Правовые акты президента. Общая характеристика правовых актов президента

Глава 17 Порядок установления результатов голосования и подведения итогов выборов Президента.

Если ни один из кандидатов в Президенты Республики Беларусь не набрал необходимого количества голосов, то не позднее чем в двухнедельный срок по решению Центральной комиссии проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Выборы во втором туре голосования считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей, включенных в список граждан, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в Президенты Республики Беларусь, получивший во втором туре голосования более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае, если один из кандидатов в Президенты Республики Беларусь, включенный в бюллетень для баллотирования во втором туре голосования, снял свою кандидатуру, второй тур голосования проводится по одной кандидатуре. При этом кандидат в Президенты Республики Беларусь также считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если на выборах Президента Республики Беларусь баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран, а также в случае выбытия всех кандидатов в Президенты Республики Беларусь или признания выборов Президента Республики Беларусь несостоявшимися или недействительными либо второй тур голосования не позволил определить избранного Президента Республики Беларусь, Центральная комиссия решает вопрос о назначении повторных выборов с повторным выдвижением кандидатов в Президенты Республики Беларусь. При этом она может принять решение о проведении выборов территориальными и участковыми комиссиями в новом составе. Повторные выборы проводятся в течение трех месяцев после основных выборов. Голосование проводится на тех же участках для голосования по спискам, составленным для проведения основных выборов и уточненным накануне повторных выборов.

72. Полномочия Президента. Исключительная компетенция Президента Республики Беларусь. (Полномочия Президента).

Ст.84 Конституции РБ.

Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены по решению Президента при:

отказе в доверии Правительству Республики Беларусь;

выражении вотума недоверия Правительству Республики Беларусь;

двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра Республики Беларусь;

систематическом или грубом нарушении Конституции Республики Беларусь.

Полномочия Совета Республики могут быть досрочно прекращены в случае систематического или грубого нарушения Конституции Республики Беларусь.

Решение о роспуске палат Национального собрания Республики Беларусь в случае систематического или грубого нарушения ими Конституции Республики Беларусь принимается Президентом на основании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь.

Решение о роспуске палаты Национального собрания Республики Беларусь Президент принимает не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателем соответствующей палаты, если в течение этого срока не были устранены причины, явившиеся основанием для досрочного прекращения полномочий данной палаты.

Палаты не могут быть распущены:

в период чрезвычайного или военного положения;

в последние шесть месяцев полномочий Президента;

в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности;

в течение года со дня их первых заседаний.

Статья 19. Президент имеет право не позднее чем в двухнедельный срок со дня получения закона, принятого Палатой представителей и одобренного Советом Республики либо принятого Палатой представителей в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, вернуть его со своими возражениями в Палату представителей для повторного голосования. Если Президент не возвращает какой-либо закон подписанным или со своими возражениями в течение двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент Республики Беларусь в связи с окончанием сессии.

Если возражения Президента будут преодолены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат Национального собрания Республики Беларусь, закон подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

Президент имеет право в таком же порядке вернуть для повторного голосования со своими возражениями отдельные положения закона. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом с оговоркой о несогласии с отдельными положениями этого закона и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.

Статья 21. Президент имеет право законодательной инициативы в Палате представителей. Президент может направлять в Палату представителей проекты законов и постановлений, вносить предложения о необходимости разработки и принятия законов, о дополнении или изменении законов, предлагать поправки к внесенным законопроектам.

Президент вправе внести в Палату представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции Республики Беларусь.

Президент:

дает согласие либо поручает Совету Министров Республики Беларусь дать согласие на внесение в Палату представителей законопроектов, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов:

имеет право вносить или дать поручение Совету Министров Республики Беларусь внести в Палату представителей и Совет Республики предложение об объявлении законопроекта срочным.

Проекты законов, предложения, внесенные Президентом в порядке законодательной инициативы, подлежат обязательному рассмотрению в соответствии с регламентами палат Национального собрания Республики Беларусь, а при объявлении рассмотрения проектов законов срочными - в течение десяти дней со дня их внесения на рассмотрение.

Президент может потребовать, чтобы Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимали решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом. Президент дает согласие Совету Министров Республики Беларусь на внесение такого требования в Палату представителей и Совет Республики в отношении проектов и поправок к ним, представляемых Правительством.

Президент или по его поручению Совет Министров Республики Беларусь могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение в случае, если после отклонения Советом Республики принятого Палатой представителей законопроекта согласительная комиссия палат Национального собрания Республики Беларусь не приняла согласованный текст законопроекта.

Статья 24. Президент вправе отдать приказ о начале военных действий без объявления войны в случаях:

преднамеренного вторжения в воздушное пространство Республики Беларусь;

неожиданного вторжения вооруженных сил на территорию Республики Беларусь;

неожиданного воздушного нападения на Республику Беларусь.

В случае начала военных действий без объявления войны Президент обязан в течение трех часов сообщить об этом в Совет Республики.

Президент может ввести на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявить полную или частичную мобилизацию. Указы Президента по данным вопросам подлежат внесению на утверждение в Совет Республики в трехдневный срок со дня подписания соответствующего указа.

Почитай в нагрузку не повредит:

Правомочия президента. Исключительная компетенция президента.

Правомочия президента – это его права и обязанности. Полномочия президента очень широки, распространяются на все основные государственные органы и сферы общественной жизни. Данные полномочия можно разделить на следующие группы:

1) Общегосударственные полномочия. Именно данные полномочия выражают специфику главы государства, поскольку не могут реализовываться ни одним другим государственным органом. К числу общегосударственных полномочий относятся:

назначает республиканские референдумы, выборы в палату представителей и совет республики, а также выборы в местные советы депутатов. В референдуме и выборах участвует, по большому счету, весь народ, поэтому названное полномочие можно отнести к общегосударственным.

обращается с посланиями к народу Республики Беларусь. В данных посланиях глава государства информирует население о положении дел в государстве, об основных направлениях в его политике. Поскольку конституция обязывает президента ежегодно обращаться также к парламенту, то на практике президент обращается каждый год с единым посланием народу РБ и Национальному собранию.

решает вопросы о приеме в гражданство Беларуси и его прекращении. Гражданство – это связь лица с государством в целом, а не каким-либо одним органом власти, что объясняет общегосударственную природу данного полномочия

решает вопрос о предоставлении убежища. Убежище – это разрешение проживать в РБ, которое выдается иностранным гражданам, преследуемым в своих государствах за политические взгляды, религиозную или национальную принадлежность

устанавливает государственные праздники и праздничные дни. Государственным праздником называется праздник, связанный с важнейшим событием в жизни государства. Государственными праздниками в РБ являются День независимости РБ (День республики), День конституции (15 марта), День победы (9 мая), День единения народов Беларуси и России (2 апреля), День государственного герба и государственного флага РБ (3е воскресенье мая); праздничными днями являются даты (праздники), которые связаны с событиями, имеющими важное значение для населения страны, представителей отдельных профессий, категорий населения и т.д. (Новый год, день защитников отечества и вооруженных сил, день женщин, радуница, пасха, день юриста – 1е воскресенье декабря, день прав человека, день работников прокуратуры – 26 июня, день знаний – 1 сентября, день белорусской науки – последнее воскресенье января, и др.) Государственные праздники и праздничные дни не следует смешивать с выходными днями. Далеко не все государственные праздники и праздничные дни объявлены выходными днями

награждает государственными наградами, присваивает классные чины и воинские звания. В Беларуси установлены следующие виды государственных наград:.1.герой Беларуси (высшая награда),.2.ордена и медали (орден им.Ф.Скорины, медаль за отвагу и т.п.),.3.почетные звания (заслуженный юрист (головко, данилевич, борков, василевич) и т.п.),.4.классные чины (напр. чины работников прокуратуры),.5.воинские звания. (7)ведет переговоры с другими государствами, подписывает международные договоры, назначает дипломатических представителей Беларуси, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств в Беларуси.

2) Кадровые полномочия. Назначение конкретных лиц на государственные должности. Президент РБ обладает огромными кадровыми полномочиями. Данная группа полномочий является одним из самых сильных средств воздействия президентом на государственную и общественную жизнь. Президент назначает:

1) всех высших должностных лиц РБ, кроме председателя Палаты представителей и председателя Совета республики. К числу высших должностных лиц, назначаемых президентом относятся: премьер-министр (с согласия Палаты представителей), председатели верховного, высшего хозяйственного и конституционного судов (с согласия Совета республики), председатель правления национального банка (с согласия Совета республики), председатель ЦИК (с согласия Совета республики), генеральный прокурор (с согласия Совета республики), глава администрации президента

2) формирует некоторые высшие органы государственной власти. Назначает судей верховного и ВХС (с согласия Совета республики). Назначает половину судей конституционного суда (с согласия Совета Республики), половину членов ЦИК (с согласия Совета Республики). Назначает всех членов правления НБ (с согласия Совета республики)

3) назначает руководителей иных республиканских органов управления: министров, председателей гос.комитетов.

4) назначает должностных лиц, которые не являются руководителями государственных органов (при условии закрепления данного полномочия президента в законодательстве), например, начальников структурных подразделений государственных органов.

3) Управленческие полномочия. Президент определяет структуру правительства, которое является ЦО ГУ в РБ. Имеет право председательствовать на заседаниях правительства, вправе образовывать и ликвидировать ОГУ, в том числе администрацию президента.

4) Полномочия в сфере обороны и государственной безопасности. Традиционно главы государств обладают широкими полномочиями в данной сфере. Президент вводит чрезвычайное положение в стране в случае природных (стихийное бедствие и т.п.), техногенных и социальных катастроф. Введение чрезвычайного положения означает, что государство может ограничивать закрепленные в конституции права личности. Решение президента о введении ЧП должно быть внесено на утверждение Совета республики. Вводит военное положение в случае вооруженного нападения на РБ со стороны иностранного государства или угрозы такого нападения. Последствием данного решения президента является еще более существенное ограничение прав личности, чем при ЧП, а также призыв граждан на воинскую службу для отпора агрессора. Введение военного положения также должно быть утверждено Советом республики. Президент является главнокомандующим вооруженными силами. Президент формирует и возглавляет Совет безопасности, руководит его работой. Совет безопасности – орган при президенте, который вносит ему предложения по решению всех самых важных вопросов в области обороны и безопасности. Самостоятельных решений данный орган почти не принимает. Текущее руководство советом безопасности осуществляет государственный секретарь совета безопасности. Он также относится к числу высших должностных лиц страны и назначается президентом.

5) Нормотворческие полномочия. Полномочия, связанные с принятием и отменой нормативных правовых актов: президент издает декреты и указы; отменяет акты правительства (на любых основаниях); приостанавливает действие правовых актов местных советов депутатов в случае несоответствия их законодательству, отменяет акты местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству. К нормотворческим можно относить также полномочия по воздействию президентом на ход законодательного процесса.

Все названные полномочия президента, поскольку они закреплены непосредственно в конституции, образуют исключительную компетенцию главы государства. Т.е. данные полномочия не могут осуществляться другими органами власти и не могут быть делегированы президентом другим органам власти. Помимо исключительных полномочий (компетенции) у президента РБ есть и неисключительные полномочия. Например, в главе Конституции о Комитете государственного контроля есть такая норма «компетенция, организация и порядок деятельности Комитета государственного контроля определяются законодательством». К законодательству относятся нормативные акты не только президента, но и многих других государственных органов.

Президент в любом случае может осуществлять только такие полномочия, которые закреплены в конституции или законе.

73. Полномочия Президента в нормотворческой сфере.

(Полномочия президента в законодательном процессе).

Особенность статуса президента РБ отличается наличием у него больших возможностей влиять на законодательный процесс и непосредственно в нем участвовать.

К полномочиям президента в этой области можно отнести:

ü 1.издает декреты, имеющие силу закона

ü 2.утверждает государственные программы и ежегодные планы подготовки законопроектов.

ü 3.обладает правом законодательной инициативы. Определенные законопроекты могут вноситься на рассмотрение парламента только президентом.

ü 4.может объявлять рассмотрение того или иного законопроекта в парламенте срочным

ü 5.имеет право подписывать законы, принятые парламентом.

ü 6.если между палатами парламента возникнет разногласие по поводу принятия законопроекта, президент вправе потребовать, чтобы палата представителей приняла окончательное решение.

Президент РБ может осуществлять свои полномочия в различных формах, которые определяются содержанием и степенью важности данных полномочий. Президент осуществляет полномочия путем:

_совершения фактических действий: принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств, обращается с посланиями к народу и парламенту Беларуси, дает устные поручения государственным органам и должностным лицам.

_совершения документальных действий: подписывает законы, международные договоры, накладывает вето на законы, дает письменные поручения ГО и должностным лицам.

_издания правовых актов: по сути, тоже документальная форма президентских полномочий, однако поскольку это самая важная функция, мы ее выделяем отдельно.

По характеру содержащихся в правовых актах президента положений данные правовые акты бывают индивидуально-правовыми и нормативно-правовыми. Большинство актов президента носят индивидуально-правовой характер. Данное обстоятельство объясняется тем, что нормотворческие полномочия президента не являются основным видом его полномочий.

Конституция предусматривает три вида правовых актов президента Беларуси: декреты, указы и распоряжения.

1) Декреты президента. Декрет – специфический акт, нехарактерный для глав большинства государств. Декрет – это нормативный(1) правовой акт, имеющий силу закона(2), регулирующий те же общественные отношения, что и закон(3), и издаваемый только в случаях, специально предусмотренных конституцией(4). Это наименее распространенный из всех видов президентских актов. Декреты, по сути, являются разрешенной конституцией формой вторжения президента в полномочия парламента, поскольку издаются по тем же вопросам, что и законы парламента.

Декреты президента бывают двух видов:

__Делегированные декреты – издаются на основании закона парламента, который принимается специально для того, чтобы предоставить президенту право на издание декрета. Поскольку декрет имеет силу закона, конституция называет данный процесс делегированием законодательных полномочий. Право на издание декретов предоставляется президенту на определенный срок.

Делегированные декреты регулируют те же отношения, что и законы, однако конституция устанавливает перечень вопросов, для решения которых нельзя делегировать президенту полномочия на издание декретов. К числу таких вопросов относится, например, внесение изменений в конституцию, программные законы, регулирование некоторых других важнейших отношений.

Делегированные декреты могут устанавливать иные нормы, чем те, которые содержатся в действующих законах. Тем самым, декреты могут изменять правовое регулирование, установленное законом. В период срока, на который президенту предоставлены законодательные полномочия, парламент не должен принимать законы по тем вопросам, которые урегулированы делегированными декретами. Таким образом, данные вопросы временно изымаются из компетенции парламента. По истечении названного срока парламент вправе принимать законы для регулирования тех отношений, которые отражены в делегированных декретах. При этом, парламент может устанавливать законы и такие нормы, которые расходятся с нормами делегированного декрета.

В практике не было ни одного случая делегирования президенту полномочия на издание рассмотренных декретов.

__Временные декреты. Главное отличие от делегированных заключается в основании издания. Временные декреты издаются не на основе законов парламента, а по инициативе самого президента (либо правительства) и при наличии особой необходимости. Конституция не поясняет значение термина «особая необходимость». Вероятно, под этим следует понимать внезапно возникшею острую проблемную ситуацию, для разрешения которой требуется в срочном порядке издать законодательный акт. Президент довольно часто пользуется своим правом издавать временные декреты. С 1996 было издано около 250 таких декретов. Из них на сегодня действует около 160. Временные декреты должны, после их издания, представляться на рассмотрение палат парламента. Чтобы сохранить свою юридическую силу, временные декреты не нуждаются в утверждении парламента. Смысл представления данных актов на рассмотрение парламента заключается в том, что парламент может отменить временные декреты, если каждая из его палат проголосует за это 2/3 голосов. В большинстве государств законодательные акты, издаваемые президентом или правительством, сохраняют свою силу только в том случае, если они утверждены парламентом.

Временные декреты регулируют те же отношения, что и законы. При этом, в отличие от делегированных декретов, конституция не устанавливает перечня вопросов, для решения которых президенту запрещено издавать временные декреты. Согласно закону о президенте временные декреты не могут издаваться по тем же вопросом, для решения которых запрещено издавать делегированные.

Временные декреты могут устанавливать иные нормы, чем те, которые содержатся в действующих законах. Парламент, в свою очередь, не вправе принимать закон по тем вопросам, которые отражены во временных декретах. Таким образом, данные вопросы изымаются из компетенции парламента.

Важной и сложной является проблема соотношения юридической силы закона и декрета президента. Делегированные декреты должны соответствовать только тому закону, которым президенту предоставлено право на их издание. Такой закон имеет верховенство над делегированным декретом. Во всех остальных случаях делегированные и временные декреты имеют принципиально равную с законами юридическую силу. Возможность же президента устанавливать в своих декретах иные нормы, чем те, которые содержаться в действующих законах, объясняется не верховенством декретов над законом, а тем, что урегулированные декретами отношения изымаются из компетенции парламента.

2) Указы президента. Указ является правовым актом, в котором в наибольшей степени проявляются президентские полномочия. Это самый характерный и поэтому самый распространенный вид правовых актов президента. Указ – это индивидуально-правовой или нормативно-правовой акт, который издается президентом для реализации большинства своих полномочий. Главное отличие указов от декретов заключается в том, что путем издания указов президент реализует свои собственные полномочия, не вторгаюсь, к примеру, в компетенцию парламента. За все время существования института президентства в Беларуси издано около 7тыс.указов, большинство из которых являются индивидуально-правовыми (о назначении на должность, о награждении государственными наградами).

Указы президента бывают двух видов:

--подконституционные указы – издаются для реализации полномочий которые предоставлены президенту непосредственно конституцией. Это абсолютное большинство полномочий, рассмотренных в 3ем вопросе данной темы.

Подконституционные указы в подавляющем большинстве случаев носят индивидуально-правовой характер. Совсем незначительное количество президентских полномочий, закрепленных в конституции, носит нормативный характер. Подконституционные указы издаются для реализации как исключительных, так и неисключительных полномочий президента.

Подконституционные указы не уступают по своей силе закону, т.е закон в данном случае не имеет верховенства. Это объясняется тем, что президент издает свои указы на основе конституции, а не законов парламента. В случае противоречия между законом и указом приоритет имеет или закон или указ, в зависимости от того, какой из данных актов принят в пределах компетенции государственного органа. Например, если законом парламента будут установлены иные государственные праздники, чем в указе президента, то приоритет будет иметь указ президента.

--подзаконные указыиздаются на основании полномочий, которые предоставлены президенту законом (не следует смешивать данные указы с делегированными декретами). В случае с подзаконными указами парламент не принимает специальный закон, чтобы предоставить президенту право на издание указа. (прим.: закон о торговле: одна из норм – особенности создания … организаций устанавливаются президентом; такой указ будет подзаконным). Подзаконные указы регулируют менее важные отношения, чем закон, они конкретизируют, развивают нормы законов. Исходя из этого, такие указы уступают по силе закону и должны ему соответствовать.

3) Распоряжения президента. Распоряжение президента – это, как правило, индивидуально-правовой акт, который издается для реализации таких полномочий президента, которые не представляют большой важности (например, об отклонении ходатайств о приеме в гражданство Беларуси). Президент довольно часто издает распоряжения (к настоящему времени их более 3000). В некоторых случаях распоряжения могут носить нормативный характер (у нас их сейчас 10%). Распоряжения обладают меньшей силой, чем декреты и указы президента, и должны им соответствовать.

-Вывод: подытоживая вышесказанное, отметим, что правовые акты президента обладают меньшей юридической силой, чем конституция, решения референдума, международные договоры и программные законы. В то же время, правовые акты президента имеют верховенство над актами других ГО, кроме законов парламента.

Иерархия нормативных актов:

1) Конституция и конституционные законы, решения референдума

2) Международные договоры

3) Программные законы

4) Иные законы, делегированные и временные декреты, подконституционные указы

5) Подзаконные указы

6) Распоряжения президента

7) Иные акты государственных органов

Защита законом неприкосновенности, чести и достоинства президента. Законодательство защищает неприкосновенность, честь и достоинство любых лиц: простых граждан, государственных служащих и т.д. В связи с этим по отношению к президенту можно говорить лишь об особенностях такой защиты. Данные особенности заключаются в других мерах обеспечения, обусловленных высшим статусом главы государства.

Защита неприкосновенности президента предполагает принятие только парламентом решения о возможности привлечения президента к ответственности. Только парламент может лишить президента неприкосновенности, приняв решение о смещении его с должности за совершение тяжкого преступления. За совершение иных преступлений президент ответственности не несет. Кроме того, предусмотрена уголовная ответственность за н асилие, угрозу насилия, угрозу повреждения имущества в отношении президента или его близких. Следует иметь в виду, что в данном случае предусматриваются повышенные меры ответственности, по сравнению с ответственностью лиц, совершивших такие же деяния применительно не к президенту, а к другим категориям граждан.

Законодательство предусматривает ряд специальных мер, нацеленных на обеспечение безопасности президента и надлежащего осуществления им своих функций. Закон о государственной охране устанавливает персональную охрану для президента.

Охрану президента осуществляет специальное воинское формирование – Служба Безопасности Президента. Для президента установлены также определенные материальные и социальные гарантии. Ему предоставляется государственное жилье, государственная дача, специальный транспорт, выделяются средства на поездки за границу, а также внутри страны. После окончания президентских полномочий за ним сохраняется персональная охрана и предоставляется жилье в любом населенном пункте по выбору бывшего президента.

Законодательство защищает также честь и достоинство президента. Честь – это оценка качеств президента со стороны других лиц. Достоинство – собственная оценка президентом своих качеств. Честь и достоинство защищаются путем установления уголовной ответственности за клевету и оскорбление в отношении президента. Клевета – это распространение заведомо ложных, позорящих президента измышлений. Оскорбление – это распространение неприличных измышлений о президенте. Уголовная ответственность за клевету и оскорбления в отношении президента наступает в том случае, если данные деяния совершены публично. Следует иметь в виду, что клевета и оскорбление, если они совершены не в отношении президента, а иных категорий лиц, влекут лишь административную ответственность; уголовная ответственность в данном случае наступает лишь при повторном совершении клеветы/оскорбления.

74. Акты Президента Республики Беларусь. (Акты Президента).

Статья 28. Президент на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Декреты Президента могут быть двух видов - декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты. Декреты и временные декреты имеют силу закона.

Декреты и указы Президента, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, имеют верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц.

Статья 29. Проект закона о делегировании Президенту законодательных полномочий может вноситься в Палату представителей Президентом. Проект закона должен определять круг отношений, регулируемых декретом, и срок полномочий Президента на издание декрета.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчетов о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента Республики Беларусь, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

Статья 30. Временные декреты издаются Президентом Республики Беларусь в силу особой необходимости без делегирования на то законодательных полномочий.

Инициатором издания временных декретов может выступить Президент или Совет Министров Республики Беларусь. Если временный декрет издается по предложению Совета Министров Республики Беларусь, он должен быть скреплен подписью Премьер-министра Республики Беларусь.

Президент не может издавать временные декреты по тем же вопросам, что и декреты, издаваемые на основе закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, за исключением случаев принятия мер, предусмотренных частью второй статьи 79 Конституции Республики Беларусь.

Временный декрет с письменным обоснованием необходимости его издания в трехдневный срок после его подписания вносится в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, в том числе и в период между сессиями, Президентом или по его поручению Главой Администрации Президента Республики Беларусь. Этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем подписания данного временного декрета.

Временный декрет рассматривается Палатой представителей, а затем Советом Республики в порядке и сроки, определенные регламентами палат.

Не подлежат рассмотрению временные декреты, утратившие силу к моменту их рассмотрения в Национальном собрании Республики Беларусь.

Палаты Национального собрания Республики Беларусь вправе отменить временный декрет большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Решения палат принимаются в форме постановлений. Если голосование в палатах не привело к принятию решений об отмене временного декрета или такое решение принято одной из палат, временный декрет сохраняет свою силу.

Проекты законов, по содержанию расходящиеся с временным декретом, могут приниматься Национальным собранием Республики Беларусь после отмены или признания утратившим силу этого декрета или его соответствующих норм, либо в случаях, когда проекты законов внесены в Палату представителей Президентом или с его согласия.?

Отношения, возникшие или приобретшие качественно новое состояние со вступлением в силу временного декрета, после отмены данного временного декрета могут регулироваться законом. При необходимости регулирования таких отношений палаты Национального собрания Республики Беларусь одновременно с принятием решений об отмене временного декрета обязаны принять соответствующий закон.

Палаты Национального собрания Республики Беларусь могут принять закон, по содержанию совпадающий с соответствующим временным декретом. Со вступлением такого закона в силу временный декрет утрачивает свою силу. При принятии закона, частично совпадающего по содержанию с временным декретом, этот декрет сохраняет свою силу в части, не урегулированной таким законом, если временный декрет в данной части не отменен в установленном порядке палатами Национального собрания Республики Беларусь.

Статья 31. Декреты, указы и распоряжения Президента публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

Декреты независимо от вида подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом декрете не установлен иной срок. Указы и распоряжения Президента вступают в силу в порядке, установленном Президентом.

Декреты, указы и распоряжения Президента регистрируются, им присваивается соответствующий порядковый номер.

Статья 32. Декреты и указы Президента или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом Республики Беларусь в пределах его полномочий противоречащими положениям Конституции Республики Беларусь, утрачивают юридическую силу в порядке, определяемом Конституцией Республики Беларусь.

Декреты Президента или их отдельные нормы, полностью или в части расходящиеся с законом, которым предоставлены полномочия на их издание, не имеют юридической силы.

Статья 33. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.

75. Основания, порядок смещения с должности и досрочного прекращения полномочий Президента.

Прекращение президентский полномочий.

1) Досрочные (ст.88) или по собственному желанию.

2) В связи с истечением срока. С момента инагурации нового президента.

Статья 11. Президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента от должности принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии. Решения палат принимаются в форме постановлений.

Статья 12. Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики на основании принятого постановления.

Президент считается смещенным с должности, если за решение о его смещении проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения.

В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.

Статья 13. Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается постановлением Палаты представителей.

Статья 14. Должность Президента считается вакантной в случаях:

отставки Президента;

досрочного освобождения Президента от должности;

смещения Президента;

смерти Президента.

Статья 15. В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру Республики Беларусь. При этом выборы Президента должны быть проведены не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

76. Защита законом неприкосновенности, чести и достоинства Президента.

?????????????????????????????????

77. Администрация Президента Республики Беларусь.?

Статья 34. Для непосредственного обеспечения деятельности Президента, реализации его полномочий Президентом создаются Администрация Президента Республики Беларусь и другие органы государственного управления. Порядок их деятельности определяется Президентом.

Президент назначает Главу Администрации Президента Республики Беларусь.

Порядок финансового, материально-технического и иного обеспечения деятельности Администрации Президента Республики Беларусь определяется Президентом.

Работники Администрации Президента Республики Беларусь, кроме лиц, осуществляющих техническое обслуживание, относятся к категории служащих государственного аппарата.

Президент вправе образовывать консультативно-совещательные и иные органы при Президенте.

78. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь. Понятие, структура, срок полномочий

1. (Понятие и назначение парламента. Общая характеристика НС РБ).

Исторически парламенты возникли позже, чем институт главы государства (в частности, в монархии). Появление парламентов неразрывно связано с распространением идей демократии и разделения властей. Сущностным предназначением парламента было ограничение произвола монархов, их всевластия, и отражение интересов широких категорий населения/народа в целом. В связи с этим, формирование парламента обычно происходило в обстановке общественного и политического подъема, развития передовых прогрессивных идей, укреплением статуса личности.

Родиной парламентаризма считается Англия, где в 13-ом веке сформировался государственный орган, обладающий многими чертами современного парламента. В своей истории парламенты прошли несколько основных этапов:

-аристократические коллегиальные органы. Эти органы формировались из узкого круга лиц, самых привилегированных слоев населения, которые, как правило, были наиболее приближены к монарху. Члены таких органов народом не избирались. Например: сенат в древнем Риме, государственный совет в царской России.

-сословно-представительные органы. В отличие от предыдущих органов, данные органы избирались населением, но лишь определенными его категориями. Например: сейм Речи Посполитой.

-общенародный представительный орган, призванный выражать интересы всего народа. (парламент в современном понимании)

Таким образом, парламент – это представительный (избираемый народом(1), коллегиальный(2), государственный орган, осуществляющий законодательную функцию(3)) Законодательная функция является главным назначением парламента и заключается в принятии законов. В законодательной функции проявляется сила и слабость парламента. Сила обусловлена высшей юридической ценностью законов, его верховенством над всеми другими правовыми актами; а слабость – в невозможности посредством закона осуществлять текущее управление страной.

Статус парламента и его действительное значение, как и статус главы государства, сильно отличается в зависимости от того или иного государства. Статус парламента определяется прежде всего тем, выполняет он только законодательную, или и другие важные функции. По этому критерию можно выделить две модели статуса парламента.

ü -парламент, осуществляющий в основном только законодательную функцию. В данной модели парламент может иметь и другие функции, однако они не позволяют ему серьезно влиять на государственную и общественную жизнь. (США, Россия, Беларусь).

ü -парламент, который обладает, помимо законодательной, еще и другими важными функциями. В большинстве случаев эти функции осуществляются по отношению к исполнительной ветви власти. Парламент назначает членов правительства, может отправлять их в отставку, определяет политику правительства. Если первая модель парламента существует при президентской и смешанной формах правления, то данная вторая модель – при парламентской форме правления. (Великобритания, Италия, Германия)

По своему строению парламенты бывают одно- и многопалатные. Число палат в многопалатных парламентах как правило равно двум, но может быть и больше. Двухпалатные парламенты довольно распространены в современном мире, особенно в федеративных государствах. При этом одна из палат называется нижней, а другая верхней. Эти термины сформировались исторически и не выражают реального веса и значения палат парламента. Полномочия верхней палаты парламента, как максимум, равны, а как минимум, являются менее значительными, чем полномочия нижней палаты. Есть несколько причин, которые обуславливают формирование двухпалатных парламентов (т.е. образование второй, верхней палаты): (1) стремление ограничить власть нижней палаты, которая, как правило, является более демократичной, чем верхняя палата. Демократизм нижней палаты обусловлен процедурой избрания членов этой палаты (всеобщие прямые выборы). (2) Стремление ограничить власть парламента в целом. Даже в теории разделения властей проводится мысль о возможности ограничения потенциальных злоупотреблений со стороны парламента путем разделения его власти на власть двух относительно самостоятельных палат. (3) Обеспечение большего качества принимаемых парламентом законов.

Современные парламенты зачастую обладают следующими группами функций:

ü _законодательная функция

ü _кадровая функция

ü _контрольная функция

Белорусский парламент называется НС. Это двухпалатный парламент, состоящий из ПП (нижняя палата) и СР (верхняя палата). Общая численность составляет 174 человека – это самый многочисленный по своему составу коллегиальный орган Беларуси.

Полномочия ПП и СР примерно равны. ПП обладает большими контрольными полномочиями, а СР – большими кадровыми полномочиями. Тем не менее, некоторые преимущества, которые проявляются в законодательной функции, есть у ПП.

79. Полномочия Палаты представителей.

Палата представителей избирается непосредственно народом Беларуси. Она обладает следующими основными полномочиями:

- законодательные полномочия: рассматривает и принимает проекты законов о внесении изменений в конституцию, о толковании конституции, о введении в действие конституционных законов; рассматривает и принимает проекты других законов

- кадровые полномочия: дает согласие президенту на назначение премьер-министра

- контрольные полномочия: по отношению к президенту (совместно с СР решает вопрос о смещении президента с должности, а также о досрочном освобождении президента от должности; совместно с Советом Республики рассматривает временные декреты президента); по отношению к исполнительной ветви власти (заслушивает программу деятельности правительства, одобряет или отклоняет данную программу, выражает вотум недоверия правительству, может отказать в доверии правительству. В двух последних случаях правительство уходит в отставку, если решение об этом примет президент)

При рассмотрении полномочий ПП, следует обращать внимание на то, какие из них осуществляются Палатой представителей самостоятельно, а какие совместно с СР.

80. Полномочия Совета Республики.

СР – верхняя палата НС, формируемая путем косвенных выборов и назначения президентом. Порядок формирования данной палаты является ее важной специфической чертой, поскольку ранее действовавшее советское законодательство предусматривало избрание непосредственно народом законодательного органа. Поскольку СР формируется не непосредственно народом, то применяется термин «члены СР» а не «депутаты», как по отношению к составу Палаты представителей. 64 члена. Большинство членов СР избираются депутатами местных советов депутатов базового уровня. Базовый уровень представлен районными советами депутатов, а также советами депутатов городов областного подчинения. Члены СР избираются от каждой области и города Минска по 8 человек. 8 членов СР назначаются президентом. СР, как и ПП, избирается сроком на 4 года, что отличает его от президента, избираемого народом на 5 лет.

Полномочия Совета Республики:

1. Законодательные полномочия. Как и для ПП, это основной вид полномочий СР. Законодательные полномочия верхней палаты заключаются в одобрении либо отклонении проектов законов, принятых ПП. Следовательно, законодательная функция может осуществляться лишь совместно обеими палатами парламента.

Кадровые полномочия. СР наделен довольно значительными кадровыми полномочиями, однако осуществляет их, как правило, не самостоятельно, а во взаимодействии с президентом. В частности, СР:

ü (1)дает согласие президенту на назначение некоторых высших должностных лиц

ü (2)дает согласие президенту на назначение полного состава некоторых высших государственных органов

ü (3)самостоятельно избирает половину состава Конституционного суда и Центризбиркома.

3. Контрольные полномочия:

1. в отношении президента:

1.1.1. совместно с палатой представителей решает вопрос о смещении президента с должности, а также о его досрочном освобождении от должности.

1.1.2. рассматривает указы президента о введении чрезвычайного, военного положения и утверждает либо отклоняет данные указы.

1.1.3. совместно с Палатой представителей рассматривает временные декреты президента и может отменить их.

2. по отношению к местным государственным органам – СР наделен контрольными полномочиями по отношению к местным советам депутатов:

2.1 отменяет решения местных советов депутатов, если они не соответствуют законодательству

2.2 может распустить местный совет депутатов, в случае систематического либо грубого нарушения им конституции.

Председатель СР Новицкий Геннадий Васильевич. Зам.- Абрамович Александр Михайлович, доктор юридических наук (юридический факультет.БГУ)

81. Законодательный процесс.

Законодательный процесс. Особый характер закона, его важная роль, обуславливают предъявление серьезных требований к процедуре его создания – законодательному процессу. В связи с этим, конституция довольно подробно регламентирует данный процесс. Ему посвящены статьи 99, 100 и 104 Основного Закона. Кроме конституции, законодательный процесс урегулирован законом о нормативных правовых актах РБ, указом президента о мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности, декретом президента об утверждении положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов.

Законодательный процесс – это процедура деятельности парламента, многих других государственных органов, организаций, иных лиц, направленный на подготовку, принятие и введение в действие законов. Парламент является главным участником законодательного процесса, однако далеко не единственным. Исходя из этого, законодательный процесс можно разделить на три крупных этапа:

-допарламентский этап

-парламентский этап

-постпарламентский

Термины законодательный процесс, законотворческий процесс и законотворчество идентичны.

Законотворчество состоит из большого числа стадий, которые являются обязательными. Каждый из трех этапов законодательного процесса, как правило, состоит из нескольких стадий. Совокупность всех стадий законодательного процесса представлена следующим:

1) планирование законотворчества.

2) подготовка законопроекта.

3) законодательная инициатива.

= допарламентский этап

4) рассмотрение, принятие и одобрение законопроекта.

=_парламентский этап

5) подписание закона президентом

6) официальное опубликование и введение в действие

=_постпарламентский этап

Планирование законотворчества – упорядочение законодательного процесса путем разработки и реализации плановых документов. В РБ применяется перспективное и текущее планирование законотворчества. Первое выражается в государственных программах подготовки проектов законов, которые должны приниматься не менее, чем на пять лет. Текущее планирование выражается в ежегодных планах подготовки проектов законов. Ежегодные планы содержат названия законопроектов, которые предстоит подготовить, сроки такой подготовки, государственные органы и организации, которые будут готовить законопроект, сроки внесения законопроекта на рассмотрение парламента, субъектов права законодательной инициативы, которым предстоит вносить законопроекты на рассмотрение парламента. Т.о. ежегодные планы упорядочивают две стадии законотворчества: подготовку законопроектов и законодательную инициативу. Ежегодные планы непосредственно не воздействуют на другие стадии законотворчества. Например, не определяют, когда законопроект должен быть рассмотрен палатами парламента, когда должен быть принят или подписан президентом. Ежегодные планы, как и государственные программы, разрабатываются национальным центром законопроектной деятельности при президенте и утверждаются указами главы государства. Ежегодные планы формируются на основе предложений многих государственных органов, научных учреждений, общественных объединений, граждан и, прежде всего, субъектов права законодательной инициативы. Необходимо различать внесение предложений в ежегодный план подготовки законопроектов от законодательной инициативы:

ü -круг субъектов права законодательной инициативы значительно уже

ü -законодательная инициатива предполагает внесение уже готового проекта закона. Предложение в ежегодный план не требует составления текста законопроекта.

ü -законодательная инициатива реализуется в палате представителей, а предложения в ежегодные планы направляются национальному центру законопроектной деятельности при президенте. Национальный центр не обязан включать в ежегодный план все предлагаемые законопроекты, поскольку поступающие предложения должны соответствовать определенным критериям. Около 40% проектов от правительства, за ним – Палата представителей.

Подготовка законопроектанаписание текста проекта закона. Законопроекты разрабатываются теми государственными органами (организациями) и в те сроки, которые установлены ежегодными планами. Подготовка законопроекта предполагает осуществление трех основных мероприятий.

ü -формулирование эффективных правовых норм, т.е. норм, способных улучшить жизнь общества.

ü -обеспечение соответствия законопроекта уже действующему законодательству, в частности, актам более высокой силы. Законопроект должен также соответствовать сложившейся системе отраслей законодательства.

ü -закрепление требований законотворческой техники. Законотворческая техника – обширная совокупность методов, приемов формулирования норм законопроектов, оформления его текста. Подготовка законопроектов в РБ осуществляется двумя основными субъектами: правительство (Совет министров) – непосредственную работу при этом ведут подчиненные правительству министерства и государственные комитеты; национальный центр законопроектной деятельности при президенте.

Стадия подготовки законопроектов включает также проведение экспертиз этих проектов. Экспертиза – это проверка законопроекта на соблюдение определенных требований. Белорусское законодательство предусматривает обязательные и необязательные виды экспертиз. Последние могут назначаться по усмотрению парламента. Обязательными экспертизами являются:

ü -юридическая экспертиза – проверка законопроекта на соответствие уже действующему законодательству и требованиям законотворческой техники. Юридическую экспертизу всех законопроектов проводит национальный центр законопроектной деятельности при президенте.

ü -криминологическая экспертиза – предполагает проверку законопроекта на отсутствие в нем норм, которые содействовали бы коррупции.

(14/10/2006)

Стадия 3 – внесение подготовленного проекта закона на рассмотрение парламента. Законопроект должен быть внесен тем субъектом и в те сроки, которые определены ежегодным планом подготовки законопроектов. По общему правилу не допускается внесение законопроектов, которые не предусмотрены ежегодным планом. Поскольку право законодательной инициативы закреплено за определенными субъектами конституции, то невключение предложения о подготовке законопроектов в ежегодные планы не может препятствовать осуществлению данного права. Вместе с тем, прежде чем внести законопроект на рассмотрение парламента, субъект права законодательной инициативы должен обратиться в национальный центр законопроектной деятельности при президенте с просьбой о включении законопроекта в ежегодный план. Конституция закрепляет право законодательной инициативы за ограниченным числом субъектов:

1. Депутат палаты представителей

2. Совет Республики (т.о. один член Совета Республики, в отличие от депутата Палаты представителей, не обладает правом законодательной инициативы. Совет Республики принимает решение о внесении законопроекта большинством голосов)

3. Президент

4. Совет министров (правительство)

5. Граждане, обладающие избирательным правом в количестве не менее 50 000. В 2003 году принят специальный закон о порядке реализации права законодательной инициативы гражданами РБ.

Для внесения определенных законопроектов установлены еще большие ограничения: законопроекты о внесении изменений и дополнений в конституцию, о толковании конституции, могут вноситься только президентом либо гражданами в количестве не менее 150 000; т.о. даже сами парламентарии не в праве инициировать вопрос об изменении конституции либо ее толковании.

Законопроекты, которые могут породить государственные расходы либо уменьшить доходы государства, вносятся только с согласия президента.

Объектом права законодательной инициативы является готовый законопроект, а не предложение о его разработке. Данное обстоятельство обусловлено исключительной сложностью процесса подготовки законопроекта и невозможностью в большинстве случаев разработки законопроекта силами одного парламента.

Процедура реализации права законодательной инициативы предполагает внесение законопроекта именно в нижнюю палату парламента.

Во многих случаях законодательная инициатива является не правом, а обязанностью тех или иных субъектов. Закрепление законопроектов в ежегодных планах означает, например, что правительство обязано внести на рассмотрение парламента соответствующий законопроект. Зачастую правительством вносятся законопроекты по поручению президента, а также в силу требований принятых законов. Законодательная инициатива всегда является правом лишь для граждан, депутатов Палаты представителей и Совета Республики.

Активность субъектов сильно различается.

85% всех законопроектов вносится на рассмотрение парламента правительством, около 15% - президентом, единичными являются случаи внесения законопроектов депутатами Палаты представителей а также Совета Республики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: