Управление качеством — действия,осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения необходимого уровня ее качества.
Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают на всех стадиях жизненного цикла продукции.
Выработка управляющих решений производится на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления.
Основной задачей каждого предприятия является производство конкурентоспособной продукции (услуг).
В мировой практике конкурентоспособность определяется следующими основными факторами:
|
|
- соответствием качества продукции требованиям рынка
и конкретного потребителя;
- совокупными затратами на эксплуатацию продукции;
- способностью предприятия осуществлять поставки в сро
ки, необходимые потребителю;
- репутацией предприятия на рынке, наличием и спо
собностью представить аргументы, подтверждающие на
дежность предприятия как партнера.
Формируя программу повышения конкурентоспособности продукции, предприятиям следует иметь в виду все эти целевые установки.
Способность предприятия достигать свои цели, обеспечивая конкурентоспособность выпускаемой продукции, определяется действующей на предприятии системой организации производства и управления. Исторически так сложилось, что все это интегрируется в понятие «система управления качеством». Поэтому можно сказать, что сегодня конкурентная борьба предприятий — это борьба действующих на них систем управления качеством.
Система управления качеством продукции— совокупность управляющих органов управления, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств при управлении качеством продукции.
Система управления качеством продукции должна предусматривать совокупность взаимоувязанных организационных, технических, экономических и социальных мероприятий по обеспечению целей управления качеством продукции.
Системный подход к вопросам управления требует рассматривать систему управления качеством продукции как неотъемлемую, а не автономную часть управления предприятием.
Изучая системное управление качеством, будем исходить из того, что основу управления качеством продукции на предприятии составляет спроектированная и обязательно документированная система управления качеством.