Задачи для контроля самостоятельной работы студентов

1. Институт конституционного контроля: А – особый государственный орган, контролирующий осуществление конституции; Б – одно из высших юридических учебных заведений; В – проверка законности правовых актов прокуратурой; Г – особый правовой институт.

2. Назовите основные части в структуре конституции в зарубежных странах: А – статьи; Б – главы и разделы; В – параграфы; Г – преамбула; Д – поправки; Е – приложения; Ж – заключительные и переходные постановления; З – основная нормативная часть текста.

3. Гражданин Италии, проживающий в течение года в коммуне (общине Сен-Флоранс во Франции, как и Италия, входит в состав Европейского Союза, решил зарегистрироваться в качестве избирателя на выборах совета коммуны. Он поступил: А – правильно; Б – неправильно; В – гражданину Италии следует зарегистрироваться в дополнительном списке в день выборов.

4. Для организации политической демонстрации (шествия) нужно: А – заранее уведомить мэрию и полицию, предоставить необходимые данные (о числе участников, фамилии организаторов и т.д.); Б – заблаговременно (5-6 дней или иной срок, установленный законом) подать заявление в ближайшее отделение полиции; В – получить разрешение мэрии и полиции.

5. Работники государственного предприятия «за новый путь» после работы в комнате отдыха начали собрание с целью создать новую политическую партию «Заветные рубежи» и ее местное отделение на предприятии. Однако директор предприятия потребовал собрание закрыть, заявив, что нужно было его уведомить о собрании заранее. А – он поступил верно; Б – неверно; В – правильно, но его довод неверен; какой довод мог быть приведен?

6. Крупнейшее профсоюзное объединение АФТ-КПП на своем съезде выдвинуло пять кандидатов в палату представителей Конгресса США. Они не были включены в избирательные бюллетени по соответствующим одномандатным округам. Это решение избирательных округов: А – верно; Б – неверно; объясните, почему?

7. В конституциях, законах, литературе различных стран названы следующие ветви государственной власти: А – муниципальная; Б – публичная; В – законодательная; Г – прокурорская; Д – судебная; Е – государственное управление; Ж – исполнительная; З – избирательная; И – партийная; К – учредительная; Л – корпоративная. Перечислите буквы с названиями, встречающимися в конституциях.

8. Горизонтальное разделение власти – это между: А – федерацией и ее субъектами; Б – публичной государственной властью и публичной властью территориального коллектива; В – законодательной, исполнительной, судебной ветвями власти.

9. Конституция (Основного закона) Саудовской Аравии 1992 г. Устанавливает, что власть исходит от народа, но акты, имеющие силу закона, принимает монарх после обсуждения в составе аш-шура. Конституция Кувейта 1962 г. Устанавливает, что существует парламент, право вето короля (эмира) может быть опрокинуто решением 2/3 состава парламента, чего не бывает, а парламент принимает законы только с санкции монарха, министры отвечают перед королем (эмиром) и назначаются им: А – Саудовская Аравия – типичная абсолютная монархия; Б ­– дуалистическая монархия; В – абсолютная монархия с некоторыми внешними признаками конституционной; Г – Кувейт – абсолютная монархия; Д – дуалистическая монархия; Е – конституционная монархия, но не дуалистическая с точки зрения фактических отношений ветвей власти.

10. Президент Украины получил согласие парламента – Верховной рады на назначение премьер – министра кабинета министров, назначил его, а затем самостоятельно назначил всех членов Кабинета. Верховная Рада одобрила программу правительства. Через год был выражен вотум недоверия правительству. В соответствии с Конституцией оно подал в отставку, и президент уволил его. Украина: А – президентская республика; Б – парламентарная; В – полупрезидентская; Г – парламентарная с чертами президенциализма; Д – президент действовал правильно; Е – неправильно.

11. В США все штаты равноправны, но сильно различаются по размерам территории, численности населения. В составе государства есть также политико-территориальные образования, не являющиеся штатами. США: А – симметричная федерация; Б – асимметричная федерация. Почему?

12. Основные признаки демократического государственного режима: А – существование конституции; Б – политический плюрализм; В – принятие демократической конституции; Г – разделение властей; Д – местное самоуправление; Е – гарантии прав и свобод граждан на уровне международных стандартов; Ж – плюрализм идеологии; З – провозглашение социальной солидарности; И – государственная религия; К – использование выборов и референдума.

13. В стране действует пропорциональная система с принципом естественной квоты. В данном многомандатном округе избирается 5 депутатов. Голосовало 55 тыс. избирателей, действительными признано 50 тыс. бюллетеней. Баллотировалось 5 списков партий. Результаты голосования: партия – 17 тыс. голосов, Б – 11 тыс., В – 10 тыс.. Г – 8 тыс., Д – 4 тыс. Закон устанавливает дополнительное правило наибольшего избирательного числа. Какая партия и сколько получит мест?

14. Ситуация, аналогична предыдущей задаче. Действует правило наибольшего остатка. Какая партия и сколько мест получит?

15. Ситуация аналогична. Разрешается преференциальный вотум для одного кандидата. В списке партии А преференциями отмечены: № 3-5 преференций, № 1-4, № 5-2. В списке партии Б – № 3-1 преференция, в списках В и Г нет преференций. Список возглавляют председатель местного отделения партии и его заместитель. Какие номера из списков кандидатов каждой партии (в списке каждой партии 5 имен) получают мандаты?

16. Верхняя палата отказалась принять текст законопроекта, принятый в трех чтениях в нижней палате. Что может предпринять нижняя палата: А – снова обсуждать законопроект с учетом замечаний верхней палаты; Б – отказаться от этого законопроекта; В – созвать совместное заседание палат и там поставить на голосование закон, принятый нижней палатой; Г – принять снова законопроект без учета мнения верхней палаты 2/3 голосов, иным квалифицированным большинством; Д – абсолютным большинством всего состава нижней палаты в некоторых странах; Е – направить в первоначальном варианте законопроект на подпись главе государства; Ж – опубликовать закон самостоятельно.

17. Полицейский патруль г.Небесный задержал депутата парламента, когда тот избивал гражданина, который, по утверждениям депутата, что подтвердили присутствующие, напал на него и вырвал у него из рук денежную купюру. Депутат отказался пройти с патрулем в отделение милиции, предъявив депутатское удостоверение. Полицейские извинились и ушли. Патруль поступил: А – правильно; Б – неправильно.

18. Во время «Часа вопросов» в нижней палате парламента в парламентарной монархии министру задан вопрос депутатом. Как и требуется, вопрос был заранее сообщен в письменной форме через председателя палаты. Министр отказался отвечать, заявив: А – подготовка ответа стоит очень дорого, нужно профессиональные оплачиваемые консультации; Б – вопрос имеет личный характер; В – вопрос относится к организации судебных органов, что разглашать нельзя»; Г – вопрос относится к тайнам государственного бюджета. Какая ссылка верна? Все неверны – 0.

19. Перечислить шесть способов престолонаследия в монархии.

20. Судья удалил публику из зала суда, заявив, что показания будет давать несовершеннолетнее лицо: А – он поступил верно; Б – неверно.

21. Гражданин не удовлетворен решением Конституционного суда по вопросу о его праве на свободу слова. Куда он может обратиться? А – в Европейский суд по правам человека; Б – к президенту; В – к парламенту; Г – к Совету безопасности ООН; Д – к Комиссии по правам человека ООН.

Также одной из форм самостоятельной работы для студентов очной формы обучения является написание контрольных работ по дисциплине, предусмотренных учебным планом. Все варианты заданий вы сможете найти на соответствующей кафедре. Сроки сдачи определит преподаватель.

ПРИМЕРЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Тема № 1

ИНСТИТУТ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ВО ФРАНЦИИ И ПОЛЬШЕ

План:

1. Конституционный контроль: понятие, виды, основные модели.

2. Состав, порядок формирования и структура органов конституционного контроля.

3. Полномочия Конституционного Совета и Государственного Совета и Конституционного Трибунала.

4. Основные принципы и стадии конституционного судопроизводства.

Литература:

Жаке, Ж.-П. Конституционное право и политические институты / Ж.-П. Жаке; пер. с франц. В.В. Маклаков. – М.: Юристъ, 2002. – 365 с.*

Конституции государств Центральной и Восточной Европы / ред. Н.В. Варламова; Центр конституц. исслед. Моск. обществ. науч. фонда. – М.: Центр конституц. исслед. МОНФ, 1997. – 578 с.

Конституции зарубежных государств: Великобритания,
Франция, Германия, Италия, Испания, Швейцария, Европейский
Союз, Соединенные Штаты Америки, Бразилия: учебное пособие
/ сост., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Бек, 2001. – 592 с.

Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, США, Япония, Индия: учебное пособие / сост. В.В. Маклаков. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – 608 с.

Сафонов, В.Е. Институт судебного конституционного контроля в зарубежных странах: история, теория, практика: учебное пособие / В.Е. Сафонов. – М.: РАП, 2003. – 164 с.

Методические указания

При ответе на первый пункт плана необходимо раскрыть понятие конституционного контроля, определить основные модели осуществления конституционного контроля в зарубежных странах. Более подробно следует остановиться на европейской модели и выделить в ее рамках две разновидности. При этом следует показать основные отличия между ними.

Основная часть работы должна состоять из сравнения соответствующих конституционных норм, относящихся к институту конституционного контроля в названных странах. При этом студент не должен последовательно описывать порядок формирования, структуру, полномочия и основные стадии конституционного контроля в одной, а затем в другой стране, но показать умение сравнивать и делать выводы из сравнения.

В заключительной части уместно сделать собственные выводы о достоинствах и недостатках изученных систем, отметить государства, заимствовавшие французский опыт.

Тема № 2

ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА В США И ФРГ

План:

1. Государственно-территориальное устройство: понятие и основные формы.

2. Конституционно-правовой статус федерации в США и ФРГ.

3. Конституционно-правовой статус субъектов в США и ФРГ.

Литература:

Васильев, В.И. Германский федерализм: проблемы развития / В.И. Васильев. – М.: МГУ, 2000. – 246 с.

Зарубежный федерализм: организация государственной власти в субъектах федерации / А.М. Осавелюк; отв. ред. В.В. Маклаков. – М.: ИНИОН РАН, 1996. – 59 c.

Конституции государств Центральной и Восточной Европы / ред. Н.В. Варламова; Центр конституц. исслед. Моск. обществ. науч. фонда. – М.: Центр конституц. исслед. МОНФ, 1997. – 578 с.

Конституции зарубежных государств: Великобритания,
Франция, Германия, Италия, Испания, Швейцария, Европейский
Союз, Соединенные Штаты Америки, Бразилия: учебное пособие
/ сост., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Бек, 2001. – 592 с.

Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, США, Япония, Индия: учебное пособие / сост. В.В. Маклаков. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – 608 с.

Федерация в зарубежных странах / О.Н. Волкова, Д.Е. Дымов, Д.А. Ковачев, В.И. Лафитский; отв. ред. Д.А. Ковачев. – М.: Юрид. лит., 1993. – 112 c.

Чиркин, В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ / В.Е. Чиркин. – М.: ИНИОН РАН, 1995. – 72 c.

Методические указания

При рассмотрении первого пункта плана следует раскрыть понятие государственно-территориального устройства. Следует кратко рассмотреть его основные формы, выяснить понятие и специфические признаки федеративного и унитарного государств, отметить отличие федерации от унитарного устройства и конфедерации

Далее следует подробно рассмотреть американскую и германскую модели федерализма. Необходимо кратко охарактеризовать развитие федерализма в исследуемых странах. Далее на основе анализа соответствующих норм конституций следует охарактеризовать статус федерации, выявить особенности разграничения компетенции в названных странах.

В третьем пункте должен быть приведен анализ и сравнение государственного характера территориальных единиц, составляющих федеративное государство на основе текстов конституций. Студент должен отметить гарантии целостности федерации, гарантии статуса ее субъектов и способы разрешения конфликтов. Необходимо также разобраться в организации государственной власти субъектов федерации, уяснить статус и взаимоотношения законодательных, исполнительных и судебных органов субъектов федерации.

Свои размышления и выводы студент должен строить на основе текстов соответствующих конституций. Выбрав нормы, относящие к теме работы, необходимо их сопоставить, указав сходное и различное в названных государствах, сделать собственные выводы.

В заключительной части наряду с общими выводами можно отметить слабые и сильные стороны изученных моделей федераций и сравнить их с отечественным опытом.

Тема № 3

ИНСТИТУТ ВЫБОРОВ В КИТАЕ И ФРАНЦИИ

План:

1. Понятие выборов, их политический смысл. Виды, функции выборов.

2. Основные принципы избирательного права во Франции и КНР.

3. Избирательные права граждан в Китае и Франции.

4. Основные стадии избирательного процесса во Франции и КНР.

Литература:

Егоров, К.А. Представительная система Китая: история и современность: монография / К.А. Егоров; под ред. Л.М. Гудошников. – М.: Спарк, 1998. – 240 с.

Жаке, Ж.-П. Конституционное право и политические институты / Ж.-П. Жаке; пер. с франц. В.В. Маклаков. – М.: Юристъ, 2002. – 365 с.*

Зарубежное избирательное право: учебное пособие / А.С. Автономов, Ю.А. Веденеев, О.В. Дегтярева. – М.: Норма, 2003. – 288 с.

Китайская Народная Республика. Законодательные акты / сост. К.А. Егоров; под ред. А.М. Гудошников; редкол. Г.В. Барабашев, О.А. Жидков, И.П. Ильинский, Г.П. Калямин, Б.А. Страшун, В.А. Туманов, В.Е. Чиркин. – М.: Прогресс, 1989. – 504 c.

Конституции государств Европейского Союза: сб. / под ред. и со вступ. ст. Л.А. Окунькова. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 1997. – 816 с.

Конституции государств Центральной и Восточной Европы / ред. Н.В. Варламова; Центр конституц. исслед. Моск. обществ. науч. фонда. – М.: Центр конституц. исслед. МОНФ, 1997. – 578 с.

Конституции зарубежных государств: Великобритания,
Франция, Германия, Италия, Испания, Швейцария, Европейский
Союз, Соединенные Штаты Америки, Бразилия: учебное пособие
/ сост., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Бек, 2001. – 592 с.

Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, США, Япония, Индия: учебное пособие / сост. В.В. Маклаков. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – 608 с.

Современное законодательство Китайской Народной Республики: сборник нормативных актов / сост., ред. и предисловие Л.М. Гудошникова. М.: Зерцало-М, 2004. – 432 с.

Сравнительное избирательное право: учебное пособие / А.С. Автономов, Ю.А. Веденеев, О.В. Дегтярев; науч. ред. В.В. Маклаков. – М.: Норма, 2003. – 208 c.

Французская Республика. Конституция и законодательные акты / сост. и пер. с фр. В.В. Маклаков; ред. кол. В.А. Туманов. – М.: Прогресс, 1989. – 445 с.

Методические указания

При рассмотрении первого пункта плана следует раскрыть понятие выборов, выделить их сущностные черты, отличающие выборы от других процедур формирования государственных органов и наделения полномочиями должностных лиц. Необходимо определить социальное назначение выборов. Далее определите основные виды выборов. При этом следует остановиться на периодичности выборов. Кратко охарактеризовать институт отзыва как противоположный выборам, и определить понятия императивного и свободного мандатов.

Во втором пункте плана следует переходить к детальному сравнению избирательного права и процесса в КНР и Франции. Следует использовать тексты конституции и законодательные акты исследуемых стран. Важно определить основные принципы избирательного права в этих странах. Показать их отличительные черты. Далее следует охарактеризовать избирательные права граждан, рассмотреть основные избирательные цензы. Важное место в изучении этого вопроса занимает проблема гарантий избирательных прав. Необходимо выявить основные нарушения избирательных прав в изучаемых странах.

При рассмотрении основных стадий избирательного процесса студент должен остановиться на их особенностях в названных странах, найти сходства и различия.

Анализ материала, сравнение и основные выводы студент должен строить на основе изучения нормативных актов и, главным образом, конституций. В работе следует обратить особое внимание на различия выборов во Франции и КНР и выявить причины существующих различий.

Тема № 4

ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА ВО ФРАНЦИИ И США

План:

1. Природа института Президента. Его роль в системе государственных органов. Условия избрания, порядок вступления в должность.

2. Полномочия Президента во Франции и США.

3. Акты, их значение и юридическая сила.

4. Организация деятельности Президентов Франции и США.

5. Прекращение полномочий Президента во Франции и США.

Литература:

Алебастрова, И.А. Основы американского конституционализма / И.А. Алебастрова. – М.: Юриспруденция, 2001. – 160 c.

Бернам, У. Правовая система Соединенных Штатов Америки / У. Бернам; пер с англ. – М.: Новая юстиция, 2006. – 1216 с.

Дегтев, Г.В. Конституционно-правовой статус президентов Российской Федерации и США / Г.В. Дегтев. – М.: Юристъ, 2003. – 159 с.

Жаке, Ж.-П. Конституционное право и политические институты / Ж.-П. Жаке; пер. с франц. В.В. Маклаков. – М.: Юристъ, 2002. – 365 с.*

Конституции зарубежных государств: Великобритания,
Франция, Германия, Италия, Испания, Швейцария, Европейский
Союз, Соединенные Штаты Америки, Бразилия: учебное пособие
/ сост., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Бек, 2001. – 592 с.

Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, США, Япония, Индия: учебное пособие / сост. В.В. Маклаков. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – 608 с.

Чудаков, В.Е. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебное пособие / В.Е. Чудаков. – Минск: Новое знание, 2001. – 576 c.

Методические указания

При рассмотрении первого вопроса необходимо раскрыть смысл президентства, историю его введения. Необходимо рассмотреть место президента в конституционно-правовом механизме США и Франции. Обратите внимание на сходства и различия в правовом статусе этих должностных ли. Далее рассмотрите порядок выборов президентов во Франции и США. Система выборов президента США имеет свои особенности, попробуйте определить их и дать собственную оценку, сравните институт выборов президентов Франции и США и сделайте собственные выводы.

Во втором пункте плана следует раскрыть полномочия президентов США и Франции, сравнить объем полномочий этих лиц и сделать соответствующие выводы.

В третьем пункте плана студентам следует охарактеризовать организацию деятельности высших должностных лиц в США и Франции, определить их взаимоотношения с правительством. Важно также сравнить эти аспекты статуса президентов и сделать собственные выводы.

В четвертом пункте следует раскрыть механизм ответственности президентов во Франции и США.

В заключении необходимо охарактеризовать те общие и отличительные черты в конституционно-правовом статусе президентов США и Франции, которые были сделаны студентом в процессе работы, а также сделать выводы из этого сравнения. Полезно также сравнить статус исследуемых лиц со статусом Президента РФ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: