Нарушения осанки

Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека; осанка определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья.

Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая ее правильное развитие и исправление осанки.

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие. При этом нарушении под влиянием длительных чрезмерных нагрузок опускается продольный или поперечный свод стопы. Причиной плоскостопия обычно становятся слабость мышц и связок (в первую очередь из-за недостатка двигательной активности), узкая и тесная обувь, толстая негнущаяся подошва, которая лишает стопу ее естественной гибкости. Плоскостопие служит причиной повышенной утомляемости при ходьбе и беге, а в дальнейшем может привести и к деформации стопы и пальцев ноги.

Признаки правильной осанки

Исследуемый должен быть раздет до нижнего белья (до плавок) и стоять в привычной позе с одинаковой нагрузкой на обе ноги (ноги в коленях выпрямлены, пятки вместе, носки врозь).

•прямое положение головы

•одинаковый уровень надплечий, сосков, углов лопаток

•равная длина шейно-плечевых линий - расстояние от уха до плечевого сустава

•равенство треугольников талии - углубление, образуемое выемкой талии и свободно-опущенной рукой

•прямая вертикальная линия остистых отростков позвоночника

•равномерно выраженны физиологические изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости

•одинаковый рельеф грудной клетки и поясничной области в положении наклона вперед

•наличие физиологических изгибов в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза и кифоза в грудном и крестцовых отделах

•прямая конфигурация позвоночного столба во фронтальной плоскости (при осмотре со стороны спины)

•нижняя часть отвеса (верхняя часть которого приложенна к седьмому шейному позвонку - он находится у основания шеи и больше всех выступает назад) проходит ровно через межягодичную складку

•глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого пациента

Таким образом, при правильной осанке все части тела расположены симметрично относительно позвоночника. Нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости, изгибов позвоночника или косого расположения таза - во фронтальной, остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. Проекция центра тяжести тела при хорошей осанке находится в пределах площади опоры, образованной стопами, примерно на линии, соединяющей передние края лодыжек.

При функциональных нарушениях осанки мышцы туловища ослаблены, поэтому принять правильную осанку ребенок может лишь ненадолго. У здоровых, гармонично развитых людей юношеская осанка сохраняется до глубокой старости.

Нормальная осанка дошкольника: грудная клетка симметрична, плечи не выступают кпереди, лопатки слегка выступают назад, живот выдается вперед, ноги выпрямлены, намечается поясничный лордоз, остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины.

Нормальная осанка юноши и девушки: остистые отростки расположены по средней линии, ноги выпрямлены, надплечья опущены и находятся на одном уровне; лопатки прижаты к спине; грудная клетка симметрична, молочные железы у девушек и соски у юношей симметричны и находятся на одном уровне; треугольники талии хорошо заметны и симметричны; живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке; физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, у девушек подчеркнут поясничный лордоз, у юношей - грудной кифоз.

Нарушение осанки может формироваться при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а возможно формирование ее нарушений на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера - соединительно-тканная дисплазия позвоночника и крупных суставов, остеохондропатия, рахит, родовые травмы, аномалии развития позвоночника и др. В 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения.

•неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы (например, длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела, в результате чего происходит образование навыка неправильной установки тела)

•неправильное физическое воспитание - недостаточная двигательная активность (гипокинезия) и нерациональное увлечение однообразными упражнениями

•вследствие недостаточной чувствительности рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника

•слабость мышц, удерживающих вертикальное положение позвоночника

•нерациональная одежда

•заболевания внутренних органов

•снижение зрения, слуха

•недостаточная освещенность рабочего места и несоответствие мебели росту ребенка и др.

Обозначим признаки основных видов нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:

•сутуловатость - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза

•круглая спина - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника

вогнутая спина - усиление лордоза в поясничной области

•кругло-вогнутая спина - увеличение грудного кифоза и увеличение увеличение поясничного лордоза

•плоская спина - сглаживание всех физиологических изгибов

•плоско-вогнутая спина - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.

Нарушение осанки – это функциональное (непостоянное) состояние, которое обусловлено отсутствием привычки «держать» спину ровно. При появлении у ребенка сутулости, родители должны обратить внимание, как ребенок сидит за столом, сколько времени проводит сидя за компьютером. Формирование у ребенка привычки поддерживать правильную осанку позволит избежать проблем со здоровьем в будущем. Основные методы формирования правильной осанки это: правильная посадка ребенка за столом, лечебная физкультура, плавание, массаж и пр.

Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половиной туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (лопатки, плечи), голова наклонена в сторону.

Сколиоз – это стойкое искривление позвоночника, которое определяется при осмотре спины и на рентгене позвоночника. У человека со сколиозом искривленный позвоночник отклоняется от этой прямой линии, образуя изгиб влево или вправо, в виде буквы С (С-образный сколиоз). Такое искривление значительно увеличивает нагрузку на позвонки. Для того чтобы компенсировать чрезмерную нагрузку, один из участков позвоночника начинает изгибаться в противоположную сторону, образуя изгиб в виде буквы S (S-образный сколиоз). Такое искривление позвоночника значительно укорачивает его и меняет форму спины. Если позвоночник образует сразу 3 изгиба, такой сколиоз называют Е-образным.

В наибольшей степени развитию сколиоза подвержены дети в возрасте 6-8 лет и 10-14 лет. Это связано с тем, что именно в эти возрастные периоды наблюдается наиболее интенсивный рост костей скелета. Девочки болеют сколиозом в два раза чаще мальчиков.

Иногда сколиоз, начавшись в подростковом возрасте, протекает незаметно для родителей ребенка и, медленно прогрессируя, приводит к появлению первых симптомов уже во взрослом возрасте.

Степень сколиоза определяется врачом-травматологом или ортопедом на основании рентгена позвоночника. На рентгене позвоночника определяют особый угол сколиоза, величина которого указывает на степень сколиоза.

1 степень - угол сколиоза от 1 до 10 градусов. При первой степени сколиоза симптомы малозаметны и, как правило, выявляются при плановом посещении врача. Основные признаки первой степени сколиоза это: сутулость, одно плечо незначительно выше другого.

2 степень - угол сколиоза от 11 до 25 градусов. При второй степени сколиоза симптомы более заметны, появляются периодические боли в спине. Плечи и лопатки расположены несимметрично.

3 степень - угол сколиоза от 26 до 50 градусов. Сколиоз третьей степени проявляется стойкими болями в спине, выраженной деформацией (изменением формы) спины, появляется выпячивание в области ребер (реберный горб).

4 степень - угол сколиоза 51 и более градусов. При сколиозе четвертой степени имеется выраженная деформация туловища, западение ребер с одной стороны грудной клетки и выпячивание с другой (реберный горб).

Лечение сколиоза зависит от причин его развития, возраста и степени и включает консервативные методы (массаж, лечебная гимнастика и пр.) и хирургическое лечение (операция).

Если сколиоз развился на фоне других заболеваний, либо аномалий развития, прежде всего, необходимо устранить причину сколиоза. После устранения причины назначается лечебная гимнастика, массаж и физиотерапия, которые помогают восстановить нормальную осанку.

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку.

Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, - тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе "ласточка" или "рыбка" на животе. Для детей 7-11 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5 - 2 мин, подростками 2 - 2,5 мин, взрослыми - 3 мин.

Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством переходов из положения лежа на спине в положение сед (темп выполнения 15 -16 раз в мин). При нормальном развитии брюшного пресса дети 7 -11 лет выполняют это упражнение 15 -20 раз а в возрасте 12 -16 лет - 25 -30 раз.

Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5 - 7 сек, затем сделать паузу для отдыха в течение 8 - 10 сек и повторить упражнение 3 -5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, по мере их освоения упражнения необходимо усложнить за счет изменения И. п., используя различные положения рук, ног, применяя отягощения (палки, гантели, мячи, медицинболы), увеличения числа повторений до 10 - 12. Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими. Исходные положения для тренировки мышц спины и живота - лежа на спине, животе.

Лечение сколиоза сводится к мобилизации позвоночника, коррекции деформации и удержанию коррекции. Все это достигаете помощью средств ЛФК или путем применения редрессирующих корсетов, гипсовых кроваток, специальных тяг либо комбинированными способами, включающими в себя все перечисленные выше средства. Основным методом лечения сколиоза в настоящее время считают комбинированный.

В комплексной терапии сколиотической болезни используют в основном корригирующие, асимметричные и симметричные упражнения. Корригирующие упражнения предусматривают максимальную мобилизацию позвоночника, на фоне которой проводится коррекция дуги искривления с помощью специальных противоискривляющих (корригирующих) упражнений (рис. 9.7). Асимметричные упражнения также направлены на коррекцию позвоночника но оказывают оптимальное воздействие на его кривизну, умеренно стягивают мышцы и связки на вогнутой стороне дуги искривлений обеспечивают дифференцированное укрепление ослабленных мышц на выпуклой стороне.

В основе симметричных упражнений лежит минимальное биомеханическое воздействие специальных упражнений на кривизну позвоночника. Эти упражнения не требуют учета сложной биомеханики деформированного ОДА, что снижает до минимума риск их ошибочного применения. Симметричные упражнения оказывают неодинаковое воздействие на симметрично расположенные мышцы туловища, которые в результате деформации позвоночника находятся в физиологически несбалансированном состоянии. Слабым мышцам туловища (например, длинным мышцам) при каждом симметричном движении предъявляются повышенные функциональные требования, вследствие чего они тренируются интенсивнее, чем более сильные мышцы. Это суть коррекции нервно-мышечного аппарата и создания уравновешенного мышечного «корсета».

При развитии деформации с последующей торсией существенно нарушаются дыхательная функция и сердечная деятельность вплоть до развития легочного сердца.

Дыхательные упражнения при сколиозе повышают функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, способствуют активной коррекции позвоночника и грудной клетки.

Параллельность плоскостей таза и плечевого пояса нарушается тогда, когда поворот одного отдела позвоночника вокруг вертикальной оси не компенсируется поворотом вокруг той же оси в другом отделе. Деторсионные упражнения, направленные на устранение таких деформаций, предусматривают вращение позвонков в сторону, противоположную торсии, в области сколиоза, на коррекцию сколиоза с выравниванием таза, на растягивание сокращенных и укрепление растянутых мышц в поясничном и грудном отделах.

Деторсионные упражнения выполняют из и.п. лежа, стоя на четвереньках, на наклонной плоскости, в висе на гимнастической стенке, после расслабления мышц.

Разгрузка позвоночника при лечении сколиоза остается необходимым условием для специального и локального воздействия на него. Положение разгрузки не только позволяет более эффективно воздействовать на зону костной деформации, но и улучшить крово -и лимфообращение в окружающих мышцах и связках. Разгрузку часто комбинируют с вытяжением на наклонной плоскости. К пассивному вытяжению относится длительное лежание на функциональной кровати с приподнятым головным концом (используют продольное и поперечное вытяжение).

При лечении сколиозов применяют коррекцию дуги искривления позвоночника и воздействие на отдельные измененные мышечные группы. Активная коррекция слагается из активных корригирующих движений с элементами волевого воздействия. Пассивная коррекция заключается в применении массажа, вытяжения, ортопедических корсетов, валиков и др.

Основные задачи ЛФК: оздоровление организма; создание уравновешенного мышечного «корсета» туловища; улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой и бронхолегочной систем. I Частные задачи ЛФК определяются в соответствии с выраженностью и формой сколиоза.

Средства и формы ЛФК. В занятия Л Г включают общеразвивающие и специальные физические упражнения.

I При сколиозе I степени можно использовать многие виды физической культуры (лыжи, коньки, плавание, волейбол, баскетбол, теннис и др.). Большое внимание следует уделять закаливанию. Проводят симметричную тренировку всех групп мышц, используют

динамические и статические упражнения, упражнения с сопротивлением и отягощением. Для тренировки дыхания показаны динамичекие и статические дыхательные упражнения. Все упражнения дует выполнять из и.п. лежа на спине и на животе.

При сколиозе II степени на фоне общеукрепляющих упражнений меняют самокоррекцию, асимметричную коррекцию, деторсическиe упражнения (по показаниям). Обязательны дыхательные упражнения.

И. И. Кон предлагает корригирующее воздействие на позвоночник, активное у больных со сколиозом I—II степени. И.п. — лежа на спине, на стороне вогнутости искривления, согнутая под углом 90°, преодолевает сопротивление груза, который крепится у ножного конца кровати. При динамическом упражнении вес груза колеблется от 5 до 15 кг,.число движений — от 10 до 50. При статической нагрузке вес варьирует 10 до 40 кг, а время его удержания — от 10 до 30 с. Это упражнение но на сокращение главным образом подвздошно-поясничной ьышцы, уменьшающее сколиотическую дугу, торсию и лордоз. Примерный комплекс упражнений для больного сколиозом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: