(на основе законодательства принципов ГОСТ Р ИСО серии 9 0 0 С на системы менеджмента качества и концепции всеобщего управления качеством — TQM)
Рис. 1.1.2. Структура совокупности знаний об управлении качеством
Одним из главенствующих результатов деятельности организаций и промышленных предприятий является выпуск продукции, выполнение различного вида услуг.
Номенклатура продукции очень широка и включает, как известно, изделия и продукты. Те и другие являются вещественным результатом научной и производственно-хозяйственной деятельности (ПХД) и предназначены для удовлетворения определенных потребностей. Каждый вид продукции имеет свой жизненный цикл - совокупность взаимосвязанных последовательных процессов изменения состояния продукции, начиная от идеи, исследования возможности создания продукции до прекращения эксплуатации или потребления включительно.
1.1.4. Стадии и этапы жизненного цикла продукции, услуг
Жизненный цикл продукции подразделяется на ряд стадий,
|
|
каждая из которых характеризуется спецификой работ и конечными результатами.
1. Исследование, проектирование и разработка продукции - перспективные маркетинговые исследования; фундаментальные и прогнозные НИР и научные исследования; прикладные маркетинговые исследования и нормирование требований к качеству продукции; проведение прикладных НИР; разработка ТЗ и оценка проектно-технического уровня продукции; составление бизнес-плана разработки и производства новой продукции, привлечение инвестиций; разработка технической документации и проведение проектных экспериментальных работ; изготовление и испытания опытного образца или опытной партии; доработка, проверка, корректировка и утверждение технической документации, в том числе получение сертификатов качества; маркетинговое и коммерческое -тестирование продукции; изучение, анализ и использование опыта по созданию и эксплуатации экспериментальной продукции на всех стадиях се жизненного цикла; корректировка и/или модификация продукции и технической документации; отбор целевых рынков, который проводится параллельно с проектированием и разработкой продукции; разработка комплекса маркетинговых мероприятий.
2. Изготовление продукции - технологическая и метрологическая подготовка производства; материально-техническое снабжение (МТС); входной контроль и осуществление производственного процесса изготовления от установочной и головной контрольной серии до установившегося потока продукции; обеспечение идентификации и про-
слеживаемости; приемочный контроль и проведение испытаний готовой продукции; анализ, использование и утилизация продукции, не соответствующей требованиям; корректировка технологии и производственного процесса; подготовка продукции к транспортированию и хранению; техническая помощь потребителям в обслуживании, ремонте и утилизации продукции; реализация маркетинговых мероприятий на стадии изготовления.
|
|
3. Товарооборот {обращение и реализация) или товарообращение продукции - реализация маркетинговых мероприятий на стадии товарооборота; сбыт и распределение, в том числе допродажное обслуживание; отгрузка; транспортирование; хранение; розничная продажа для части товаров народного потребления; монтаж для изделий, монтируемых на месте эксплуатации; авторский надзор и обеспечение обратной связи с потребителями и рынками.
4. Использование {эксплуатация или потребление) продукции приемочный контроль продукции для использования, эксплуатации или потребления (ввод в эксплуатацию); целевое использование (потребление); техническое обслуживание и профилактический ремонт продукции (послепродажное обслуживание); ремонт, восстановление; снятие с эксплуатации; авторский надзор, реализация маркетинговых мероприятий и обеспечение обратной связи с эксплуатационниками на стадии использования продукции.
5. Утилизация или уничтожение после использования - подготовка
к утилизации для продукции, подлежащей утилизации, или уничто
жение - для продукции, подлежащей уничтожению; утилизация или
уничтожение; авторский надзор, оказание помощи в утилизации или
уничтожении и обеспечение обратной связи.
В составе названных на основе обобщения стадий и этапов жизненного цикла продукции стадия товарооборота (или ее можно назвать также стадией товарообращения) выделена в отдельную стадию из-за ее значимости в рыночной экономике.
Целесообразно также рассматривать как отдельную стадию жизненного цикла работы по утилизации или уничтожению продукции, что связано с вопросами охраны окружающей среды, безопасности, вторичного использования и т.п. Особенно это касается продукции, способной после ее изъятия из эксплуатации негативно влиять на человека, фауну, флору и природу в целом.
Аналогичными могут быть стадии жизненного цикла услуг, в том числе:
• исследование, проектирование и разработка;
• изготовление:
• реализация;
• использование.
1. 1. 5. Уровень качества и законы спроса и предложения
Одной из важнейших категорий управления качеством является уровень качества. Применительно к продукции, услуге, процессу, работе в соответствии с отечественным стандартизованным определением уровень качества представляет собой относительную характеристику, основанную на сравнении совокупности показателей качества продукции, услуг, процесса, работ с соответствующей совокупностью базовых показателей.
Учитывая значимость влияния уровня качества на результаты всей деятельности любого предприятия, необходимо остановиться на этом понятии. Стандартизованное определение термина «уровень качества», которое было дано выше, можно признать правомочным. Это обусловлено тем, что в формальном смысле уровень качества носит сравнительный характер, т.е. во многом является относительным, показывающим отклонение оцениваемых объектов от базы сравнения. Однако сравнительный уровень качества следует воспринимать как более общее понятие, чем относительный уровень.
Содержание уровня качества может состоять также в его абсолютном понимании. Например, значения показателей ресурса, удельной мощности прибора, интегрального показателя и т.п. определяют абсолютный уровень качества, что можег в дальнейшем восприниматься как база для сравнения.
|
|
Вместе с т е м для условий рынка, с точки зрения потребителя, в том определении относительного уровня качества не все воспринимается однозначно, так как, чтобы судить о качестве какого-либо объекта, недостаточно располагать только сравнительными данными о всех ею важнейших свойствах. Необходимо также учитывать условия использования рассматриваемого объекта и меру удовлетворения им потребностей потребителей. Например, при сравнении усилителей низкой частоты с выходными мощностями iO и 100 Вт (с равными прочими показателями, за исключением, естественно, потребляемой мощности, габаритов и стоимости) можно считать, что потребителю, предполагающему использовать данное изделие в большом зале, второй, более мощный усилитель подойдет больше и, с его точки зрения, качество изделия будет более высоким; и наоборот, потребителю, предполагающему использовать усилитель в небольшом помещении, второй усилитель нe подойдет, так как его выходная мощность будет использоваться примерно на 10%, а стоимость, потребляемая мощность и габариты будут значительно больше необходимых. Таким образом, для этого потребителя первое изделие бу-
дет иметь более высокое качество Следовательно, уровень качества, например, продукции прежде всего связан с тем, насколько она пригодна выполнять функции по своему предназначению и «оялетво- рять требования потребителей.
Уровень качества кж количественную возможность vjOB,ieTBO-рять определенные потребности можно связать с затратами на прот--.. icTBO и эксплуатацию
* = П 3. (1.1.1)
где П - количество таяиепюренныл потребностей, 3 - впрэты на удовлетворение потребностей при производстве и эксплуатации продукции.
Однако это, в сущности, не уровень качества, а один из показателей, характеризующий уровень качества, -- интегральный показатель. Такое толкование уровня качества исходит из понятия «уровень» в русском языке (уровень горизонтальная плоскость, граница высоты чего-нибудь; степень величины, развития чего-нибудь), но оно не включает относительные характеристики сравнения с конкурентами. аналогами, стандартами, эталонами и другими образцами, принятыми в качестве базовых. Поэтому наиболее правомерным и более объективным, отражающим современные условия, представляется уровень качества, характеризующий результат сравнения полезности определенной совокупности достигнутых показателей качества рассматриваемого объекта (на любой из его стадий жизненного цикла или их совокупности» применительно к условиям его использования с соответствующими значениями показателей образцов конкурентов, эталонов, стандартов, аналогов и т.п.
|
|
Оценку качества можно понимать как процесс оценивания, с одной стороны, а с другой - как ее результат. Поэтому оценку уровня качества следует рассматривать как совокупность операций, осуществляемых в зависимости от установленной цели и включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемого объекта, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми (конкурентными, эталонными и т.п.).
Для целей и адач современного управления целесообразно оперировать следующими типовыми видами уровней качества: техническим, экономическим и обобщающим их технико-экономическим. Именно эти виды уровней (с учетом их классификации по уровням интеграции и стадиям жизненного цикла товара:! - исследование и проектирование, 2 - изготовление. 3 - товарообращение. 4 - использование, 5 - утилизация или уничтожение) представляют наибольший практический интерес для менеджмента (табл. I 1.1).
Применительно к рыночным отношениям технический уровень качества продукции представляет собой такой уровень ее качества, который характеризует техническое совершенство оцениваемой продукции (на