И гражданской активности

В западной социологии термин «альтернативные СМИ» означает СМИ, создаваемые небольшими группами крити­чески настроенных единомышленников в противовес доми­нирующим, «официальным» и коммерческим СМИ. В оте­чественной литературе этот термин имеет по крайней мере ещё одно значение, которое рассмотрим далее.

Основными причинами распространения альтернативных СМИ в современных обществах являются:

■ социальное неравенство, наличие в обществе групп, ре­гулярно подвергающихся дискриминации;

■ культурная неоднородность современных обществ, про­тиворечивость ценностных и мировоззренческих ориен­тиров, наличие разнообразных субкультур;

■ утверждение демократических ценностей, способству­ющее всё большему расширению прав и свобод человека, осознание многими группами ограничения своих прав и необходимости их отстаивать;

■ критическое восприятие частью общественности совре­менных официальных («мейнстримовых») СМИ как «ру­пора» политического истеблишмента и крупных корпо­раций;

■ совершенствование коммуникационных технологий, обеспечивающих активным гражданам возможность со­здавать собственные СМИ или некие их аналоги.

В качестве предшественника современных альтернативных СМИ можно рассматривать оппозиционную прессу эпохи ­


буржуазно-демократических революций. Свободная пресса слу­жила средством политической борьбы укреплявшего свои по­зиции буржуазного слоя. В разделе «СМИ и политические отношения» уже уделялось внимание этому вопросу.

Следующий этап в развитии оппозиционных СМИ был связан с рабочим и профсоюзным движением, другими мас­совыми политическими движениями конца XIX — начала XX века. Печатное слово — пресса, брошюры, листовки — служило орудием политической борьбы и пропаганды новых идеологий, привлечения сторонников, полемики с привер­женцами и защитниками статус кво, укрепления групповой сплочённости.

Таким образом, первоначально альтернативные СМИ име­ли непосредственное отношение к политической борьбе, пред­ставляя точку зрения оппозиционных сил, в том числе и весьма радикальных.

На нынешнем этапе ситуация несколько изменилась. Аль­тернативные СМИ и сегодня остаются средством политиче­ской борьбы, но в то же время сфера их деятельности заметно расширяется.

Политическая борьба, борьба идеологий в наиболее раз­витых странах сегодня в значительной степени ослабела. Сформировался некий базовый политический консенсус, за пределами которого остаются лишь маргинальные политиче­ские группировки радикального и экстремистского характера. К таковым можно отнести, например, неофашистские груп­пы, которые существуют фактически во всех западных стра­нах, а также и в России. Эти группировки могут иметь соб­ственные СМИ, газеты, журналы, сайты и т.д. Однако не этот тип альтернативных СМИ является сегодня доминиру­ющим.

Важным этапом в становлении альтернативных СМИ в западных странах стала молодёжная контркультурная револю­ция 60 — начала 70-х годов XX века. В этот период наблю­дался настоящий всплеск альтернативных СМИ, как печат­ных, так и электронных (речь идёт о радио). Возникало мно­жество нелегальных (т.е. не имевших государственной лицен­зии на вещание) радиостанций, в деятельности которых


принимала участие не только критически настроенная студен­ческая молодёжь, но также и некоторые представители ин­теллектуальной элиты, придерживающиеся «левых» полити­ческих взглядов.

А.Д. Трахтенберг пишет об этом периоде следующее:

«Организация альтернативных СМИ (чаще всего — радио­станций) была весьма популярным начинанием в 60—70-е гг. XX в., в «период бури и натиска» левых студенческих движе­ний. Например, итальянское левое «Движение 77», с которым напрямую был связан Ф. Гваттари, концентрировалось как раз вокруг не имеющих лицензий, «пиратских» любительских радиостанций, таких, как «Радио Аличе» в Болонье.

...вещание этой радиостанции полностью соответствовало всем требованиям альтернативного демократического дискур­са. Оно представляло собой смесь музыки (рок, джаз, немно­го классики, народные песни и песни политического протес­та) с новостями (сообщения о борьбе левых и рабочего клас­са с властями в Италии и за её пределами, рассказы о мест­ных студенческих выступлениях, зачитывание фрагментов из радикально-левых газет, подробнейшее, буквально поминут­ное освещение деятельности феминистских, гомосексуалистских и правозащитных организаций) и комментариями по са­мому широкому спектру тем, которые имел право сделать любой, кто был готов позвонить в студию или посетить её редакцию. Гваттари лично написал хвалебное предисловие к книге, описывающей бурную историю «Радио Аличе», в кото­рой он охарактеризовал эту радиостанцию как «ассембляж теории — жизни — праксиса — группы — секса — одиноче­ства — машины — привязанности — ласки». Для Гваттари «Радио Аличе» явилось примером спонтанно возникшей тер­ритории свободы, собранной из альтернативных тематических и аффективных конструкций и вписанной в контекст широко­го политического движения.

В итоге в 1977 г. итальянские власти закрыли «Радио Аличе» за «пропаганду непристойности», тем самым проде­монстрировав, как воспринимается радикально альтернатив­ный дискурс... с позиций доминантного дискурса»1.

1 Трахтенберг А.Д. Дискурсивный анализ массовой коммуника­ции как идеологический инструмент // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия «Политология». 2006. № 8. С. 90.


Контркультурное движение давно сошло на нет. Однако в качестве его наследия можно рассматривать утверждение в западных обществах ценностей самореализации и культурно­го многообразия.

В современных обществах всё большее значение приобре­тают споры и дискуссии по поводу культурных ценностей, свободы самовыражения, различных образов жизни. Куль­турное разнообразие обществ постоянно возрастает, что на­ходит естественное выражение в формировании различных течений и групп на основе общности взглядов и ценностей. Речь идёт теперь не столько о политической борьбе, сколько о борьбе культурной, о противостоянии доминирующей массо­вой культуре, любым доминирующим мировоззрениям. На­пример, в качестве «альтернативы» традиционным религи­ям формируются новые религиозные движения, в качестве оппозиции «доминирующей» науке — наука «альтернатив­ная» и т.д.

Большое значение имеет гражданская инициатива в таких областях, как защита окружающей среды, благотворитель­ная деятельность, потребительский контроль и т.д.

Разнообразные группы меньшинств, социальные движе­ния (не обязательно политического характера) формируют собственные СМИ — прежде всего печатные, поскольку элек­тронные слишком дороги и в большей степени находятся под контролем государства (хотя возможно возникновение неза­висимых радиостанций).

С появлением интернета возможности для альтернативных СМИ расширяются. Создание собственного сайта не требует больших усилий и затрат, предоставляя в то же время широ­кие возможности для поиска единомышленников и координа­ции совместной деятельности. Интернет гораздо меньше кон­тролируется государством, чем телевидение и радио, что так­же благоприятствует развитию здесь «альтернативных СМИ».

Целью альтернативных СМИ являются прежде всего кри­тика существующего порядка, донесение до аудитории «аль­тернативных точек зрения» на те или иные события и явле­ния, распространение собственных взглядов, противостояние


идеологическому воздействию официальных и коммерческих СМИ. Альтернативные СМИ стремятся предоставить трибу­ну тем социальным группам, чьё мнение игнорируется доми­нирующими массовыми СМИ.

(Атьтернативные СМИ следует отличать от корпоративных или ведомственных СМИ, которые издаются в рамках отдель­ных корпораций или учреждений и являются, в сущности, элементом управления организацией. Они способствуют ком­муникации между управленческим звеном и сотрудника­ми, распространяют внутрикорпоративные новости, но не предлагают, естественно, никаких «альтернативных» точек зрения.)

Различия между альтернативными СМИ, с одной сторо­ны, и официальными и коммерческими — с другой заключа­ются не только в содержании распространяемой информации.

Можно выделить следующие характеристики альтернатив­ных СМИ:

1. Принципиально некоммерческий характер. Альтернатив­ные СМИ не стремятся к прибыли, не размещают коммер­ческую рекламу и существуют только за счёт реализации соб­ственной продукции и добровольных пожертвований.

2. Сотрудники представляют собой коллектив единомыш­ленников, работают добровольно и чаще всего бесплатно, нет ярко выраженной формальной служебной иерархии. От со­трудников может не требоваться формальное подтверждение их квалификации.

3. Тесная связь между авторами и аудиторией. Читатели сами могут становиться авторами публикаций. Альтернатив­ные СМИ ориентируются чаще всего на относительно неболь­шую и специфически заинтересованную аудиторию единомыш­ленников.

4. Специфические источники информации, недоступные или не интересующие официальные и коммерческие СМИ, вни­мание к мнению рядовых людей, особенно принадлежащих к группам меньшинств.

5. Немногочисленная (в сравнении с массовыми СМИ) ауди­тория. Сегодня существуют альтернативные СМИ самого раз­ного плана: СМИ различных радикальных политических


группировок и движений как левого, так и правого толка; СМИ различных меньшинств — этнических, сексуальных, религи­озных; СМИ различных социальных движений и организа­ций — экологических, феминистских, антиглобалистских; СМИ, объединяющие людей «по интересам» — например, поклонников «ролевых игр», японской мультипликации и т.д.

Под СМИ в данном случае могут пониматься журналы, газеты, комиксы, интернет-сайты, блоги, создаваемые за­интересованными добровольцами ради обмена идеями и рас­пространения информации, а не извлечения прибыли.

Альтернативные СМИ вышли на качественно новый этап с возникновением проекта Indimedia. Возникновение проек­та означало осознание необходимости формирования СМИ, ориентированного уже не на узкие специфические группы, а на довольно широкую аудиторию тех, кто недоволен тен­денциозной подачей информации в доминирующих СМИ.

Новые независимые СМИ должны формироваться на со­вершенно иных принципах, главным из которых является свобода распространения информации и доступа к ней.

Для понимания сущности проекта Indimedia лучше всего обратиться к мнению тех, кто непосредственно включён в его реализацию. Ниже приводится текст с сайта русской Indimedia, в котором чётко формулируются цели, предпосылки возник­новения и специфика деятельности этой информационной сети.

«Индимедиа русский язык определяет себя как нефор­мальная мультимедийная сеть независимых средств информа­ции, активистов и активисток общественных движений и поли­тических групп. Индимедиа является источником открытой и некоммерческой информации, предоставляет место для веде­ния дискуссий и поясняет подоплёку актуальных вопросов со­циального и политического плана. Индимедиа русский язык стремится к содействию уже существующим альтернативным структурам, а также входит в сеть международной Индимедиа.

С конца Второй мировой войны образовалось неимовер­ное сосредоточение медиальной власти в руках нескольких корпораций, распространяющих по многочисленным каналам, согласно их политическим и экономическим установкам, иска­жённую и во многом неверную информацию. В силу своей


мощной структуры эти корпорации создают образ действи­тельности, полностью противоречащий той реальности, в кото­рой существуют многие люди. Столкнувшись с огромным дав­лением со стороны СМИ/корпораций, активисты по всему миру стали создавать альтернативные каналы распростране­ния информации снизу, в том числе самиздат, независимые радио- и телеканалы, кинопроизводство и т.д. Главная идея, приведшая к созданию Индимедиа, заключалась в установле­нии прочных связей между этими инициативами, усиливая, та­ким образом, присутствие на мировой сцене альтернативных источников информации.

Индимедиа впервые появилась на свет в ноябре 1999 г. во время протестов против Всемирной торговой организации (ВТО) и глобального капитализма в Сиэтле, когда сайт под названием IMC (Independent Media Center, т.е. Независимый медиа-центр) предоставлял подробнейшую информацию о раз­вивающихся акциях протеста глазами самих участников. Че­рез Интернет осуществлялись координация и управление уси­ленным потоком информации, в Интернете было учреждено виртуальное пространство для дискуссий.

С тех пор по всему миру стали возникать новые индимедийные центры, публикующие как на региональном, так и на международном уровне материалы, проповедующие альтерна­тивные взгляды на политику в целом и на процесс капиталис­тической глобализации в частности. В Восточной Европе в 2000 г. первым сайтом стал пражский, а вслед за ним — и сайт на русском языке; тем временем и в Польше группа активис­тов начала работу над созданием индимедийного центра.

Отличия от мейнстримовых СМИ

Индимедиа русский язык не преследует никаких коммер­ческих интересов. Информация на сайте соответственно не является «товаром» с рыночной ценой. Наша главная цепь заключается в создании «контробщественности», т.е. мы хо­тим противопоставить существующим СМИ площадку, предос­тавляющую возможность НАПРЯМУЮ высказаться тем обще­ственным активистам, кто по той или иной причине остаётся неуслышанным в коммерческих и государственных СМИ. Имен­но поэтому становится столь важным принцип «открытой пуб­ликации». Напоминаем, что на сайте можно самостоятельно публиковать различные материалы и оставлять свои отзывы на уже опубликованные.


Эта форма непосредственного участия ломает грань меж­ду потребителями и производителями информации. Кроме того, она способствует разрушению стереотипа, всячески под­держиваемого преобладающими средствами массовой инфор­мации, стереотипа, согласно которому «обычный» человек не в состоянии вмешиваться не только в дела СМИ, но и в обсуждение и решение общественных вопросов в цепом. Итак, в силу своей структуры Индимедиа может внести вклад в развитие общества, опирающегося на ценности раскрепощён­ного сознания, как в рамках медиальной действительности, так и выходя за все её рамки.

Все участники отвечают за свои действия. Членство или иерархические структуры внутри коллектива, как это обычно бывает в организациях, противоречат принципам проекта. Все, кто в той или иной форме участвует, имеют возможность стать частью коллектива Индимедиа.

Чем НЕ являются Индимедиа?

— Заменой уже существующим альтернативным средствам ин­формации. Индимедиа хотела бы лишь оказывать им под­держу;

— площадкой для заявлений иерархически построенных орга­низаций, движений и групп, поддерживающих власти или преследующих коммерческие цели;

— платформой для сообщений расистского, антисемитского, националистического, сексистского и тоталитарного харак­тера, а также для авторов, регулярно сотрудничающих с изданиями, распространяющими упомянутые выше идеи.

<...>

Мы чужды национально-государственной ограниченности и рады видеть на своих электронных страницах всех людей, владеющих русским языком — вне зависимости от того, живут ли они в России, Украине, Белоруссии, Казахстане или, может быть, в Литве, Израиле, Германии, Гондурасе или Североамери­канских Соединённых Штатах. Именно поэтому сайт больше не называется Индимедиа-Россия, а Индимедиа русский язык.

Как функционирует Индимедиа?

(так называемое «модерирование»)

Индимедиа, или IMC, не имеет редакции в привычном смысле слова. Она, скорее, является площадкой для ваших сообщений,


репортажей, комментариев и для информации, поясняющей подоплёку политических событий и социальных процессов. Всевозможные тексты, радио- или видеозаписи и фотографии вы производите и вывешиваете на сайт сами. «Редакционный коллектив» лишь следит за потоком информации. Он стара­ется управлять сайтом таким образом, чтобы возможно было найти любое ваше сообщение. Согласно критериям Инди­медиа коллектив удаляет сообщения определённого содер­жания.

На данный момент действующим коллективом Индимедиа русский язык выработаны следующие критерии работы над сайтом:

Так как Индимедиа пропагандируют идею о превращении простого потребителя в производителя новостей, не привет­ствуются повторные публикации из официальных СМИ, а, на­оборот, поощряется разработка собственного «взгляда снизу».

Сначала любое сообщение попадает в правую колонку в рубрику «открытой публикации» (как это делается техниче­ски, вы можете прочесть на самом сайте). Коллектив прочиты­вает все поступившие сообщения. При соответствии текстов критериям об исключении (выносящие презрение к людям сообщения расистского, антисемитского, праворадикального, сексистского и тоталитарного характера) эти сообщения перево­дятся в «архив для хранения мусора», чтобы не содействовать распространению подобных взглядов. Плюс ко всему удаля­ются реклама, двойные публикации и «голые» ссылки без содержательного текста».

Становление Indimedia вполне вписывается в процесс гло­бализации СМИ, но представляет собой альтернативную фор­му глобализации, которая подразумевает не формирование коммерческих глобальных медиакорпораций, следующих логике развития глобального капитализма, а инициативу «сни­зу», исходящую от гражданского общества, становление про­странства свободной коммуникации на основе использования новейших информационных технологий.

Проект осуществляется на множестве языков и помимо всякого централизованного контроля. Он объединяет людей поверх государственных и культурных границ, способствуя возникновению новых групп на основе общих идейных и цен­ностных установок.


Другой масштабный международный интернет-проект, позволяющий широким слоям заинтересованных граждан принимать непосредственное участие в создании и широком распространении культурной информации, — это Википедия. В основе проекта — принцип свободы информации, базо­вый для современных альтернативных СМИ.

Электронная энциклопедия Википедия возникла в 2001го­ду, и популярность её только возрастает. Особенность проек­та заключается в том, что автором статей может стать любой желающий, соблюдающий достаточно простые правила. Та­ким образом, текст Википедии постоянно обновляется. Те­мы статей определяются самими создателями, что является весьма важным отличием Википедии от обычных энцикло­педических изданий, где выбор тем определён представлени­ями о важности и значимости, присущими соответствующим экспертам. В Википедии же каждый решает, чему или кому должна быть посвящена статья.

Объём Википедии огромен, она превышает по количеству статей любые существующие печатные энциклопедии. В ней существует более двухсот языковых разделов, т.е. проект но­сит воистину глобальный характер. Доступ к Википедии за­прещён лишь в таких странах, как Китай и Иран. В Север­ной Корее население вообще не имеет возможности пользо­ваться интернетом.

В Германии был предпринят ряд изданий Википедии на CD и DVD, которые успешно продавались. Однако матери­алы можно было бесплатно скачать в интернете.

При всей привлекательности идей свободных СМИ, не­посредственного участия аудитории в их создании, неформа­лизованной коммуникации, свободы от коммерческого и по­литического давления, альтернативные СМИ всё же облада­ют рядом существенных недостатков, неизбежно вытекающих из самой их специфики.

Основными недостатками любых альтернативных СМИ являются:

■ ограниченность материальных ресурсов;

■ ограниченные возможности для получения информации;


■ незначительная аудитория (в сравнении с традиционны­ми электронными СМИ; однако рост доступности интер­нета и развитие альтернативных интернет-СМИ, возмож­но, поставит эту характеристику под вопрос);

■ непрофессионализм (альтернативные СМИ используют труд добровольцев, которые часто не обладают необхо­димой квалификацией, что сказывается на качестве под­готовленных материалов).

Альтернативные СМИ, как выше уже отмечалось, могут создаваться самыми разными группировками. И если опи­санные выше проекты Индимедиа и Википедия направлены на вполне позитивные цели, то альтернативные СМИ, до­пустим, неонацистских группировок, представляют собой серьёзную общественную угрозу.

В условиях современных информационных обществ «вир­туальная среда обитания» человека становится не менее зна­чимой, чем реальная. Возникновение различных альтерна­тивных СМИ, для которых особенно благоприятной средой является Интернет, становится репрезентацией в виртуальном пространстве реальных социальных проблем и противоречий. И последствия этого также могут быть вполне реальными.

Интернет как альтернатива


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: