традиционным СМИ

В отечественных изданиях термин «альтернативные СМИ» используется не только в описанном выше значении, но так­же для обозначения интернет-СМИ как альтернативы СМИ традиционным — печати, радио, телевидению.

В данном случае такие черты, как принципиально неком­мерческий характер, критическая позиция по отношению к культурному и политическому мейнстриму, инициатива «сни­зу», не имеют значения. Речь идёт только лишь о техниче­ской стороне дела и новых преимуществах, которые дают ин­формационные технологии. Интернет-СМИ вполне могут быть коммерчески успешными проектами, к тому же многие из уже существующих интернет-СМИ являются сетевыми


вариантами традиционных. В интернете существуют и кор­поративные, ведомственные СМИ.

Мы уже неоднократно затрагивали вопрос своеобразия интернета как средства массовой коммуникации, поэтому не будем останавливаться на этом подробно. Однако напом­ним основные отличия, которые удачно сформулировала О.Г. Филатова1:

1. Мультимедийность — интернет объединяет визуальные, звуковые, печатные и видео-аспекты других СМИ.

2. Персонализация — интернет обеспечивает возможность поиска необходимой пользователю информации, кроме того, он предоставляет возможность формирования, если можно так выразиться, «адресного контента», учитывающего мне­ние и желания потребителя «информационного продукта».

3. Интерактивность — интернет предполагает диалог, а не монолог, который подразумевают традиционные СМИ. Взаимодействие, диалог и обратная связь между сотнями пользователей возможны через электронную почту, инфор­мационные табло, форумы, чаты и телеконференции.

4. Отсутствие посредников — интернет даёт возможность прямого доступа к информации.

5. «Гипертекстуальность» — интернет предоставляет воз­можность переходить от одного текста, содержащего гипер­ссылку, к другим текстам, и процесс этот может быть бес­конечным. В этом смысле интернет напоминает культуру в целом, каждый элемент которой вписан в сложную сеть зна­чений.

1 Филатова О.Г. Интернет как масс-медиа // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004.

Интернет-СМИ, в том числе и корпоративные, а также блоги и сайты, создаваемые частными лицами (которые в юридическом смысле «СМИ» пока не являются), открывают новые возможности для бизнеса и представляют для него весь­ма большой интерес. Рынок рекламы в интернете растёт ре­кордными темпами, вырабатываются новые маркетинговые стратегии, учитывающие возможности и преимущества ин­тернета.


1.

 
 

Что такое альтернативные СМИ? Какие предпосылки приво­дят к их появлению?

2. В чём заключается специфика альтернативных СМИ?

3. Как развитие интернета влияет на альтернативные СМИ?

4. Проанализируйте приведённый выше текст с сайта русской Индимедиа. Как функционирует это альтернативное СМИ? Какие задачи ставит?

5. Как вы думаете, каковы перспективы развития альтернатив­ных СМИ с учётом постоянного совершенствования комму­никационных технологий?

Литература

1. Альтернативная культура: энциклопедия. — Екатеринбург: Ультра Культура, 2005.

2. Гоулднер А, Идеология, аппарат культуры и новая инду­стрия сознания // Контексты современности-I: актуаль­ные проблемы общества и культуры в западной социаль­ной теории. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2000.

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, обще­ство, культура. — https://www.vusnet.ru/biblio/download. aspx?id=3064

4. Корытникова Н.В. Интернет как средство производства сетевых коммуникаций в условиях виртуализации обще­ства // Социологические исследования. 2007. № 2.

5. Миллер Д. Стратегии продвижения и власть // Медиа: введение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

6. Многоликая глобализация: культурное разнообразие в современном мире. — М.: Аспект-Пресс, 2004.

7. Носик А. Самиздат, Интернет и профессиональный чи­татель // Отечественные записки. 2003. № 4.

8. Постер М. Кибердемократия: Интернет и публичная сфе­ра // Контексты современности-И: хрестоматия. — Ка­зань: Изд-во Казанского университета, 2001.

9. Фомичева И.Д. Социология Интернет-СМИ: учеб. по­собие. Серия «Интернет-журналистика». — Вып. 2. — М., 2005.


ВВЕДЕНИЕ............................................................ 3

Глава 1. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ....................... 6

Сущность и функции коммуникации................. 6

Специфика массовой коммуникации................ 16

Модернизация, формирование

массового общества и массовая коммуникация 21

История развития СМИ....................................... 33

Печать.................................................................... 33

Радио..................................................................... 38

Телевидение.......................................................... 42

Интернет............................................................... 44

Вопросы................................................................ 49

Литература............................................................ 50

Глава 2. СОЦИОЛОГИЯ

МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.................. 51

Объект и предмет изучения

социологии массовой коммуникации............... 51

Методы эмпирических исследований

массовой коммуникации..................................... 57

Опрос..................................................................... 58

Анализ документов.............................................. 67

Эксперимент......................................................... 72

Вопросы................................................................ 75

Литература............................................................ 76

Глава 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И СМИ.... 78

Развитие социологии массовой коммуникации 78

Американская коммуникативистика

первой половины XX века.................................. 84

Гарольд Лассуэлл.................................................. 84

Технократический подход................................... 88

Герберт Маршалл Маклюэн................................ 88


Функциональный анализ СМИ......................... 91

Критическая теория............................................. 93

Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно

об «индустрии культуры»................................... 93

Юрген Хабермас о формах

и функциях коммуникации................................ 95

Жан Бодрийар о «гиперреальности»................. 96

Никлас Луман о «реальности масс-медиа»....... 97

Мануэль Кастельс: «реальная виртуальность»..... 101

Вопросы.............................................................. 106

Литература.......................................................... 107

Глава 4. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

И КУЛЬТУРА..................................................... 109

СМИ и массовая культура................................. 109

Идеологическое воздействие СМИ................. 112

Социализирующая функция СМИ................... 118

Образы социальных групп в СМИ................... 124

Вопросы.............................................................. 127

Литература.......................................................... 128

Глава 5. АУДИТОРИЯ СМИ............................ 131

Исследование воздействия СМИ на аудиторию 132

Теория унифицированных последствий......... 134

Теория социального научения.......................... 135

Теория культивирования................................... 136

Теория социализации......................................... 138

Теория использования и удовлетворения........ 140

«Измерение» аудитории СМИ.......................... 144

Исследование аудитории

российского телевидения.................................. 146

Массовая коммуникация

и общественное мнение..................................... 152

Вопросы............................................................... 162

Литература.......................................................... 163

Глава 6. СМИ И ЭКОНОМИКА..................... 165

Медиаиндустрия как сектор экономики.......... 165

Реклама................................................................ 169

Современное состояние

российского медийного рынка......................... 174


Влияние СМИ на экономику....................... 180

Информационный характер

современной экономики.............................. 182

Вопросы......................................................... 183

Литература..................................................... 184

Глава 7. СМИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ... 186

Пресса в эпоху буржуазно-демократических

революций в Западной Европе: «четвёртая власть» 186

Становление прессы в России. Роль государства 189

СМИ и современное государство................ 192

Политические функции СМИ..................... 199

СМИ и суверенитет государства.

Проблема информационной безопасности 200

Влияние СМИ на восприятие политики

и политическое поведение...................... 204

Вопросы......................................................... 212

Литература..................................................... 213

Глава 8. ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ (ПР)............. 215

Предпосылки возникновения паблик рилейшнз 215

Сущность паблик рилейшнз........................ 224

Методы и практика паблик рилейшнз... 230

Формирование имиджа........................... 238

Проблема ресурсного обеспечения

паблик рилейшнз.......................................... 253

Этические аспекты паблик рилейшнз........ 255

Вопросы......................................................... 259

Литература..................................................... 259

Глава 9. МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ............. 261

Сущность глобализации............................... 261

Транснациональные СМИ............................ 264

СМИ и формирование глобальной культуры 270

Вопросы......................................................... 274

Литература..................................................... 274

Глава 10. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СМИ............ 276

Альтернативные СМИ как форма

социального протеста и гражданской активности 276


Интернет как альтернатива

традиционным СМИ..................................... 286

Вопросы......................................................... 288

Литература..................................................... 288



[1] Шилз Э. Массовое общество и его культура // Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. — М., 1985. С. 83.

[2] Цит. по: Беспалова А.Г., Корнилов ЕЛ, Короченский А.П., Лу-чинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналисти­ки. — М.—Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. — Электронная публикация — https://www.evartist.narod.ru/text8/ 51.htm

¹ https://bd.fom.ru/report/cat/smi/recl/tv020127

3*

[4] См.: Гнатюк О.Л. Из истории американской коммуникологии и коммуникативистики: Гарольд Лассуэлл // Актуальные проб­лемы теории коммуникации. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004.

[5] Тарасов А. Нацискины в современной России — https://scepsis.ai/ library/id605.html

[6] Дондурей Д. Фабрика страхов // Отечественные записки. 2003. № 4.

1 Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение: открытие «спирали молчания» (фрагменты монографии) — https://www.socioline.m/ _seminar/predmet/om/reader_nn.doc

1Медиаиндустрия России: состояние и тенденции развития (ян­варь 2007 г.). Центр макроэкономических исследований ком­пании БДО Юникон. — Электронная публикация — https:// www. publishinghelp.com/RussianMediaFund/demrole.pdf


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: