(продавца) к повышению каждого
Из качественных уровней
(проектно-технического
| Кривая предложения при повышении каждого из качественных уровней. УТТО иконкурентоспособности товара в целок/ смещается влево а при понижении — вправо |
И др.) УТТО и конку
Рентос.пособности
Товара
В целом
Кривая спроса при повышение «Рынок \* каждого из качественных уровней покупателя» \ УТТО и конкурентоспособности Зона относи- \товара в целом смещается вправо. дельного безразличия\ а ПРИ понижении — влево изготовителя (продавца) к повышению каждого из качественных уровней, УТТО и конкурентоспособности товара в целом
Предложение
Спрос
Объем спроса и предложения товара
Рис. 1.1.3. Спрос и предложение товара в зависимости
от его цены и характер влияния на них качественных уровней
При рассмотрении зависимостей спроса и предложения товара от его цены на рынке, изображаемых, как правило, на двухмерном графике (рис. 1.1.3), видно, что цена равновесия спроса и предложения определяет наличие двух зон, называемых в литературе «рынком продавца» и «рынком покупателя», расположенных соответственно выше и ниже цены равновесия.
На «рынке продавца», т.е. в том случае, когда предложение превышает спрос, изготовитель (продавец) стремится в реальных условиях не столько снизить цену, сколько повысить качественный уровень (проектно-технический и др.) и конкурентоспособность товара в целом. В зоне «рынка покупателя» изготовитель (продавец) практически не стремится к повышению воздействия этих дополнительных факторов, способствующих наряду с ценой увеличению объемов спроса на рынке, т.е. при превышении спроса над предложением изготовитель (продавец) к указанным факторам сравнительно безразличен.
Кривые спроса и предложения товара в зависимости от цены при изменении любого из качественных уровней, У ПО и конкурентоспособности товара в целом (без учета цены) смещаются вправо или влево. При этом возможны два варианта:
1) при повышении любого из качественных уровней, УТТО и конкурентоспособности товара в целом кривые спроса и предложения сдвигаются соответственно вправо (для спроса) или влево (для предложения);
2) при понижении любого из качественных уровней товара, УТТО и конкурентоспособности товара в целом кривые спроса и предложения сдвигаются соответственно влево (для спроса) или вправо (для предложения).
Смещение кривых спроса и предложения соответственно вправо или влево очевидно, так как, например, при более высоком качестве и всех прочих равных условиях спрос на товар больше, и наоборот. Вместе с тем общеизвестно, что за более высокое качество потребитель больше платит (что обусловливается, как правило, увеличением затрат у изготовителя), и наоборот. Все это также вызывает смещение кривых спроса и предложения с учетом качества товара.
В зависимости от цены товара на рынке необходимо изучать и определять спрос и предложение каждого качественного уровня в зависимости от цены или других его параметров. Рассмотрим это на примере спроса и предложения уровня качества изготовления в зависимости от цены товара на рынке.
Элементарные исследования и наблюдения, а также простые логические заключения показывают, что спрос уровня качества изготовления товара можно представить в виде кривой, имеющей прямую зависимость от его цены, а предложение - в виде кривой с обратной зависимостью от цены товара (рис. 1.1.4). При изменении каждого из условий (одинаковый проектно-технический уровень, эксплуатаци-
онный уровень, УТТО, а также постоянный объем спроса и предложения товара) кривые спроса и предложения (не изменяя своего характера в целом) смещаются вправо или влево.
Цена
Предложение
Спрос
«Рынок покупателя»
| Кривая спроса при повышении других качественных уровней УТТО и конкурентоспособности товара в целом смещается влево а при понижении — вправо |
Зона относительного безразличия изгатовителя:|«родавца) к повышению других качественных уровней. УТТО ■/* и конкурентоспособности iTOeapa в цело*»
| Кривая предложения при повышен! других качественных уровней; УТТи конкурентоспособности товара в целом смещается вправо а при понижении — влево |
«Рынок продавца» Зона стремления изготовителя (продавца) к повышению других качественных уровней, УТТО и конкурентоспособности товара в цепом
| Спрос |
Предложение
еР*. Технический уровень качества
изготовления товара
Рис. 1.1.4. Спрос и предложение технического уровня качества товара
в зависимости от его цены и характер влияния на них других
качественных уровней (при неизменности сложившихся объемов спроса
и предложения товара)
При построении кривых спроса и предложения проектно-технического, эксплуатационно-технического уровня, УТТО и других качественных уровней более высокого уровня интеграции, например технико-товарного уровня качества товара, в зависимости от его цены следует иметь в виду, что характер этих кривых аналогичен кривым и зависимостям спроса и предложения уровня качества изготовления. Влияние на них других качественных уровней также идентично. т.е. чем больше на рынке иена на товар, тем больший спрос на
более высокий его качественный уровень (при всех прочих равных условиях), а для предложения — наоборот.
Все перечисленные связи аргументов и функций можно назвать закономерностями спроса и предложения качества товара (проектно-технического уровня, уровня качества изготовления и др.) в зависимости от его цены на рынке, так как под закономерностью понимается категория, которая устанавливает наиболее общие, существенные и важные необходимые зависимости и связи в управленческих отношениях между изучаемыми явлениями. Это своего рода первоначальные формулировки возможных законов.
Представляют большой научный интерес зависимости спроса и предложения товара непосредственно от его качественных уровней (проектно-технического, качества изготовления, товарооборота и др., в том числе УТТО). Характер этих зависимостей таков, что на спрос и предложение товара влияет величина любого из качественных уровней товара, т.е. чем выше уровень качества (например, технико-экономический), тем больше спрос на товар при одной и той же цене.
В зоне, где спрос превышает предложение, изготовитель (продавец) практически безразличен к повышению качественных уровней и УТТО, а также других составляющих конкурентоспособности и всегда стремится к повышению цены товара, в противоположной зоне — соответственно наоборот. Изменение цены повлечет смещение кривых спроса товара при повышении или понижении цены соответственно влево или вправо. Таким образом, при одном и том же уровне качества (К), но разных ценах имеет место различный объем спроса, то же относится к кривым предложения, но при повышении или понижении цены они сдвигаются соответственно вправо или влево.
Очевидно, что на УТТО товара влияют такие его качественные уровни, как проектно-технический уровень, уровень качества изготовления и др. Характер их зависимости таков, что спрос на УТТО, например от проектно-технического уровня (К), получает обратную зависимость (чем меньше К, тем больше спрос на УТТО при неизменных ценах на товар и других его параметрах), а предложение — прямую зависимость.
Более обобщенными показателями по сравнению с ценой, проект-но-техническим уровнем и другими являются технико-экономический и технико-товарный уровни качества продукции, поэтому они более объективно определяют объем спроса и предложения товара на рынке.
Представление спроса и предложения как функции одного из аргументов (цены или качества) означает использование только одностороннего подхода, хотя точнее определять их объемы в зависимости от нескольких факторов одновременно. Поэтому более целесообразно отображать спрос и предложение в трехмерном пространстве как функции цены
и качества товара, где координатными осями являются, помимо спроса и предложения, цена и. например, технико-товарный уровень качества.
Спрос и предложение можно представить не только как функцию двух аргументов, но и большего их числа, например:
#c„poc =<*) +в|И«|,ос +<*:ТУСЧН1С + я,УТТОспро,; (1.1.3)
Я„рсап = ^ + *.U„p„, + ^TV^K + ^УТТО,,^. (1.1.4)
Применительно к представленным здесь закономерностям следует заметить, что все они получены при условии эластичности спроса и предложения и зависят от цены и качества. Изучение спроса и предложения на основе зависимостей уровня качества и конкурентоспособности товара, включающих кроме цены множество других факторов, влияющих на решение потребителей и изготовителей (продавцов), представляется более объективным. Совокупность знаний характера и формирования зависимостей спроса и предложения товаров, а также факторов, влияющих на них. позволит повысить эффективность их. использования не только в качестве инструмента анализа, но и как средства количественного описания. Достижение максимальной величины прибыли и результативности требует создания продукции с оптимальным уровнем качества. При этом критерий оптимальности должен обеспечивать единство интересов и изготовителей (продавцов), и потребителей. В условиях рынка таким критерием может быть максимум прибыли или экономического эффекта. В целом оптимальный уровень качества определяется оптимальными показателями качества, которые обусловливают достижение максимума результата по избранному критерию. Содержание термина «оптимальный уровень качества» должно не только выражать экономически оптимальную степень соответствия продукции или услуги конкретной потребности, но и учитывать спрос на них Указанное определяет неотделимость оптимапьного уровня качества от оптимального количества продукции и услуг, предлагаемых на рынке.
1, 2. Теория и практика отечественного и зарубежного управления качеством
1.2.1, Теория и практика отечественного управления качеством в условиях централизованной плановой экономики
Системы бездефектного изготовления продукции и качество гру до
В России внимание к качеству уделялось еше с давних пор. Так, Петр 1ешеЧ января 1723 г. издал Указ, связанный с поставкой в армию оружия ненадлежашего уровня качества
Развитие производства и увеличение объемов выпуска продукции на предприятиях обусловили необходимость создания специализированных органов надзора и контроля за качеством Такие органы ъ виде отделов технического контроля <ОТК> в конце 20-х it. XX в. стали сначала формироваться на военных заводах. В дальнейшем коллективы предприятий и организаций активно проводили широкий поиск рациональных путей организации систематической и планомерной работы в области качества, было проявлено много полезных инициатив. Принципы большинства из них получили признание, одобрение и широкое распространение.
Наиболее известные (начинаяи 1955 тЛметоды п^и.^~..^,,. обеспечения качества, получившие во многих литературных кс"С^.^.ах название систем:
• саратовская система бездефектного у.т.ылгли»?.::?:с:т::у.»
(БИП):
•юрьковская системаКАНАРС ПН (качество. надежность, pecv?. с первыхизлелий):
• рыбинская система научной организации трч да. производства у, управления <НОТПУ.;
• ярославская система научной организацииракл у,уъ,::ушиую моторесурса (НОРМ);
• льаовская система бездефектного труда (СБТ..
Все эти системы обладали рябим конструктивных ноеаиии и достоинств. которые положительно воздействовали на качество труда. выпускаемой продукции и услуг. Среди них можно выделить следующие особенное™ и.
1. Каждая система представляла собой комплекс взаимосвязанных мер организационного, технического, экономического, социального и правового характера, направленных на достижение vtr.v обеспечения и повышения качества труда, продукции и •:. n;
2. Введение ь практику руководства периодически •:^.ъ::^^:- «дней качеств-, которые оказались действенной формой у у—ууулу оперативным методом управления качеством.
3. сЪс-ье;:ек;«^r^t-ын^к оценки и^-естьа -v;- у> я-.■:■-. работу"", у или подразделений на основе кекктхт^:, -к-.-е-,1.лрси.-:-:-: сдачи продукции ОТК с первого у-л^ъгх-уу Л, i:v-^.. фиаиент качества труда (А) и т.п.). 1 ак. показатели П и А' и< -и: ::■&-X.vatwz:ю следующим формулам:
П = \(А- Б):А] • 100. <r, (1.2.I)
где Л - обшее количество продукции, предъявленной ОТК исполнителем, L - количество продукции, не принятой ОТК с первого предъявления:
Nn:), (1.2.2)
где Ан - коэффициент качества труда за определенный период, принятый за исходный; А, -норматив снижения исходного коэффициента качества труда для /-го показателя; N, • - количество случаев невыполнения за определенный период установленного /-го показателя качества; п - количество показателей, характеризующих качество труда, по которым предусматривается снижение исходного коэффициента качества; *„ - норматив повышения (поощрения) качества
труда для /-го показателя; N„ - количество случаев достижения и
перевыполнения за определенный период установленногоу-ro показателя качества; т - количество показателей, по которым предусматривается увеличение исходного коэффициента качества (поощрение) за достижения и улучшение качества труда.
4. Внедрение высокоразвитого самоконтроля результатов груда
непосредственно исполнителями и повышение их ответственности за
качество.
5. Выполнение работ по совершенствованию изделий и повыше
нию уровня их эксплуатации с участием разработчиков, изготовите
лей и эксплуатационников на основе научной организации труда.
Возможности и конструктивные принципы многих систем были столь очевидны, что некоторые из них нашли широкое распространение не только на отечественных предприятиях, но и в других странах, например система БИП была применена в США (как система «нуль дефектов»), Германии (как система «все без дефектов»), Франции, Японии, Чехословакии, Болгарии и др. Однако все эти системы, включая СБТ, обладали рядом существенных недостатков, в том числе: ограниченной областью применения по стадиям жизненного цикла продукции, по комплексу охватываемых функций и мероприятий (например, по маркетингу); неприспособленностью функционирования в составе АСУП и т.п., а самое существенное - отсутствовал комплексный подход к решению проблемы качества и недостаточное использование в виде средства управления качеством стандартизации. Необходимо отметить, что практически все указанные системы в качестве объекта управления больше предусматривают качество труда, а не качество продукции и услуг. Поэтому полное решение проблемы качества возможно только при использовании системного подхода, создании и широком внедрении на единых соответствующих современным условиям принципах системного управления качеством.
Комплексные системы управления качеством
В начале 1970-х гг. Госстандарт СССР в сотрудничестве с организациями различных министерств и ведомств активно проводил рабо-
ту по изучению и выявлению общих принципов и методологии управления качеством. В результате решение проблемы качества было найдено в использовании системного подхода и создании на его основе комплексной системы управления качеством (КС УК). Это должно было обеспечить преемственность используемых на предприятиях и в организациях различного предназначения систем, в частности БИП, КАНАРСПИ, НОТПУ. НОРМ, СБТ и других, и дальнейшее их развитие, а также относительно более полное применение новых принципов управления. Масштаб решаемых задач потребовал в тот период единой организации и централизованного научно-методического руководства разработкой и внедрением КС УК, обеспечивающего общую во всех отраслях экономики политику в области качества.
Разработка и внедрение комплексных систем стали осуществляться на основе круга знаний об управлении качеством и передового опыта промышленности, которые были накоплены на начальном этапе использования системного подхода. Все это позволило выработать единые организационно-методические положения создания КС УК. Элементы комплексных систем стали рассматриваться как системы (подсистемы) более низкого порядка, а каждая система в свою очередь -как отдельный мемент более высокого порядка. Было определено, что система управления качеством должна иметь конкретное назначение и соответственно содержать целевую функцию, задающую характер взаимодействия всех ее элементов.
Важным и принципиальным исходным положением стало то, что управление качеством - неотъемлемая часть управления производством, т.е. при системном подходе подсистема управления качеством входит в систему управления всем производством. Кроме того, непе-реоценимое значение в создании комплексных систем и развитии системного подхода в управлении качеством имело использование организационного проектирования. В процессе разработки проектов системы при соблюдении всех правил проектирования появлялась возможность реализовывать действительно комплексное управление качеством и увязать все стороны деятельности предприятия в области качества. Особую роль при этом должен играть один из важнейших документов проекта системы - комплексный план повышения качества продукции (в дальнейшем было рекомендовано разрабатывать программы «Качество»).
Проектирование и внедрение КС УК были развернуты практически во всех отраслях народного хозяйства. Предприятия, работавшие в полном соответствии с выработанными наукой и практикой рекомендациями, добивались, как правило, высоких показателей в деле повышения и обеспечения качества. В результате функционирования систем управления качеством увеличивался выпуск продукции высшей категории качества и соответственно уменьшался выпуск продукции первой категории; снижались объемы брака и количество рекламаций и т.п.
В дальнейшем, с развитием работ по системному управлению качеством, на ведущих предприятиях страны стали создаваться комплексные АС УК. Работы по развертыванию таких систем проводились не только в направлении развития автоматизации процессов управления качеством при разработке, производстве и эксплуатации продукции, но и решения задач по управлению качеством в системах автоматизированного проектирования (САПР) и автоматизированных системах управления технологическими процессами (АСУТП). При этом в рамках комплексных АС УК тогда наметилась интеграция автоматизированных систем организационного управления качеством с АСУТП.
Широко и небезуспешно внедрялись и применялись на ряде предприятий различных отраслей народного хозяйства КС УК и АС УК.
В целом весь комплекс проведенных работ по массовому созданию и внедрению систем управления качеством на уровне предприятий можно оценить положительно. Это был существенный шаг в развитии теории и практического применения системного подхода. Однако как действующий порядок создания систем, так и сами системы в процессе их проектирования, внедрения и функционирования имели недостатки.
1. Проявлялось слабое методическое руководство со стороны отраслевых головных и базовых организаций по управлению качеством и стандартизации.
2. На многих предприятиях руководители в вопросах создания и совершенствования систем управления качеством проявляли пассивность, не выделяли для координации деятельности подготовленных инициативных работников, а иногда вообще не создавали штатные подразделения по управлению качеством.
3. Из-за давления вышестоящих руководящих инстанций существовало формальное отношение к организации систем управления качеством.
4. Во многих случаях не проводился достаточно глубокий анализ состояния дел в области качества, что, естественно, приводило к поверхностному подходу при создании и функционировании системы, охвату крайне ограниченного круга функций и задач управления качеством, несоблюдению важнейших принципов управления.
5. Оценка уровня качества продукции и труда в рамках систем управления качеством осуществлялась не всегда объективно (как из-за несовершенства используемых методов, так и по причинам, связанным с недостатками чрезмерно централизованного командно-административного руководства предприятиями).
6. Внимание разработчиков системы сосредоточивалось главным образом на создании достаточно большого количества стандартов предприятия (СТП), что приводило, как правило, к громоздкости
системы. При этом основным критерием функционирования КС УК становился сам факт регистрации системы в органах Госстандарта.
7. Недооценивалась роль учебы по управлению качеством, что вело к непониманию работниками всех проводимых работ в области качества, важности соблюдения и исполнения СТП. К тому же обучение проводилось во многих случаях не на должном уровне.
8. При согласовании нормативно-методической документации (НМД) со всеми многочисленными заинтересованными службами и лицами все ценное и необходимое для обеспечения высокого качества, требующее больших усилий с их стороны, подвергалось выхолащиванию и исключению из этих документов.
9. Не все подразделения предприятий и организаций участвовали в работах по повышению и обеспечению качества продукции.
10. Работу по управлению качеством в рамках системы во многих случаях возглавляли начальники ОТК, а не первые руководители предприятия, что создавало естественные противоречия между руководителями и ОТК в работе «на план» и «на качество» (в большинстве случаев не в пользу последнего).
11. Системы не позволяли оперативно проводить «прослеживае-мость» материалов, деталей, узлов и продукции при выявлении дефектов и отказов.
12. Основополагающие принципы управления качеством на предприятии в реальных условиях нередко предавались забвению и, соответственно, многие из них не реализовывались.
13. Разработчики НТД по стандартизации часто ошибочно выбирали объекты стандартизации.
14. Осуществлялись идеологизация и слабое стимулирование действий при реализации принципов управления качеством.
15. В рамках КС УК недостаточно поощрялось производство высококачественной продукции.
16. Управлением охватывался, как правило, далеко не полный перечень условий и факторов, влияющих на качество.
17. Системы управления качеством слабо взаимоувязывались с другими системами управления.
18. При создании и функционировании систем почти не учитывался человеческий фактор управления качеством.
Кроме того, при комплексном управлении качеством практически не уделялось внимание торгово-техническому обслуживанию и социально-психологическому влиянию свойств продукции на ее спрос, которые в совокупности с техническим уровнем и ценой продукции во многом определяют ее конкурентоспособность. Вместе с тем малая эффективность систем управления качеством не только обусловлена указанными недостатками, но и в значительной мере
связана с низким уровнем материально-технического, технологического и метрологического обеспечения производства.
Особые трудности вызывало материально-техническое снабжение (МТС), что было связано с невозможностью выбирать добросовестного поставщика. Сложившееся положение не позволяло даже реализовывать право проверки у поставщика наличия возможности выпускать им продукцию стабильного уровня качества. Главная причина состоит в том, что весь механизм управления качеством еще не был ориентирован на потребителя, не был направлен на выпуск конкурентоспособной продукции и оказание услуг высокого уровня качества со стабильными показателями. Вместе с тем опыт функционирования систем управления качеством объективно показывает, что именно подобного рода системы являются тем инструментом, с помощью которого можно создать при широком использовании в управлении экономических методов эффективный механизм управления качеством. Очевидно, что организация эффективно действующих систем управления качеством в условиях плановой экономики, централизованного распределения продукции и отсутствия конкуренции на большинстве предприятий практически была не реальна.
Развитие и преобразование комплексных систем управления качеством в многоцелевые системы управления
Наряду с разработкой теории и накоплением опыта системного управления качеством на уровне предприятия в экономике СССР в 1970- 1980-е гг. осуществлялись работы по созданию систем управления качеством более высокого уровня (отраслевые, республиканские и территориальные системы областного, городского и районного уровней управления). Все они методологически и организационно были разработаны для применения в условиях централизованной плановой системы во главе с партийными органами управления и имели те же недостатки, что и системы управления качеством на уровне предприятий, однако проявлялись они более очевидно. Главной причиной этого стало формальное отношение руководящих органов систем такого уровня к результатам их функционирования.
Анализ развития работ по управлению качеством в нашей стране показал, что следует более полно использовать системный подход не только в управлении качеством, но и всей деятельностью предприятия. Это требует развития методологии управления и перерастания систем управления качеством в многоцелевые системы управления предприятием. Такой опыт был накоплен в 1970-1980-е гг. в промышленности СССР. Его обобщение позволило разработать и в экспериментальном порядке апробировать комплекс государственных стандартов управления промышленным предприятием и производственным объединением, регламентирующих построение и функционирование системы управления предприятием и ее подсистем. В соответствии с ними всю систему управления предприятием можно пред-
ставить в виде двух- иди трехмерной модели, в которой среди целевых подсистем четко определено место целевой подсистемы УК (рис. 1.2.1).
АА | Подсист ема общ его линейного управления \< ■-,
+Кг*
Комплексные функциональные подсистемы
12'... 6
i IJJ
Целевые „
*
подсистемы
Обеспечивающие подсистемы
1 2 \ 6
Обозначения:
Целевые подсистемы: \ 1 \ - система менеджмента качества; 2 - управление вы -полнением плана производства и поставок продукции; 3- регулирование затрат и управление ресурсами; 4- управление развитием производства и совершенствованием управления; 5 - управление социальным развитием коллектива; 6 -управление охраной окружающей среды.
Комплексные функциональные подсистемы: 1 - производственного[Пково>кигл (организация основного, обеспечивающею и обслуживаю,него производства: оперативное управление производством); 2- технического руководства (организация работ по стандартизации; управление технической подготовкой производства; управление технологическими процессами; организация метрологического обеспечения; технический контроль и испытания продукции); 3 - экономического руководства (перспективное и текущее технико-экономическое и социальное планирование; организация труда и заработной платы; организация финансовой деятельности; учет и отчетность; экономический анализ): 4- руководства хозяйственными связями (материально-техническое снабжение: сбыт продукции); 5 -руководства капитальным строительством (собственное и подрядное); 6 - руководства кадрами и творческой деятельностью трудового коллектива (организация работы с кадрами; организация творческой деятельности трудового коллектива).
Обеспечивающие подсистемы: I - оснащения техническими средствами и оргтехникой; 2 - делопроизводства; 3 - организации и ведения нормативного хозяйства; 4 - информационного обеспечения управления; 5 - правовою обеспечения; 6- хозяйственного обслуживания.
Общие функции управления в подсистемах системы управления: про гн озиров ание и планирование; организация работ; координация и регулирование: активизация и стимулирование; контроль; учет; анализ.
Примечание. Все системы могут функционировать параллельно, быть аддитивными (частично объединенными) или интегрированными.
Рис. 1.2.1. Двухмерная структурная функционально-






