Тема: Роман О.Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Цель занятия: 1. Изучение творчества О.Уайльда; 2. Прочитать роман «Портрет Дориана Грея» как произведение эстетического направления в английской литературе.

Студент должен

знать:

- основные этапы творческого пути О.Уайльда;

- содержание литературных произведений О. Уайльда;

уметь:

- анализировать произведения О.Уайльда на примере романа «Портрет Дориана Грея»;

- определять характерные черты эстетизма на конкретном художественном материале.

Вводные пояснения. ОскарУайльд (1854 – 1900) – выдающийся английский писатель второй половины Х1Х века, проживший недолгую, яркую и трагическую жизнь, возглавившийэстетизмкак литературное течение в Англии. Он – поэт, прозаик, драматург, теоретик литературы. Он определил свои эстетические установки в статьях, вошедших в сборник «Намерения» (1891). В своем творчестве и в своей реальной жизни, в поведении, в поступках он отстранялся от обыденной жизни буржуазного общества, где царит несправедливость, и уходил в обитель красоты. Трагедия Уайльда в том, что он преступил Закон, проигнорировал Мораль, и это произошло в викторианской Англии, где лицемерная мораль была возведена в традицию. Уайльд и в жизни, и в творчестве был парадоксалистом. Для него центр мироздания – он сам. И он не скрывал этого, утверждая, что «любовь к самому себе – это единственный роман, длящийся пожизненно». «Люди не эгоистичные всегда бесцветны, – утверждал он. – В них не хватает индивидуальности». Живя в основном в Лондоне (родился в Дублине, как его предшественник в литературе Джонатан Свифт и последователь Джеймс Джойс), Уайльд учился пленять общество как собеседник и рассказчик, развивая свои эстетические вкусы. Именно замечательный устный дар рассказчика дал ему пропуск в аристократический мир, бывший для него всегда притягательной целью, - в политические и литературные салоны Англии, а потом Америки. «Апостол эстетизма» - таково было в английском обществе официальное звание Оскара Уайльда. Красота и наслаждение – вот чему он поклонялся. Его зачастую вызывающее поведение, блеск и фейерверк ума, отклонения от нравственных норм пуританского английского общества привели его к судебному процессу (1895) и приговору к тюремному заключению, из которого он вышел на свободу больным, сломленным и опустошенным человеком. Все это он описал в «Балладе Редингской тюрьмы» (1898).

В своем художественном творчестве, отказываясь от реализма, Уайльд тем не менее часто преодолевал эстетство и аморализм. В этом плане очень характерны его сказки, вошедшие в сборники «Счастливый принц и другие сказки» (1888) и «Гранатовый домик» (1891). В них он явно отступает от циничной позиции гедониста и аморалиста и соединяет идеал красоты с эстетическим началом. В сказке «Счастливый принц» Уайльд поэтизирует деятельное добро. В своих пьесах-комедиях «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Идеальный муж» (1895), «Как важно быть серьезным» (1895) он создает остроумные, изящные сюжеты, на первый план которых выступает критика нравов и морали аристократических кругов английского общества. Лучшее произведение Уайльда – роман «Портрет Дориана Грея» (1891), в котором воплотились излюбленные эстетские представления писателя: искусство выше жизни, наслаждение важнее всего, красота превыше морали.

Вопросы и задания к самостоятельной работе студентов. 1. Проследить информацию романа о жизни Дориана Грея. Каким было положение Дориана в семье? Какое воспитание и образование он получил? Его отношения с близкими и друзьями. Его отношение к миру, поиск смысла жизни. 2. Друзья-наставники Дориана лорд Генри и художник Бэзил. Какое влияние они оказывают на своего младшего друга? Чье влияние сильнее? 3. Любовная линия в романе. Дориан и Сибила. Что восхищает Дориана в Сибиле? Какое значение для него имела ее принадлежность к артистическому миру? Как можно объяснить разочарование Дориана в любви? 4. Проследить сюжетные перипетии портрета Дориана. Что можно узнать из романа об эстетических установках автора портрета Бэзила? Как меняется изображение Дориана на холсте после каждого его преступления?

Индивидуальные задания (сообщения, доклады). 1. Сказки О.Уайльда. 2. Драматургия О.Уайльда. 3. Другие «портреты» в мировой литературе: «Портрет» Н.В.Гоголя и «Овальный портрет» Э.По.

План занятия.

1. Концепция искусства в романе «Портрет Дориана Грея». В маленькой вступительной части к роману («Предисловие») говорится: «Художник – тот, кто создает прекрасное… Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все. / Мысль и Слово для художника – средства Искусства. / Порок и Добродетель – материал для его творчества… В сущности, Искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». Можно ли согласиться с такой трактовкой искусства?

2. Дориан и окружающий мир:

а) детство и юность Дориана, его первые впечатления от мира взрослых;

б) представления Дориана о красоте, искусстве и реальной жизни. Как они соотносятся между собой в сознании героя?

в) роковой выбор Дориана между реальной действительностью и искусством: между лордом Генри и художником Бэзилом Холлуэрдом; между реальной любовью и театром; между собственной живой личностью и портретом.

3. Символика портрета Дориана Грея:

а) раздвоенное существование: реальный человек и его воплощение в искусстве; портрет – душа Дориана, зеркальное отражение его преступной жизни; правда Дориана и правда искусства (портрета);

б) Сибила, ее брат Джеймс Вэйн, Адриан Синглтон, Бэзил Холлуэрд, химик-музыкант Алан Кемпбелл - жертвы искусства или жестокой морали?

3. Чтение и анализ финальной сцены романа. Конфликт искусства и жизни, его исход. Искусство или человек восстанавливает равновесие? Справедливо ли возмездие Дориану?

Литература.

Уайльд Оскар. Портрет Дориана Грея (любое издание).

Гоголь Н.В. Портрет (любое издание).

По Э. Овальный портрет (любое издание).

Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы / Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1975. – С. 348 – 354.

Акройд П. Завещание Оскара Уайльда. Роман // Иностранная литература. – 1993. - №11.

Безелянский Ю. Знаменитые писатели Запада. 55 портретов. – М.:Эксмо, 2008. – С.58 – 76.

Образцова А.Г. Волшебник или шут? Театр Оскара Уайльда. – СПб.: «Дмитрий Буланин».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: