В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концепция управления качеством продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления.
При подготовке большей части специалистов в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях, а также во всей системе повышения квалификации и послевузовского образования в учебные планы, как правило, введен курс «Управление качеством». Так, при подготовке специалистов с высшим образованием основными дидактическими единицами учебной программы дисциплины «Управление качеством» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент» должны быть: сущность качества и управления им; основные методы управления качеством; квалиметрия как наука, ее роль и методы в области практического применения. Примерно те же дидактические единицы (но более широкою спектра) приведены в других государственных образовательны* стандартах по направлениям экономико-управленческих специализаций по одноименной учебной дисциплине.
|
|
Данный учебник соответствует требованиям государственного профессионального стандарта к дисциплине «Управление качеством». Весь материал представлен в трех разделах:
1) основы управления качеством;
2) квалиметрия и ее практическое использование в управлении качеством;
3) обеспечение управления качеством.
Вспомогательные материалы учебника представлены в приложениях.
Следует заметить, что объектами управления качеством в соответствии с профессиональным стандартом и учебной программой дисциплины «Управление качеством» являются, в основном, результаты деятельности предприятий и организаций — продукция, услуги и работы. Именно они определяют итоги деятельности каждого предприятия в условиях рынка и конкуренции. В связи с этим там, где речь идет о качестве и управлении им, под объектами управления следует понимать продукцию, услуги и работы.
|
|
В учебнике использована научная литература и периодические издания, законодательные и подзаконные акты, стандарты (международные, межгосударственные, российские и другие), нормативно-техническая и нормативно-методическая документация, а также материалы, прямо или косвенно связанные с управлением качеством.
Автор будет благодарен всем, кто сочтет возможным и целесообразным дать свои предложения по улучшению содержания данного учебника.
Основы управления качеством |