В отечественных изданиях термин «альтернативные СМИ» используется не только в описанном выше значении, но также для обозначения интернет-СМИ как альтернативы СМИ традиционным — печати, радио, телевидению.
В данном случае такие черты, как принципиально некоммерческий характер, критическая позиция по отношению к культурному и политическому мейнстриму, инициатива «снизу», не имеют значения. Речь идёт только лишь о технической стороне дела и новых преимуществах, которые дают информационные технологии. Интернет-СМИ вполне могут быть коммерчески успешными проектами, к тому же многие из уже существующих интернет-СМИ являются сетевыми
вариантами традиционных. В интернете существуют и корпоративные, ведомственные СМИ.
Мы уже неоднократно затрагивали вопрос своеобразия интернета как средства массовой коммуникации, поэтому не будем останавливаться на этом подробно. Однако напомним основные отличия, которые удачно сформулировала О.Г. Филатова1:
1. Мультимедийность — интернет объединяет визуальные, звуковые, печатные и видео-аспекты других СМИ.
|
|
2. Персонализация — интернет обеспечивает возможность поиска необходимой пользователю информации, кроме того, он предоставляет возможность формирования, если можно так выразиться, «адресного контента», учитывающего мнение и желания потребителя «информационного продукта».
3. Интерактивность — интернет предполагает диалог, а не монолог, который подразумевают традиционные СМИ. Взаимодействие, диалог и обратная связь между сотнями пользователей возможны через электронную почту, информационные табло, форумы, чаты и телеконференции.
4. Отсутствие посредников — интернет даёт возможность прямого доступа к информации.
5. «Гипертекстуальность» — интернет предоставляет возможность переходить от одного текста, содержащего гиперссылку, к другим текстам, и процесс этот может быть бесконечным. В этом смысле интернет напоминает культуру в целом, каждый элемент которой вписан в сложную сеть значений.
1 Филатова О.Г. Интернет как масс-медиа // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. |
Интернет-СМИ, в том числе и корпоративные, а также блоги и сайты, создаваемые частными лицами (которые в юридическом смысле «СМИ» пока не являются), открывают новые возможности для бизнеса и представляют для него весьма большой интерес. Рынок рекламы в интернете растёт рекордными темпами, вырабатываются новые маркетинговые стратегии, учитывающие возможности и преимущества интернета.
1.
Что такое альтернативные СМИ? Какие предпосылки приводят к их появлению?
|
|
2. В чём заключается специфика альтернативных СМИ?
3. Как развитие интернета влияет на альтернативные СМИ?
4. Проанализируйте приведённый выше текст с сайта русской Индимедиа. Как функционирует это альтернативное СМИ? Какие задачи ставит?
5. Как вы думаете, каковы перспективы развития альтернативных СМИ с учётом постоянного совершенствования коммуникационных технологий?
Литература
1. Альтернативная культура: энциклопедия. — Екатеринбург: Ультра Культура, 2005.
2. Гоулднер А, Идеология, аппарат культуры и новая индустрия сознания // Контексты современности-I: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2000.
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. — https://www.vusnet.ru/biblio/download. aspx?id=3064
4. Корытникова Н.В. Интернет как средство производства сетевых коммуникаций в условиях виртуализации общества // Социологические исследования. 2007. № 2.
5. Миллер Д. Стратегии продвижения и власть // Медиа: введение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
6. Многоликая глобализация: культурное разнообразие в современном мире. — М.: Аспект-Пресс, 2004.
7. Носик А. Самиздат, Интернет и профессиональный читатель // Отечественные записки. 2003. № 4.
8. Постер М. Кибердемократия: Интернет и публичная сфера // Контексты современности-И: хрестоматия. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2001.
9. Фомичева И.Д. Социология Интернет-СМИ: учеб. пособие. Серия «Интернет-журналистика». — Вып. 2. — М., 2005.
ВВЕДЕНИЕ............................................................ 3
Глава 1. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ....................... 6
Сущность и функции коммуникации................. 6
Специфика массовой коммуникации................ 16
Модернизация, формирование
массового общества и массовая коммуникация 21
История развития СМИ....................................... 33
Печать.................................................................... 33
Радио..................................................................... 38
Телевидение.......................................................... 42
Интернет............................................................... 44
Вопросы................................................................ 49
Литература............................................................ 50
Глава 2. СОЦИОЛОГИЯ
МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.................. 51
Объект и предмет изучения
социологии массовой коммуникации............... 51
Методы эмпирических исследований
массовой коммуникации..................................... 57
Опрос..................................................................... 58
Анализ документов.............................................. 67
Эксперимент......................................................... 72
Вопросы................................................................ 75
Литература............................................................ 76
Глава 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И СМИ.... 78
Развитие социологии массовой коммуникации 78
Американская коммуникативистика
первой половины XX века.................................. 84
Гарольд Лассуэлл.................................................. 84
Технократический подход................................... 88
Герберт Маршалл Маклюэн................................ 88
Функциональный анализ СМИ......................... 91
Критическая теория............................................. 93
Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно
об «индустрии культуры»................................... 93
Юрген Хабермас о формах
и функциях коммуникации................................ 95
Жан Бодрийар о «гиперреальности»................. 96
Никлас Луман о «реальности масс-медиа»....... 97
Мануэль Кастельс: «реальная виртуальность»..... 101
Вопросы.............................................................. 106
Литература.......................................................... 107
Глава 4. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
И КУЛЬТУРА..................................................... 109
СМИ и массовая культура................................. 109
Идеологическое воздействие СМИ................. 112
Социализирующая функция СМИ................... 118
Образы социальных групп в СМИ................... 124
Вопросы.............................................................. 127
|
|
Литература.......................................................... 128
Глава 5. АУДИТОРИЯ СМИ............................ 131
Исследование воздействия СМИ на аудиторию 132
Теория унифицированных последствий......... 134
Теория социального научения.......................... 135
Теория культивирования................................... 136
Теория социализации......................................... 138
Теория использования и удовлетворения........ 140
«Измерение» аудитории СМИ.......................... 144
Исследование аудитории
российского телевидения.................................. 146
Массовая коммуникация
и общественное мнение..................................... 152
Вопросы............................................................... 162
Литература.......................................................... 163
Глава 6. СМИ И ЭКОНОМИКА..................... 165
Медиаиндустрия как сектор экономики.......... 165
Реклама................................................................ 169
Современное состояние
российского медийного рынка......................... 174
Влияние СМИ на экономику....................... 180
Информационный характер
современной экономики.............................. 182
Вопросы......................................................... 183
Литература..................................................... 184
Глава 7. СМИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ... 186
Пресса в эпоху буржуазно-демократических
революций в Западной Европе: «четвёртая власть» 186
Становление прессы в России. Роль государства 189
СМИ и современное государство................ 192
Политические функции СМИ..................... 199
СМИ и суверенитет государства.
Проблема информационной безопасности 200
Влияние СМИ на восприятие политики
и политическое поведение...................... 204
Вопросы......................................................... 212
Литература..................................................... 213
Глава 8. ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ (ПР)............. 215
Предпосылки возникновения паблик рилейшнз 215
Сущность паблик рилейшнз........................ 224
Методы и практика паблик рилейшнз... 230
Формирование имиджа........................... 238
Проблема ресурсного обеспечения
паблик рилейшнз.......................................... 253
Этические аспекты паблик рилейшнз........ 255
Вопросы......................................................... 259
Литература..................................................... 259
Глава 9. МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ
|
|
В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ............. 261
Сущность глобализации............................... 261
Транснациональные СМИ............................ 264
СМИ и формирование глобальной культуры 270
Вопросы......................................................... 274
Литература..................................................... 274
Глава 10. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СМИ............ 276
Альтернативные СМИ как форма
социального протеста и гражданской активности 276
Интернет как альтернатива
традиционным СМИ..................................... 286
Вопросы......................................................... 288
Литература..................................................... 288
[1] Шилз Э. Массовое общество и его культура // Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. — М., 1985. С. 83.
[2] Цит. по: Беспалова А.Г., Корнилов ЕЛ, Короченский А.П., Лу-чинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. — М.—Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. — Электронная публикация — https://www.evartist.narod.ru/text8/ 51.htm
¹ https://bd.fom.ru/report/cat/smi/recl/tv020127
3*
[4] См.: Гнатюк О.Л. Из истории американской коммуникологии и коммуникативистики: Гарольд Лассуэлл // Актуальные проблемы теории коммуникации. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004.
[5] Тарасов А. Нацискины в современной России — https://scepsis.ai/ library/id605.html
[6] Дондурей Д. Фабрика страхов // Отечественные записки. 2003. № 4.
1 Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение: открытие «спирали молчания» (фрагменты монографии) — https://www.socioline.m/ _seminar/predmet/om/reader_nn.doc
1Медиаиндустрия России: состояние и тенденции развития (январь 2007 г.). Центр макроэкономических исследований компании БДО Юникон. — Электронная публикация — https:// www. publishinghelp.com/RussianMediaFund/demrole.pdf