По изучению дисциплины

Семинары по конституционному праву зарубежных стран преследуют несколько целей:

- обсуждение и более глубокое усвоение студентами вопросов теории конституционного права зарубежных стран;

- широкое и максимально детальное изучение конституций зарубежных, а также иных нормативно-правовых актов доступных для исследования;

- анализ специфики конституционно-правового регулирования в различных государствах;

- анализ институтов конституционного права зарубежных стран, их механизмов (выявление общих и особенных черт).

Конституционное право в зарубежных странах имеет довольно широкую нормативно-правовую базу. В целом ряде юридических актов нашли отражение различные аспекты конституционно правовых отношений конкретных государств. Вместе с тем, многие из них находятся в процессе реформирования, а иные в процессе становления. Соответственно, одни нормативно-правовые акты отражают уже существующее положение, другие – должны стимулировать возникновение новых конституционно-правовых отношений.

Это означает, что изучение конституционного права зарубежных стран

во-первых, должно быть сконцентрировано на изучении документов и, прежде всего конституций зарубежных стран;

во-вторых, оно не может ограничиваться только этим и каждому студенту необходимо проявлять аналитический подход, т. е. подумать над тем, что есть предмет конституционно-правового регулирования в той или иной области общественных отношений изучаемых стран, почему возникла та или иная совокупность норм, отраженных в нормативном акте, является ли она полной или несовершенной.

Основная форма работы на семинаре – обсуждение всеми студентами академической группы вопросов, обозначенных в плане текущего семинарского занятия, предложение своих решений задач и конкретных ситуаций. В определенных случаях возможны доклады нескольких студентов и их обсуждение группой, а также деловые игры, имитирующие конституционно-правовые процедуры.

Основными нормативными актами по всем темам семинаров являются действующие конституции зарубежных стран. Студентам необходимо иметь их тексты и приносить их на каждое семинарское занятие.

Студентам рекомендуется также широко использовать сравнительный метод познания. При изучении отдельных тем необходимо на основе изучения текстов конституций проводить сравнения соответствующих конституционно-правовых институтов прежде всего с правовой системой Российской Федерации, используя знания, полученные в процессе изучения Конституционного права Российской Федерации.

При подготовке к семинарским занятиям студентам рекомендуется не ограничиваться освоением материала учебника, а использовать монографическую и периодическую литературу, список которой прилагается для каждой темы семинарского занятия. При изучении некоторых тем следует обратить внимание, что ряд вопросов носит дискуссионный характер, поэтому студенту рекомендуется изучить основные точки зрения на эти вопросы, уметь их охарактеризовать, возможно, сформировать собственный взгляд и уметь его обосновать.

В конце каждой темы предлагается список заданий и вопросов. Ряд заданий предназначен для письменной подготовки, студентам следует выполнять их. В основном предложенные задания составлены для развития навыков сравнения правового материала. Подобные задания рекомендуется выполнять в форме таблиц.

Общая часть

Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах, наука и учебная дисциплина

Начиная изучение конституционного права следует уяснить, что данный термин понимается в трех значениях: соответствующая отрасль, наука и учебная дисциплина. Обратите внимание, что говоря об отрасли, употребляется понятие «конституционное право», но не «конституционное право зарубежных стран», поскольку такой отрасли не существует, и в каждом государстве есть собственная система правовых норм, объединяемых в конституционное право. Гораздо уместнее говорить о «конституционном праве зарубежных стран» как о соответствующей учебной дисциплине, изучаемой в высших учебных заведениях.

Рассматривая понятие конституционного права, следует обратить внимание, что в науке нашей страны и других странах ведутся споры о наименовании соответствующей отрасли: конституционное или государственное право. Студентам следует изучить основные точки зрения по данному вопросу, а также выявить основные отличия конституционного и государственного права. Полезно будет также обосновать и свой взгляд на данную проблему. Помимо этого, студентам необходимо выявить соотношение конституционного и публичного права, а также уметь выделять конституционное право в системе других отраслей. Для этого следует выявить предмет, методы и систему отрасли конституционного права.

Не менее дискуссионным в науке является и вопрос о предмете конституционного права. Студентам необходимо также изучить основные взгляды отечественных, а желательно и зарубежных, ученых о предмете конституционного права. Привлекая различную литературу, в том числе учебники по конституционному праву зарубежных стран различных авторов, а также переводные и оригинальные издания иностранных ученых, сравните понимание предмета соответствующей отрасли в отечественной и зарубежной науке.

Определяя отрасль права, следует остановиться не только на предмете, но и методах правового регулирования, выделить основные особенности, а также степень использования тех или иных юридических методов конституционным правом. Полезно привести примеры различных методов регулирования общественных отношений, используя тексты конституций зарубежных стран.

Студентам рекомендуется уяснить вопрос о системе отрасли конституционного права, выявить основные составляющие этой системы, а также привести примеры конституционно-правовых принципов, институтов и норм. Более подробно следует остановиться на характеристике конституционно-правовых норм, выявить их особенности и отличия от других юридических норм, попытаться объяснить это. Следует также рассмотреть основные классификации конституционно-правовых норм, уметь назвать основания классификации, а также привести примеры тех или иных видов конституционно-правовых норм, используя тексты конституций.

Студентам следует определить место и роль конституционного права в системе права зарубежных стран.

Стоит также остановиться на характеристике конституционно-правовых отношений, субъектах и объектах. Интересно будет также затронуть вопрос о конституционно-правовой ответственности, поскольку в отечественной науке эта проблема вызывает особый интерес и неоднозначное понимание.

Важным представляется вопрос об источниках конституционного права. Студентам следует определить понятие источника, понятие юридических источников. Подробно следует остановиться на видах источников конституционного права, выявить основные группы источников, рассмотреть вопрос о соотношении их юридической силы в различных странах. При этом следует особое внимание уделить понятию законов, определить их виды. Рассмотрите понятия конституционного и органического закона и выявите сходства и различия в их понимании в различных странах. Студентам необходимо знать сущность прецедента и конституционного обычая как источников конституционного права; их отличие от традиционных источников, а также особенности доктринальных и религиозных источников.

Далее следует остановиться на основных тенденциях развития конституционного права в современном мире.

Довольно сложным для студентов представляется вопрос о соотношении отрасли и науки конституционного права. При рассмотрении этого вопроса следует точно уяснить предмет, задачи, методы конституционно-правовой науки. Для этого может быть рекомендовано составление таблицы о соотношении науки и отрасли конституционного права. Следует обратить внимание, что отрасль «регулирует», а наука «изучает», а также на то, что предмет и система источников науки конституционного права значительно шире тех же характеристик отрасли. Студент должен знать основные школы и направления в науке конституционного права.

При рассмотрении вопроса об учебной дисциплине следует обратить внимание на определение понятия, а также на систему учебного курса. Интересно будет остановиться на классификации изучаемых стран.

Конституции зарубежных стран

Конституция является основным источником конституционного права любого государства. Разнообразие конституций в современном мире затрудняет однозначное определение конституции. Студентам следует остановиться на понятии конституции. Выявить понимание конституции в материальном и формальном смысле, а также рассмотреть вопрос об их соотношении. Определить основные особенности юридической и фактической конституции, а также рассмотреть вопрос об их соотношении; уметь определить реальность и фиктивность конституции.

Непростым является вопрос о социально-политической сущности конституции. Здесь студентам следует обратить внимание на различное понимание сущности конституции в различных странах, а также различными юридическими школами. Следует также рассмотреть вопрос об основных этапах конституционного развития зарубежных государств и их особенностях, а также о развитии и изменении объектов конституционного регулирования.

Важным является вопрос о юридических свойствах и действии конституций. Студенты должны уметь определять высшую юридическую силу и верховенство конституции, прямое действие и учредительный характер, а также ее базовый характер. Следует также остановиться на вопросе о функциях конституции.

Далее необходимо рассмотреть характерные черты и структуру современных конституций.

Интересным является вопрос о классификации конституций зарубежных государств по различным основаниям. Наконец, следует рассмотреть основные способы разработки, принятия, изменения и отмены конституций. Студенты должны уметь охарактеризовать конституцию с точки зрения ее формы, структуры, способы принятия и изменения, а также по другим основаниям.

Конституционный контроль в зарубежных странах

Прежде всего, следует рассмотреть понятие конституционного контроля, а также соотношение понятий конституционный контроль и надзор. Обратите внимание, что существуют различные определения этого понятия, стоит рассмотреть некоторые из них и выявить особенности различных взглядов на сущность данного института.

Конституционный контроль может быть разных видов и осуществляться различными органами. Кроме того, специализированный конституционный контроль может осуществляться судебными и несудебными или квазисудебными органами. Необходимо определить место и роль органов конституционного контроля, их порядок формирования и компетенцию.

Далее следует остановиться на истории возникновения и развития института конституционного контроля. В современном понимании доктрина конституционного контроля была сформулирована в США в деле Мэрбэри против Мэдисона. Необходимо рассмотреть суть этого дела. Попробуйте найти и проанализировать материалы по отдельным делам органов конституционного контроля различных государств (например, США, Франция, ФРГ). Не забывайте, что эти материалы можно также найти на интернет-сайтах соответствующих органов.

Важным представляется вопрос об объектах конституционного контроля, которые, в свою очередь, делят на формальные и материальные. Определите круг объектов конституционного контроля, приведите соответствующие примеры из практики зарубежных государств. Следует также обратить внимание на то, что ряд европейских государств входит ныне в состав Европейского Союза, нормы права которого обладают верховенством. В связи с этим сложным представляется вопрос о соотношении норм национального права и права ЕС. Интересен также вопрос о так называемом «конвенционном» контроле, или о соотношении норм национального права нормам международного права.

Существует две основные модели осуществления конституционного контроля -американская и европейская. Следует остановиться на основных особенностях осуществления конституционного контроля в рамках этих моделей, назвать страны, где реализуется та или иная модель. Кроме двух основных выделяют также некоторые другие модели, которые по сути являются разновидностями американской или европейской моделей или сочетают в себе черты обеих, однако имеют существенные особенности.

Зарубежная практика знает и некоторые другие формы осуществления деятельности, схожей с конституционным контролем. Прежде всего здесь нужно говорить о специфике мусульманских стран и особенностях осуществления конституционного и религиозного контроля в этих государствах.

Далее следует рассмотреть классификацию института конституционного контроля и охарактеризовать его основные виды: предварительный и последующий, внешний и внутренний, консультативный и постановляющий, обязательный и факультативный, абстрактный и конкретный конституционный контроль и пр.

Конституционные основы политических, экономических, социальных, культурных отношений в зарубежных странах

При изучении данной темы стоит, прежде всего, остановиться на понятиях общественного, государственного и конституционного строя и вопросе их соотношения. Необходимо определить структуру этих понятий. Следует выявить основные особенности регулирования сфер общественной жизни конституционным правом.

Важной сферы жизнедеятельности любого общества является экономика. Рассмотрите основные особенности конституционного регулирования экономических отношений. В рамках данного блока особое внимание следует уделить институту собственности, ее видам и особенности конституционного регулирования. Далее необходимо рассмотреть принципы экономической деятельности и их конституционное закрепление. Довольно значительное место некоторые конституции зарубежных государств отводят регулированию финансовой системы. Остановитесь на основных особенностях этого регулирования. Определите отличия закрепления экономических систем в странах с рыночной экономикой и социалистической системой хозяйствования. Стоит также отметить основные тенденции в развитии регулирования экономических отношений в современном мире.

Далее следует остановиться на понятии социальной системы и ее конституционном закреплении. Обратите внимание, что социальные отношения не ограничиваются и тем более не сводятся к социальным правам человека и гражданина. В рамках рассмотрения данной подсистемы следует охарактеризовать социальную сущность современного государства. Более подробно можно остановиться на конституционном регулировании отношений между трудом и капиталом, межклассовых и межнациональных отношений, брачных и семейных отношений. Далее следует охарактеризовать конституционные основы государственной политики в области экологии, здравоохранения и социального обеспечения.

Наименее урегулированной правом и конституционным правом в частности является сфера духовно-культурных отношений. Здесь следует рассмотреть основы и принципы государственной политики в сфере образования, науки, культуры, понятие и формы идеологического многообразия; остановиться на проблеме отношений государства и церкви.

Наиболее объемной и важной является политическая сфера жизни общества. Здесь стоит определить понятия политической системы, политического режима, политической культуры и раскрыть вопрос об их соотношении с конституционным правом. Основным институтом политической системы является государство. Следует определить понятие государства, его задачи и функции. Далее охарактеризовать конституционное регулирование статуса государства. Прежде всего, определить основные характеристики государства, такие как правовое государство, демократическое государство, социальное государство, светское государство. Далее остановитесь на характеристике конституционные принципов внешней и внутренней политики государства, понятиях и функциях государственного механизма и аппарата.

Не менее важным является вопрос о политических партии и движениях. Следует определить понятия политической партии и движения. Выявить их основные особенности и функции. Необходимо рассмотреть классификацию партий по различным основаниям, в том числе и по социально-политическим признакам и организационной оформленности. Далее следует охарактеризовать особенности конституционное закрепления их статуса в различных государствах. Рассмотрите вопрос о партийных системах, их видах и влиянии на политический процесс.

Необходимо также рассмотреть вопрос о статусе общественных объединений, выявить их сущность, виды, особенности конституционно-правового статуса. Важным является вопрос о соотношении средств массовой информации и государства.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах

Вопрос о правах человека о гражданина является ключевым для любого общества, а институт конституционного правового статуса человека и гражданина - основополагающим в системе конституционного права.

Прежде всего следует четко разобраться в основных понятиях данной темы. Во-первых, необходимо определить понятие конституционно-правового статуса человека и гражданина, соотношение правового, конституционно-правового и основ конституционно-правового положения. Следует определить структуры и элементы этого конституционно-правового института. Обратите внимание, что вопрос о структуре этого института является дискуссионным в науке конституционного права. Попробуйте найти различные подходы к пониманию данного института и соотнести их между собой. Во-вторых, следует определить понятия «прав человека» и «прав гражданина». Обратите внимание, как закрепляются эти права в конституциях различных государств, какие определения используются самими конституциями, приведите соответствующие примеры. В-третьих, охарактеризуйте понятия прав и свобод, определите их различия.

Одним из важнейших элементов института положения человека и гражданина являются обязанности. Необходимо рассмотреть их понятие, а также особенности конституционного закрепления в различных странах.

Далее стоит рассмотреть вопрос о классификации прав, свобод и обязанностей. Выделите факторы, положенные в основу разных классификаций. Приведите примеры, используя тексты конституций зарубежных стран. Необходимо также рассмотреть вопрос об историческом развитии конституционных прав и свобод, а также, способах конституционного закрепления прав, свобод и обязанностей. Обратите внимание на то, что в российской науке выделяются также основные подходы к регулированию прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, отражающих основные направления в регулировании этого института в разных государствах.

Важным является вопрос об основных принципах конституционного регулирования статуса человека и гражданина. Среди этих принципов особенное место занимает принцип равноправия. Следует раскрыть сущность этого принципа, особенности закрепления конституционным правом, определите различия равноправия и равенства. Следует охарактеризовать основные гарантии реализации этого принципа, а также проблемы его нарушения. Необходимо также проанализировать проблему дискриминации и иных форм нарушения принципа равноправия.

Одним из составляющих конституционного института положения человека и гражданина является институт гражданства. При рассмотрении данного блока необходимо раскрыть понятие и общую характеристику гражданства, способы приобретения и прекращения гражданства. Следует остановиться на вопросах двойного гражданства, правовом положении апатридов и иностранцев, проблеме гражданства детей. Можно охарактеризовать институт убежища, экспатриации и экстрадиции.

Особое место в изучаемом конституционно-правовом институте занимает институт гарантий прав и свобод. При рассмотрении этого института следует определить понятие гарантий, выделить социально-экономические и политические гарантии. Более подробно остановиться на характеристике правовых гарантий, представить их различную классификацию. Обратите внимание на внутригосударственные и международные средства правовой защиты. Более подробно стоит остановиться на правовом положении омбудсмана в зарубежных странах.

Формы правления и государственные режимы зарубежных стран

Форма правления является составной частью более широкой категории – формы государства, которое включает в себя также территориальное устройство и государственный режим. Форма государства содержит принципы его организации по горизонтали и по вертикали. Организация государства по горизонтали указывает на структуру, порядок образования и на взаимоотношения его центральных органов (парламента, правительства, главы государства), т. е. форма правления. Организация государства по вертикали предполагает деление на составные части его территории и взаимоотношения их между собой и центром, т.е. государственно-территориальное устройство. Государственный режим же означает реально существующий порядок деятельности органов государственной власти.

Форма правления можно охарактеризовать как систему формирования и взаимоотношений главы государства и высших органов исполнительной и законодательной власти. При этом определяющим фактором при определении формы правления является способ наделения полномочиями высшего должностного лица в государства. В связи с этим выделяют две основные формы правления – монархию и республику. Следует обратить внимание на то, что существуют иные классификации форм правления.

Характеризуя особенности монархической формы правления, следует остановиться на ее ключевых особенностях, а также знать основные виды. Более подробно необходимо остановиться на признаках абсолютной, дуалистической и парламентарной монархии. Обратите внимание на характер отношений между парламентом и правительством, отношений между правительством и монархом. Далее следует остановиться на особенностях монархической формы правления в странах Востока, раскрыть сущность выборной монархии, а также особенностях формы правления в Канаде, Австралии, Новой Зеландии и некоторых других бывших владениях Великобритании.

Рассматривая республиканскую форму правления следует уяснить ее сущность и виды. Необходимо выявить основные признаки президентской, парламентарной и смешанной республик. Уделите внимание характеру взаимоотношений между президентом, парламентом и правительством. Остановитесь на особенностях президентской республики в странах Африки и Латинской Америки. Определите понятие и черты суперпрезидентской и монократической республик. Особое внимание уделите выявлению сущности гибридных форм правления. Выделите сочетания элементов президентской и парламентской республик в формах правления ряда стран. Охарактеризуйте особенности "полупрезидентской " (смешанной) республики во Франции, Финляндии, Польше.

При изучении данной темы обратите внимание, что существуют определенные сходства между дуалистическими монархиями и президентскими республиками, и особенно, между парламентарными монархиями и республиками, выявите сходства и различия этих форм правления.

На основе анализа текстов конституций попробуйте самостоятельно определить форму правления.

Далее следует остановиться на понятии и характеристике политического режима. Приведите классификацию политических режимов. Выявите основные признаки демократических и авторитарных политических режимов.

Политико-территориальное устройство зарубежных стран

Форма территориальной организации государства предполагает рассмотрение организации власти по вертикали. Этот институт наряду с формой правления и государственным режимом входит в категорию форма государства. В настоящее время существуют две модели территориальной организации - унитарная модель, при которой только в центре государства принимаются решения, и федералистическая модель, позволяющая принимать решения на различных уровнях осуществления государственной власти.

Изучая данную тему необходимо рассмотреть понятия централизованное и децентрализованное государства, симметричного и асимметричного территориального устройства. Следует также остановиться на характеристике понятия и видов автономий.

Раскрывая отличительные признаки унитарной формы государственного устройства, обратите внимание на то, что после Второй мировой войны появились новые типы государств, которые в настоящее время принято называть регионализированными. Понятие регионализма означает высокую степень децентрализации частей государства по различным признакам (историческим, этническим, экономическим и т.д.).

Рассматривая понятие и сущность федераций необходимо выделить основные отличия федерации от конфедерации и унитарной формы государственного устройства. Каждая федерация включает несколько субъектов, которые могут по-разному называться. Охарактеризуйте особенности конституционно-правового статуса субъектов федерации и федеральных территорий. Особое внимание стоит уделить способам распределения компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. этот вопрос необходимо рассматривать на примере конкретных государств. Изучите конституционную регламентацию компетенции в основных законах ФРГ, США, Индии, Бразилии, Австрии. Выявите особенности федераций этих государств. Обратите внимание на структуру высших органов государственной власти в субъектах федерации. Раскройте гарантии сохранения целостности государства (институт федерального вмешательства (федеральной интервенции), президентское правление и т.п.). Необходимо рассмотреть способы разрешения внутрифедеральных конфликтов и гарантии статуса субъектов федерации.

Следует также охарактеризовать особенности федерализма в зарубежных странах и тенденции его развития.

Завершая рассмотрение темы, остановитесь на формах конфедерации, содружества и иных политико-территориальных видах межгосударственных образований. Обратите внимание, что в настоящее время существует новая форма объединений государств – Европейский Союз, которые невозможно включить в рамки конфедерации.

Институты непосредственной демократии: выборы, отзыв, референдум, народная законодательная инициатива в зарубежных странах

Одной из характеристик демократического государства является участие граждан в управлении делами государства. Формы такого участия могут быть различны, и среди них наиболее распространенной и важной являются выборы. Определяя понятие и функции выборов, следует обозначить основные отличия этой процедуры от института отзыва, иных форм непосредственной демократии. Стоит также сказать и о других способах формирования органов государственной власти - назначение и кооптация. Далее необходимо определить функции выборов и их политическую роль. Заканчивая характеристику данного института, следует провести классификацию выборов. Обратите внимание на периодичность выборов.

Выборы являются одним из институтов избирательного права. Обратите внимание, что избирательное право понимается в двух значениях – объективном и субъективном. Объективное избирательное право характеризуется как система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления, т. е. это один из институтов конституционного права. Субъективное избирательное право – то возможность граждан участвовать в выборах. Оно, в свою очередь, делится на активное и пассивное. Активное избирательное право – это установленное законом право гражданина лично участвовать в выборах в качестве избирателя. Пассивное избирательное право – это право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата и быть избранным. Обратите внимание, что предоставление избирательных прав, входящих в категорию политических права, обычно связывается в наличием у лица гражданства. Следует заметить, что в настоящее время избирательное право предоставляется не только «своим» гражданам. В Европейском Союзе некоторые избирательные права предоставляются гражданам Европейского Союза.

Важнейшим вопросом при рассмотрении данной темы является вопрос о принципах избирательного права. Как правило, выделяют следующие принципы - всеобщие, равные, свободные, прямые выборы при тайном голосование. Следует более подробно рассмотреть эти принципы. Во-первых, характеризуя всеобщее избирательное право, определите понятие избирательных цензов, приведите примеры. Необходимо также определить такие понятия как избирательный корпус и электорат, неизбираемость и несовместимость мандатов. Во-вторых, равное избирательное право может рассматриваться в двух аспектах – как равенство голосов и равенство представительства. При этом обратите внимание на нарушения этого принципа и приведите примеры. В-третьих, определяя принцип свободных выборов, обратите внимание на понятие обязательного вотума и абсентеизма. Подумайте, как можно бороться с этим явлением. В-четвертых, рассмотрите принцип тайного голосования и возможности его осуществления.

Составной частью института избирательного права является избирательный процесс. Здесь необходимо рассмотреть основные стадии избирательного процесса: назначение выборов и определение даты голосования; создание избирательных округов и других единиц, избирательных участков, формирование избирательных органов; регистрация избирателей, выделите особенности избирательного процесса в разных странах. Рассмотрите возможные способы выдвижения кандидатов, охарактеризуйте процедуру праймериз в США как особый способ выдвижения кандидатов. Обратите внимание на законодательное регулирование агитационной кампании. Важной стадией избирательного процесса являются процедуры голосования, подсчета голосов и установления итогов голосования и результатов выборов. Возможными стадиями являются повторное голосование и разрешение избирательно-правовых споров.

Довольно сложным для понимания является вопрос об избирательных системах. Обратите внимание, что термин избирательная система понимается в широком и узком смыслах. При этом в узком смысле избирательная система понимается как способ распределения мандатов по итогам голосования избирателей. В данном случае выделяют две основные разновидности избирательных систем - мажоритарную и пропорциональную. При характеристике мажоритарной и пропорциональной систем рассмотрите разновидности этих систем, разберитесь в основных отличиях. При этом особое внимание обратите на сравнение этих систем, выделите основные достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Изучив данный вопрос, вы должны знать также понятие избирательной квоты и способы ее вычисления; способы распределения депутатских мандатов между партийными списками и способы распределения депутатских мандатов внутри списка. Завершая рассмотрение вопроса об избирательных системах, ознакомьтесь с основными "смешанными" избирательными системами.

Одной из важнейших форм непосредственной демократии является референдум. При рассмотрении данного вопроса следует уделить внимание понятию референдума, определить соотношение понятий референдума и плебисцита, выделить основные виды референдума. Определите порядок проведения референдума и охарактеризуйте практику референдумов в различных странах.

Завершая изучение данной темы, охарактеризуйте другие формы непосредственной демократии – отзыва, народной законодательной инициативы, «народного вето» и иных форм.

Законодательная власть (парламент) в зарубежных странах

Прежде всего, следует определить понятие и социальные функции парламента. Студентам необходимо разбираться в понятиях парламента и парламентаризма и проблеме соотношения этих понятий. Обратите внимание на названия соответствующих органов в различных странах.

Парламент, главным образом, характеризуется как общенациональный представительный и законодательный орган. Необходимо дать обобщенную характеристику основных функций и компетенции парламента. Определите место органа, осуществляющего законодательную власть, в системе разделения властей при различных формах правления и способы взаимодействия с другими органами государственной власти. При рассмотрении компетенции зарубежных парламентов, определите понятия абсолютно-неопределенной, относительно ­определенной и определенной компетенцией, приведите примеры, опираясь на тексты конституций.

При рассмотрении вопроса о структуре парламента, обратите внимание на способы формирования палат и их взаимоотношения друг с другом. Необходимо знать понятия бикамерализма и монокамерализма. Процедурные правила и формы работы органов парламентов различаются в зависимости от исторических, политических и иных причин. Опишите особенности внутренней организации палат парламента, при этом следует охарактеризовать руководящие и рабочие органы палат, условия образования и роль партийных фракций. Не менее важным является вопрос об организации работы парламента. Обратите внимание на порядок созыва сессий, их начало, окончание и продолжительность, а также процедуру роспуска парламента. Опишите особенности организации работы законодательных органов в различных странах.

Важнейшим вопросом данной темы является характеристика правового статуса парламентария. Следует уяснить понятия "свободный" и "императивный" мандаты и их особенности; парламентского иммунитета и индемнитета, несовместимости мандатов. Обратите внимание на основные права и обязанности члена законодательного органа и формы ответственности.

Одним из важнейших полномочий парламента является законодательная деятельность. Законодательный процесс в разных странах имеет свои особенности. Как любой процесс законодательный процесс включает в себя несколько последовательных стадий от процедуры инициирования законопроекта до подписания и обнародования. Основными стадиями являются: инициирование законопроекта, обсуждение и принятие законопроекта; подписание и обнародование законов. Круг субъектов законодательной инициативы в разных странах может быть широким и узким, охарактеризуйте этих субъектов. Законодательная инициатива осуществляется в форме законопроектов и законопредложений. Определите процесс прохождения законопроектов в парламенте. Опишите принятие закона палатами. Способы разрешения противоречий между палатами. Необходимо охарактеризовать понятия «санкционирование», «промульгация» и «опубликование» закона. Опишите особенности утверждения парламентом государственного бюджета; принятие простых и органических законов, законов и о ратификации и денонсации международных договоров.

Сложным вопросом является характеристика формы парламентского контроля над исполнительной властью. Последовательно опишите такие формы как парламентские вопросы, интерпелляции, расследования. Особое внимание уделите институту ответственности правительства, при этом студенты должны уяснить такие понятия как «вотум доверия», «вотум недоверия», «отказ в доверии».

Отдельно необходимо рассмотреть вспомогательные органы при парламентах: институт омбудсмана, счетные палаты (суды, трибуналы).

Глава государства и правительство в зарубежных странах

Главой государства обычно является лицо, занимающее высшее место в иерархии государственных должностей и осуществляющее верховное представительство как во внутренней политической жизни, так и на международной арене. При характеристике главы государства определите его место в системе высших государственных органов зарубежных стран. Выделите юридические формы главы государства, охарактеризуйте единоличного и коллегиального главу государства, обратите внимание на главу государства в Швейцарии. Рассмотрите порядок замещения поста главы государства, его основные полномочия и порядок взаимодействия главы государства с иными органами государственной власти. Более подробно следует остановиться на конституционно-правовой характеристике монарха и президента.

При рассмотрении вопроса о правительстве определите его понятие и место в системе власти. Обратите внимание на различные понятия термина правительства, оно может пониматься как собирательное понятие для обозначения совокупности лиц и органов, относящихся к исполнительной власти, а также как коллегиальный орган, осуществляющий в некоторых странах исполнительную власть. Определите порядок формирования правительства при различных формах правления. Остановитесь на характеристике различных видов правительств. Рассмотрите основные полномочия правительства, уделите особое внимание внешнеполитической деятельности правительства. Определите понятия делегированного законодательства, регламентарной власти. Важным вопросом данной темы является проблема ответственности правительства и его членов.

Судебная власть в зарубежных странах

При рассмотрении данной темы необходимо уяснить понятийный аппарат, в частности понятие, признаки и особенности судебной власти, понятия «юрисдикция», «юстиция», «правосудие». Целесообразно остановиться на истории возникновения и развития судебной власти в зарубежных странах, функциях судебной власти в обществе.

Основным вопросом этой темы является характеристика англосаксонской и романо-германской судебных систем. Особое внимание обратите на рассмотрение структуры судебной власти. Здесь студентам полезно знать об органах, непосредственно связанных с судебной властью: прокуратуре, адвокатуре и др.

Важнейшим аспектом рассматриваемой темы является характеристика статуса судей, прокуроров, следователей. Довольно актуальной проблемой является функционирование органов судейского сообщества.

Далее охарактеризуйте статус судов общей юрисдикции, административных и иных специализированных судов (ювенальных, военных и др.).

Конституционные основы местного самоуправления и управления в зарубежных странах

При изучении данной темы, прежде всего, необходимо усвоить понятия местного управления и местного самоуправления. Далее студент должен раскрыть особенности основных систем организации местного самоуправления и управления в зарубежных странах. Попробуйте на основе текстов конституций выявить модель организации местного самоуправления в том или ином государстве.

Важное место в системе местного самоуправления играют местные органы общинного (муниципального, коммунального) уровня.

Одним из острейших проблем изучаемой темы является вопрос о компетенции органов местного самоуправления. Необходимо выяснить особенности взаимоотношений органов местного самоуправления с центральной властью, а также рассмотреть формы и методы контроля центральной власти над органами местного самоуправления.

Особенная часть

Основы конституционного права Соединенных Штатов Америки

При подготовке к первому вопросу указанной темы, необходимо усвоить политические, социальные и экономические предпосылки принятия Конституции США, выявить особенности, нашедшие в ней свое отражение, расстановки политических сил. Следует обратить внимание на то, что действующая Конституция США закрепила следующие основы американского конституционализма: принцип разделения властей, дополненный системой сдержек и противовесов; федерализм; судебный конституционный контроль. Порядок изменения Конституции жесткий, предполагающий участие в этом процессе, как Союза, так и штатов. Наконец, для полной характеристики Конституции США необходимо уяснить смысл категории «живая конституция» и определить ее соотношение с первой.

При подготовке ко второму вопросу следует исходить из того, что Конституция США предоставляет Конгрессу США «законодательные полномочия», а также предусматривает целый ряд конституционных запретов, призванных установить пределы компетенции федерального законодательного органа. Все эти средства призваны удержать Конгресс от узурпации власти, так как на ранних этапах истории США доминирование парламента считалось априорным. Конгресс состоит из двух палат: Палаты представителей и Сената. Палата обладают как общей, так и самостоятельной компетенцией. Законопроекты могут вноситься в обе палаты Конгресса, но большая их часть все же вносится в Палату Представителей, а финансовые проекты только в нее. Студентам следует обратить внимание на различные избирательные цензы, предусматриваемые Конституцией для кандидатов, баллотирующихся в Сенат и в Палату Представителей; на способ формирования нижней и верхней палат – прямые выборы по мажоритарной избирательной системе; на различные сроки полномочий палат. Существенным элементом системы сдержек и противовесов является невозможность роспуска палат Конгресса.

Обращаясь к третьему вопросу темы, нужно исходить, прежде всего, из особенностей конституционно-правовой природы института Президента в США. Конституция США определяет, что исполнительная власть в государстве «вверена Президенту», избирающемуся на четыре года (причем не более двух раз подряд) в порядке косвенных выборов. Полномочия Президента довольно обширны и распространяются на следующие сферы: в сфере обеспечения безопасности страны, в области внешней политики, в сфере взаимоотношений с Конгрессом, наконец, в сфере собственно исполнительной власти. Студентам следует обратить внимание на то, что особенностью системы органов исполнительной власти в США является отсутствие органа исполнительной власти общей компетенции - правительства. Кабинет, формируемый главой государства из глав основных департаментов, является совещательным органом при Президенте. Реализуя свои полномочия, глава государства издает правовые акты, в том числе и в рамках полномочий, делегируемых ему Конгрессом. Для характеристики конституционно-правового статуса Президента необходимо раскрыть основные формы конституционной ответственности главы государства: признание акта неконституционным, отрешение от должности (импичмент).

При ответе на четвертый вопрос семинарского занятия следует помнить, что судебная система в США складывается из федеральной судебной системы и судебной системы каждого штата, причем компетенция федеральных судов и судов штатов формально разделена. Внимание студентов следует обратить на то, что единственным судом упомянутым в Конституции является Верховный Суд США, остальные суды учреждаются Конгрессом. В целом система федеральных судов определена Актом о судоустройстве 1789 г. Обращение к вопросу о статусе Верховного Суда США следует начать с анализа положений статьи 3 Конституции США, характеризующие этот орган как высшую федеральную судебную инстанцию. Основные функции Верховного Суда: рассмотрение апелляций, слушание дел в качестве суда первой инстанции, осуществление конституционного контроля и толкование Конституции. Касательно последних двух функций Верховного Суда студенты должны дать развернутое объяснение по фабуле тяжбы, ставшей краеугольным камнем в становлении судебного конституционного контроля в США (дело Мербери vs Мэдисон).

По пятому вопросу темы необходимо в общих чертах описать процесс присоединения новых земель к Союзу, начиная с 1803 г. и дать характеристику США как федеративного государства (единство, суверенитет, территориальная целостность, верховенство федеральной Конституции, система государственных органов и т.д.). Американскую модель федерализма именуют – «дуалистическим федерализмом», предполагающим, что и Союз и штаты имеют свои собственные предметы ведения. Кроме того, студенты должны раскрыть основной принцип американского федерализма - равноправие штатов и объяснить в каких положениях Конституции США этот принцип нашел отражение. Характеризуя правовое положение субъектов федерации, необходимо помнить о том, что в состав Союза, а также под его управлением находятся и иные территориальные образования, статус которых существенно отличается от статуса штатов (федеральный округ Колумбия, зависимые территории – Пуэрто-Рико, Гуам, Восточное Самоа и др.).

Наконец, особенность регулирования отношений, возникающих в сфере местного самоуправления, состоит в том, что наибольший объем такого регулирования приходится на штаты. К ведению органов местного самоуправления относятся: вопросы социального обслуживания (школьное образование, библиотечное дело, обустройство мест отдыха и т.д.), вопросы административно-управленческие (обеспечение правопорядка, пожарной безопасности и т. д.), экономические вопросы (управление собственным имуществом и принадлежащими им предприятиями). Представительными органами местного самоуправления являются советы или общие собрания жителей соответствующих территориальных единиц. Кроме того, студенты должны охарактеризовать основные варианты соотношения органов местного самоуправления и управления: совет – мэр, совет – управляющий, комиссионная система.

Основы конституционного права Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии

Приступая к первому вопросу указанной темы необходимо дать общую характеристику британской Конституции, причем начать следует со специфики ее форм. Иными словами, студенты должны обозначить какие именно группы источников конституционного права охватываются категорией «британская конституция» (статуты, судебные прецеденты, конституционные обычаи, доктрина), подробно охарактеризовав каждую из этих групп.

При ответе на второй вопрос следует учитывать, что Парламент в Великобритании является триединым, включающим Монарха, Палату Лордов и Палату Общин. Палата Общин является нижней палатой и играет доминирующую роль в осуществлении функций Парламента (представительство народа, законотворчество, парламентский контроль). Следует исходить из того, что члены Палаты избираются непосредственно населением страны на основе мажоритарной избирательной системы на пять лет. Однако британской конституционной практике, широко известно досрочное прекращение полномочий Палаты Общин, в связи с чем, студентам необходимо назвать разновидности оснований роспуска Палаты. Что касается формирования Платы Лордов, то студенты должны указать какими категориями пэров был представлен состав Палаты до реформы 1999 г. (Акт о Палате Лордов 11 ноября 1999 г.) и какими – в настоящее время, какова основная тенденция реформы Палаты. По вопросу о внутренней структуре желательно остановиться на роли руководителей Палат, лидеров Палат, фракций, «кнутов», клерков специализированных, неспециализированных и временных комитетов и т. д.

Обращаясь к третьему вопросу, следует указать, что Монарх в Великобритании – глава государства и формально источник суверенной власти. Согласно Акту об устроении 1701 г. в Великобритании действует кастильская система престолонаследия, в соответствии с которой трон наследует старший сын монарха, а при отсутствии сыновей – старшая дочь. Традиционно полномочия Монарха делят на прерогативные (полномочия, принадлежащие ему вне зависимости от решений Парламента) и статутные (закрепленные статутами – актами Парламента).

Характеризуя статус Тайного Совета, следует отметить, что это совещательный орган при Монархе, созываемый для принятия прокламаций и приказов в совете, приобретающих юридическую силу после подписания их Премьер-министром. Тем самым ответственность за реализацию актов Монарха несет именно глава правительства, исходя из принципа неответственности британского главы государства.

Правительство Великобритании формируется Премьер-министром и включает в себя четыре группы членов: государственные секретари и министры; министры без портфеля и носители традиционных должностей; государственные министры; младшие министры. Особенностью же устройства исполнительной власти в Великобритании является существование Кабинета, органа включающего Премьер-министра и около двадцати основных членов Правительства. В связи с чем, студентам необходимо разобраться в соотношении категорий Правительство – Кабинет.

При ответе на четвертый вопрос, нужно исходить из того, что в Великобритании проходит реформа судебной системы. В настоящее время высшими судебными инстанциями на всей территории государства является Палата лордов, а некоторые функции выполняет и Судебный комитет Тайного Совета. В настоящий момент в стране проходит судебная реформа, согласно которой будет учрежден Верховный Суд, к которому перейдут полномочия судебного комитета

Палаты лордов и Тайного Совета. Кроме того, студенты должны охарактеризовать особенности судебных систем Англии и Уэльса (Высокий Суд, Суд Короны, Апелляционный Суд, суды графств и магистратские суды), Шотландии (Суд юстициария, Сессионный Суд, шерифские суды, районные суды), Северной Ирландии (Высокий Суд, Суд Короны, Апелляционный Суд, суды графств и магистратские суды), действующих по отношению друг к другу автономно.

Обращаясь к пятому вопросу указанной темы студентам необходимо учесть, что в 1997­1998 гг. в трех регионах Соединенного Королевстве были проведены референдумы по вопросу предоставления автономии: Шотландии и Северной Ирландии – политической (законодательной), Уэльсу – административной. Это в свою очередь привело к формированию собственных представительных и исполнительных органов регионов и закреплению за ними собственных предметов ведения (Акты о Шотландии, об управлении Уэльсом и о Северной Ирландии).

Наконец, система местного самоуправления представлена Великобритании местными советами, избираемыми непосредственно жителями, а также исполнительными органами. К числу административно-территориальных единиц относятся графства, Большой Лондон, округа (Англия); графства, города-графства, общины (Уэльсе) графства, округа, приходы (Северной Ирландии); территории местного управления, общины (Шотландия).

Основы конституционного права Французской Республики

При подготовке к первому вопросу студентам следует учесть, что Конституция Франции включает в себя Конституцию Французской Республики 1958 г., Декларацию прав и свобод человека и гражданина 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г., Хартию окружающей среды 2004 г. Кроме того, наука и практика конституционного права Франции признают существование таких категорий как «конституционный блок» и «основные принципы, признанные законами Республики» и уяснение смысла этих категорий, позволило бы более полно представить особенность источников французского конституционного права.

При ответе на второй вопрос следует иметь в виду, что статус Парламента по Конституции 1958 г. сильно урезан по сравнению с Конституцией 1946 г. Действующая Конституция закрепляет концепцию «рационализированного парламентаризма», предусматривая закрытый перечень вопросов, по которым может законодательствовать представительный орган. Парламент состоит из Национального Собрания - избирающегося на пять лет непосредственно народом на основе мажоритарной избирательной системы, и Сената - избираемого на 6 лет с обновлением половины состава избирательными коллегиями, которые в свою очередь состоят из членов представительных органов территориальных коллективов различных уровней (коммунальных, генеральных, региональных советов, депутатов Национального Собрания от соответствующего департамента). Структура палат предполагает наличие председателей, вице-председателей, бюро, конференций председателей, квесторов, секретарей, постоянных и специальных комиссий. К особенностям законодательной процедуры можно отнести ограничения, накладываемые Конституцией на парламентариев, а также правило «челнока».

Обращаясь к третьему вопросу темы нужно исходить из того, что институт Президента во Франции является ключевым в системе органов государственной власти. Избирается глава государства непосредственно населением страны на основе мажоритарной избирательной системы. Если в первом туре никто из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов - проводится второй, в котором участвуют только два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре. Особенность положения Президента в системе разделения властей состоит в том, что по Конституции 1958 г. он призван «обеспечить своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства». В связи с чем, студенты должны объяснить в каких нормах Конституции раскрывается такая особенность статуса главы государства. Существенным элементом характеристики статуса Президента являются его взаимоотношения с Правительством и Премьер-министром (назначение Премьер-министра, возможность председательствования в Совете министров, режим «сосуществования», контрасигнатура и пр.).

Переходя к четвертому вопросу, следует помнить, что конституционный контроль во Франции отличается двойственностью: конституционность актов, принятых Парламентов исследуется Конституционным советом, а конституционность актов главы государства и органов исполнительной власти – Государственным советом. Кроме того, Конституционный совет осуществляет такие функции как проверка законности референдумов и результатов президентских выборов, рассматривает дела об оспаривании выборов в Национальное Собрание и Сенат. В состав Конституционного совета входят две категории членов: назначаемые на девять лет (Президентом, Национальным Собранием, Сенатом – каждым по трое) и обладающие этим членством по праву и пожизненно (все бывшие Президенты Республики). Студенты должны объяснить смысл такого порядка формирования Конституционного совета, выявить общее и особенное в природе последнего и иных органов конституционного контроля.

Административно-территориальное деление Франции включает три основных уровня: регион, департамент, коммуна. Кроме того, территория государства включает заморские департамента, заморские территории, а также политическую автономию. При ответе на этот вопрос студенты должны кратко охарактеризовать эволюцию административно-территориального устройства Франции (отметив основные реформы 1972 г., 1975 г, 1982 г.) и обозначить сегодняшние тенденции последнего.

Основы государственного права Федеративной Республики Германия

Приступая к раскрытию первого вопроса, следует помнить, что Основной Закон ФРГ принимался как временная конституция. Однако после подписания Договора обоих германских государств об установлении единства Германии, оказалось достаточным внести соответствующие изменения в текст Основного закона без его пересмотра. В частности, Договором была отменена ст. 23, предусматривавшая, что Основной закон действует на территории западных земель, а после воссоединения Германии, его действие распространится и на остальных частях. Учащимся также следует обратить внимание на то, что Основной закон представляет собой консолидированный документ, поскольку включает в себя положения Веймарской Конституции 1919 г., регулирующую отношения между государством, религиозными общинами и церковью.

При характеристике Бундесрата и Бундестага следует исходить из того, что в соответствии с доминирующей в науке и практике государственного права Германии концепцией, указанные представительные органы не являются частями единого парламента и их нельзя называть палатами. Парламентом в традиционном понимании считается Бундестаг, а природа Бундесрата заключается в представительстве земель, обеспечении участия земель в законодательном процессе и управлении Федерации и Европейского Союза. Студентам рекомендуется сформулировать собственную позицию относительно конституционно-правовой природы соответствующих представительных органов. Для полного уяснения их статуса следует описать порядок формирования (избрание Бундестага непосредственно населением; в Бундесрат назначаются члены правительств земель), внутреннюю структуру (президенты, президиумы, комитеты), компетенцию указанных органов.

Обращаясь к институту Федерального Президента, стоит иметь ввиду, что последний является главой государства, компетенция которого носит в основном представительский характер. Акты Федерального Президента вступают в силу только при контрасигнации их Федеральным Канцлером или ответственным министром (причем студентам следует уточнить и то, какие акты главы государства не требуют контрасигнации членов правительства). Несмотря на то, что глава государства реально не управляет государством, Конституция предусматривает такую форму ответственности Федерального Президента как отрешение от должности. Федеральное же Правительство представлено Федеральным Канцлером и федеральными министрами. Здесь особое внимание следует обратить на порядок формирования федерального органа исполнительной власти общей компетенции и процедуры, использование которых способно разрешить политическое противостояние (конструктивный вотум недоверия, вопрос о доверии и т. д.).

Четвертый вопрос указанной темы обращает на себя внимание тем, что судебная система ФРГ характеризуется полисистемностью, заключающуюся в существовании системы судов общей юрисдикции, системы административных судов, система финансовых судов, система трудовых судов, система социальных судов. Каждая из них возглавляется соответствующей высшей федеральной инстанцией. Кроме того, немецкая доктрина исходит из того, что конституционная юстиция рассматривается как часть системы органов, отправляющих правосудие. Основной закон довольно подробно закрепляет компетенцию Федерального конституционного суда, однако для более полной характеристика статуса указанного органа необходимо проанализировать и закон о Федеральном конституционном суде 1951 г. Наконец, студентам следует раскрыть особенности статуса ФКС со ссылкой на способ его формирования. Половина членов ФКС избирается Бундестагом (специальной коллегией из 12 выборщиков, с использованием метода д'Ондта), а половина Бундесратом (2/3 общего числа голосов).

Ответ на пятый вопрос невозможен без раскрытия содержания концепции «кооперативного федерализма», заключающегося в конституционно оформленном сотрудничестве Федерации и земель. Студентам следует проиллюстрировать это, основываясь на положениях Основного закона. К особенностям германского федерализма традиционно относят и способ закрепления в Основном законе предметов ведения Федерации и ее субъектов (исключительной компетенции Федерации, конкурирующей компетенции, право Федерации на издание рамочных предписаний, остаточная компетенция земель). Следует обратить внимание на то, что Основной закон детально прописывает систему финансовых отношений Федерации и земель.

Политико-территориальное устройство земель следующее: общины, уезды, города-уезды, округа, причем эта общая схема обладает нюансами в различных землях. Местное же самоуправление основывается на четырех моделях взаимоотношений представительных и управленческих органов: конституция совета, конституция магистрата, конституция бургомистра и конституция департамента.

Основы конституционного права Италии и Испании

Италия

Приступив к вопросу о конституционном развитии Италии необходимо дать общую характеристику первой итальянской Конституции - Пьемонтского (Альбертинского) статута. В 1922 г. конституционное развитие Италии фактически прервано установлением фашистского режима, при этом формально действие Пьемонтского статута не отменялось. Конституция же Италии 1947 г. как и большинство конституций, появившихся с крушением тоталитарного режима, предусматривает меры на предотвращение возрождения этого режима; обширный перечень прав и обязанностей граждан; жесткий способ внесения изменения в Конституцию (с оговоркой относительно невозможности изменения республиканской формы правления).

Ответ на второй вопрос темы следует начать с характеристики, прежде всего, Парламента, состоящего из Сената и Палаты депутатов, которые по своей компетенции, сроку полномочий, внутренней организации и порядку работы практически равноправны. Конституционный статус Президента традиционен для главы государства в парламентарной республике. Избирается на совместном заседании членов палат Парламента, кроме того, в выборах принимают участие по три делегата от каждой области (только Вале-д'Аоста – избирает одного). Глава государства обладает правом промульгации законов, направления посланий, правом на издание собственных актов, верховным главнокомандующим, и пр. Студентам следует помнить, что акты Президента вступают в силу только после их подписания Председателем Совета министров или ответственным министром. Реальной же властью в стране обладает именно глава исполнительной власти – Председатель Совета министров, формально назначаемый Президентом, но представляющий, лидирующий блок в Парламенте. Председатель Совета министров и министры вместе образуют Совет министров. При ответе на этот вопрос стоило бы раскрыть основные направления деятельности Совета министров, анализируя положения Конституции.

Обращаясь к третьему вопросу, следует раскрыть основные принципы, закрепленные Конституцией в отношении судебной власти и судоустройства; обозначить основные звенья судов общей юрисдикции (мировые судьи, трибуналы, апелляционный суд по гражданским делам, суд ассизов и апелляционный суд ассизов); административной юстиции (высшие трибуналы по делам о публичных водах, областные административные трибуналы, Счетный суд, Государственный совет); наконец, органом конституционного правосудия является Конституционный суд, не являясь при этом частью судебной системы Италии. Внимательно анализируя положения Конституции, студенты должны раскрыть компетенцию Конституционного суда; объяснить особенность формирования этого органа (пятеро членов назначаются Президентом, пятеро избираются Парламентом, пятеро назначаются высшими магистратами); указать какие ограничения сопутствуют членству в Конституционном суде.

Приступая к четвертому вопросу, необходимо иметь ввиду существенные реформы, нашедшие отражение в Конституции. Так, в 1999 г., в 2001 г. и в 2005 г. принимались конституционные законы, направленные на изменение структуры Италии (теперь она состоит из коммун, провинций, метрополитанских городов, областей и Государства), закрепление автономии для всех территориальных единиц, разграничение предметов ведения между государством и областями, изменение представительства центральной власти в областях, ограничение роли нормативно-правовых актов, принимаемых общегосударственными органами. Исходя из этих и других особенностей конституционно-правового статуса территориальных единиц, Италию уже традиционно называют регионалистским государством.

Испания

При ответе на первый вопрос, нужно помнить, что первая конституция Испании была принята в 1812 г. (Кадисская Конституция), принимавшаяся в условиях усиления национально-освободительного движения1808-1813 гг. и провозглашала Испанию конституционной монархией. С 1939 по 1976 гг. в Испании существовал авторитарный режим (диктатура Франко) и возрождение конституционного развития приходится именно на конец 70х гг. ХХв. Действующая Конституции Испании 1978 г. закрепляет парламентарную форму правления, суверенитет народа, разделение властей, широкий круг прав и свобод человека и гражданина. Особое внимание следует уделить порядку изменения и пересмотра Конституции.

Законодательная власть представлена Генеральными кортесами (Конгресс депутатов и Сенат – палата территориального представительства), исполнительная – Правительством, судебная власть исходит от народа и осуществляется от имени Короля судьями и магистратами, главой государства является Король. Система отношений органов государственной власти традиционно для парламентарных монархий. Глава государства формально и фактически выведен из триады властей и в основном выполняет представительские функции, в отношении его актов применяется контрасигнация, он не может отказать Парламенту в подписании закона и т.д. Являясь органом, осуществляющим всю внутреннюю и внешнюю политику, Правительство (Премьер-министр и министры) подотчетно Генеральным кортесам, которые используют следующие формы контроля: интерпелляции, резолюция порицания. Существенным элементом взаимоотношений соответствующих органов стал институт делегированного законодательства.

При ответе на третий вопрос следует помнить, что основы судебной системы закреплены в Конституции (единство судебной власти, запрет создания чрезвычайных судов), детальная же регламентация судебной системы осуществляется Органическим законом о судебной власти от 1 июля 1985 г. и им же предусматриваются следующие уровни: суды первой инстанции (мировые и муниципальные), провинциальные суды, высокие суды автономных сообществ, Национальный высокий суд и Верховный суд. Органом конституционного контроля является – Конституционный суд, в формировании которого участвуют Конгресс депутатов, Сенат, Генеральный совет судебной власти и Король.

Политико-территориальное устройство Испании, также характеризуется регионализмом, но с определенными нюансами. Территория государства состоит из 17 областей, из них 13 - это области образованные по территориальному принципу, а остальные четыре – по национальному (Каталония, Страна Басков, Андалусия и Галисия). Помимо Конституции статус указанных областей нашел свое отражение в их собственных статутах (уставах), которые фактически являются конституциями областей. Студентам следует обратить внимание, что и по объему полномочий можно все области разделить на области с ограниченной автономией, специальной автономией и полной автономией.

Основы конституционного права зарубежных стран СНГ (Украина


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: