнейшим средством коммуникации является язык. Коммуникация, осуществляемая посредством языка, называется вербальной коммуникацией и является для человека основной. Однако наряду с вербальным языком существуют другие системы символов — невербальные, которые также служат посредниками в коммуникативном процессе. Это мимика, жесты, а также так называемые «вторичные языки» — азбука Морзе, языки программирования и др.
В качестве языковой системы — знаковой системы — может быть рассмотрена и культура в целом, и её «подсистемы» — искусство, наука, религия и т.д., также использующие специфические «языки». Например, сложной знаковой системой является русская иконопись. Каждый элемент изображения имеет особый символический смысл — расположение фигур, их размер и позы, цвет одеяний и фона и т.д. Люди, не знающие специфического языка иконы, не способны воспринять всю информацию, которую она несёт, и замечают только непривычный стиль изображения, кажущийся им «примитивным».
По определению немецкого философа Э. Кассирера, человек есть существо, творящее символы. И действительно, человек воспринимает мир и действует в нём исходя из определённых смыслов и значений, которые он сам присвоил объектам этого мира. Любой объект, наделённый значением, может быть рассмотрен как символ. Коммуникация как обмен значениями, интерпретация и создание символов есть одновременно процесс конструирования и поддержания реальности, в которую погружён человек. Мы видим мир сквозь призму символов, составляющих нашу культуру. Культура же существует лишь благодаря непрерывной коммуникации.
Коммуникация может быть устной, письменной, визуальной (передача сообщений с помощью зрительных образов) и др. Различные виды коммуникации предполагают специфические формы кодирования передаваемой информации. Буквы алфавита, иероглифы, цифровая и нотная запись — всё это различные формы кодирования информации.
|
|
По способу передачи информации коммуникация может быть непосредственной (прямой) и опосредованной (непрямой).
Непосредственная коммуникация предполагает передачу сообщения, обмен информацией в ситуации прямого взаимодействия. Опосредованная коммуникация может происходить и без личных контактов между отправителем сообщения и его реципиентом. Для возникновения подобного типа коммуникации необходимо было изобретение дополнительных способов хранения и передачи информации помимо устной речи. Так, появление письменности сделало возможным обмен информацией между людьми, разделёнными не только пространством, но и временем.
Коммуникация — это не только «обмен» сообщениями, знаками, сигналами. Это процесс, в ходе которого субъекты воздействуют на поведение друг друга. Таким образом, коммуникация существует везде, где существует совместная деятельность. Собственно коммуникация — это необходимое условие совместной деятельности и, в конечном итоге, выживания — как в сообществах животных, так и в человеческом обществе. Формы и средства коммуникации не только изменялись в процессе культурного развития, но и сами становились значимым фактором культурных и социальных изменений.
Возникновение вербального языка означало качественный рывок в эволюции форм коммуникации. Язык даёт возможность оперировать не только «реальными» объектами, но знаками, образами объектов, при этом не только реальных, но и возникающих благодаря самому наличию языка. У. Матурана пишет: «...появление языка у людей и всего того социального контекста, в котором язык возникает, порождает новый (насколько нам известно) феномен — разум и самосознание как наиболее глубокий жизненный опыт человечества. Не обладая соответствующей историей взаимодействий, проникнуть в эту присущую человеку сферу невозможно (вспомним хотя бы девочку-волка). В то же самое время разум как некий феномен оязычивания в сети социального и лингвистического сопряжения не есть нечто такое, что находится в мозге. Сознание и разум лежат в области социального сопряжения — именно там источник их динамики. Как часть социальной динамики человека, разум и сознание участвуют
в выборе пути, по которому следует наш онтогенетический структурный дрейф. Кроме того, поскольку мы существуем в языке, порождаемые нами дискурсные области (поля суждений) становятся частью нашей области существования, равно как и фрагментом окружающей среды, в которой мы сохраняем идентичность и адаптацию»1.
Таким образом, не сам феномен коммуникации, а новая форма коммуникации, ставшая достоянием человека в определённый момент эволюции, способствовала возникновению качеств, выделивших человека из животного мира.
Усвоение языка и опосредованного им социального опыта — необходимое условие формирования человеческой личности. Человек становится полноценным человеком именно по мере освоения им социального опыта и культурного наследия, что невозможно вне языкового общения.
Благодаря языку формируется культура — бесконечно разнообразный мир смыслов и значений, возникающих, меняющихся и сохраняющихся в процессе постоянной коммуникации. Язык не возникал как средство познания мира. Он формировался как инструмент социального взаимодействия, обеспечивающий адаптацию человеческого вида к среде. Однако возникновение языка, необходимость овладения им для развития человека сделали возможным и необходимым и процесс познания мира, означающий, в конечном итоге, освоение тех значений, которые закодированы в языке.
Познание теперь означает не просто непосредственный опыт (такой вид «познания» доступен и животным), но усвоение информации о мире. И возможности такого познания безграничны. Язык выводит человека далеко за границы непосредственного опыта. Формируясь, язык создаёт не только средство для познания, но и сам объект познания. Язык не отражает реальность. Он её конструирует — для человеческого сознания.
1 Maturana U., Varela F. The tree of human understanding. — https:// www.uic.nnov.ru/chi-bin/htconvent.cgi7maturana.txt |
«Язык никогда никем не изобретался только для того, чтобы воспринять внешний мир. Следовательно, язык не может быть использован как орудие для открытия этого мира.
Скорее, именно с помощью оязычивания акт познания порождает мир в той поведенческой координации, которая есть язык. Мы проводим свои жизни во взаимной лингвистической сопряжённости не потому, что язык позволяет нам раскрывать самих себя, но потому, что мы образованы в языке в непрерывном становлении, которое мы творим с другими. Мы находим самих себя в этом... взаимосопряжении не в качестве предшествующего референтного соотнесения и не в качестве соотнесения с некоторым началом, а как непрестанную трансформацию в становлении лингвистического мира, который мы строим вместе с другими человеческими существами»1.
Средства и формы коммуникации изменялись и совершенствовались в процессе культурного развития человека. На протяжении тысячелетий устная коммуникация, коммуникация как непосредственное общение в ситуации «лицом к лицу» была фактически единственной. Именно эта форма социальной коммуникации лежит в основе традиции как механизма сохранения и передачи культурного опыта.
При данной форме сохранения культурного наследия огромную роль играет человеческая память — сохраняется лишь то, что люди помнят. Трансляция культурных значений происходит в ходе непосредственной повседневной деятельности, вплетена в привычный уклад жизни. Не существует специализированной деятельности, направленной «только на обучение», только на передачу информации. Человек, действуя, осваивает культурный опыт. Это касается и хозяйственных навыков, и религиозных верований.
Традиция как механизм наследования культурного опыта обычно ассоциируется с косностью и неподвижностью, отторжением нового. Отчасти это действительно так, ведь традиция — опыт предков, опыт предшествующих поколений, обладающий, с точки зрения традиционного сознания, непререкаемым авторитетом. И тем не менее сама специфика функционирования традиции, форма коммуникации, на которой она базируется, превращает традицию в живое и подвижное явление.
1 Matumna U., Varela F. The tree of human understanding. — https:// www.uic.nnov.ru/chi-bin/htconvent.cgi7maturana.txt |
Ведь если традиция передаётся «из уст в уста», если единственный способ хранения информации — человеческая память, то это неизбежно порождает как искажения, так и возникновение новых элементов. Что-то неизбежно забывается, что-то, напротив, добавляется. Таким образом, традиция несёт в себе и постоянство, и изменчивость. Однако специфика традиционного сознания такова, что даже новые элементы традиции трактуются как древние, унаследованные от предков.
Общества, где доминирует устная традиция, живут как бы вне времени, для них не существует истории. События, имевшие место несколько десятков лет назад, рядоположены гораздо более давним. Прошлое быстро превращается в миф и легенду. То же самое касается выдающихся личностей, память о которых быстро обрастает вымышленными деталями, благодаря чему они нередко превращаются в персонажей мифов, наряду с божествами и духами. Общество, где доминирует устная традиция, живёт как бы в вечном настоящем, воспроизводя опыт прошлого и не ожидая никаких изменений в будущем. Всё, что может произойти, уже когда-то происходило.
Возникновение письменности — новой формы сохранения информации и нового способа коммуникации — стало следующим важным этапом в развитии культуры.
Самым ранним прообразом письменности были мнемонические знаки — зарубки на дереве, узелки («узелковое письмо»), татуировки, т.е. различные символы, которые должны были помочь сохранить в памяти некую значимую информацию. Даже сегодня мы используем подобные знаки. Но с помощью мнемонических знаков можно было сохранить лишь ограниченный объём информации, кроме того, понять смысл этих знаков мог лишь достаточно узкий круг людей.
Достаточно рано — ещё в эпоху неолита — возникает так называемое пиктографическое письмо — иными словами, последовательный ряд «картинок», реалистично изображавших предметы, явления или события. Пиктографическое письмо не является письмом в полном смысле слова, так как фиксирует не саму речь, а её содержание.
Собственно письмо возникает тогда, когда графические символы начинают фиксировать элементы речи. Письмо характеризуется постоянным составом используемых знаков (хотя со временем и количество, и начертание знаков могут меняться). Каждый знак фиксирует либо слово, либо последовательность звуков, либо отдельный звук. Формы используемых знаков могут быть различными: изобразительно-рисуночными, геометрическими и т.д. Но важна не форма, а суть — письмо позволяет фиксировать элементы речи. Однако разные типы письма решают эту задачу с разной степенью эффективности.
Идеографическое письмо подразумевает использование графических знаков (как реалистичных «картинок», так и довольно схематичных, абстрактных изображений), имеющих довольно широкое поле значений.
Например, изображение руки может означать и слово «рука», и слова «брать», «держать», «править» и др. Возможности идеографического письма для передачи информации ограничены именно в силу «многозначности» используемых графических символов. Поэтому подобный тип письма существовал лишь как переходный к словесно-слоговому (логографически-силлабическому).
Словесно-слоговое письмо сохраняет многозначность графических символов. Однако в нём используются дополнительные знаки, уточняющие значение слов. Несмотря на свою «громоздкость» и сложность, словесно-слоговое письмо позволяло передавать любую информацию — от хозяйственной отчётности до религиозных мифов. Однако освоение этого типа письма было довольно трудоёмким процессом, поскольку число используемых знаков могло исчисляться сотнями и даже тысячами.
К словесно-слоговому типу письма относятся письменность Древнего Египта и Китая, шумерское, критское письмо, письмо майя и др. Не все древние системы словесно-слогового письма расшифрованы. В современном мире единственной сохранившейся системой словесно-слогового письма является китайская.
Силлабическое письмо использует знаки, передающие последовательности звуков. Элементы такого письма могли присутствовать и в словесно-слоговой системе письма, и само силлабическое письмо могло возникать в результате упрощения словесно-слогового. Силлабическое письмо в древности было распространено в Индии, Юго-Восточной Азии.
В силлабическом письме меньше знаков, чем в словесно-слоговом, но, тем не менее, гораздо больше (сотни), чем в привычном для нас алфавитном письме.
В алфавитном письме один знак (буква) передаёт, как правило, один звук (при этом гласные звуки могут не передаваться на письме). Источником алфавитного письма было финикийское письмо. Финикийский протоалфавит, включавший всего 22 знака, помимо Малой Азии был воспринят (и, естественно, видоизменён с учётом особенностей языка) в Греции и Италии, дав начало западным алфавитам и, вполне можно сказать, западной цивилизации. Начало «западным алфавитам» дало греческое письмо, возникшее, вероятно, в VIII веке до н. э.
Славянское письмо (кириллица) возникло на основе добавления новых специфически славянских фонем («ш», «ч» и др.) к византийскому греческому алфавиту (хотя ещё до культурных контактов с греками у славян, возможно, применялось своё письмо. До сих пор неясно, например, происхождение другого славянского письма, вытесненного более поздней кириллицей, — глаголицы).
Алфавитное письмо гораздо удобнее и «демократичнее» иных видов письма. Оно позволяет кодировать информацию любого уровня сложности, включая абстрактные логические построения. В то же время освоение алфавитного письма требует гораздо меньших затрат времени и усилий. Не случайно, что древние идеографические и словесно-слоговые системы письма существовали в обществах, где сформировалось мощное жречество, являвшееся главным хранителем письменной традиции, и грамотность была доступна далеко не всем. Овладение грамотностью (например, в Древнем Египте) открывало путь к успешной карьере — профессия писца была весьма уважаемой. Там, где возникло алфавитное
письмо, грамотность была распространена гораздо шире (однако помимо сложности или простоты письма существовали и другие, специфически социальные факторы, которые могли препятствовать или способствовать распространению грамотности).
Возникновение нового типа коммуникации — коммуникации, опосредованной графическими символами, кодирующими содержание устной речи, — повлекло за собой множество важных социальных и культурных последствий.
Письмо позволяло хранить информацию. Таким образом, человеческая память перестала служить единственным «вместилищем» культурного наследия. Новый эффективный способ хранения информации открывал путь для фактически неограниченного её накопления. С появлением письменности стало возможным фиксировать исторические события, и таким образом у человечества возникло реальное, а не мифическое прошлое.
Письменность позволила накапливать знания об окружающем мире, что создало условия для возникновения древней науки. С появлением письменности кодифицировались и религиозные мифы, появлялись священные тексты и священные книги, что также означало усложнение, обогащение культурного наследия.
Следует отметить, что наряду с письменностью, передававшей собственно речь, возникали и другие системы графических символов — например, символы, связанные с развитием технических и математических знаний.
Письмо изменило характер коммуникации, сделав возможными «опосредованные» её формы, не требующие непосредственного присутствия участников. С помощью письма стала возможной коммуникация между людьми, разделёнными не только пространством, но и временем.
Письмо способствовало усложнению культуры общества, создав так называемую «письменную», или «высокую» культуру «учёных», образованных людей. Представители письменной культуры жили в ином, гораздо более насыщенном информационном пространстве, нежели неграмотные носители устной традиции. В традиционных обществах доступ
к письменной культуре служил одним из социальных «разграничителей», отделявших привилегированное меньшинство от неграмотного и бесправного большинства. Массовый доступ к образованию («письменной культуре»), характерный для современных обществ, — явление, фактически уникальное в истории.
Создание письменности способствовало кодификации языковых норм, создавались предпосылки для формирования «литературного», «правильного» языка. Усложнялась и структура языка. Коммуникация, опосредованная письменным текстом, не позволяла использовать дополнительные каналы коммуникации, что возможно при непосредственном общении (жесты, мимика). Письменная коммуникация не даёт возможности «переспросить» собеседника, чтобы достичь лучшего понимания. Поэтому развитие письменной коммуникации способствовало постепенному совершенствованию языковых средств передачи информации — появлению сложноподчинённых предложений, различных способов структурирования текста — например, выделение абзацев, раздельное написание слов и др. Всё это способствовало развитию навыков абстрактного мышления.
Формирование письменности тесно связано с другим важным и переломным процессом в развитии человеческих обществ — появлением древних государств. Письменность позволяла усовершенствовать управление.
Во-первых, появилась возможность формулировать и фиксировать правовые нормы. Во-вторых, возникло «дистанционное» управление — с помощью указов, распоряжений, посланий правитель мог отдавать приказы и контролировать подчинённых, не находясь непосредственно рядом с ними. Письменность позволила формализовать процесс управления, сделать его более упорядоченным.
Наконец, письменность способствовала и усовершенствованию хозяйственной деятельности. Наиболее древние письменные документы, дошедшие до нас, — это не только указы правителей и надписи, прославляющие их деяния, но и материалы по хозяйственной отчётности, связанные с деятельностью древних храмов, а также и обычных купцов.
Однако письменное наследие древних цивилизаций не ограничивается только этим.
Таким образом, возникновение письменности было непосредственно связано с формированием древних цивилизаций, с выходом человечества на следующий, новый этап исторического развития. Литературные произведения, религиозные и философские учения, описания жизни различных народов древности, даже частная переписка, дошедшие до нас благодаря письменности, позволяют воссоздать, хотя и не полностью, облик древних цивилизаций. Именно письменность сделала возможным понимание их духовного мира, т.е. коммуникацию между разными эпохами. «Бесписьменное» прошлое человечества до сих пор остаётся «немым». Предметы материальной культуры, дошедшие до нас, позволяют лишь строить догадки о том мире идей, представлений и верований, в котором жили их создатели.
В эпоху древности и Средневековья письменная культура была достоянием меньшинства. Письменная коммуникация соседствовала с устной коммуникацией, доминирующей в традиционных обществах. Изобретение письменности позволило тиражировать тексты. Но это делалось чаще всего с помощью переписывания, поэтому количество текстов в традиционных обществах было весьма ограниченным.
Положение изменилось радикальным образом тогда, когда в западных странах начал рушиться сам тип традиционного общества. Процессы развития капиталистической экономики, изменения социальной структуры и культуры повлекли за собой и изменение форм коммуникации. Об этом будет сказано подробнее далее.
♦ Специфика массовой коммуникации
1 См. например: Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. — Воронеж, 2000. |
По типу субъектов — участников коммуникации исследователи обычно выделяют интраперсональную, межличностную, межгрупповую и массовую коммуникацию¹.
Интраперсональная коммуникация — диалог с самим собой, проявление человеческой способности осознавать себя и анализировать собственное «Я» как некий внешний для сознания объект.
Межличностная коммуникация — обмен информацией между участниками взаимодействия в ситуации «лицом к лицу».
Межгрупповая коммуникация — обмен информацией между социальными группами (спор партийных фракций в парламенте или конфликт между разными группами болельщиков). Межгрупповая коммуникация неизбежно подразумевает межличностную. Но в данном случае участники коммуникации выступают не от своего лица, а от имени группового субъекта, отстаивают групповые, а не личные ценности и интересы.
Особым типом коммуникации является массовая коммуникация.
Массовая коммуникация — специфический тип коммуникации, подразумевающий передачу информации:
■ посредством технических устройств;
■ многочисленной, анонимной и слабоструктурированной аудитории;
■ не всегда сопровождающийся «обратной связью».
Как уже было отмечено, массовая коммуникация осуществляется посредством специальных технических устройств, распространяющих сообщения. Именно эти технические устройства, собственно, и являются «средствами массовой коммуникации» в узком смысле этого слова. Тем не менее в научном дискурсе, да и в обыденном словоупотреблении, значение термина «средства массовой коммуникации» гораздо шире.
Средства массовой коммуникации — это общественные учреждения, организационные структуры, профессионально занимающиеся сбором, обработкой и распространением информации. Наряду с термином «средства массовой коммуникации» употребляются и такие, как «средства массовой информации» (СМИ), или «масс-медиа» («медиа»).
Феномен массовой коммуникации свойствен прежде всего современным обществам, хотя некоторые его зачатки можно обнаружить в древности.
Например, некий прообраз периодической печати существовал в Риме. По инициативе Юлия Цезаря начался вы пуск протоколов заседаний римского Сената, позже тематика сообщений расширилась — сообщалось о новостях с театр; военных действий и даже о публичных праздниках. Тексты выдавливались палочкой на покрытых гипсом табличках, которые вывешивались на Форуме. Археологи обнаружили следующие записи:
«Консул Савиний вступил сегодня в отправление свои; служебных обязанностей».
«В винном погребе произошла драка. Хозяин лавки опасно ранен».
«Меняла Анзидий бежал, захватив большую сумму денег Он был задержан, и все деньги были найдены при нём».
«Разбойник Дениофан, недавно пойманный, сегодня утром был казнён».
«Титаний приговорил к наказанию мясников, продававших мясо, не предъявленное к предварительному освидетельствованию»1.
В средневековом Китае существовал свой вариант «печатной прессы». Однако подобные явления были лишь эпизодическими.
Эпоха подлинного расцвета средств массовой коммуникации началась в XIX веке. Хотя первое средство массовой коммуникации — печать — возникла в XVII веке, истинно «массовый» характер она приобрела также в XIX веке.
Массовая коммуникация обладает рядом специфически; черт:
1. Массовая коммуникация, как правило, однонаправлена. Получатель сообщения, реципиент, не имеет возможности «ответить» на него. Письма и звонки читателей, зрителей и слушателей в редакции играют весьма; незначительную роль в функционировании средств массовой коммуникации.
2. Массовая коммуникация представляет собой не обмер информацией, но целенаправленное информационное
1 История печати: антология. — М.: Аспект-Пресс. 2001. Т. 1 С. 36. |
воздействие со стороны «коммуникатора», отправителя сообщения, на массовую аудиторию, которое может вызывать разнообразные последствия (поведенческие, установочные и т.д.).
3. Массовая коммуникация осуществляется специализированными организациями (средствами массовой коммуникации или массовой информации — СМИ) и представляет собой отдельную сферу профессиональной деятельности, требующую специальной подготовки и регулируемую формальными нормами (как правовыми, так и профессиональными). Следовательно, массовая коммуникация приобрела в современных обществах институциональный характер.
4. Сообщения СМИ адресованы огромной аудитории, состав которой весьма неоднороден, что обусловливает различную реакцию на те или иные сообщения.
5. Отправителем сообщения выступают, как правило, не индивиды, а некие коллективные субъекты, профессиональные организации. Это в первую очередь сами СМИ, но также и политические партии, иные влиятельные заинтересованные группы, стремящиеся использовать возможности СМИ для достижения собственных групповых целей.
6. Коммуникация осуществляется с помощью технических устройств, тип которых влияет на характер восприятия сообщений.
7. Массовая коммуникация, как правило, многоканальна, информация передаётся в виде сочетания печатных текстов, устной речи, изображений.
8. Институты массовой коммуникации многофункциональны. Их задачи выходят далеко за рамки передачи информационных сообщений. В частности, они играют заметную роль в политическом процессе, выполняют важные экономические функции, являются одним из наиболее значимых агентов социализации и т.д.
Распространение институтов массовой коммуникации в современных обществах формирует особую коммуникативную среду.
Человек всегда погружён в определённую коммуникативную среду — объекты его окружения насыщены смыслами несут определённые сообщения. Даже природные объект наделены какими-то специфическими значениями. Однако распространение средств массовой коммуникации, особенно телевидения, а теперь и интернета, создаёт фактически новую коммуникативную среду — особую виртуальную реальность. Человек, не являющийся членом соответствующей профессиональной группы, не участвует в её функционировании (или участвует в весьма ограниченном объёме) — он в основном наблюдает. Но складывается парадоксальная ситуация — события, происходящие в этой виртуальной сфер становятся для человека не менее, а часто и более важными значимыми, чем так называемая «реальная жизнь». Сан повседневная реальность начинает восприниматься человеке сквозь призму тех значений, которые продуцируют средств массовой коммуникации. Человек сверяет свою жизнь с виртуальными моделями, формирует своё мнение, оглядываясь на информацию, которую предоставляют ему телевидение, радио, газеты.
Ещё один интересный эффект функционирования современных средств массовой коммуникации — многоканальное их воздействия при явном доминировании визуального канала. Выше уже говорилось о колоссальном значении возникновения письменности, том культурном повороте, который она произвела. Но распространение телевидения отодвину; текстовую информацию на второй план. Сегодня, как и более ранние эпохи, в культурной коммуникации огромную роль начинают играть изображения, «картинки» — как «движущиеся», так и неподвижные.
Визуальное, образное, восприятие подразумевает изменение форм мышления, некоторую его архаизацию (современные исследователи, например У. Эко, говорят даже о возрождении магического мышления), а также «мозаичность» фрагментарность. Возникновение интернета позволило определённой степени укрепить пошатнувшиеся позиции печатного текста как носителя информации. И тем не менее,
визуальность, с точки зрения нанотехнологий XXI века, более перспективна.
Обо всём этом будем говорить подробнее далее. Здесь же важно отметить, что новые формы коммуникации (электронные) в очередной раз глубоко меняют культуру и человеческое мышление.
Широкое распространение массовой коммуникации в современных обществах принято связывать с техническим прогрессом, изобретением технических устройств, позволяющих тиражировать информацию, сообщения, передавать их на огромные расстояния. Действительно, без технологического прогресса массовая коммуникация была бы невозможна. Однако её распространение в современных обществах связано и с другими причинами, прежде всего со структурными изменениями, которые переживают общества, вступая на путь модернизации.
массового общества и массовая коммуникация
Под модернизацией в социологии принято понимать переход от традиционного общества к современности. Модернизация — комплексный процесс, приведший к глубокой структурной и культурной перестройке, формированию нового типа социальной организации.
Впервые процесс модернизации разворачивается в западных обществах. Позже, под прямым или косвенным влиянием Запада на путь модернизации становятся и другие общества.
Модернизация — комплексный процесс. Его основными составляющими элементами являются: формирование капиталистической рыночной экономики, индустриализация, урбанизация (ускоренный рост городов), секуляризация, развитие научного познания и технологий, ослабление значимости традиций, формирование национальных государств, изменение структуры неравенства, рост индивидуализма и др. Рассмотрим эти элементы несколько подробнее.
Процесс развития капиталистической экономики, основанной на частной собственности, индивидуальной предпринимательской инициативе и конкуренции, начинается приблизительно в XVI веке, хотя предпосылки для этого складываются еще в недрах средневекового уклада жизни европейских обществ.
Капиталистическая экономика разрушала традиционные формы труда, формировала новые социальные классы, его способствовала распространению товарных отношений за пределы собственно экономической деятельности. При капиталистической экономике рынок впервые в истории стал доминирующим институтом общества, единственным механизмом, распределяющим все виды товаров, услуг и рабочей силы. Именно рынок и логика товарно-денежных отношений, стремление к постоянному росту прибыли стимулировали технологический прогресс, освоение новых территорий, развитие средств транспорта и связи.
Развитие капитализма сделало возможной индустриализацию — формирование крупной машинной индустрии, начало которой было положено промышленной революцией широким внедрением техники в производственный процесс Возникновение промышленного производства повлекло за собой мощный рост производительности труда и повысило общий уровень благосостояния наиболее развитых обществ (хотя богатство распределялось крайне неравномерно, что и повлекло за собой острые конфликты эпохи раннего индустриального общества).
Развитие капитализма и индустриализация повлекли за собой ускоренную урбанизацию — рост городов, становящихся центрами притяжения для беднеющего населения сельских районов, а также для тех, кто стремился достичь успеха жизни. Росла социальная мобильность населения. Разрушались традиционные сообщества — соседские, общинные, даже родственные, слабели социальные связи между людьми. Всё большую роль играла индивидуальная активность человека.
С разрушением традиционных сообществ, с присущим им устойчивым образом жизни, специфической культурой, утрачивала своё влияние традиция — коллективный опыт, передававшийся
от поколения к поколению в ходе непосредственного повседневного взаимодействия и служащий человеку традиционного общества руководством к действию во всех жизненных обстоятельствах. Упадок традиций и прочных социальных связей создавал ситуацию, названную Э. Дюркгеймом аномией — ситуацию ценностной и нормативной дезориентации.
Американский социолог Д. Рисмен, описывая различные типы социального характера, ввёл термин «изнутри-ориентированная личность» для обозначения нового типа человека, который вынужден полагаться в жизни лишь на самого себя. Такой тип личности, по мнению Рисмена, сформировался в эпоху раннего капитализма, придя на смену «личности, ориентированной на традицию» — типа характера, свойственного более ранней исторической эпохе (следует добавить, что в эпоху зрелого капитализма, расцвета крупных корпораций и вездесущих масс-медиа «изнутри-ориентрованная личность» сменяется, по мнению Рисмена, «извне-ориентированной» личностью, которая руководствуется в своих решениях внешними влияниями, стремится «быть как все», утрачивает индивидуальную инициативу).
Выросшие в результате развития капитализма и индустриализации крупные города создавали принципиально новый стиль жизни — анонимный и индивидуалистический. Обитатели современных крупных городов, в отличие от индивидов, включённых в устойчивые традиционные сообщества, предоставлены сами себе, не подвержены постоянному социальному контролю со стороны сообщества, не находятся под влиянием традиции. Города становятся местом обитания так называемого «массового человека».
Понятие «массы», или «толпы», занимало много места в трудах социологов и психологов, изучавших специфику современных обществ и современного человека. Современность — это эпоха так называемого «массового общества». Разрушая устойчивые традиционные социальные общности (сословные, общинные, родственные и т.д.), ослабляя социальные связи, индустриализация и урбанизация способствовали возникновению феномена «массы».
Масса — это атомизированное, неструктурированно аморфное множество людей, каждый из которых действу! на основе собственного выбора и личной инициативы. Известный американский социолог Герберт Блумер так характеризовал феномен массы:
«Масса лишена черт общности... У неё нет никакой социальной организации, никакого корпуса обычаев и традиций никакого устоявшегося набора правил или ритуалов, ник; кой организованной группы установок, никакой структур статусных ролей. Она просто состоит из некоего конгломерата индивидов, которые обособлены, изолированы, анонимны... Индивиды отделены друг от друга и неизвестны друг другу... Форма массового поведения парадоксальным образом выстраивается из индивидуальных линий деятельности, а не из согласованного действия. Эти индивидуальные деятельности в первую очередь выступают в форме выборов -таких, например, как выбор новой зубной пасты, книги, пьесы, партийной платформы, новой моды или религиозных убеждений»1.
Определение Блумера не содержит негативной оценки массы. Однако многие исследователи рассматривали феномен массы и массового общества резко негативно.
В «элитарной концепции», к представителям которого можно отнести социального психолога Г. Лебона, философа X. Ортегу-и-Гассета, «человек массы» рассматривался как худший представитель человеческого вида. Человек массы - иррационален, враждебен достижениям культуры, избегает ответственности и имеет непомерные потребности и запросы, ничем не обоснованные. Человек массы, или «толпы», склонен к бездумному разрушению и стихийной агрессии. Господство массового человека — синдром одичания. Эпох господства массового человека — массовое общество — предстаёт в этой концепции как эпоха заката человеческой цивилизации.
1 Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 185. |
Более трезвый и взвешенный подход к сущности и специфике массы, хотя в целом тоже негативный, присущ Ханне Арендт.
Являясь автором известной работы «Истоки тоталитаризма», она видит в массовом обществе предпосылки возникновения тоталитарных режимов. Масса предстаёт как бесструктурное множество людей, дезориентированных, утративших чувство социальной солидарности, ощущающих постоянную угрозу своему благополучию и даже физическому существованию.
«Истина в том, что массы выросли из осколков чрезвычайно атомизированного общества, конкурентная структура которого и сопутствующее ей одиночество индивида сдерживались лишь его включённостью в класс. Главная черта человека массы не жестокость и отсталость, а его изоляция и нехватка нормальных социальных взаимоотношений»¹. Таким образом, распад вначале сословных, а потом и более или менее консолидированных классовых общностей, высвобождение человеческих «атомов», предоставленных собственной судьбе, и есть главная предпосылка возникновения массы.
Массы становятся питательной средой для агрессивных политических движений. Эти движения обещают им защиту и предлагают простые и понятные идеи, объясняющие причины их бедствий, намечающие «путь избавления». Все тоталитарные режимы и их харизматические вожди пользовались широкой массовой поддержкой. (Следует отметить огромную роль пропаганды для организации и победы подобных движений. Массовая пропаганда стала возможной и благодаря развитию средств коммуникации — печати, радио.)
Однако не во всех западных странах, где сформировались феномены массы и массового общества, возникли тоталитарные режимы. Наличие «масс», несомненно, способствовало появлению этих режимов, но не являлось единственной причиной тоталитаризма. Падение тоталитаризма не привело к исчезновению массового общества. Напротив, «массовость» до сих пор — одна из специфичных черт современных (теперь уже «постсовременных») обществ.
Наряду с концепциями, рассматривающими феномен массового общества в негативном ключе, в западной науке
1 Арендт X. Истоки тоталитаризма. — М.: ЦентрКом, 1996. С. 422.
сложились теоретические подходы, описывающие этот феномен более объективно, делая акцент не на оценку, а на описание специфики структуры массового общества и характера, протекающих в нём процессов, в том числе и коммуникативных.
В частности, Эдуард Шилз, американский социолог, рассматривал массовое общество как закономерный результат экономических, политических и культурных изменений. Массовое общество приходит на смену прежним обществам, разграниченным сословными, племенными, территориальными границами и барьерами. Но становление массового общества не просто результат распада и атомизации. Массовое общество — это некий новый тип общности, основанный не на естественных связях между людьми (общее происхождение, место жительства и т.д.), но объединяемый более абстрактными, хотя не менее мощными силами, например, рыночными механизмами.
На смену многообразию территориальных единиц, пестроте местных обычаев и традиций приходит идея национальной общности, национального государства. Формируются национальный язык и национальная культура, размывающие прежнее культурное многообразие.
Складываются национальные рынки, служащие экономическим фундаментом новой общности. Появляются новые формы власти, подразумевающие массовое политическое участие.
Э. Шилз отмечает, что важнейшим фактором, повлиявшим на формирование массового общества, была индустриализация. Развитие индустриального производства и сопутствующее этому процессу совершенствование транспортной системы привели к возрастанию пространственной мобильности населения, связали в единое целое отдаленные территории, преодолевая их обособленность.
Индустриальное производство способствовало повышению уровня жизни. Совершенствование производственных технологий вело к облегчению бремени труда, снижению доли труда физического, высвобождению значительного свободного времени, которое можно было использовать как для развлечения,
так и для совершенствования собственной личности, самообразования и развития.
С точки зрения Э. Шилза, главными чертами массового общества являются:
■ переосмысление политической власти, утрата ею священного характера, формирование гражданственности, в основе которой лежит массовое политическое участие;
■ упадок влияния традиции, многообразие индивидуальных поведенческих стратегий и свобода выбора как неотъемлемый элемент современного образа жизни;
■ внимание и уважение к различиям, что способствует повышению значения толерантности, расширению прав традиционно дискриминируемых групп.
Давая общую характеристику массовому обществу, Э. Шилз пишет: «Для этого общества характерны индивидуализм, готовность к приобретению опыта, расцвет чувств и чувствительности, уважение к деятельности другой личности. Оно развило в индивиде способность познавать явления, понимать их значение и давать им моральные оценки. Большинство населения научилось ценить удовольствия, в том числе получаемые с помощью контактов друг с другом. Во многих сферах жизни люди стали гораздо свободнее в выборе, и этот выбор уже не обязательно подсказан традициями, авторитетом. Гораздо больше начинает цениться опыт личных взаимоотношений. Всё это не означает, однако, что индивидуальность в том виде, какой она приобрела в массовом обществе, существует повсюду. И в массовом обществе есть часть населения, живущая почти в растительном оцепенении, тупо или агрессивно реагирующая на окружающее; тем не менее, тяга к индивидуализму стала особенно заметной»[1].
Таким образом, для массового общества характерны глубокая дифференциация культуры, многообразие ценностных, идейных и нормативных стандартов, что представляет собой определённую проблему. Шилз отмечает, что в массовом обществе устанавливается некое институционализированное
«несогласие» как фундаментальная характеристика общественного бытия. Это несогласие выражается, в частности, в разделении культуры массового общества на несколько уровней, различающихся по качеству культурных содержаний.
«Несогласие», вызванное социальной и культурной дифференциацией, индивидуализацией стилей жизни, не может быть абсолютным, иначе общество не сможет функционировать. Необходим хотя бы минимальный консенсус по поводу базовых ценностей. В формировании такого базового консенсуса огромную роль играют институты массового образования и массовой коммуникации, транслирующие общие культурные стандарты.
Итак, массовое общество в силу своей многочисленности и слабости непосредственных социальных связей нуждается в новых интегрирующих и координирующих институтах. И, как отмечают отечественные исследователи Б. Дубин и А. Рейсблат1, массовые коммуникации — это один из институтов, обеспечивающих поддержание и воспроизводство массового общества, наряду с такими институтами, как массовое образование, массовое политическое участие и т.д.
Формирующиеся институты массовой коммуникации занимают среди институтов, регулирующих жизнь массового общества, весьма важное место.
Средства массовой коммуникации в современных массовых обществах выполняют функции интеграции, формирования общественного мнения, поддержания культурной и национальной идентичности, информационную, функцию обеспечения политического участия, рекреационную, социализирующую.
Интегративная функция. Средства массовой коммуникации обеспечивают взаимодействие между различными группами и сегментами массового общества. Коммуникационный процесс объединяет производителей и потребителей различных товаров и услуг, политическое руководство страны и гражданское общество, население различных регионов.
1 Дубин Б., Рейсблат А. Государственная информация и массовая коммуникация // Отечественные записки. 2003. N° 4.
Благодаря деятельности институтов массовой коммуникации формируется единое информационное пространство, объединяющее индивидов и группы, между которыми в реальном физическом пространстве взаимодействие либо невозможно, либо затруднено.
Формирование общественного мнения. Средства массовой коммуникации способствуют формированию общественного мнения как консолидированной, согласованной позиции значительной части общественности по тому или иному значимому вопросу. Информируя массовую аудиторию о текущих событиях, давая этим событиям определённую интерпретацию, приглашая экспертов, организуя публичные дискуссии и выступления, современные средства массовой коммуникации оказывают огромное воздействие на мнения и убеждения людей. Формирование консолидированного общественного мнения — один из основных механизмов интеграции массовых обществ.
Поддержание культурной и национальной идентичности. Средства массовой коммуникации не только передают определённую информацию. Они создают и транслируют культурные ценности, стереотипы и убеждения. Тем самым способствуют воспроизводству культуры того сообщества, в котором они функционируют.
Основой любой культуры является язык. Средства массовой коммуникации способствуют воспроизводству национальных языков, установлению языковых норм, стандарта правильной речи. К сожалению, многие современные журналисты забывают об этой важнейшей функции, что отрицательно сказывается на обыденном массовом словоупотреблении. В обиход входят неправильные варианты ударений, неоправданные языковые заимствования, сленговые выражения. Эти негативные моменты можно отнести к дисфункциям средств массовой коммуникации — деструктивным последствиям их деятельности.
Единство культуры лежит в основе национального единства. Поэтому поддержание традиционных культурных ценностей, культурного своеобразия — неотъемлемый элемент формирования и укрепления национальной
идентичности — чувства принадлежности к своему народу на основе осознания общности культуры и исторической судьбы.
В условиях глобализации, открытости информационной пространства, формирования транснациональных СМИ значимость функции поддержания культурной и национальной идентичности постоянно возрастает.
Информационная функция. Средства массовой коммуникации называют также средствами массовой информации, что подчёркивает их главенствующую функцию. Действительно главная задача средств массовой коммуникации — информировать общественность о наиболее значимых событиях политической, экономической, культурной, общественной жизни.
Средства массовой коммуникации задают повестку дня, формируют картину мира своей аудитории. Благодаря их функционированию современный человек существует в гораздо более насыщенном информацией и событиями мире, чем люди предшествующих исторических эпох. Современный человек осведомлен не только о том, что происходит в его стране, но и о международных событиях, его кругозор значительно расширился.
Однако обилие информации создаёт новые проблемы. Это, прежде всего, проблемы качества и отбора информации, её эффективной обработки. Актуальна и проблема манипулирования аудиторией при помощи тенденциозной подачи информации, её прямого искажения или утаивания. Современный человек привык воспринимать мир сквозь призму сообщений СМИ. Часто он не имеет времени и необходимой подготовки для того, чтобы проверять поступающую информацию, искать альтернативные её источники. Это может приводить к значительным искажениям в восприятии реальности, неадекватному пониманию происходящих событий. Подобные «побочные эффекты» деятельности СМИ привлекают всё больше внимания и критически настроенных исследователей СМИ, и заинтересованной общественности.
Функция политического участия. Подавляющее большинство современных государств имеют политическое устройство, базирующееся на массовом политическом участии населения. Голосуя на выборах, отдавая предпочтение тем или иным
партиям и политическим лидерам, население непосредственно влияет на политику своего государства. Практика массового политического участия, а стало быть, и функционирование современного государства, невозможны без средств массовой коммуникации.
Именно средства массовой коммуникации обеспечивают население необходимой для принятия решений информацией о партийных программах и целях кандидатов, о ходе самих предвыборных кампаний, об основных тенденциях общественного мнения.
Средства массовой коммуникации в периоды выборов выполняют важнейшую мобилизационную функцию, стимулируя интерес избирателей к выборам и стремление в них участвовать.
Однако массовое политическое участие не должно сводиться только к относительно коротким периодам активности избирателей в ходе выборов. Сознательное политическое участие подразумевает регулярное знакомство с политической информацией. Средства массовой коммуникации предоставляют аудитории широкие возможности получения политической информации, касающейся как собственной страны, так и событий на международной арене. Политические новости занимают доминирующее положение в новостных программах телевидения, радио и газетных публикациях. Поведение политиков всегда привлекает внимание массовой аудитории.
Свободные СМИ — один из важных механизмов, с помощью которых гражданское общество может контролировать власть, влиять на неё. Таким образом, средства массовой коммуникации вносят огромный вклад в функционирование современных демократических политических институтов.
Однако средства массовой коммуникации могут быть использованы (и часто используются) для идеологического воздействия на массовое сознание. Средства массовой коммуникации — весьма удобный механизм для политической пропаганды, особенно если они монополизированы одной политической силой. Эти проблемы подробнее будут рассмотрены в соответствующем разделе.
Рекреационная функция. В результате отделения производства от потребления, усовершенствования форм организации
трудовой деятельности в современных обществах cформировалась обширная зона свободного времени, которое человек может использовать по своему усмотрению. В ответ возникшую потребность в структурировании свободного врмени и развлечении сформировалась индустрия развлечения или индустрия досуга. Функционирование этой индустрии непосредственно связано со средствами массовой коммуникации.
Возникновение СМИ, особенно электронных, потеснило (хотя и не уничтожило) «зрелища», которые требовали посредственного присутствия зрителей, наподобие спортивных состязаний или театральных постановок. Благодаря СМИ «зрелища» оказались доступны человеку, который не покидает собственного жилища. Большая часть информации, транслируемой современными электронными СМИ, имеет развлекательный характер. Это телефильмы, викторины, различные шоу, спортивные состязания, музыкальные теле- и радио передачи. Существуют, конечно, и иные виды информационной продукции — информационно-аналитические, новостные, научно-популярные программы, документальное кино и др.
Однако следует отметить, что визуальный способ пол информации, характерный для телевидения, приводит к превращению в «зрелище» и развлечение фактически любой формации. Даже политические новости и репортажи о катастрофах нередко приобретают оттенок шоу. Недаром coвременный исследователь Г. Дебор называет современное общество «обществом спектакля».
Потребление разнообразной продукции СМИ — доминирующий в современном массовом обществе способ провидения досуга.
Социализирующая функция. В современном обществе средства массовой коммуникации являются одним из важных а тов социализации личности. Дети и подростки уделяют просмотру телепередач больше времени, чем взрослые. Продукция СМИ служит для них не только источником новой формации о мире, но также образцом поведения, материалом для построения собственной идентичности.
Социализация не ограничивается детским и подростковым возрастом. На протяжении всей жизни человек должен усваивать новую информацию и модифицировать поведение в связи с новыми жизненными ситуациями. Взрослые также подвержены социализирующему воздействию СМИ, как позитивному, так и негативному. СМИ способны оказать воздействие на ценности и установки, изменить привычные убеждения, скорректировать присущее человеку мировоззрение. Проблема воздействия СМИ на человека — одна из наиболее интересных и сложных, подробнее об этом будет сказано в специальной главе.
Таким образом, средства массовой коммуникации пронизывают собой структуру современных массовых обществ и являются одним из важнейших институтов, обеспечивающих их существование. Средства массовой коммуникации формировались в ходе модернизации, одновременно с другими институтами современного общества. В следующем разделе будут рассмотрены основные вехи истории средств массовой коммуникации.
♦ История развития СМИ
Принято выделять три типа СМИ — печать, радио и телевидение. В последние годы большую роль в процессе массовой коммуникации начинает играть интернет.
Печать
Первым средством массовой информации стала печать. Как известно, истоки европейского книгопечатания восходят к деятельности Иоганна Гутенберга, который изобрёл печать с набора, состоящего из отдельных литер. Это произошло в середине XV века. Благодаря использованию печатного станка к началу XVI века печатные книги исчислялись сотнями тысяч, впервые в истории книга стала доступна широкой аудитории.
Процесс появления собственно печатной периодики занял почти полтора века, и ещё в XVII веке рукописные информационные
2. Зак. 549
листки имели хождение наряду с возникшими печатными изданиями.
Рукописные информационные листки, предшественники периодической печати, появились в европейских города XVI веке. Стимулом для их возникновения стало бурное развитие капиталистической экономики, повлекшее за собой интенсивный торговый и культурный обмен. Это породило потребность в информации. Другой фактор — политическая нестабильность, усложнение политических отношений.
Непосредственным предшественником европейских газет считается рукописный венецианский информационный листок. Он назывался «аввизи» (от итал. avviso — сообщение) продавался за одну мелкую монету — gazzetta. Таково происхождение слова «газета».
В начале XVII века в Европе (Германия) появляется периодическая печать. Первые газеты не имели устойчивых названий, их тиражи не превышали несколько сотен экземпляров. На протяжении столетия развитие периодической печати происходило довольно быстро во всех европейских странах. Постоянно возникали новые издания, однако не все оказывались долговечными. К 1630 году еженедельные газеты существовали уже в тридцати европейских городах.
Рост доступной достаточно широким слоям населения печатной продукции — как газет, так и книг — повсеместно вызывал опасения властей. Во всех европейских государствах вводились цензурные ограничения. Цензуру осуществляли как светские, так и церковные власти. Наиболее свободной от цензуры территорией в XVII веке была Голландия, где и печатались многие запрещённые сочинения, которые распространялись потом в других европейских странах.
В России первая газета появилась в начале XVIII века я инициативе Петра I. Долгое время в России именно государство преимущественно занималось выпуском периодически изданий.
Газеты и другие виды печатной продукции сыграли весьма заметную роль в европейских революциях XVII-XVIII веков, прежде всего английской и французской. Свою роль пресс сыграла и в американской революции. Несмотря на противодействие
властей, формировалась оппозиционная, критически настроенная пресса, которая существенно влияла на общественное мнение (сам феномен «общественного мнения» возник во многом благодаря развитию прессы).
В основном документе, порождённом Великой французской революцией, — «Декларации прав человека и гражданина» (26 августа 1789 г.) были зафиксированы принципы свободы печати и свободы слова: «Свободное сообщение мыслей и мнений есть одно из наиболее драгоценных прав человека; а потому каждый гражданин может свободно говорить, писать и печатать лишь под условием ответственности за злоупотребление этой свободой в случаях, определённых законом»[2].
После революций и стабилизации политической системы европейских государств на печать были наложены определённые законодательные ограничения, однако она превратилась в неотъемлемый элемент культурной и политической жизни. В США после революции сформировалась партийная пресса, на страницах которой велись дискуссии по политическим вопросам. В частности, в американской прессе конца 80-х годов. XVIII века широко обсуждался проект американской конституции.
В XVII-XVIII веках в европейских странах появляются первые журналы, посвященные главным образом научной и философской проблематике. Журналы стали средством коммуникации интеллектуальной элиты. Журнальная публицистика сыграла огромную роль в популяризации и распространении идей Просвещения и развитии европейской науки, литературного творчества.
В XIX веке произошли технологические изменения, позволившие существенно увеличить тираж газет и снизить их стоимость. Был изобретён паровой печатный станок, позже — ротационная машина. В частности, лондонская «Тайме», применив ротационную машину в 1848 году, смогла
печатать 8 тыс. экземпляров за один час. Произошли и другие изменения, позволившие сделать газеты доступными для широкой аудитории.
XIX век стал эпохой появления массовой прессы. Этот процесс почти одновременно протекал в США и Европе. В США впервые возник феномен penny press — дешёвой массовой газеты, ориентированной на самые непритязательные вкусы. О. Тоффлер описывает этот коммуникационный «переворот» в США следующим образом:
«Бенджамин Д