Тема: Повесть Э.Хемингуэя «Старик и море»

Цель занятия: 1. Изучение творчества Э.Хэмингуэя; 2. Анализ повести «Старик и море».

Студент должен

знать:

- основные этапы творческого пути Э.Хэмингуэя;

- содержание литературных произведений Э.Хэмингуэя;

уметь:

- анализировать произведения Э.Хэмингуэя на примере повести «Старик и море»;

- определять характерные черты творчества писателя.

Вводные пояснения. Эрнест Миллер Хемингуэй (1899 – 1961) – выдающийся американский писатель ХХ века, лауреат Нобелевской премии (1954). Работая в газете, Хемингуэй выработал свой стиль, и эта журналистская практика сыграла важную роль в формировании художественного мира писателя. В мае последнего года Первой мировой войны восемнадцатилетний Хемингуэй в составе санитарных частей на корабле «Чикаго» пересекает Атлантический океан и попадает на фронт, принимает участие в боях на севере Италии. На машине Красного креста он перевозит раненых, а в июле 1918 года, получив тяжелое ранение, попадает в госпиталь в Милане, где проводит три месяца. Обо всем увиденном Хемингуэй пишет в газетных репортажах, а в 1920-е годы тема войны станет основной в его творчестве. Война становится главным фактором формирования «потерянного поколения», к которому всецело принадлежит Хемингуэй, наряду с Ф.С.Фицджеральдом, немецким писателем Э.М.Ремарком, английским писателем Р.Олдингтоном. Война побудила «потерянных» к поиску истинных ценностей жизни взамен утраченных идеалов. О войне и судьбе ее участников Хемингуэй пишет в рассказах сборника «В наше время» (1925), в романах «И восходит солнце» (1926) и «Прощай, оружие!» (1929). Нравственное кредо Хемингуэя – мужество и достоинство человека в суровом испытании – воплотилось в органическом сочетании объективного и субъективного в произведениях писателя: отход от традиционного описания, точное воспроизведение действий и фактов, простота лексики и синтаксиса, установка на устную речь. Отсюда – обилие диалогов в текстах Хемингуэя, поражающих достоверностью, драматической напряженностью, содержащих огромный объем художественной информации. Столь же значительную роль в произведениях Хемингуэя играет подтекст. «Задача писателя неизменна, - говорил он. – Сам он меняется, но задача его остается та же. Она всегда в том, чтобы писать правдиво, и поняв, в чем правда, выразить ее так, чтобы она вошла в сознание читателя частью его собственного опыта».

В качестве корреспондента канадской газеты «Торонто Стар» Хемингуэй в 1920-е годы объездил многие европейские страны, не раз выезжал в Африку, отразив свои впечатления в книгах очерков «Смерть после полудня» (1932) и «Зеленые холмы Африки» (1935), а также в рассказах, лучший из которых – «В снегах Килиманджаро» (1936). В 1936 году принял участие в Гражданской войне в Испании. События этой войны стали тематической основой романа «По ком звонит колокол» (1940). В мире Хемингуэя понятия «победа» и «поражение» меняются местами. Одну из своих статей писатель озаглавил «Победитель не получает ничего». Зато победу, нравственную победу, его герои часто обретают именно в поражении. Таков путь исканий всех героев Хемингуэя, а наивысшим выражением этого пути станет история Старика в повести «Старик и море» (1952).

Вопросы и задания к самостоятельной работе студентов. 1. В ходечтенияповести проследить развитие сюжета, отметить наиболее важные события. 2. Проследить группировку персонажей повести, их взаимоотношения. 3. Развитие образа Старика: его поведение на берегу и в море; мечта и смысл жизни Старика; отношения Старика и Мальчика. 4. Старик и Море: в чем смысл название повести? Сравнить первоначальную позицию героя по отношению к морю и финал сюжета. Изменилось ли отношение Старика к морю и его обитателям? В чем? Как это описано в повести?

Индивидуальные задания (сообщения, доклады). 1. Мой любимый роман Э.Хемингуэя. 2. Литература «потерянного поколения».

План занятия.

1. Старик и Мальчик в повести. Что их связывает и что разделяет? Возможна ли эстафета поколений и времен в этих отношениях?

2. Сны и явь в жизни старика. Как проявляются в его снах черты личности? Какие? Подтверждает ли его портрет эти качества?

3. Старик и Море:

а) отношение Старика к морю и его обитателям. Встреча с рыбой. Встреча с акулами. Система морских поединков: человек и рыба; человек и акулы; рыба и акулы; человек и морская стихия.

б) место Мальчика в морской охоте Старика. Что Мальчик олицетворяет для Сантьяго: берег или море? Кем является Старик для Мальчика?

4. Мотив одиночества и философия современного индивидуализма в повести. Средства их воплощения:

а) структура повествования: смешение реальности морской охоты героя с его воспоминаниями, снами, чувствами;

б) знаковые приемы стиля Хемингуэя: повторяющиеся слова-мотивы; психологический самодиалог Старика; его обращения-мольбы к отдельным частям собственного тела; диалоги с Богом; заветные молитвы для крайних случаев в жизни.

Литература

Хэмингуэй Э. Старик и море (любое издание).

Зарубежная литература ХХ века / Учебн. Под ред Л.Г.Андреева. – М.: Высш. школа, 1996. – С. 354 – 368.

История зарубежной литературы ХХ века / Учебн. Под ред. Л.Г.Михайловой и Я.Н Засурского. – М.: ТК Велби, 2003. – С.251 – 255.

Гей Н.К. Художественность литературы. – М.: Наука, 1975. – С. 413 – 440.

Грибанов Б. Эрнест Хемингуэй: Герой и время. – М., 1980.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: