Особенности налоговой системы Великобритании

Налоговая система Великобритании сложилась в прошлом столетии, однако, особенности подоходного налогообложения того периода характерны и для сегодняшнего дня. Налоговая реформа 1973 г. внесла существенные изменения в структуру налоговой системы Великобритании, приблизив ее к структуре налоговых систем стран — членов Общего рынка. В настоящее время в системе налогообложения государства происходят важные изменения, вызванные проблемами, характерными для всех развитых стран. Кроме того, изменения, происходящие в налоговой политике Великобритании сегодня, отражают основные направления политики правительства лейбористов. Налоговые мероприятия занимают важное место в комплексе финансово-экономических мер как лейбористов, так и консерваторов. В последнее десятилетие было проведено значительное число налоговых мероприятий, в том числе поэтапное снижение ставок подоходного налога (с 33 до 20% для населения и с 52 до 33% для корпораций), изменены условия предоставления налоговых льгот различным слоям населения, отменены некоторые виды налогов, введен ряд новых.

В целом реформа налогового законодательства призвана решать проблемы, связанные со сложной структурой налоговой системы, совершенствовать ее основные принципы, расширять налоговую базу в сфере прямого налогообложения населения и корпораций.

В налоговой реформе страны можно выделить два основных направления:

1) совершенствование системы личного подоходного обложения (запланированные мероприятия были завершены в 1987 г.);

2) изменения в области подоходного обложения корпораций.

Центральным событием в системе налоговых мероприятий явился бюджет страны на 1988/1989 финансовый год, представленный министром финансов Н. Лоусоном на рассмотрение парламента в марте 1988 г. По оценке министра финансов, проект бюджета представлял собой радикальную программу налоговых реформ, которая во многом должна была определить финансовую стратегию правительства консерваторов до конца срока полномочий нынешнего состава парламента. Н. Лоусон пообещал стране одну из самых простых налоговых систем в мире.

Основные мероприятия, составляющие налоговую реформу в Великобритании:

¨ снижение нижней ставки личного подоходного налога с 27 до 20%;

¨ устранение многоступенчатого деления доходов населения и прогрессивных ставок, применяемых к ним. Вместо ранее действовавшей шкалы оставлены лишь три ставки подоходного налога: 20, 24 и 40%;

¨ введение раздельного налогообложения доходов супругов;

¨ значительное увеличение личных налоговых ставок.

Вместе с тем упрощение системы не означает, что она будет самой справедливой. По оценке английских экономистов, в результате налоговых мероприятий среднестатистический британский налогоплательщик платит в виде налога и взносов на соцстрах приблизительно такую же долю своего дохода, как и раньше, в то время как средняя ставка для рабочего со средним доходом возросла с 14 до 16%. В то же время средняя ставка налоговых изъятий у лица, доходы которого в 5 раз превышают средний уровень, снизилась с 52 до 35%. В итоге высокооплачиваемые британцы — самые "низко облагаемые" среди населения ведущих промышленно развитых стран, а низкооплачиваемые — наоборот: Так, женатый человек со средним заработком, имеющий двух детей, выплачивает 34% своей заработной платы в виде налога (включая взносы на соцстрах) по сравнению с 26% в США и 23% в Японии.

Современная налоговая система Великобритании включает:

1. Центральные налоги: подоходный налог с населения, подоходный налог с корпораций (корпорационный налог), налог на доходы от нефти, налог с наследства и косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, пошлины и акцизы, гербовые сборы).

2. Местные налоги (на имущество).

Налоги играют основную роль (около 90%) в формировании доходной части английского государственного бюджета. Ниже приводятся основные налоговые ставки Великобритании (по бюджету на 1996/1997 финансовый год).

Подоходный налог с населения, %:

с доходом до 3 900 ф. ст........................................................…...…20

с доходом более 25 500 ф. ст...............................................……….40

Подоходный налог с корпораций. %..........................................….33

Подоходный налог с "малого бизнеса", т.е. с компаний

с прибылью менее 300 000 ф. ст.,%................….….…...........….24

Налог с наследства, %:

до 200 000 ф. ст..…....................................................................….. 0

свыше 200 000 ф.ст....................................................................…..40

Налог на добавленную стоимость, %.........................................…17,5

Акцизы........................................................................................… Различные

Гербовый сбор, %.......................................................................…0,5 — 2

На долю подоходного налога с населения приходится 64% поступлений в виде прямых налогов в государственный бюджет, а на долю налогов с доходов компаний — 19%. В 70-е годы значительно возросли поступления налога с нефтяных компаний, их доля составляла 11,5%. На долю гербового сбора приходится, как правило, 2%. Возросшие доходы за счет налога на нефть отражали высокий уровень добычи нефти, характерный для Великобритании в 70-с годы. Однако в 80-е годы в связи с резким снижением цен на нефть доходы от добычи нефти сократились.

Основой налогового законодательства Великобритании служат: законодательный Акт 1970 г. в отношении подоходного налога с населения и корпораций, Акт 1979 г. в отношении налога на добавленную стоимость и Акт 1996 г. в отношении налога с корпораций. При этом ежегодно новым бюджетом страны могут быть внесены некоторые поправки к действующим законодательным актам.

Британский парламент обладает законодательной властью в отношении взимания налогов в стране. Юридические полномочия парламента в этом смысле распространяются на Англию, Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. Правительство с помощью казначейства (министерства финансов) управляет налоговой системой страны. Эта деятельность правительства контролируется парламентом.

Казначейство Великобритании представляет единственный в своем роде государственный финансовый институт, не имеющий аналогов в других странах. Оно является одним из самых древних и сохранившихся конституционных учреждений страны. Это главное министерство в правительстве. Его исторически сложившиеся полномочия шире по сравнению с министерствами финансов других стран. Казначейство отвечает за разработку общей экономической стратегии страны. С административной точки зрения казначейство представляет собой управление, в состав которого входят первый лорд казначейства, он же премьер-министр, министр финансов и младшие лорды. Значительное число секретарей выполняют различные функции под руководством старших чиновников управления.

Налоговое законодательство в Великобритании, как уже отмечалось, утверждается правительством. Право регулировать вопросы практического применения налогового законодательства обычно предоставляется специальному органу — тайному совету, министрам и Управлению внутренних доходов. Полномочия этих органов определены в парламентском акте, принимающемся специально для установления сферы деятельности каждого из приведенных выше органов. В целях разъяснения и уточнения прав налоговых органов даются инструкции, так называемые "приказы Тайного совета". Примерами такого приказа могут служить соглашение об избежании двойного налогообложения, инструкция действующих налоговых правил, частью которой является система взимания подоходного налога с физ. лиц.

Организация налоговой службы возложена в основном на два правительственных департамента, подотчетных казначейству: Управление внутренних доходов (УВД) и Управление пошлин и акцизов (УПА).

Формально УВД является самостоятельным правительственным учреждением. В его функции входит непосредственный контроль за взиманием налогов с юридических и физических лиц (подоходного налога, налогов на капитал, гербового сбора). В административном отношении этот контроль осуществляет контора главного налогового инспектора, находящаяся в Лондоне. Главному инспектору подчинено 700 районных контор, с помощью которых производится непосредственный сбор налогов с населения и организована информационная и консультационная службы. В районных конторах работает значительный штат налоговых инспекторов, изучающих счета промышленных предприятий и личные счета, осуществляющих оценку суммы обложения, санкционирующих пересчет и возврат платежей и представляющих интересы УВД в спорных вопросах в суде.

Печатным органом УВД в отличие от ряда других стран, например США и Франции, не издаются руководства, толкующие налоговое законодательство страны. Наиболее распространенными документами являются специальные брошюры, публикуемые УВД по отдельным вопросам.

В ведении УПА находится вся система косвенного обложения (за исключением гербового сбора).

Налогообложение физических лиц. Подоходный налог с физических лиц взимается не по совокупному доходу, а по частям — шедулам. Обложение производится по 6 различным шедулам:

¨ по шедуле А облагаются доходы от собственности на землю, строения и т.п.;

¨ по шедуле В облагаются доходы от лесных массивов, используемых в коммерческих целях, если они не облагаются по шедуле D;

¨ по шедуле С облагаются доходы от определенных правительственных ценных бумаг, выпускаемых в Великобритании, и некоторых ценных бумаг иностранных правительств, по которым выплачиваются проценты в Великобритании;

¨ по шедуле D облагаются прибыли от производственно-коммерческой деятельности (в торговле, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте); доходы лиц свободных профессий; доходы от ценных бумаг, не облагаемые по шедуле С; доходы, полученные в виде процентов по займам; доходы, полученные за границей и переведенные в Великобританию;

¨ по шедуле Е облагаются трудовые доходы: заработная плата, жалованье служащих и пенсия;

¨ по шедуле F облагаются дивиденды и другие распределяемые доходы компаний.

Для определения подлежащей уплате суммы подоходного налога из фактически полученного годового дохода вычитаются налоговые льготы.

В настоящее время в Великобритании каждый человек имеет право на сумму дохода, не облагаемую налогом, так называемую личную скидку. Личная скидка в 1990/1991 налоговом году составляла 3900 ф. ст. в год. Доход, превышающий 3900 ф. ст., облагается по ставке 20%. Высшая ставка (40%) применяется к сумме доходов, если они больше 25 500 ф. ст.

Как правило, раньше налоговое законодательство Великобритании рассматривало семейную пару как одного налогоплательщика. Считалось, что жена находится на иждивении мужа и муж заполняет и представляет в налоговые органы единую налоговую декларацию. Любой доход жены прибавлялся к доходу мужа, но при этом муж имел право на дополнительную личную скидку.

Как правило, граждане, не имеющие других доходов помимо заработной платы, заполняют налоговую декларацию один раз в пять лет. Первый раз декларация оформляется в момент поступления на постоянную работу. Делается это не для того чтобы сразу взыскать налог, так как налог уплачивается за прошедший период, а для того чтобы выявить все обстоятельства, определяющие налоговый статус плательщика (в частности, семейное положение). На основе этой информации налоговая служба высылает кодированное уведомление плательщику и его работодателю, являющееся зашифрованным документом, который прилагается вместе с кодированным номером формы налоговой декларации 282Н. Информация должна, прежде всего, содержать сведения о семейном положении. Декларации семейных налогоплательщиков имеют пометку "В" (для супругов) и "Н" (для одиноких лиц). Со стороны налогоплательщиков не требуется никаких действий, их работодатели вычитают налоги в соответствии с кодированной информацией в виде налоговых таблиц, которой они снабжаются налоговыми органами.

Администрация любой налоговой системы неизбежно является мишенью для критики. Британская налоговая администрация имеет две специфические особенности. Во-первых, существует мало людей, понимающих, как она работает, и, во-вторых, ее обслуживание очень дорого. Американцы имеют дело с налоговой инспекцией, как правило, один раз в год. Английский налогоплательщик вынужден обращаться в налоговую службу в четыре раза чаще. Это объясняется тем, что английская шедулярность налогообложения и исчисление налога на основе базы предыдущего года требуют высококвалифицированной экспертизы. Англичане обычно лишь заполняют налоговую декларацию и отсылают ее, не имея возможности проверить, как был исчислен их налог, так как затем получают только чек на уплату налога. Это не способствует пониманию, а может вызывать лишь раздражение.

Расходы Великобритании по сбору налогов составляют 2% налоговых доходов, что в 2 раза выше, чем в Швеции или Канаде, и в 4 раза выше, чем в США. При этом штат налоговых органов в США в 2 раза меньше, чем в Великобритании, а налогоплательщиков в 4 раза больше. Одной из причин высоких расходов является отсутствие компьютерной системы обработки информации.

Налогообложение компаний. Импутационная система, действующая в Великобритании, характеризуется пятью основными признаками:

¨ компания уплачивает корпорационный налог по единой ставке со всех своих прибылей (распределенных и нераспределенных);

¨ подоходный налог не взимается у источника с дивидендов;

¨ если компания выплачивает дивиденды, то она должна произвести предварительный платеж в счет корпорационного налога, т.е. уплатить авансовый корпорационный налог, исчисленный путем отнесения ставки налога к сумме прибылей, подлежащей распределению среди акционеров;

¨ резиденту Великобритании, получающему дивиденды, разрешается производить вычет на сумму авансового платежа при уплате подоходного налога. Ставка вычета обычно привязана к основной ставке личного подоходного налога;

¨ по окончании расчетного периода уплаченный компанией авансовый корпорационный налог вычитается из общей суммы обязательств в счет уплаты корпорационного налога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: