Цели и принципы организации групп качества

Группа качестваэто формирование,образованное на прин­ципах добровольности и активизации человеческого фактора, основной задачей которого является непрерывное обучение, поиск, изучение и решение практических задач в системе управления качеством.

Главной целью всей теоретической и практической дея­тельности по организации кружков качества является повыше­ние конкурентоспособности продукции. Этой главной цели слу­жат все конкретные цели, которые высшее руководство ставит перед членами групп:

- повышение качества продукции;

- повышение удовлетворенности работников своим тру­
дом, улучшение морального климата среди членов ра­
бочей группы;

- повышение производительности труда;

- обеспечение участия работников всех уровней в выра­
ботке управленческих решений;

- повышение квалификации работников;

- снижение текучести кадров и т. д.

При организации групп качества должен быть соблюден ряд принципов, сущность которых заключается в следующем:

1) гласность о состоянии дел с качеством продукции на
предприятии.
Только знание истинного положения дел с каче­
ством на своем предприятии может пробудить активность ра­
бочих, служащих, инженеров добровольно объединиться для
решения проблем, связанных с его повышением. Информа­
ция о качестве продукции должна быть доступной для работ­
ников всех уровней;

2) абсолютная добровольность формирования групп качества.
Тем не менее организаторам групп рекомендуется вести про­
паганду кружков так, чтобы все работники поняли целесооб­
разность участия в кружках. При этом организация групп каче­
ства может идти по двум направлениям:

- инициативные группы, как это явствует из самого оп­
ределения, образуются по желанию самих работников
как инициатива «снизу»;


- планово организуемые группы по предложению адми­
нистрации цеха, отделения, участка и т. д. Однако во
втором случае должно быть дано добровольное согласие
трудящихся на участие в работе группы.

3) оптимальный подбор членов группы. Возможны несколь­
ко вариантов формирования состава групп:

- в состав группы входят работники разных специальнос­
тей, но обеспечивающие друг друга по технологии изго­
товления продукции полуфабрикатами, узлами, деталями;

- группа объединяет лиц, работающих в разных структур­
ных подразделениях, но выполняющих одинаковые,
сходные или близкие по характеру трудовые функции;

- группа бригадного типа, объединяющая мастеров, бри­
гадиров и подчиненных ему рабочих.

Именно такие группы преобладают на японских предпри­ятиях. Японские специалисты, занимающиеся вопросами орга­низации кружков качества, считают целесообразным создание в пределах одной бригады или одного подразделения мини-кружков, которые будут работать над разными аспектами од­ной и той же проблемы;

4) однородность и разнородность состава групп качества.
По данному признаку группа может быть однородной (группа
инженерно-технических работников и группа рабочих) и раз­
нородной
— смешанного состава. Практика показывает, что по­
тенциал однородных по составу групп значительно выше, чем
смешанных. Группы, где состав более однородный, выдают
больше предложений по совершенствованию качества продук­
ции. Эффективность работы кружков в реальном денежном
выражении может быть оценена по сумме экономии, достиг­
нутой за счет внедрения предложений. По японским оценкам,
средняя экономия в год от реализации одного предложения
кружка качества составляет 5000 долларов. По данным японс­
кого центра производительности, на каждого члена кружка в
среднем приходится 50—60 внедренных предложений;

5) ограниченность численного состава. Группа качества —
небольшое по численности образование. Существует так назы­
ваемый «эффект Рингельмана», суть которого состоит в том,
что по мере увеличения числа членов в группе происходит опи­
сываемое достаточно строгой математической зависимостью


уменьшение среднего вклада каждого участника в результат групповой деятельности. Оптимальное количество членов группы качества — 5—10 чел. (не меньше 3 и не более 12 чел.)

Решение об организации группы качества на предприя­тии принимает, как правило, высшее руководство. Процесс организации групп состоит из трех основных этапов: подгото­вительного, этапа внедрения и этапа функционирования.

На подготовительном этапе создается комитет по группам качества численностью от 5 до 15 человек из представителей высшего и среднего звеньев управления, инженерно-техничес­кого персонала, рабочих. Комитет определяет цели программы и вырабатывает общую политику ее внедрения, оценивает до­статочность финансовых средств на ее обеспечение, а также желание персонала участвовать в работе групп.

Основная работа на подготовительном этапе — обучение организаторов собственными силами и с привлечением вне­шних консультантов методам управления качеством продукции и социально-психологическим методам (правилам ведения дис­куссий, методам развития творческой инициативы, разреше­ния конфликтов и т. д.), административным процедурам (уме­нию грамотно вести инструктаж, составлять повестку дня, орга­низовывать работу совещания в соответствии с повесткой дня, вести протокол, оформлять результаты работы группы для пред­ставления их руководству).

На этапе внедрения в течение 4—6 месяцев заседания груп­пы посвящены обучению методам управления качеством, в первую очередь статистическим методам контроля качества. В дальнейшем члены кружков собираются самостоятельно, без наставника, обсуждают проблемы, относящиеся к обеспече­нию качества своей работы, находят их решение и представля­ют результаты на рассмотрение руководства.

На этапе функционирования группа осуществляет работу на основе плана работы на год с разбивкой по месяцам. Число тем, одновременно разрабатываемых в группе, не должно пре­вышать 5. Перед каждым членом кружка ставится определенная задача и в личных планах членов кружка фиксируются поэтап­ные сроки ее выполнения.

Считается неэффективным формулировка задач типа «до­биться улучшения качества продукции», «снизить количество


брака на 1 %» и т. п. Для любой проблемы должны указываться реальные пути ее достижения, например: «Путем разработки... приспособления».

По данным опроса, проведенного на японских фирмах, где кружки давно успешно функционируют, типовой перечень разрабатываемых тем выглядит следующим образом:

1) качество: исключение причин выпуска продукции низ­
кого качества, совершенствование качества изделий,
предотвращение рекламаций;

2) оборудование: предотвращение поломок, совершенство­
вание инструмента, оптимизация расстановки обору­
дования и последовательности операций;

3) расходы: сокращение затрат на единицу продукции,
эффективное использование рабочего времени, сокра­
щение времени обработки;

4) эффективность: рост производительности труда, увели­
чение выпуска продукции, сокращение простоев обо­
рудования, сокращение сроков поставки готовой про­
дукции;

5) контроль и управление: совершенствование организа­
ции труда, надзор за технологическими процессами,
стандартизация производственных операций;

6) безопасность: соблюдение правил техники безопаснос­
ти, содержание в порядке рабочего времени, совершен­
ствование производственной среды.

Важным является также вопрос о периодичности собра­ний кружков качества. Наиболее приемлемым является прове­дение собраний два раза в месяц. На японских предприятиях группы качества заседают в обеденный перерыв, после рабо­ты, в выходные дни.






Подборка статей по вашей теме: