Группа качества — это формирование,образованное на принципах добровольности и активизации человеческого фактора, основной задачей которого является непрерывное обучение, поиск, изучение и решение практических задач в системе управления качеством.
Главной целью всей теоретической и практической деятельности по организации кружков качества является повышение конкурентоспособности продукции. Этой главной цели служат все конкретные цели, которые высшее руководство ставит перед членами групп:
- повышение качества продукции;
- повышение удовлетворенности работников своим тру
дом, улучшение морального климата среди членов ра
бочей группы;
- повышение производительности труда;
- обеспечение участия работников всех уровней в выра
ботке управленческих решений;
- повышение квалификации работников;
- снижение текучести кадров и т. д.
При организации групп качества должен быть соблюден ряд принципов, сущность которых заключается в следующем:
1) гласность о состоянии дел с качеством продукции на
предприятии. Только знание истинного положения дел с каче
ством на своем предприятии может пробудить активность ра
бочих, служащих, инженеров добровольно объединиться для
решения проблем, связанных с его повышением. Информа
ция о качестве продукции должна быть доступной для работ
ников всех уровней;
2) абсолютная добровольность формирования групп качества.
Тем не менее организаторам групп рекомендуется вести про
паганду кружков так, чтобы все работники поняли целесооб
разность участия в кружках. При этом организация групп каче
ства может идти по двум направлениям:
- инициативные группы, как это явствует из самого оп
ределения, образуются по желанию самих работников
как инициатива «снизу»;
- планово организуемые группы по предложению адми
нистрации цеха, отделения, участка и т. д. Однако во
втором случае должно быть дано добровольное согласие
трудящихся на участие в работе группы.
3) оптимальный подбор членов группы. Возможны несколь
ко вариантов формирования состава групп:
- в состав группы входят работники разных специальнос
тей, но обеспечивающие друг друга по технологии изго
товления продукции полуфабрикатами, узлами, деталями;
- группа объединяет лиц, работающих в разных структур
ных подразделениях, но выполняющих одинаковые,
сходные или близкие по характеру трудовые функции;
- группа бригадного типа, объединяющая мастеров, бри
гадиров и подчиненных ему рабочих.
Именно такие группы преобладают на японских предприятиях. Японские специалисты, занимающиеся вопросами организации кружков качества, считают целесообразным создание в пределах одной бригады или одного подразделения мини-кружков, которые будут работать над разными аспектами одной и той же проблемы;
4) однородность и разнородность состава групп качества.
По данному признаку группа может быть однородной (группа
инженерно-технических работников и группа рабочих) и раз
нородной — смешанного состава. Практика показывает, что по
тенциал однородных по составу групп значительно выше, чем
смешанных. Группы, где состав более однородный, выдают
больше предложений по совершенствованию качества продук
ции. Эффективность работы кружков в реальном денежном
выражении может быть оценена по сумме экономии, достиг
нутой за счет внедрения предложений. По японским оценкам,
средняя экономия в год от реализации одного предложения
кружка качества составляет 5000 долларов. По данным японс
кого центра производительности, на каждого члена кружка в
среднем приходится 50—60 внедренных предложений;
5) ограниченность численного состава. Группа качества —
небольшое по численности образование. Существует так назы
ваемый «эффект Рингельмана», суть которого состоит в том,
что по мере увеличения числа членов в группе происходит опи
сываемое достаточно строгой математической зависимостью
уменьшение среднего вклада каждого участника в результат групповой деятельности. Оптимальное количество членов группы качества — 5—10 чел. (не меньше 3 и не более 12 чел.)
Решение об организации группы качества на предприятии принимает, как правило, высшее руководство. Процесс организации групп состоит из трех основных этапов: подготовительного, этапа внедрения и этапа функционирования.
На подготовительном этапе создается комитет по группам качества численностью от 5 до 15 человек из представителей высшего и среднего звеньев управления, инженерно-технического персонала, рабочих. Комитет определяет цели программы и вырабатывает общую политику ее внедрения, оценивает достаточность финансовых средств на ее обеспечение, а также желание персонала участвовать в работе групп.
Основная работа на подготовительном этапе — обучение организаторов собственными силами и с привлечением внешних консультантов методам управления качеством продукции и социально-психологическим методам (правилам ведения дискуссий, методам развития творческой инициативы, разрешения конфликтов и т. д.), административным процедурам (умению грамотно вести инструктаж, составлять повестку дня, организовывать работу совещания в соответствии с повесткой дня, вести протокол, оформлять результаты работы группы для представления их руководству).
На этапе внедрения в течение 4—6 месяцев заседания группы посвящены обучению методам управления качеством, в первую очередь статистическим методам контроля качества. В дальнейшем члены кружков собираются самостоятельно, без наставника, обсуждают проблемы, относящиеся к обеспечению качества своей работы, находят их решение и представляют результаты на рассмотрение руководства.
На этапе функционирования группа осуществляет работу на основе плана работы на год с разбивкой по месяцам. Число тем, одновременно разрабатываемых в группе, не должно превышать 5. Перед каждым членом кружка ставится определенная задача и в личных планах членов кружка фиксируются поэтапные сроки ее выполнения.
Считается неэффективным формулировка задач типа «добиться улучшения качества продукции», «снизить количество
брака на 1 %» и т. п. Для любой проблемы должны указываться реальные пути ее достижения, например: «Путем разработки... приспособления».
По данным опроса, проведенного на японских фирмах, где кружки давно успешно функционируют, типовой перечень разрабатываемых тем выглядит следующим образом:
1) качество: исключение причин выпуска продукции низ
кого качества, совершенствование качества изделий,
предотвращение рекламаций;
2) оборудование: предотвращение поломок, совершенство
вание инструмента, оптимизация расстановки обору
дования и последовательности операций;
3) расходы: сокращение затрат на единицу продукции,
эффективное использование рабочего времени, сокра
щение времени обработки;
4) эффективность: рост производительности труда, увели
чение выпуска продукции, сокращение простоев обо
рудования, сокращение сроков поставки готовой про
дукции;
5) контроль и управление: совершенствование организа
ции труда, надзор за технологическими процессами,
стандартизация производственных операций;
6) безопасность: соблюдение правил техники безопаснос
ти, содержание в порядке рабочего времени, совершен
ствование производственной среды.
Важным является также вопрос о периодичности собраний кружков качества. Наиболее приемлемым является проведение собраний два раза в месяц. На японских предприятиях группы качества заседают в обеденный перерыв, после работы, в выходные дни.