Существуют несколько методов оценки уровня качества услуг. Дифференциальный метод заключается в том, что значения показателей оцениваемой услуги сравниваются с показателями базового образца. При использовании дифференциального метода достаточно фиксировать результат сопоставления по каждому i-му показателю в качественный форме: услуга по i-му показателю превосходит базовый образец, соответствует или уступает ему.
Комплексный метод предполагает использование главного показателя, т.е. показателя, который может, по мнению экспертов, охарактеризовать качество услуги, и метода средневзвешенного показателя.
Средневзвешенный показатель (Q) строится как зависимость, аргументами которой являются показатели качества (qi) и параметры их весомости (mi):
р
Q = П(miqi),
i = 1
где П — сумма, произведение или другая функция аргументов с номерами i-1, 2, …р;
qi — значение г-го показателя качества;
mi — значение весомости (значимости) i-ro показателя качества.
Параметры весомости (mi) являются безразмерными величинами, удовлетворяющими условию
Метод, основанный на интегральном показателе. Интегральный показатель качества — это технико-экономический показатель качества услуги, основанный на сопоставлении суммарного полезного эффекта (Э) от предоставления услуги и суммарных затрат (3) на проектирование и предоставление услуги:
J= Э: 3= Э: (Зс + Зэ),
Э - суммарный полезный эффект за весь срок предоставления услуги, выраженный в натуральной или денежной форме;
3 - суммарные затраты, выраженные в денежной форме;
Зс - капитальные затраты на создание услуги;
Зэ - сумма текущих затрат на предоставления услуги за весь срок ее предоставления.
Недостатки интегрального показателя — трудность применения к сфере услуг, невозможность учета эргономических, эстетических и некоторых других свойств услуги.
Лекция 5.
Право потребителя на качественную и безопасную услугу
Основные термины и понятия ГОСТ 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения», разработанным Техническим комитетом по стандартизации ТК 342 «Услуги населению», от 21 февраля 1994 г. № 34..
Правовое обеспечение защиты прав потребителей в области потребления туристических услуг.
Осуществление контроля за качеством и безопасностью со стороны государственных органов.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия при организации работы фирмами в туристической индустрии.