Президент Франции: порядок избрания, полномочия, прекращение полномочий

В статье 5 Конституции Французской Республики 1958 г. зафиксирована по-литическая роль главы государства. Президент Республики следит за соблюде-нием конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функциониро-вание публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров.

Важным полномочием президента являются назначения им премьер-министра и по представлению последнего -- министров, а также возможность освобождать их от должности. Формально президент свободен в выборе кандидата на пост премьер-министра. Однако Национальное собрание контролирует правительство через вынесение ему вотума недоверия. Это ставит правительство в двойное подчи-нение. Кто же оказывает на его состав и курс решающее влияние? На практике -- парламент. Сказывается свойственная Третьей и Четвертой республикам тради-ция формирования правительства именно парламентским большинством. Влияет также существование мощных и дисциплинированных партий, которые, обладая большинством в Национальном собрании, просто не допустят нахождения у влас-ти инопартийного правительства.

К правам президента относятся и его парламентские полномочия. Он имеет право досрочно распускать Национальное собрание -- нижнюю, важную палату парламента. Для принятия такого решения требуется проведение формальных и ни к чему не обязывающих консультаций с премьер-министром и руководителями палат. Однако существует ограничение президентского права роспуска -- запре-щение пользоваться им в течение года после предшествующего.

Президент имеет право передавать на референдум законопроекты, касающие-ся организации публичных властей, социально-экономических реформ, утвержде-ния международных соглашений, которые могут отразиться на функционирова-нии государственных институтов. Референдумы проводятся по предложению правительства или обеих палат парламента. Поэтому возможность главы государ-ства проводить их фактически зависит от соотношения сил в парламенте.

Пассивное избирательное право предоставляется для избрания в Национальное собрание в 23 года, в Сенат - с 35 лет. Избирательный залог существует на всех выборах. При выборах президента республики сумма залога равна 10 тыс. франков, при избрании депутатов - 1 тыс. с кандидата, сенаторов - 200 фр. По официальной версии, внесение залога объясняется необходимостью хотя бы частично покрыть расходы на избирательную кампанию и в некоторой мере воспрепятствовать выдвижению кандидатов- "фантазеров", т.е. лиц, выдвигающих свою кандидатуру не с целью избрания, а с другими целями. Кроме того, кандидаты на пост президента должны представить в Конституционный совет декларацию о своем имущественном положении, а в случае избрания - обязательство, что это лицо обязуется представить новую декларацию перед истечением своего мандата. Декларация публикуется в официальном органе страны.

Важным этапом является выдвижение кандидатов. Согласно закона всякий французский избиратель, обладающий необходимыми квалификациями, может быть кандидатом в представительное учреждение. Фактически же кандидаты выдвигаются политическими партиями и организациями. Лишь опираясь на политическую партию, можно рассчитывать на избрание. На парламентских выборах кандидат не может быть выдвинут более чем в одном округе. Французской истории известны случаи проведения голосования по одной кандидатуре во многих округах. Они напоминают плебисцит о доверии одному человеку. В 1871 г. Тьер был избран депутатом в 26 департаментах, а другая не менее известная личность - генерал Буланже на выборах 1889 г. намеревался выставить свою кандидатуру во всех округах. После этой неосуществленной угрозы был принят действующий до сих пор закон от 17 июля того же года. Не возбраняется члену одной палаты баллотироваться в другую; в случае избрания он прекращает членство в первой. Парламентарии могут выдвигать свои кандидатуры в другие представительства. Особенностью генеральных и муниципальных советов является членство в них многих парламентариев и членов правительства. Установленная конституцией несовместимость членства в правительстве и парламенте в таких случаях не применяется.

Ответственность Президента.Президент Франции не несет ответственности за действия, совершенные приисполнении своих обязанностей, кроме случаев государственной измены (Статья68 Конституции). Обвинение ему может быть предъявлено только обеимипалатами Парламента, которые должны принять идентичное решение абсолютнымбольшинством своих членов при открытом голосовании. Судить Президента вэтом случае будет Высокий суд правосудия.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: