Для получения индивидуальных результатов суммируйте все отмеченные баллы. Минимально возможное количество баллов при заполнении теста равняется 25, максимальное - 175.
Желательно выполнить это задание всеми членами группы и получить средний результат оценок. После этого обсудите выполненное задание в группе.
25 - 48 баллов группа отрицательно мотивирована.
49 - 74 баллов группа слабо мотивирована.
75 - 125 баллов группа недостаточно мотивирована на положительные результаты в деятельности.
126 - 151 баллов группа в достаточной степени ориентирована на достижение успеха в деятельности.
152 - 175 баллов группа положительно мотивирована на успех в деятельности.
Опросник межличностной зависимости |
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика межличностных отношений | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Опросник межличностной зависимости {Interpersonal Dependency Inventory) был создан Р. Гиршфильдом совместно с коллегами в 1977 г. (Hirschfeld, 1977). На протяжении нескольких десятилетий американскими учеными проводилась стандартизация опросника. Многочисленные исследования подтвердили высокую валидность и надежность шкал методики, в настоящее время она широко используется в зарубежной психологии для диагностики межличностной зависимости. Однако в отечественной психологии пока не создано специальной методики, нацеленной на диагностику зависимости в межличностных отношениях, равно как и отсутствуют адаптированные к нашей действительности методики зарубежных авторов. В связи с этим нами была предпринята попытка адаптирования Опросника межличностной зависимости Р. Гиршфильда.
Опросник межличностной зависимости может быть использован как в индивидуальной, так и в групповой форме диагностики. Выполнение опросника не требует ограничения во времени. В групповой форме оно занимает, как правило, 15-20 минут. Опросник состоит из 48 утверждений, которые распределяются по 3 шкалам: 1) эмоциональная опора на других (ЭО) {Emotional Reliance on Others, 18 вопросов),
1. неуверенность в себе (Н) {Lack of Self-Confidence, 16 вопросов),
2. стремление к автономии (A) {Assertion of Autonomy, 14 вопросов). Итоговое значение зависимости (3) подсчитывается путем суммирования
полученных баллов по первым двум шкалам и вычитания из данной суммы баллов, полученных по третьей шкале: 3 = ЭО + Н - А
Инструкция «При чтении каждого высказывания подумайте, в какой мере оно может быть отнесено к вам. Для ответов используйте следующую шкалу:
1. балл - не характерно для меня;
2. балла - немного характерно для меня;
3. балла - вполне характерно для меня;
4. балла - очень сильно характерно для меня».
Текст опросника
1. Я предпочитаю находиться в одиночестве.
2. Когда я должен принять решение, я всегда спрашиваю совета.
3. Я выполняю свою работу на высшем уровне, когда я знаю, что она будет высоко оценена.
4. Я не могу выносить суеты вокруг меня, когда я болен (огорчен).
5. Я бы скорее был ведомым, чем лидером.
6. Я верю, что люди могли бы сделать гораздо больше для меня, если бы они хотели.
7. Ребенком для меня было очень важно доставлять удовольствие родителям.
8. Я не нуждаюсь в том, чтобы другие улучшали мое самочувствие.
9. Неодобрение со стороны того, о ком я забочусь, очень болезненно для меня.
10. Я чувствую себя уверенным в своей способности иметь дело с большинством из тех личностных проблем, с которыми я, вероятно, встречусь жизни.
11. Единственный человек, которому я хочу доставить удовольствие, - это я.
12. Мысль о потере близкого друга ужасает меня.
13. Я быстро соглашаюсь с мнением, которое ожидается другими.
14. Я полагаюсь только на себя.
15. Я был бы полностью потерян, если бы я не имел кого-то особенного.
16. Я расстраиваюсь, когда кто-то обнаруживает ошибку, которую я совершил.
17. Мне тяжело просить кого-нибудь о помощи.
18. Я ненавижу, когда люди проявляют ко мне симпатию.
19. Я легко обескураживаюсь, когда я не получаю того, чего я нуждаюсь от окружающих.
20. В споре я легко уступаю.
21. Мне не надо многого от других.
22. У меня должен быть один человек, который жил бы специально для меня.
23. Когда я иду на вечеринку, я ожидаю, что понравлюсь другим людям.
24. Я чувствую себя лучше, когда я знаю кого-либо еще в команде.
25. Когда я болею, я предпочитаю, чтобы мои друзья оставили меня одного.
26. Я никогда не бываю более счастлив, чем когда люди говорят, что я хорошо выполнил свою работу.
27. Мне тяжело составить мнение о телевизионном шоу или кинофильме, до тех пор пока я не узнаю мнение об этом других людей.
28. Я склонен игнорировать чувства других людей, чтобы совершить что-нибудь важное для меня.
29. Мне нужен одни человек, который ставит меня выше других.
30. В социальных ситуациях я склонен быть очень самоуверенным.
31. Я ни в ком не нуждаюсь.
32. Мне очень тяжело принимать решения самостоятельно.
33. Я склонен воображать худшее, если любимый человек не прибыл, как ожидалось.
34. Даже когда что-то неладно, я могу добиться успеха без помощи друзей.
35. Я склонен ожидать слишком многого от других.
36. Я не люблю покупать одежду самостоятельно.
37. Я склонен к одиночеству.
38. Я чувствую, что я действительно никогда не получу всего, чего я хотел бы получить от других.
39. Когда я встречаю новых людей, я боюсь, что я сделаю что-то неправильно.
40. Даже если большинство людей отвернется от меня, я бы выдержал, если кто-то, кого я люблю, оставался со мной.
41. Я бы скорее остался свободным от других, чем рисковал разочарованиями.
42. На меня не влияет, что люди думают обо мне.
43. Я думаю, что большинство людей не понимают, как легко они могут обидеть меня.
44. Я очень уверен в своих суждениях.
45. У меня возникает ужасный страх, что я потеряю любовь и поддержку людей, в которых я очень нуждаюсь.
46. У меня нет качеств, необходимых хорошему лидеру.
47. Я бы чувствовал себя несчастным, если бы меня покинул кто-то, кого я люблю.
48. Меня не волнует, что другие думают обо мне.
Обработка и интерпретация результатов
Обработка результатов теста осуществляется путем суммирования баллов, данных по пунктам, относящимся к каждой шкале, с учетом наличия прямых и обратных утверждений. Вопросы № 10, 23, 44 являются обратными, поэтому при обработке соответствующие им значения меняются на противоположные («1» - 4, «2» - 3, «3» - 2, «4» - 1).
Полученный суммарный балл представляет собой итоговый показатель по шкале, который оценивается в соответствии с приведенными ниже нормами. При этом тестовые нормы по шкалам эмоциональной опоры на других, автономии и зависимости различаются для мужчин и для женщин, а по шкале неуверенности в себе нормы единые.
Тестовые нормы оценивания выраженности эмоциональной опоры на других, неуверенности в себе, стремления к автономии, зависимости (мужчины)
Тестовые нормы оценивания выраженности эмоциональной опоры на других, неуверенности в себе, стремления к автономии, зависимости (женщины)
|