В международной практике

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Особенности национальных налоговых систем............................................ 4

2. Налоговая политика в ведущих странах с рыночной экономикой.............. 8

3. Реформы налогообложения доходов и имущества в странах ОЭСР....... 24

4. Особенности налоговых систем унитарных государств............................. 36

..... 4.1. Особенности налоговой системы Великобритании............................ 36

..... 4.2. Особенности французской налоговой системы.................................. 41

..... 4.4. Особенности налоговой системы Швеции........................................... 45

..... 4.5. Общая характеристика налоговой системы Испании......................... 46

5. Особенности налоговых систем федеративных........................................... 48

..... 5.1. Особенности налоговой системы Германии........................................ 48

..... 5.2. Налоговая система Швейцарии. Общая характеристика................... 53

..... 5.3. Налоговая система США. Общая характеристика............................. 58

6. Соглашения между зарубежными странами и РФ в области налоговых отношений 61

7. Международное сотрудничество в деле борьбы с нарушениями налогового законодательства......................................................................................... 64


1. Особенности национальных налоговых систем

Содержание основных понятий международного налогового права

Под налогом в иностранных государствах, так же как и в России, понимается обязательное изъятие в бюджет или иной государственный фонд части дохода или имущества физических и юридических лиц. Формы и правила такого изъятия должны быть определены законом.

Элементами налога являются определяемые законодательными актами государства принципы, правила, категории, термины, применяемые для организации взимания налога. К важнейшим элементам налога относятся его субъект, объект, плательщик, единица обложения и ставка налога.

Правила группировки налоговых платежей

в международной практике

В каждой стране взимается большое число разнообразных налогов и сборов, которые различаются как по названиям, так и по способам взимания. Нередко налоги отдельных стран бывают похожи по названиям, но существенно не совпадают по условиям и деталям принципиального характера. В связи с этим изучение налоговых систем разных стран и их сравнительный анализ требуют соблюдения общих принципов и правил группировки налоговых платежей, их классификаций.

Под классификациями налогов понимаются их группировки, обусловленные определенными целями и задачами. Существует множество различных видов и типов классификаций налогов. Чтобы избежать ошибок при сопоставлении налоговых систем разных стран, уровня налогообложения, тяжести налогового бремени по отдельным группам налогов, необходим правильный подбор статистического или законодательного материала, учет особенностей подходов и методов, применяющихся в разных странах или разными учреждениями при проведении группировок налогов.

Наиболее частые расхождения в приводимых различными авторами статистических материалах возникают в результате:

— включения или не включения в отдельные группы местных налогов и сборов;

— не учета перераспределяемых поступлений по другим звеньям бюджетной системы;

— отнесения налогов на прирост капитала к разным налоговым группам (к числу подоходных налогов или к числу поимущественных);

— не учета взносов и платежей в фонд социального страхования и другие фонды социального назначения;

— включения или не включения в разряд “личных налогов” корпорационного налога;

— отнесения отдельных видов специальных налогов на товары и услуги то в группу “акцизов”, то в группу “пошлин”.

Искажения, возникающие в результате использования при международных сравнениях несопоставимых налоговых классификаций, приводят не только к неверным теоретическим выводам, но могут быть причиной крупных практических просчетов. Особенно это важно помнить при образовании зарубежных филиалов и дочерних компаний, а также при открытии счетов в зарубежных банках. Относительно низкий уровень поступления в центральный (федеральный) бюджет даже в сочетании с относительно низкими ставками корпорационного налога нельзя ни в коем случае воспринимать как основание для вывода о том, что в такой-то стране существует благоприятный (или льготный) режим налогообложения прибыли юридических лиц. В этой стране могут быть самостоятельные местные или региональные (штатные, земельные, провинциальные) налоги на доходы юридических лиц либо местные надбавки к центральным налогам (СІІІА, Германия), может действовать дополнительное налогообложение доходов от денежных капиталов, самостоятельное налогообложение отдельных видов прироста капитала, но та или иная статистика, в соответствии с особыми целями и задачами, не включает указанные виды обложения в рубрику “налоги на доходы корпораций”.

Анализируя данные сравнительной статистики и области налогообложения, надо всегда помнить о том, что системы налогообложения в отдельных странах до сих пор очень сильно различаются, и это может приводить к существенным расхождениям даже в тех случаях, когда при сопоставлениях применяется единая методология группировки налогов.

Однако все действующие классификации налогов можно свести к нескольким основным типам. В российской практике доминирует классификация, которую можно определить как традиционную. Эта классификация представляет собой довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам. В основе этой системы лежит деление всех налогов на три класса:

1) прямые налоги;

2) косвенные налоги;

3) пошлины и сборы.

Для международных сопоставлений обычно применяется система налоговой классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В тех же случаях, когда речь идет о налоговом законодательстве отдельной страны или дастся характеристика особенностей отдельных видов налогов, применяются методики и трактовки, принятые в национальном законодательстве.

Если применятся вариант группировки, отличный от методики ОЭСР или национального законодательства страны, о которой идет речь, то эти отличия оговариваются особо и дается характеристика примененной методики.

Классификация ОЭСР является наиболее детальной, подробной и в то же время самой простой. Каждый налог отнесен к определенной группе, подгруппе и имеет свой кодовый номер. Основанием для отнесения того или иного налога к определенной группе служит объект налогообложения. Взносы на социальное страхование для целей обобщения статистических данных, их сопоставления и анализа тенденций по всем странам условно отнесены к налогам, но выделены в отдельную группу. Близкие по характеру налоги на фонд оплаты труда, на выплаченную заработную плату и т.д. объединены в группу “Налоги на заработную плату и рабочую силу”. Внутри групп налоги подразделяются на периодические и непериодические, на взимаемые с физических и с юридических лиц, а также по другим существенным признакам.

Дробность в подразделении видов налогов и однородность объединения объектов классификации в разряды и группы, позволяют не только анализировать и сопоставлять данные по отдельным налоговым группам, но и при соблюдении определенных правил производить корректную перегруппировку данных для конкретных целей исследования. Так, объединение групп “Взносы на социальное страхование” и “Налоги на заработную плату и рабочую силу” может дать исходную информацию об уровне налогообложения расходов на выплату заработной платы и жалования в каждой отдельной стране. При этом, разумеется, следует помнить о возможной специфике взносов на социальное страхование.

Подразделение налогов на товары и услуги позволяет получить сравнительную информацию по налогам, которые в отдельных странах Западной Европы традиционно сложны и архаичны.

С классификацией ОЭСР схожа классификация, применяемая МВФ (Международным валютным фондом). В ней практически полностью совпадают принципы формирования и названия основных групп (разделов) налогов по ОЭСР, но классификация МВФ менее подробна (особенно в отношении налогообложения товаров и услуг). Кроме того, существует ряд различий в группировках и названиях отдельных рубрик.

Сильно отличается от классификации ОЭСР и МВФ классификация по Системе национальных счетов (СНС) и по Европейской системе экономических интегрированных счетов (ЕСЭИС). СНС использует подход, очень схожий с рассмотренной выше “традиционной” налоговой классификацией. Налоги подразделяются на прямые и косвенные, при этом в число налогов не включаются взносы на социальное страхование, а таможенные налоги, сборы и пошлины выделяются в самостоятельный раздел. Пошлины, сборы и налоги на использование отдельных видов товаров и услуг или на разрешение использовать товары или осуществлять определенные виды деятельности, объединяемые в один раздел классификациями ОЭСР и МВФ, здесь включаются в разные разделы.

ЕСЭИС выделяет следующие налоговые группы: налоги на доходы и импорт (т.е. объединяет в одну группу внутренние косвенные налоги и таможенные пошлины и сборы, что не характерно ни для одной из вышеупомянутых налоговых классификаций), налоги на капитал, регистрационные сборы и пошлины.

Различия между классификациями ОЭСР и МВФ и классификациями СНС и ЕСЭИС определяются тем, что две первые системы подчинены задачам систематизации и международного сопоставления налоговых поступлений, а две последние направлены на решение проблем бухгалтерского учета при использовании методики национальных счетов. Отличия классификации МВФ от классификации ОЭСР вытекают из специфического подхода МВФ к регистрации и сопоставлениям данных о внешней торговле и движении капитала. МВФ проводит большую детализацию в отношении налогов, пошлин и сборов в сфере международных расчетов.

Преимущество системы ОЭСР заключается в том, что первая классификация (это характерно и для системы МВФ) делает группы “Прочих налогов” и “Других налогов и сборов” самыми малочисленными притом, что сгруппированные в разделы и подразделы налоговые поступления разных стран становятся вполне сопоставимыми.

К недостаткам материалов ОЭСР по налогам можно отнести “запаздывание” публикаций (может составлять два-три года) и редкую периодичность изданий (раз в пять лет). Однако высокая степень сопоставимости статистических материалов не только по странам, но и во времени (результаты, уточненные по методике ОЭСР, позволяют вести корректные сопоставления даже при осуществлении в отдельных странах коренных налоговых реформ) делает методику ОЭСР наиболее подходящей для выявления долгосрочных тенденций в налогообложении.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под классификацией налогов в международной практике?

2. Какие налоговые классификации используются развитыми странами?

3. В чем особенности классификации ОЭСР?

4. Чем отличаются налоговые классификации ОЭСР и МВФ?

5. Для каких целей используются классификации ЕСЭИС и СНС?

Литература:

1. Дернберг Р.П. Международное налогообложение. М: ИНФРА-М, 2001

2. Перов А.В. Налоги и международные соглашения России. М.: Юристъ, 2000..

3. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов / Под. ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. – М.: Юнити, 2000.

4. Налоги в развитых странах / Под ред. И.Г. Русаковой. – М.: Финансы и статистика, 1991

5. Финансово-кредитный словарь: в 3 т. – М.: Финансы и статистика, 1994

6. Ежов Ю.А. Налоговое право: Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый дом "Маркетинг", 2001


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: